Очень полезная для всех статья.
В Год качества, признают специалисты, качество сдаваемого нового жилья не всегда соответствует желаемому, и жалоб касательно построенной квартиры поступает все больше и больше. Как распознать недоделку и что делать, если застройщик не желает признавать наличие дефектов? Могут ли присутствовать во время приемки квартиры третьи лица? Как быть, если квадратных метров не хватает? И на протяжении какого времени можно писать жалобы застройщику?
На тему сдаваемого нового жилья [censored] поговорил с юристами ОО "Правовая защита потребителей" Олегом Медвецким и Еленой Вербицкой. В разговоре эксперты коснулись больных точек приемки нового жилья и того, как отстоять свои права.
О том, как проводится приемка жилья, рассказала юрист Елена Вербицкая:
- Как правило, при приемке жилья составляется комиссия, в которую входит собственник данного жилья, представитель застройщика и представитель ЖЭСа либо товарищества собственников. Данная комиссия принимает квартиру и составляет акт приемки-передачи (в трех экземплярах), где первым пунктом идет состав комиссии, а вторым – имеющиеся дефекты. В эту графу обязаны включить все имеющиеся видимые дефекты, будь то трещины, некачественная штукатурка или неубранные в самом строении кирпичи. Нюансов обычно возникает много. Застройщики обязаны соблюдать требования указа президента №396 "О долевом строительстве многоквартирных жилых домов".
Дефекты застройщик обязан убрать в течение гарантийного срока обслуживания дома.
Как распознать недоделку?
В акте приемки-передачи собственник квартиры может отразить все, что не устраивает его, не соответствует его представлениям о построенной квартире, говорит юрист Олег Медвецкий. В этом же акте можно указать срок устранения недостатков. Оптимальным является срок в 14 дней, но по действующему законодательству он может продлеваться: строительные работы требуют достаточно большого количества времени и рабочей силы.
Дополнительно к акту составляется претензия. Она пишется в свободной форме, не требует никакого официального заверения и направляется организациям, отвечающим за строительство, либо в Товарищество собственников, если такое товарищество создано. В этом случае ТС обязано в интересах своих жильцов выступать перед подрядной организацией, защищая нарушенные права гражданина. Специалисты рекомендуют писать претензию, даже если все дефекты уже указаны в акте приемки-передачи.
Если возник спор – требуй проведения экспертизы
Если при приемке квартиры между собственником и застройщиком возникает спор, владелец квартиры может обратиться к застройщику за тем, чтобы была проведена экспертиза. Существуют специальные экспертные учреждения, которые наделены правом проводить экспертизу. В настоящее время в Минске такие экспертизы проводят порядка 6-8 организаций. Полученное заключение экспертизы – на сегодня единственно верный способ повлиять на застройщика.
По действующему же законодательству вся экспертиза в течение гарантийного срока проводится за счет строительных организаций. Только в случае отказа (необнаружения дефектов) будет платить сам хозяин квартиры. По опыту юристов, в 99 процентах случаев экспертиза подтверждает правоту граждан.
А вот если дефекты скрытые и обнаружить их сразу нельзя, требовать проведения экспертизы можно по прошествии некоторого времени. В принципе, утверждают специалисты, предъявлять претензии можно и по истечении срока гарантии (об этом ниже).
Принимая квартиру, на что обратить внимание в первую очередь?
Больные точки квартиры – туалет, ванная комната, кухня, балкон, лоджия. Проверять в первую очередь нужно стяжку пола, герметичность окон, ровность стен и углов, электропроводку.
Обращаем внимание на:
- видимые стыки труб;
- смотрим, как подведен газ. Если в домах находятся электроплиты, просим строителей, чтоб показали, откуда ведется кабель высокого напряжения для питания электроплиты;
- расположение выключателей;
- качество установки входных и межкомнатных дверей.
Все швы и стыки должны быть заделаны. По опыту экспертов, между стеклопакетами и стеной могут быть миллиметровые зазоры. Даже если с наружной стороны они заделаны, а со внутренней – нет, качество герметичности нарушено.
Гораздо проще обнаружить внешние дефекты именно в квартире без отделки.
