http://www.abw.by/abw/483/mv-zonap.htm
ЗОНА N1 ЖДЕТ КЛИЕНТОВ
В столице начали снимать дорожные знаки, запрещающие стоянку и парковку автомобилей. Но к огорчению или к счастью - это еще непонятно. Освободительные работы ведутся пока не везде, а только в квартале, ограниченном рекой Свислочь, улицами Богдановича, Интернациональной и проспектом Победителей. С конца августа текущего года СМЭП УГАИ Минска стало заменять их на знаки, разрешающие свободный въезд и парковку здесь почти в любом месте. Но только за деньги. Чуда, как видим, не происходит. Сказать по этому поводу, что хрен редьки не слаще? Зато, на взгляд многих горожан, справедливо. Город как владелец муниципальной земли стал разговаривать с нами как юридическое лицо с юридическим лицом.
Думается, что это вынужденная реакция. Если бы хватало места для парковок всем и всегда, то такая мысль у отцов города и не возникала бы. Но количество паркующихся в центре столицы машин лавинообразно возросло в десятки раз. Их колеса давят растительность, прогибают дорожное покрытие, а выхлопные газы отравляют атмосферу. Мэрии вынужденно приходится бежать впереди этой лавины. Надо срочно принимать меры по ограничению парковки в центре для владельцев того транспорта, кто это делает исходя из своего удобства. А раз так, то за доступ к удобствам надо платить. Иначе проблемы накроют с головой всех - и правых, и левых.
Решение о поэтапном переходе на такую форму взаимоотношений было заложено в Концепции развития стоянок и парковок г.Минска, принятой на сессии городского Совета депутатов в апреле прошлого года. Никто тогда не беспокоился. Как всегда думали, что это - бумажный тигр. Однако на этот раз дистанция между словом и делом оказалась гораздо меньше - едва прошел год. Согласно этому документу, весь центр столицы до границ первого кольца вскоре станет зоной свободной платной парковки. Как это будет выглядеть, в деталях пока никто не знает. Ведь концепция лишь в целом намечает проблему и ее решение. Но направление, по которому будет развиваться парковочное дело в столице и других крупных городах республики, нам указано. Практическое претворение в жизнь решения депутатов столицы поручено УП "Гаражи, автостоянки и парковки" Мингорисполкома. Вот что выяснилось из разговора с начальником участка платных неохраняемых парковок унитарного предприятия Леонидом Дорощенко.
Для зачина из всех территорий первого городского кольца был определен район Верхнего города с центром возле Ратуши. Эта зона N1, а всего их шесть. Это не случайный выбор. Как и любое новое дело, практическое осуществление концепции потребует принятия многих неординарных действий и ответственности за них. Опыта лучше набираться на территориях, где нет жилого сектора. Если и возникнут какие-то осложнения, то они не должны задевать проживающих там людей. И на всякий случай там их и не будет. А затем опробованные и готовые схемы взаимоотношений будут перенесены в другие, в том числе и жилые зоны. Второй к вводу назначена территория, прилегающая к улице Комсомольской, далее намечен переход за проспект Независимости в район стадиона "Динамо".
Как уже говорилось, ГАИ свою работу начинает в конце августа и справится с ней в течение сентября. Как только это произойдет, зона N1 начнет функционировать. На любом из транспортных въездов водителей встретят желтые информационные таблички "Зона платной парковки", а на выезде - "Конец зоны платной парковки". Внутри этой зоны стоянка будет разрешена в любом месте, где только не будет мешать транспортному движению. Стоимость парковки на сегодняшний день за один час - 1,9 тысячи рублей, за 20 минут - 900 рублей. Для грузового транспорта тарифы в два раза выше.
Рассчитываться за парковку клиенты будут при помощи дебетных карточек. В местах наибольшего наплыва машин будут установлены стационарные паркоматы. Зная об их достоинствах, а еще больше о недостатках, основные усилия по сбору ресурсов с паркующего населения руководство УП "Гаражи, автостоянки и парковки" возложило на своих сотрудников, вооруженных носимыми паркоматами. Эти устройства проще и несравненно дешевле. Они надежно работают в холодное время года. Однако для полного "обилечивания" клиентов потребуется больше обслуживающего персонала. Сейчас ведется его подбор и обучение, так как все-таки зона N1 - это историческое лицо города. Кроме того, в ходу будут и так называемые "мягкие карточки", которые продадут любому клиенту в киосках "Белпочты". Намечено два номинала этого расчетного средства - по 20 минут и по одному часу. Водитель самостоятельно заполняет простую бумажную карточку, указывая месяц, день и время предполагаемой стоянки, и оставляет квиток под стеклом. Недостаток у этого средства один - карточка разовая, и если время стоянки до конца не выбрано, то использовать остаток ресурса нельзя. Наличными деньгами тоже можно рассчитываться, но только первое время. Курс взят на безналичный расчет.
