Shrajk:
Уважаемые соседи. На последнем собрании уполномоченых поднимался вопрос о обслуживании ЖЭС или собственными силами. Было принято решение запустить механизм опросных листов. На этом собрании я выступил и рассказал о некоторых плюсах и минусах той или иной системы. Меня попросили все это написать тут. Выполняю эту просьбу.
Еще раз по полочкам. Условно дом должен обслуживаться. Все наши коммуникации, общие площади, дворовые площади должны обслуживаться. В принципе существуют два варианта. Это передать обслуживание кому-то, либо набрать штат сотрудников и все делать самим. Сразу скажу о тех вариантах, которые я бы настоятельно не рекомендовал делать. Говорю про них потому, что хочу, чтобы была полнота информации. Один из них упразднить ТС и все передать в ЖЭС. В таком случае мы просто теряем собственность над общим имуществом, в частности над помещением ТС. А это не малые деньги. Сразу отмечу, не путайте упразднение ТС с передачей работ по техническому обслуживанию в ЖЭС. О последнем варианте расскажу чуть ниже. Еще один вариант который не рекомендовал бы делать, передавать техническое обслуживание в коммерческие организации. Их у нас не так много, но уже есть. И статистика по ним весьма удручающая. Чаще это очень дорого и качество посредственное.
Теперь об приемлемых вариантах. Собственное обслуживание. Мы сами решаем кто должен быть в штате нашего ТС. Отсюда будет и качество обслуживания. Преимущество такой системы в том, что мы сами выбираем людей, кто нас будет обслуживать. Не устраивает нас человек, правление быстро с ним разрывает контракт. Не хватает нам уборщиц – взяли еще одну. Так же не зависим в выборе организаций таких как работающих по вывозу мусора. Условно можно отнести к плюсу то, что деньги на капремонт остаются у нас на счету.
Теперь давайте просто посчитаем расходы ТС при самообслуживании. Как минимум в штате будет председатель и бухгалтер на полную ставку. Но их зарплату пока считать не будем, поскольку они же и останутся при передаче работ в ЖЭС. По любому у юрлица должен быть председатель(руководитель) бухгалтер. Теперь о рабочих. Дом надо убирать? Значит минимальный штат это две уборщицы и один дворник. Это вообще минимум, не исключено что понадобиться три уборщицы. Озвученное предложение председателя организовать дежурство и самим убирать лично я не хочу рассматривать. Простите у меня на это нет времени, и мы по любому платим за коммунальные услуги.
Какая зарплата у данных людей. Меньше чем за 4 млн рублей вряд ли мы сможем найти. Итого по уборке получаем 12 млн. теперь сантехник или электрик. Тут варианты, либо двоих, но на меньшую зарплату, либо один все в одном. Как бы разница в зарплате при любом раскладе получится незначительная. Минимум нам понадобиться 6 млн на зарплату данному рабочему (рабочим). Паспортист может быть бухгалтер, просто ему доплачивать. Еще нужен инженер с высшим техническим образованием , для приемки дома к отопительному сезону. Председатель предложил брать такого человека по найму только на период приемки. Если у него это получиться, то мы будем экономить на этом.
Итого по штату по самому минимуму у нас получается 18 млн. Добавляем фонд соцзащиты получаем 20.25 млн рублей. Теперь накладные расходы. Как минимум нам надо покупать какой-то инвентарь, чистящие средства для уборщиц, те же лампочки для мест общего пользования. Как бы не много, но обычно минимум 1-2 млн в месяц на это уйдет. Затраты на освещение мест общего пользования. Тоже сумма будет минимум 2 млн. Разницу общего счетчика по воде и наших частных. Простите водоканал, теплосети будут ТС выставлять оплату по этим счетчикам. Сумму сказать не могу, но просто держим в уме, что такие расходы будут. Услуга банку, процент от наших платежей. Итого всех таких расходов набежит миллионов на 5. Итого затраты с зарплатой получаться минимум 25-26 миллионов в месяц. Еще раз отмечу я считал по самому минимуму, и в эти расходы не включены зарплаты председателя и бухгалтера.
Но это еще не все расходы, которые понесет человек при самообслуживании ТС. Во первых лифты, мы будем платить по себестоимости. А точнее разницу между себестоимостью и цифрой в наших жировках будет доплачивать ТС. Но фактически наши деньги. Такая же ситуация и с вывозом мусора. Мы будем платить за фактически вывезенные кубометры. А в жировках будет за плановые. И как показывает практика, они меньше реальных. А значит за лишний мусор заплатит ТС, то есть вновь мы. На всем этом еще на дом наплывет несколько миллионов в месяц.