Кроме того, на момент начала и окончания строительства может также изменяться метраж квартиры. Когда дом вводится в эксплуатацию, каждая квартира обмеряется соответствующей конторой. В указе президента сказано, что стоимость квадратного метра должна изменяться на момент окончания строительства не более чем на 5%. То есть 3-4 метра – это, как правило, тот минимум, на который квартира может стать больше или меньше. В практике же встречаются изменения до 20, а то и до 30 процентов, рассказывает юрист Олег Медвецкий. "За лишние метры можно спорить", - говорит эксперт. Если платилось за 30 метров, а в конце строительства оказалось всего 25, юристы рекомендовали бы гражданам обращаться с претензией, а затем в суд (если будет необходимость) за взысканием излишне оплаченных 5 метров.
В соответствии с законодательством нашей страны жилые помещения должны строиться в соответствии с проектно-сметной документацией. Хозяин квартиры имеет право потребовать для ознакомления проектно-сметную документацию на строящееся жилое помещение. Если ему откажут, что является нарушением законодательства и договора на строительство, можно подать соответствующую жалобу и истребовать документы.
Подписывать ли акт приемки-передачи, если есть дефекты?
Подписанный акт приемки-передачи – это факт окончания строительства и основание для заселения, а также оформление квартиры на права собственности. По словам юристов, без подписанного акта пользоваться жильем и получить права собственника практически невозможно.
Пока акт не подписан, квартира принадлежит организации. Но и в этом случае хозяин квартиры может писать претензии о всевозможных недоделках. Только по опыту такая процедура "разборок" заберет больше времени. Поэтому эксперты советуют лучше подписать акт, указав обнаруженные дефекты.
Ведь подписанный акт не является стопроцентным согласием, что в дальнейшем хозяин не сможет и не имеет права обращаться с требованием об устранении недостатков, которые при приемке квартиры были скрыты.
Еще как вариант: в акте можно пометить, что "от подписания акта отказываюсь в связи с нарушением…" и указать причины. Если акт не подписан, в тот же день или на следующий нужно написать застройщику официальное письмо, в котором указать, что документ не был подписан в связи с тем, что "были нарушены строительные нормы при возведении жилья".
Можно ли к процедуре акта приемки-передачи квартиры привлекать третьих лиц?
Эксперты говорят, что нужно. Собственник квартиры имеет право привлечь третье лицо к процедуре акта приемки-передачи. Он вправе брать с собой специалиста, юриста, друга, брата. Желательно – заранее поставить в известность застройщика, написав письмо-уведомление с тем, что "ставлю в известность, что вместе со мной принимать участие в приемке-передаче будет …", указав ФИО третьего лица. Пишется письмо-уведомление в свободной форме и не требует никаких заверений.
Если генподрядчик винит субподрядчика…
Как сообщает юрист Олег Медвецкий, претензии хозяин квартиры имеет право писать только в ту организацию, которая непосредственно строила квартиру. Отношения между генподрядчиком и субподрядчиком собственника квартиры касаться не должны. Генподрядчик несет ответственность за действия субподрядчика, о чем четко сказано в законодательстве.
Можно ли предъявлять претензии, когда гарантийный срок истек?
По закону с претензией к застройщику можно обращаться в течение установленного гарантийного срока (как правило, 2 года). Но отстаивать свои права можно и после двух лет, если имеются доказательства, что причина недовольства собственника – производственный брак, нарушение проектно-сметной документации и пр.
Если собственник квартиры уверен, к примеру, в том, что именно дефекты при строительстве - причины сырости, плесени, сквозняка и пр., то он может попытаться отстоять свои права и позже.
В первую очередь нужно вызывать обслуживающую организацию (например, созданное Товарищество собственников направляет своего специалиста либо специалиста от организации, с которой у ТС заключен договор, – столяра, сантехника и пр.), чтобы они составили акт. На основании этого акта можно обращаться к застройщику с претензией.
Но если вина застройщика не будет доказана, оплачивает проведение экспертизы и прочие издержки собственник квартиры.
Более того, по закону, если застройщик квартиры не отреагировал на претензию и дал видимую отписку, хозяева квартир могут самостоятельно напрямую обращаться к экспертам, при этом пригласив застройщика на проведение экспертизы. Если заключение экспертизы подтвердит вину застройщика, последний должен будет оплатить и услуги экспертов.
