Управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется одним из следующих способов:
– непосредственно участниками совместного домовладения;
– организацией, управляющей общим имуществом (например, ЖЭС);
– организацией застройщиков или товариществом собственников.
Решение о выборе способа управления общим имуществом принимается на общем собрании участников совместного домовладения.
Общим имуществом может управлять только одна организация, управляющая общим имуществом, или одна организация застройщиков или одно товарищество собственников.
Способ управления общим имуществом должен быть определен общим собранием не позднее 6 месяцев со дня ввода жилого дома в эксплуатацию.
Внимание! В уже эксплуатируемых домах товарищество собственников должно быть создано не позднее 2 сентября 2013 года. Альтернативой является заключение в указанный срок договора на управление с организацией, управляющей общим имуществом (ЖЭС).
Участники совместного домовладения на общем собрании вправе в любое время изменить способ управления общим имуществом.
Рассмотрим более подробно первые два способа управления общим имуществом совместного домовладения.
1. Управление общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения.
Непосредственное управление возможно только в случае, если в собственности у нескольких участников совместного домовладения находится не более 5 объектов недвижимого имущества.
При выборе такого способа управления все участники заключают между собой договор о совместном домовладении. Форма Типового договора должна быть утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.1998г. № 569.
2. Управление организацией, управляющей общим имуществом.
При выборе данного способа управления организация в письменной форме направляет всем участникам совместного домовладения информацию, в которой должны быть указаны:
место ее нахождения и режим работы;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ее руководителя, его заместителей и работников организации, управляющей общим имуществом, номера их служебных телефонов;
документы, представляемые для заключения договора управления общим имуществом, должностные лица, ответственные за заключение этого договора;
перечень жилищно-коммунальных услуг, которые будут оказываться организацией;
перечень жилищно-коммунальных услуг, для оказания которых будут привлекаться иные организации и индивидуальные предприниматели;
лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и иные разрешения, сертификаты соответствия, если необходимость их получения для оказания жилищно-коммунальных услуг предусмотрена законодательством;
тарифы на жилищно-коммунальные услуги;
иная информация, которую в соответствии с решением общего собрания участников совместного домовладения необходимо довести до сведения участников совместного домовладения.
Предоставление услуг по управлению общим имуществом осуществляется на основании договора.
Руководитель организации, управляющей общим имуществом, и его заместители должны иметь высшее техническое, экономическое или юридическое образование и пройти образовательные программы обучающих курсов по вопросам управления общим имуществом.
Координацию деятельности таких организаций и контроль за их деятельностью осуществляют местные органы управления.