И наконец окончательные расходы по дому составят не менее 28 миллионов в месяц, плюс зарплата бухгалтера и председателя не менее 13 млн. итого при самообслуживанииу нас в лучшем случае получится затраты в 40-41 млн. рублей
Теперь о платежах. Теоретически за техническое обслуживание наш дом заплатит от 12 до 15 млн. Как эта получается сумма? Умножением всех наших квадратов (чуть больше 11000) на тариф в 958 рублей. Сумма плавающая, потому что зависит от количества прописанных. Если есть площади на которых никто не прописан, то за них платим по тарифу 2100. Допустим мы заплатим все-таки макисмум 15 млн . рублей. Нам не хватит для погашения всех затрат 25-26 млн. рублей. Откуда взять эти деньги? Либо заработать (реклама), либо платежи на содержание ТС. Можно попытаться получить субсидию в администрации района, но обычно ТС ее не дают. Ищут различные варианты отказать. Если только платежи, то условно это возьмите колонку за техническое обслуживание и умножьте ее в 2.5-3 раза. Вот такую сумму мы будем платить дополнительно к жировке.
Еще такой момент, договора с аварийным службами. В принципе многие ТС не заключают их, тем самым “экономя” деньги ТС. Но задумайтесь. Когда у вас в час ночи протечет стояк, приедет ли сантехник из ТС перекрывать стояк? В моей практике – нет. До утра носил ведра. А заключать договора – это еще дополнительные расходы.
Теперь об отчислении на капремонт. Сразу скажу , что это мое мнение, не бить сильно. Но мне например ситуация когда ЖРЭО за счет платежей всего города тратит на капремонт отдельных домов, кажется наоборот правильной. Почему? Все просто на примере. В доме где я прожил 10 лет на капремонт на счете ТС накопилось что-то около миллиарда. Скажу так, сумма катастрофически мизерная. Почему так получилось? Вы все знаете. Три девальвации обесценили рублевые вклады. Так кому нужны эти деньги, и как потом делать капремонт? Задумайтесь!
Теперь об обслуживании в ЖЭС. Указанную сумму в 12-15 млн мы будем перечислять в ЖЭС. И за это они будут они делать все указанные работы. Фактически они не будут от нас требовать погашение недостающих 15-16 млн, о которых я говорил(вычеркнута зарплата председателя и бухгалтера). Вопрос откуда берет деньги ЖЭС. Да это ранее указанное субсидирование. Плохо это или хорошо? Пускай решает каждый сам. Но мы живем в этом государстве в котором такая практика. Так зачем самим отказываться от этого субсидирования? Пока оно есть, пускай будет. И даже если они перейдут на 100% оплату, это все равно будет меньше чем расходы ТС (где-то 23 млн рублей на текущую дату). Но когда это будет и будет ли вообще.
Еще при обслуживании в ЖЭС нам не надо держать бухгалтера на полную ставку, а это еще экономия в 3 млн рублей. Итого дополнительные затраты при обслуживании в ЖЭС будут максимум 10 млн. То есть в 2.5 раза меньше чем при самообслуживании.
Хотел бы отметить такой момент, часто показывают люди жировки в ТС , где суммы маленькие. Но тут надо смотреть не жировку а баланс по ТС. Значит в ТС есть дополнительные доходы. Я не раз потом указывал на это. Это реклама, сдача помещений. Но вот тут вопрос как смотреть на эти деньги? Это же в принципе НАШИ деньги. В принципе их можно тратить не на техническое обслуживание, а на полезные вещи для ТС. У меня есть примеры когда ТС за эти дополнительные доходы при обслуживание в ЖЭС просто установило бесплатно систему видеонаблюдения и организовала хорушую детскую площадку.
Поэтому лично я за то чтобы сейчас передать работы в ЖЭС и пускай они за наши 12-15 млн организуют работу. А нам оставить возможность зарабатывать. Как минимум реклама, возможно частичная сдача помещения ТС, нам закроет вопросы по зарплате председателя и бухгалтера, а возможно еще и останется. Это уж как председатель сработает.
Есть еще такой неприятный момент. Это долги жильцов. При обслуживании в ЖЭС с должниками разбирается ЖЭС. При самообслуживании мы. Но пока мы разбираемся, за них платим мы, с общего котла ТС. И как показывает практика иногда очень трудно что-то отсудить у этого неплательщика. Или как минимум это может затянуться на месяцы. И это при том, что в ТС будет хороший юрист.
Еще раз я стараюсь писать факты. Да я сам за обслуживание в ЖЭС и буду заэто голосовать. Да я где-то за это агитирую. Потому, что как минимум ЖЭС все-таки дешевле нам обойдется. А по моей личной практике в случае возникновения проблемных ситуаций на ЖЭС проще надавить чем на ТС. Конечно мы все надеемся , что конфликтов не будет, но…
Прошу просто каждому подумать и принять решение. Как большинство решит, так и будет. Если есть вопросы, задавайте, всегда буду рад ответить. Ваш сосед.