В случае же, если недоделки устранить невозможно, профессионалы называют это уменьшением покупной цены. Проводится экспертиза, и собственник квартиры имеет право требовать выплаты определенной суммы.
Личный опыт. "Если собираетесь требовать устранения недоделок, запаситесь терпением"
Минчанин Василий на личном опыте убедился, что дефектов при получении новой квартиры не избежать. Накануне с прорабом он "закрывал" последние недоделки.
- Зная ситуацию в целом, могу сказать, что мой опыт, в принципе, положительный. Наш дом был сдан 31 декабря 2009 года. По договору с застройщиком было два месяца на то, чтобы навести порядок, провести коммуникацию, одним словом, сдать городу. Через два месяца должны были быть ключи (1 марта). Фактически же ключи выдали 16 апреля. Еще до прошлых выходных на входе на ночь вешался амбарный замок. Сроки были не выдержаны, и все затянулось. Вместе с ключами отдали акты и попросили буквально через два дня их заполнить и вернуть. Хотя еще не были включены ни электричество, ни вода.
По вопросу дефектов Василий общался с представителями субподрядчика – теми, кто непосредственно занимался недоделками.
- Обнаруженные недоделки я указал в документе, что выдал субподрядчик, который непосредственно занимался устранением недоделок. К нему я приложил план квартиры, в котором обозначил места недоделок. У меня было достаточно много претензий. Я их оформил. Но приходилось почти каждый день приходить и буквально "пинать" их, чтоб это не пошло на самотек. Потому что как только я не пришел день-другой, прихожу на третий – ничего не сделано. Иду снова к прорабу и говорю…
По недоделкам у нас достаточно много было претензий по штукатурным работам. Менялись окна. Они менялись, в принципе, у многих людей, так как были и разбиты, и просто сильно исцарапаны. Некоторые люди, если окна поцарапаны, думали что "так і трэба".
Совет мой таков: лучше брать с собой либо знакомого, либо нанимать специалиста за деньги – или прораба, или строителя, – чтобы оценил недостатки при приемке квартиры. Например, исправление тех недостатков, что были у нас, стоило бы дорого. И не все я бы сам увидел.
Что касается сроков устранения дефектов, Василий говорит:
- "В разумные сроки", как у нас в договоре сформулировано, заказчик должен был недоделки устранить. Устранение их заняло в нашем случае, грубо говоря, месяц. А в целом, все зависит от застройщика, от дома, от того, кто ведет устранение недоделок, добросовестно ли относится прораб или нет, есть ли ресурсы и пр.
Я доволен тем, что без большой нервотрепки с двумя прорабами, которые были ответственны за устранение недоделок, удалось довести штукатурку до более приличного вида. Более того, в двух местах мне поменяли окна там, где я даже не просил. Я не шел на конфликты, у нас, в принципе, не поджимало время, но знаю, что некоторые решали более кардинальными методами.
Если собираетесь требовать устранения недостатков, должны понимать, что этот процесс может затянуться. В моем случае, я считаю, это того стоило, потому что почти все устранили. Хотя знаю: многие плюнули на все, взяли ключи и решили делать ремонт за свой счет, исходя из того, что будет устраняться долго и все равно качественно не сделают.
Если позволяет время, Василий советует ждать и быть настойчивыми по отношению к тем, кто ответственен за устранение недоделок.
Кстати
С апреля этого года в Мингорисполкоме открыли горячую линию по вопросам сданного в эксплуатацию жилья. Горячая телефонная линия принимает устные обращения граждан по вопросам устранения строительных недостатков в жилых помещениях во введенных в эксплуатацию жилых домах начиная с 4 квартала 2009 года. Данные о недостатках передаются заказчикам.
Тел. 017 227 51 28
Звонки принимают с понедельника по четверг с 14.00 до 17.00
Поступают в письменном виде (как от физических, так и от юридических лиц) просьбы, жалобы, разъяснения, касаемые нового жилья, и в Главное управление строительства Министерства архитектуры Беларуси. Письма приходят различного характера, рассказали [censored] в министерстве. Часто обращаются за разъяснениями после выхода какого-либо нормативного акта. А в соответствии с недавним поручением правительства жалобами на некачественное сдаваемое жилье занимаются соответствующие органы на местах.
