Def:
Ни в коем случае нельзя забывать. Надо пойти и отомстить. А все остальное время провести жалеючи своих загубленых продкау.
Да ладно Вам, камрад, потешаться над политически ангажированными. Весь мир всё равно знает, что ситуация в Тринадцатилетней войне была с точностию до наоборот.
Славный московский царь Алексей Михайлович особо наказывал:
«А ратным людям приказали б есте накрепко, чтоб они белорусцов крестьянские веры...и их жон, и детей не побивали и в полон не имали, и никакова дурна над ними не делали, и животов их не грабили»
«…и вы о тех белорусцев нашим государевым жалованьем обнадежили и велели их приводить к вере, что им быть под нашею... рукою навеки неотступно, и нам служить, над польскими и над литовскими людьми промышляли, с нашими ратными людьми сопча за один»
«А как нынешних ратных людей с нынешние службы отпустите и в город пошлете, и вы б нашим ратным и пешим людем сказали и наказ учинили крепкой по смертною казнию, чтоб они, идучи дорогою Курляндские земли и Диноборгского уезду оне не воевали и задору с ними никаких не делали, также от полоцкого, витебского, дисенского и иных уездах, которые под нашею государскою рукою, учинились оберегать, чтоб тех городов уездным всяким людем от ратных людей обид и утеснения никакова не было»
Немудрено, что население будущей Белоруссии мгновенно стало переходить на сторону Москвы:
«добили челом и город здали» без сопротивления — такие сообщения приходят из Белой, Дорогобужа, Полоцка, Копыси, Невля, Дисны, Друи и многих иных городов.
Польско-литовская администрация растерянно рапортовала:
«здешние города угрожают явно возмущением, а другие наперерыв сдаются на имя царское...»
«Мужики молят бога, чтобы пришла Москва»,
«Мужики нам враждебны, везде на царское имя сдаются и делают больше вреда, чем Москва; это зло будет и дальше распространяться; надобно опасаться чего-нибудь вроде козацкой войны»
«Неприятель (русские) этот здесь, в этих краях, берет большой перевес. Куда бы ни пришел он, везде собираются к нему мужики толпами, и уже, как мне известно, десять уездов, где собиралось наиболее податей, обращено в ничто…»
«бунтуются... и тешатся все из тое войны и говорят, что селяне заодно с Москвою»
Подобные настроения были характерны не только для низов ВКЛ, чего естественно было бы ожидать, но и даже для шляхты. Так, после взятия Смоленска местная шляхта, коей было предложено свободно покинуть город или остаться, в большинстве своём предпочла остаться под «государевой рукою». В «Крестоприводной книге шляхты» каждый интересующийся может найти 2058 имен должностных лиц и шляхты восточных и западных поветов ВКЛ, целовавших крест и приносивших присягу на верность царю Московскому.
Большие потери населения ВКЛ, к сожалению, действительно имевшие место быть, объясняются не рукою Москвы, но суровыми реалиями того времени:
—чумой 1654-1655 гг (к слову, и в Московской Руси тот мор погубил до 800 тыс. человек, — к счастью, не нашлось в России историков настолько низких, чтобы "объяснять" это кознями поляков или литвинов),
—голодом:
«Господь Бог допустил в воеводстве Минском, в различных местах и в моем доме огромное количество полевых мышей, так что хлеб, сначала на полях, а потом в копнах, амбарах и гумнах, ужасно портили. За сим попущением Божиим, тотчас наступил голод, который продолжался до уборки хлеба 1657 года, люди ели кошек, собак, всякую падаль, напоследок резали людей и тела их ели, не давали покоя в гробе человеческим трупам; это все я, ничтожный человек, видел собственными глазами»
—и террором польско-литовских солдат против местного населения:
«А к Дисне...и в Полоцкий уезд литовские люди приходят беспрестанно, и Полоцкой и Дисенской уезды воюют, хлебные запасы и сена возят, и крестьян мучают, и жгут, и в полон емлют, и деревни разоряют»
Подлостью выглядит то, что "подобранные" родоначальником "москалегеноцидной" версии — Г. Сагановичем — свидетельства («многих жен имали в полон, а мужей секли, чтобы челобитчиков не было», «всё побрали и разграбили без остатку») являются на самом деле жалобами на имя царя.
Царская администрация, как и всегда, реагировала быстро и эффективно:
«А деревень бы не жечь, для того что те деревни вам же пригодятся на хлеб и на пристанище; а кто учнет жечь, и тому быть во всяком разорении и в ссылке, а холопу, который сожжет, быть казнену безо всякой пощады»
«Послать государеву грамоту к Аристу Новикову … чтоб в селе Толочине и в деревнях крестьян отнюдь никто не имал; а кто учнет имать, и тем быть от государя в великой опале и в жестоком наказаньи, без пощады»
Кроме того, не учитывается и ещё одна причина убыли населения ВКЛ: миграция.
Близость районов боевых действий, голод, набеги бандитов, которые всегда появляются в такие времена, — всё это побуждало жителей восточных поветов ВКЛ переселяться в более спокойную Центральную Россию. Были среди них и шляхтичи — как литвины, вроде Самуила Петровского-Ситняновича, так даже и поляки, вроде Петра Казимира Пасека. Но основная масса, конечно, была крестьянской. Например, боярин Б.Морозов, владевший сёлами в Подмосковье, пригласил «белорусцев крестьян и ссуду им дал», на приглашение откликнулось 1150 человек.
Милостиво обходились русские даже с теми, кто выступил против Москвы с оружием в руках. Так,
«30 человек...смолян оставлены в Дорогобуже, а велено...взять по них поручные записи, что им житии в деревнях на старых своих жеребьях...а кормити их велено из государевых из хлебных запасов».
Тем же воинам, что предпочитали перейти на правую сторону, государь щедро платил:
«Выезжей шляхте Лисовского полку. Полковник Карус Лисовской 1 ч. 80 рублев, ротмистром 2 ч. по 40 руб, и того 80 рублев, порутчиком 3 ч., хорунжим 3 ч. по 30 рублев, и того 180 рублев, обоего начальным людем 9 ч. 340 рублев. Рядовым 165 ч. по 20 рублев и того 3300 рублев. Обоего того полку начальным людем и шляхте 174 ч. 3640 рублев…»
Иногда, правда, выходило по пословице "сколько волка ни корми": так, вышеупомянутый Лисовский позднее переметнулся обратно к полякам и жестоко грабил «Полоцкий и Дисненский уезды».
Одним словом, можно сколько угодно перевирать действительность, искажать и подтасовывать факты, замалчивать летописи, но правда всё равно вылезет наружу. Я только рекомендую подумать: кому эта правда так невыгодна?..какие цели преследуют эти люди, погрязая во столь безбожной лжи, тиражируя её и захлёбываясь от бессильной ненависти — к кому? к своим! к русским, представителям всё того же триединого народа русичей — ибо всё мы вышли из Киевской Руси, равно великоросс, белорус и малоросс.
Cui bono?..