Приложение 2: Замечания по Концепции.
1. Проект детального планирования.
«Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности» (п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»)(Далее-ТКП-116). В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной деятельности ПДП определяются:
красные линии и линии регулирования застройки;
территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и ком-мунально-бытового обслуживания;
градостроительные требования к застройке территорий;
параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий;
Именно в ПДП осуществляется расчет параметров градостроительного освоения территории, обеспеченности объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность места-ми хранения и стоянки автотранспорта. Однако как говорилось ранее на данную территорию уже имеется ПДП, который утвержден решением Могилевского городского исполнительного комитета №6-5 от 26 февраля 2013 года.
Представленный на общественное обсуждение «проект» предусматривает «точечную застройку» в чистом виде, т.е. строительство объекта без корректировки градостроительной документации детального планирования (ПДП) для данной территории. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по проекту, отсутствует.
Уплотнение существующей застройки жилыми домами фактически означает ре-конструкцию территории (разд. 5 ТКП-116). Согласно п. 5.2.9 ТКП-116 первоочередные мероприятия по комплексной градостроительной реконструкции жилых территорий следует осуществлять, учитывая «наличие резервных мощностей электро-, газо- и водо-снабжения». Имеются ли резервные мощности электро-, газо- и водоснабжения для строительства данного объекта в данном месте?
Возможно ли соблюсти зонирование территории, установленное в ПДП, после за-стройки территории двумя жилыми домами?- Эти дома будут располагается на зонах озелененной территории ограниченного использования, участке школ и дошкольных учреждений, зоне жилой многоквартирной многоэтажной (более 5 этажей) застройки. Следовательно, сохранить зонирование, предусмотренное ПДП, не представляется возможным.
В ПДП указывается обеспеченность детского населения микрорайона местами в д/с, школах и др. исходя из расчетного населения, без учета населения дополнительных двух жилых домов, как она изменится после их постройки?- Количество детей в микрорайоне возрастет, а количество детских садов, школ и их вместимость останется неизменной. Обеспеченность детей микрорайона местами в образовательных заведениях снизится относительно рассчитанной в ПДП.
Согласно ПДП данной территории на месте постройки дополнительных двух жи-лых домов должны располагаться спортивные объекты, как изменится обеспеченность населения микрорайона спортзалами, бассейнами, спортивными площадками?– После постройки еще двух жилых домов места для размещения спортивных сооружений в нашем микрорайоне попросту не останется, бассейн при детском саде исключен в Концепции, следовательно обеспеченность населения микрорайона спортивными сооруже-ниями снизится до нуля.
Как изменится обеспеченность населения микрорайона «Солнечный» медицинской помощью?¬¬¬– Количество населения микрорайона возрастет, значит обеспеченность медицинской помощью снизится относительно рассчитанной в ПДП.
Удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений рассчитывается в ПДП и должен быть не менее 40 % (п. 9.2.1 1 ТКП-116), будет ли выполнятся это требование после по-стройки дополнительных 2-х жилых домов на данной территории?- Данные дома будут располагается на месте зон озелененной территории ограниченного использования со-гласно утвержденного ПДП, соответственно вес озелененных территорий микрорайона явно снизится.
Как изменится обеспеченность местами хранения и стоянки автотранспорта после постройки дополнительных двух жилых домов?– В Концепции отсутствует большая часть стоянок предусмотренная ПДП микрорайона, население микрорайона вырастет значит мест для хранения и стоянки автотранспорта не будет хватать.
Таким образом, необходимо разработать проект корректировки ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
2. Реконструкция территорий функциональных зон.
Согласно п.5.2.2. раздела 5 ТКП-116 Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
Глава 2 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 385 (далее – Основные направлений государственной градостроительной политики) содержит Направление 3 «Комплексное формирование жилой среды, обеспечивающее удовлетворение различных потребностей человека, в том числе в жилье и социальных услугах, достижение высокого уровня благоустройства территорий», задачами которого, в том числе, являются:
своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни;
внедрение разнотипных жилых комплексов, соответствующих жизненному укладу и доходам семей;
применение гибких и экономичных планировочных решений застройки, обеспечивающих комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции.
Таким образом, комплексная реконструкция жилых территорий предполагает не банальное уплотнение сложившейся застройки, а «своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни», «комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции», «приведения застройки жилых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА», «повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг» и т.п.
3. Жилые территории.