Кроме того, сайт Мингорисполкома приводит названия недобросовестных строительных организаций. Их перечень будет полезен тем, кто планирует строить в ближайшее время собственное жилье.
Добавлено спустя 16 минут 46 секунд
kazuliya:
Я тоже полностью согласна с 1807. Ну да ладно, я уже все забыла. И кстати я не домохозяйка. ))))))))
Будет ли у нас ЖСПК и председатель? Который решает важнейшие вопросы по благоустройству дома? Как на начальной стадии так и в дальнейшем.
Товарищество собственников:
"...Товариществом собственников признается объединение собственников жилых и (или) нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных настоящим Законом и его уставом. Товарищество собственников создается и действует в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и своим уставом..."
Извлечение из документа:
Закон Республики Беларусь от 08.01.1998 N 135-З
(ред. от 09.11.2009)
"О совместном домовладении"
Жилищно-строительный кооператив:
"...Жилищно-строительный кооператив - организация граждан-застройщиков, создаваемая в целях строительства жилого дома (домов) и последующей эксплуатации и управления им (ими). Жилищно-строительные кооперативы могут приобретать недостроенные здания, а также здания, подлежащие капитальному ремонту или реконструкции, достраивать их, осуществлять ремонт и последующую эксплуатацию..."
Извлечение из документа:
Кодекс Республики Беларусь от 22.03.1999 N 248-З
"Жилищный кодекс Республики Беларусь"
"...жилищно-строительный кооператив (далее - ЖСК) - организация застройщиков, создаваемая в целях строительства многоквартирных жилых домов либо приобретения недостроенных зданий, а также зданий, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, последующей их эксплуатации и управления этим домом (домами);..."
Извлечение из документа:
Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14.11.2008 N 425
"Об утверждении Инструкции по организации и проведению государственного статистического наблюдения за ценами (тарифами) на услуги жилищно-коммунального хозяйства"
Товарищество собственников: порядок создания
Общие положения
Вопросы содержания и эксплуатации жилого фонда являются важными не только для государства, но и для рядовых граждан — собственников квартир в многоквартирных жилых домах. Для более эффективного и рационального решения подобных вопросов законодательство Республики Беларусь предусматривает такой правовой инструмент, как товарищество собственников (ТС).
Товарищество собственников представляет собой некоммерческую организацию, через которую можно осуществлять управление недвижимым имуществом совместного домовладения.
Совместное домовладение — это правоотношения собственников недвижимого имущества, включающего земельный участок и расположенные на нем здание (здания) и (или) иные объекты недвижимости, отдельные части которого находятся в государственной и (или) частной форме собственности двух и более собственников, а остальные части являются общей долевой собственностью (абзац второй ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.1998 N 135-З «О совместном домовладении» <1> (далее — Закон «О совместном домовладении»)).
Совместное домовладение возникает с момента возникновения права собственности на жилые и (или) нежилые помещения в здании у двух и более собственников (часть первая ст. 6 Закона «О совместном домовладении»).
Порядок создания и деятельности товарищества собственников регулируется гл. 4 Закона «О совместном домовладении» (ст. 20 — 29).
Товариществом собственников признается объединение собственников жилых и (или) нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных Законом «О совместном домовладении» и уставом ТС.
Поскольку ТС является некоммерческой организацией, то оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и ее распределение между своими участниками (части первая, вторая ст. 20 Закона «О совместном домовладении»).
Способ управления многоквартирным жилым домом через ТС имеет ряд преимуществ:
- через ТС все заинтересованные собственники квартир жилого дома могут участвовать в принятии решений по вопросам управления общим имуществом <2> в многоквартирном доме <3>;
- ТС отвечает перед собственниками квартир за надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества (абзац третий ст. 24 Закона «О совместном домовладении»);
- платежи собственников квартир поступают на счет ТС, имеют строго целевое назначение, расходуются на нужды конкретного жилого дома; расходование средств со счета ТС контролируется непосредственно его участниками <4>;
- для ТС налог на недвижимость устанавливается по льготной ставке в размере 0,1% (абзац третий части первой ст. 188 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) <5> (далее — НК)).
- ТС контролирует исполнение договорных обязательств с исполнителями.
