Если ТС остановлено для обычной проверки документов, мы можем говорить о действии ПДД и о статусе водителя в качестве участника дорожного движения. Правила дорожного движения не содержат требования для водителей выходить из своего автомобиля или садиться в автомобиль сотрудника ГАИ.
Если мы говорим о начале административного процесса, то он может быть начат только при наличии определенных оснований и поводов. Их исчерпывающий перечень содержится в ст.9.1 ПИКоАП.
Административный процесс считается начатым с момента:
- составления протокола об административном правонарушении;
- составления протокола о процессуальном действии;
- вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
- вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется;
- административного задержания физического лица.
В таком случае водитель становится "лицом, в отношении которого ведется административный процесс". В отношении его теперь уже могут проводиться определенные процессуальные действия – опрос, осмотр, освидетельствование и др.
ПИКоАП указывает, что "опрос лиц, участвующих в административном процессе, производится по месту ведения административного процесса". Согласно ст.3.31 ПИКоАП "Место ведения административного процесса" дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.18.12–18.26 КоАП, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Как мы видим, закон не содержит прямого указания осуществлять административный процесс в автомобиле ГАИ, поэтому аргумент о "законности" требования сесть в него можно обжаловать.
Полагаю, что о законности требований мы можем говорить тогда, когда присутствие водителя в автомобиле ГАИ находится в четкой причинно-следственной связи с выполнением ГАИ своих основных задач:
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение их личной и имущественной безопасности;
- организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства в области дорожного движения;
- организация и осуществление мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Иная ситуация с освидетельствованием - в Положении "О порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ", утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. №497, сказано, что "должностное лицо определяет место проведения освидетельствования, необходимость использования при его проведении приборов и (или) экспресс-тестов, а также участия врача или иного специалиста". Однако проведению такого освидетельствования должна предшествовать фиксация оснований и составление протокола процессуального действия.