Согласно п.6.2.7. раздела 6 ТКП-116 Минимальные расстояния от окон жилых домов следует принимать до площадок, м, для:
— занятий физкультурой (в зависимости— не менее 10;
от шумовых характеристик)
— хозяйственных целей— то же 20;
— выгула собак —40;
— для автостоянки — по таблице 11.5 ТКП-116
Расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, а также до гра¬ниц детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание — не более 50 м.
Согласно п. 17 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов» контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от: окон жилых домов; границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания; физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха населения.
А будут ли выполняться все эти требование для жилых домов №1-5, центра работы с детьми №10 согласно Концепции, их детских и физкультурных площадок (не изображенных на Концепции)?
4. Общественные территории.
4.1 Детские дошкольные учреждения .
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Согласно п.6.2.6 раздела 6 ТКП-116 …Участки учреждений воспитания и образования должны составлять не менее 7 м2/чел.
Согласно п.7.4.4;7.4.5 раздела 7 ТКП-116 вместимость детских дошкольных учреждений следует устанавливать в зависимости от демографической структуры населения, принимая расчётный уровень обеспеченности дошкольными учреждениями детей в возрасте: до 3 лет — 50 %; св. 3 до 6 лет — 85 %. В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м.
В микрорайоне «Солнечный» согласно Концепции предусмотрен один детский сад вместимостью 95 мест. Несмотря на увеличение жилого фонда на 80 квартир, которое приведет к увеличению перспективной численности населения в границах микрорайона по сравнению с рассчитанной в ПДП, вместимость детского сада не увеличена. Бассейн при детском саде, предусмотренный детальным планом, отсутствует на Концепции.
Возникает вопрос: будет ли достаточно имеющихся мощностей существующих детских дошкольных учреждений, расположенных в радиусе 500 м. от границ нашего микрорайона, и планируемого детского дошкольного учреждения на 95 мест в границах микрорайона для 100%-ой обеспеченности проектного населения детскими дошкольными учреждениями с одновременным выполнением вышеуказанных требований п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании и п.6.2.6 раздела 6 ТКП-116?
На земельных участках дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений здравоохранения необходимо предусматривать к зданиям подъезды и про-езды с твердым покрытием, обеспечивающие доступ пожарных машин и подразделений и возможность объезда вокруг здания (Примечание 1 Приложения А к ТКП-116). Предусмотрены ли Концепцией подъезды и проезды к детскому саду микрорайона «Солнечный»?
4.2. Общеобразовательные школы.
Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплат-ными и общедоступными социальными услугами, наполняемости классов в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Концепцией строительство школ в границах микрорайона "Солнечный" не предусматривается. Между тем, наполняемость классов в школах и гимназиях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса Республики Бела-русь об образовании. Согласно п. 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00 (в первую смену).
Согласно п.7.4.4;7.4.5 раздела 7 ТКП-116 вместимость общеобразовательных школ следует определять с учётом охвата детей: 100 % — общеобразовательными учреждениями и 75 % — общего среднего образования. В городских поселениях радиус обслуживания базовых школ — до 800 м.
Увеличение жилого фонда на 80 квартир, приведет к увеличению перспективной численности населения в границах нашего микрорайона по сравнению с рассчитанной в ПДП.
Возникает вопрос: будет ли достаточно резерва мощностей существующих учреждений общего среднего образования, расположенных на расстоянии до 800 м. от гра-ниц нашего микрорайона, для 100%-ой обеспеченности проектного населения общеобразовательными учреждениями с одновременным выполнением вышеуказанных требований п.п. 13 и 14 ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании и п. 102 Сани-тарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования»?
4.3. Поликлиники.
Согласно п. 7.4.7;7.4.8;7.4.11 раздела 7 ТКП-116 Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, находящиеся в государственной собственности, являются основным видом социально-гарантированного обслуживания, обеспечивающим реали-зацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Размещение учреждений здравоохранения в поселениях следует выполнять с учетом значимости учреждений (межселенные общегородские, городских районов, местные), возможности организации специализированных цент¬ров, наличия транспортных связей.
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует определять исходя из числа по¬сещений в смену на 1000 чел., для:
…
— областных центров — 27.
Радиус обслуживания населения учреждениями здравоохранения, размещаемыми в жи¬лой застройке, следует принимать не более, м, для:
— амбулаторно-поликлинических учреждений — 1000.