———————————
<2> Общее имущество — обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества: межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри жилых и (или) нежилых помещений, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания, и право землепользования (абзац третий ст. 1 Закона «О совместном домовладении»).
<3> Члены ТС имеют право участвовать в деятельности товарищества в порядке, определяемом уставом и договором о создании товарищества собственников; избирать и быть избранными в органы управления и контрольные органы товарищества (подп. 2.3.1, 2.3.2 Типового устава товарищества собственников, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.1998 N 569 «Об утверждении Типового устава товарищества собственников, Типового договора о совместном домовладении» (далее — Типовой устав)).
<4> Члены ТС имеют право получать информацию о деятельности товарищества и его правления, знакомиться с данными бухгалтерского учета, отчетности и другой документацией (подп. 2.3.4 Типового устава).
Порядок создания ТС
В отношении вновь строящегося, реконструируемого или капитально ремонтируемого недвижимого имущества решение о создании ТС может быть принято застройщиком до момента возникновения совместного домовладения.
В остальных случаях решение об управлении недвижимым имуществом при возникновении совместного домовладения при помощи ТС должно быть принято в течение шести месяцев с момента появления в данном домовладении двух и более собственников.
До момента реализации собственниками своего права на создание ТС управление недвижимым имуществом осуществляет лицо, уполномоченное соответствующим исполнительным или распорядительным органом в соответствии с Положением об уполномоченном лице по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2005 N 342 «Об утверждении положений об уполномоченном лице по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения и о конкурсе на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда» (ст. 16 Закона «О совместном домовладении»).
Этапы создания ТС:
1. Сбор инициативной группы.
2. Определение количества голосов каждого собственника пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество совместного домовладения. Необходимо учитывать, что в случае единогласного решения всех собственников совместного домовладения каждый член товарищества собственников на общем собрании может иметь один голос (подп. 4.3 Типового устава).
3. Согласование наименования ТС
4. Определение предполагаемого местонахождения ТС (юридического адреса). Местонахождение ТС может быть только в нежилом помещении, поскольку согласно части первой и второй ст. 8 Жилищного кодекса Республики Беларусь жилые помещения предназначаются только для проживания граждан. Использование не по назначению пригодных для проживания жилых помещений не допускается.
5. Подготовка устава ТС. Устав является единственным учредительным документом ТС (часть первая ст. 21 Закона «О совместном домовладении»). Нормы, содержащиеся в Типовом уставе, обязательны для учредителей ТС.
6. Подготовка повестки дня (перечень примерных вопросов: об избрании председателя и секретаря общего собрания, об утверждении состава счетной комиссии, о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения, о создании ТС, об утверждении устава ТС, о государственной регистрации ТС).
7. Письменное уведомление о созыве общего собрания с указанием места и времени его проведения, повестки дня и инициатора собрания. Уведомление направляется инициатором каждому собственнику заказным письмом или вручается под расписку. Уведомление должно быть направлено не позднее чем за 20 дней до даты проведения общего собрания.
Инициатором созыва общего собрания могут выступать: собственник недвижимого имущества, застройщик, организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится недвижимое имущество, орган местного управления и самоуправления, иное заинтересованное физическое и (или) юридическое лицо (части первая, вторая ст. 17 Закона «О совместном домовладении»).
Общее собрание собственников считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей собственников (или их представителей), обладающих более чем двумя третями голосов от общего числа голосов всех собственников.
В случае отсутствия кворума инициатор назначает новую дату проведения общего собрания. Это собрание может быть созвано в срок не ранее 48 часов и не позднее 30 дней с момента несостоявшегося собрания. Повторное собрание считается правомочным, если на нем присутствует более двух собственников, обладающих не менее чем одной четвертой голосов от общего числа голосов всех собственников.
Необходимо отметить, что согласно законодательству на общем собрании обязательно должен обсуждаться вопрос о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения: непосредственное управление или управление через ТС.
Непосредственное управление недвижимым имуществом совместного домовладения осуществляется собственниками в случаях, когда недвижимость включает в себя не более пяти единиц жилых и (или) нежилых помещений, принадлежащих различным собственникам.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на собрании собственников или их представителей. Если собственник не может лично принять участие в общем собрании, он вправе проголосовать до проведения общего собрания по вопросу о выборе способа управления путем подачи инициатору собрания заявления в письменной форме, отражающего мнение собственника по указанному вопросу.