Жителями микрорайона «Солнечный» был направлен запрос в УЗ «Могилевская центральная поликлиника» о мощность амбулаторно-поликлинических учреждений обслуживающих наш микрорайон (Приложение 2). Согласно полученного ответа взрос-лому населению нашего микрорайона оказывает медицинскую помощь Филиал №5 УЗ «Могилевская поликлиника №8», пр-т. Витебский, 42. Расстояние от нашего микрорайона 2300м. Проектная мощность 350 посещений в смену, утвержденная численность за-крепленного населения 41000 чел. Определяем мощность 350/41=8,5 посещений на 1000 человек, при нормативе 27!
Согласно полученного ответа взрослому населению нашего микрорайона оказывает медицинскую помощь филиал №2 УЗ «Могилевская детская поликлиника», пр-т. Витебский, 8. Расстояние от нашего микрорайона 2000м. Проектная мощность 65 посеще-ний в смену, утвержденная численность закрепленного населения 10800 детей. Определяем мощность 65/10,8=6 посещений на 1000 человек, при нормативе 27!
Ни взрослая, ни детская поликлиники не соответствуют требованиям пункта 7.4.11 ТКП-116 по радиусу обслуживания населения для микрорайона «Солнечный».
Из приведенных выше расчетов очевидно, что уже существующая ситуация с обеспечением нашего микрорайона медицинской помощью КАТАСТРОФИЧНА!!! Только лишь одна реконструкция встроенного помещения по адресу ул. Мовчанского,45 для организации работы кабинета амбулаторного приема для взрослых и детей её явно не решит.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граж-дан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда. (статья 45 Конституции РБ).
Какой чрезвычайной необходимостью может быть обусловлено строительство еще двух многоквартирных жилых домов на данной территории, если с обслуживанием населения уже существующего жилфонда амбулаторно-поликлинические учреждения справится не в состоянии?
Не стоит ли руководству Могилевского горисполкома незамедлительно рассмотреть вопрос строительства амбулаторно-поликлинических учреждений для взрослых и детей вблизи нашего микрорайона?
4.4. Спортзалы, бассейны, спортивные площадки.
Согласно п. 7.4.14 раздела 7 ТКП -116 … в крупных городах для физкультур-но-оздоровительных занятий населения в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,05 до 0,1 га на 1000 жителей и 45 м2 площади пола помещений на 1000 жителей.
Согласно п.14 Постановлению Министерства здравоохранения РБ от 20.08.2015 № 95 на территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйствен-но-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха в соответствии с ТНПА.
При строительстве новых объектов Концепцией не предусмотрено размещение детских игровых площадок, площадок для занятия спортом. Бассейн при детском саде, предусмотренный детальным планом, отсутствует на Концепции. Каким образом будут выполнены требования п. 7.4.14 раздела 7 ТКП -116 и п.14 Постановления Министерства здравоохранения РБ от 20.08.2015 № 95 в нашем микрорайоне?
4.5 Сроки возведения минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры.
Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).
Будут ли выполняться вышеуказанные требования законодательства в отношении строительства минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры на территории в пределах микрорайона «Солнечный»? Ситуация, когда жилые дома возводятся и вводятся в эксплуатацию, а минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры только «планируются» – недопустима.
5. Обеспеченность местами хранения и стоянки автотранспорта.
Согласно п. 11.6.1 ТКП-116: «При проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 125% численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, из расчета одно машино-место на одну квартиру. Распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и авто-мобильными парковками устанавливается в градостроительной документации. Пешеходная доступность автомобильных стоянок принимается по таблице 11.4.
На территориях многоквартирной жилой застройки с плотностью жилищного фонда 7000 кв.м.общ.пл./га и более должны быть предусмотрены только многоуровневые под-земные, встроенные, пристроенные автомобильные стоянки для хранения 100 % чис-ленности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам»
Концепцией предусматривается 672 квартиры в жилых домах микрорайона. Соответственно, из расчета 1,25 м/место на 1 квартиру необходимо предусмотреть размещение 840 м/мест. Концепция предусматривает 388 м/мест.
Для выполнения п. 11.6.1 и п.11.6.6 главы 11 ТКП-116 необходимо выделить как минимум 840 м/мест для размещения на территории микрорайона, с учетом мест для хранения и стоянки автотранспорта. При наличии 388 парковочных мест остается разместить 452 автомобилей на уже существующих стоянках и парковках. Были ли произведены расчеты, где конкретно будут выделены места для хранения такого количества автомобилей? Учитывая, что уже для существующей застройки количество м/мест не хватает, а также, что расстояние должно быть в пределах 800 м для нового строительства (таблица 11.4 ТКП-116). Также необходимо учитывать требования п. 11.6.5 ТКП-116: автомобильные стоянки и автомобильные парковки вместимостью более 300 машино-мест следует размещать вне кварталов, микрорайонов жилой застройки в специально выделяемых, обособленных коммунальных зонах жилых районов, на территориях коммунально-складской и промышленной застройки поселений.
Таким образом, парковки и стоянки, представленные на Концепции, соответствует нормативам только в рамках самой Концепции. В данном случае, при расчете необходимого количества машино-мест необходимо учитывать реальное количество автомобилей не только для новых объектов, но и для уже существующих жилых домов.
6. Обеспеченность ландшафтно-рекреационными территориями.
Согласно таблице 9.1 ТКП-116 потребность в ландшафтно-рекреационных территориях для г. Могилева (Крупные города) составляет 10-11м2 /чел.
Согласно п. 6.2.6 раздела 6 ТКП-116… Участки зеленых насаждений общего пользования для отдыха взрослых, игр детей и занятий спортом должны соответствовать требованиям раздела 9 ТКП-116 и составлять от 6 до 9 м2/чел.
Выполнены ли требования п. 6.2.6 раздела 6 и таблицы 9.1 ТКП-116 для нашего микрорайона?
Между тем, удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 40 % (п. 9.2.1 1 ТКП-116), выполнено ли это требование для нашего микрорайона? Возможно ли выполнить это требование с одновременным выполнением требования по размещению парковок и стоянок нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов?
7. Регулирование микроклимата.
Согласно п. 13.3.6 раздела 13 ТКП-116 не допускается круглогодичное затенение фасадов зданий и территории жилой застройки. Согласно Концепции проектируемый 80-квартирный жилой дом №2 будет круглогодично затенять фасады жилых домов №4,5, а жилой дом №1 фасад дома №3.
Согласно п. 13.3.2 раздела 13 ТКП-116 жилые и общественные здания в застройке необходимо размещать и ориентировать, обеспечивая непрерывную продолжительность инсоляции помещений не менее 2 ч в день в нормируемый период с 22 марта по 22 сен-тября. Размещение и ориентация зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, учреждений здравоохранения, санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха должны обеспечивать непрерывную продолжительность инсоляции 3 ч в нормируемый период.
К Концепции проектировщик не предоставил расчётов по инсоляции. Учитывая расположение жилых домов относительно сторон света, можно сделать вывод о невы-полнении норматива но инсоляции для жильцов нижних этажей домов №3,4,5. Распо-ложение объекта №10 «Центр работы с детьми» заставляет задуматься, «а будет ли там солнечный свет вообще», несмотря на то что норматив для данного объекта самый большой (продолжительность непрерывной инсоляции 3 ч в нормируемый период).
Между тем, согласно ст. 2 Конституции Республики Беларусь «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Конституция Республики Беларусь гарантирует право каждого на охрану здоровья (ст. 45) и на благоприятную окружающую среду (ст. 46). В ст. 22 Конституции Республики Беларусь провозглашен принцип равноправия граждан независимо от ка-ких-либо обстоятельств, в том числе и от места проживания (градостроительные усло-вия). Обеспечение прав граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, а государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции и законах (ст. 21 Конституции).
Законы Республики Беларусь предусматривают гарантии реализации права граждан на благоприятную среду обитания и предупреждение причинения вреда жизни и здоровью (ст. 27 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом бла-гополучии населения»), на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Рес-публике Беларусь»).
Нарушение требований технических нормативно-правовых актов Республики Беларусь при разработке Концепции приведет в дальнейшем к нарушению законов Республики Беларусь «О правах ребёнка», «О здравоохранении», «Об охране окружающей среды», Кодекса Республики Беларусь «О Браке и Семье», ущемит Конституционные права нас и наших детей.
Учитывая вышеизложенное, ТРЕБУЕМ:
1. Не рекомендовать к дальнейшей разработке и реализации представленную на общественное обсуждение Концепцию.
2. Благоустроить испрашиваемый под застройку участок согласно утвержденного детального плана микрорайона «Солнечный» в районе ул. Фатина в г. Могилеве.