Способ управления недвижимым имуществом совместного домовладения может быть изменен в любое время по решению собственников в порядке, установленном ст. 17 Закона «О совместном домовладении» (часть пятая ст. 15 Закона «О совместном домовладении»).
Решение о выборе способа управления недвижимым имуществом совместного домовладения, принятое с соблюдением вышеуказанных требований, является обязательным для всех собственников, в том числе и для тех, которые не приняли участия в голосовании либо голосовали против.
В общем собрании ТС с правом совещательного голоса могут участвовать лица, занимающие жилые и (или) нежилые помещения совместного домовладения по договору найма или аренды и не имеющие на них права собственности (наниматели и арендаторы).
При создании ТС в совместном домовладении, более 50 процентов площади жилых и (или) нежилых помещений которого находится в государственной собственности, наниматели и арендаторы указанных помещений вправе направить своего представителя в состав правления ТС с правом решающего голоса.
Представитель нанимателей и арендаторов избирается простым большинством голосов нанимателей и арендаторов на общем собрании, которое проводится в соответствии с процедурой, установленной частью третьей ст. 17 Закона «О совместном домовладении». При этом голоса распределяются между нанимателями и арендаторами соответственно площади занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений. Полномочия представителя удостоверяются собственником занимаемых нанимателями и арендаторами жилых и (или) нежилых помещений (ст. 18 Закона «О совместном домовладении»).
8. Проведение общего собрания и оформление его результатов (принятие решения о создании ТС, подсчет голосов, оформление протокола общего собрания и т.п.).
9. Государственная регистрация ТС.
Создание двух и более товариществ собственников по управлению недвижимым имуществом одного совместного домовладения не допускается. В случае, если отдельная часть здания имеет изолированный вход и может быть без нарушения целостности других частей этого здания надстроена, реконструирована, перестроена либо снесена, допускается создание ТС для управления этой частью здания.
Допускается создание одного ТС на базе нескольких объектов недвижимого имущества (например, на базе нескольких жилых многоквартирных домов с общей дворовой территорией).
ТС должно состоять из двух и более членов.
В случае создания ТС во вновь строящемся, реконструируемом или капитально ремонтируемом здании оно может быть создано одним лицом — застройщиком (ст. 20 Закона «О совместном домовладении»).
В соответствии с п. 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» для государственной регистрации ТС представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации некоммерческой организации. В п. 5 «Цели и предмет деятельности» формы заявления указывается «совместное домовладение»;
- устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для учредителей ТС, являющихся иностранными физическими лицами;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (согласно подп. 1.2 п. 1 приложения 22 к НК ставка государственной пошлины за регистрацию ТС составляет 0,5 базовой величины).
Истребование иных документов для государственной регистрации ТС запрещается
10. Прохождение пострегистрационных процедур (изготовление печати, открытие банковского счета, постановка на учет в налоговом органе, постановка на учет в территориальных органах государственной статистики, органах ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах»).
Председатель правления ТС
Кандидатура председателя правления ТС в обязательном порядке должна быть согласована с местными исполнительными и распорядительными органами (абзац четвертый подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 N 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» <9> (далее — Указ N 583)).
Правление товарищества собственников или организации застройщиков представляет предложения по кандидатуре председателя в местный исполнительный и распорядительный орган, который не позднее 10 рабочих дней в порядке, определенном этим органом, согласовывает представленную кандидатуру (отказывает в согласовании).
Отказ в согласовании кандидатуры на должность председателя правления может быть обжалован этим лицом (членами товарищества собственников) в вышестоящие местные исполнительные и распорядительные органы и (или) в суд.
Председателем правления может быть избрано лицо, имеющее среднее специальное или высшее техническое, экономическое или юридическое образование и прошедшее специальное обучение по вопросам управления общим имуществом многоквартирных жилых домов.
В исключительных случаях председателем правления может быть избрано лицо, не имеющее вышеуказанного образования, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков, наличия опыта работы в сфере управления общим имуществом многоквартирных жилых домов (подпункт 1.7 п. 1 Указа N 53.
Председатель правления обязан не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию в установленном порядке (абзац шестой подп. 1.6 п. 1 Указа N 53.