Освоение других парковочных зон, где есть жилые дома и постоянное население, не должно пугать людей, владеющих там транспортными средствами. Жители этих территорий получат специальные льготные карточки, где будут указаны госномер и марка транспортного средства, а также номер их постоянной персональной парковки. Для получения такой карточки в первый раз придется прийти в УП "Гаражи, автостоянки и парковки" с соответствующими документами. Стоимость всей процедуры - 0,25 базовой величины. Фактически, это затраты на печатания документа, не больше. Правда, карточка ежемесячно обновляется. Возможно, в унитарном предприятии и пойдут на упрощение оформления карточки жителя, но сначала оно намечено таким.
Родственники, друзья и знакомые, приехавшие в гости к жителю парковочной зоны на собственном автомобиле, обязаны платить за стоянку. Воспользоваться стоянкой хозяина они не смогут. Такова, кстати, и мировая практика. Деньги владелец автомобиля вносит за удобства и за право пользоваться землей, ему не принадлежащей. В данном случае территория принадлежит городской мэрии, которая, кстати, специально оборудовала площадки для стоянки, убирает их от снега и грязи, ремонтирует покрытие и так далее. На освобождение от уплаты сборов могут рассчитывать только депутаты, участники войн, инвалиды, работники правоохранительных органов, МЧС и медработники при исполнении своих обязанностей.
Впрочем, если здесь и есть некая финансовая несправедливость, то она заключается в другом. В Минске, в отличие не только от Берлина, но уже и от Москвы, все сборы за услуги парковок, где бы ни располагалась стоянка, оценены в одинаковые сумму - 1,9 тысячи рублей за час. Это касается как мало популярных объектов, находящихся на периферии, так и "сидящих" на самых горячих точках и самой дорогой земле - в историческом центре, возле ЦУМа или универмага "Беларусь". А должно быть как в концертном зале - чем ближе к сцене, тем выше стоимость билета. Есть вопросы по стоимости часа. Надо бы оценивать его "круглыми" ценниками. Людям неудобно платить как 1,9 тысячи рублей, так и 2,1 тысячи.
Много вопросов и недопонимания возникает по поводу того, что сотрудники УП "Гаражи, автостоянки и парковки" берут плату на муниципальных неохраняемых парковках, но не отвечают за сохранность вверенного им транспортного средства. Так будет, кстати, предусмотрено и в парковочных зонах. Перемен здесь не предвидится. Ведь чтобы принять на хранение автомобиль, как это делается на платных и охраняемых стоянках этого же унитарного предприятия, надо провести процедуру приемки каждого автомобиля, а иначе непонятно, что нужно охранять и за что нужно отвечать. Вместе с владельцем надо осмотреть весь корпус и зафиксировать в документах царапины и другие дефекты, проверить комплектность автомобиля и даже отключить аккумулятор. Таковы правила. На проведение осмотра и фиксирование в договоре его состояния уйдет минут тридцать-сорок. Обратная процедура тоже занимает время. Какой прок от такой парковки возле универсального магазина, бани или рынка? Практика же трех лет эксплуатации неохраняемых парковок показывает, что злоумышленники никогда не работают по ним. Они чуют, что охрана там все-таки есть. Кроме того, по своему статусу охраняемые парковки обязательно должны иметь ограждение, что невозможно на центральных улицах и прилегающих к ним территориях. И как будет выглядеть забор на проспектах? Это исключено. Выход для тех, кто опасается за целостность транспортного средства - это его страхование. В некоторых европейских городах в стоимость парковки включают страховые взносы, что поднимает затраты клиентов в 3-5 раз.
И вот советы, которые дает клиентам будущей парковочной зоны N1 Леонид Дорощенок. Удобнее всего приобрести дебетную карточку большого номинала - на 20 часов. Они годятся и для носимых аппаратов. Во-вторых, не стоит принуждать стационарные паркоматы работать лучше или быстрее. У многих из нас эти привычки еще сохранились от времени автоматов с газированной водой. Стационарный паркомат - это компьютер. А от удара любые мозги, в том числе и электронные, умнее не станут. В-третьих, это опасно. Эти приборы снабжены противовандальной начинкой, и в частности, там установлены два баллончика с несмываемой краской. Защита реагирует именно на удар или попытку вскрыть паркомат.
А теперь, как правильно им пользоваться. Когда водитель выберет себе место, он должен сразу же зарегистрировать въезд. Клиент вставляет дебетную карточку в считывающее устройство паркомата и нажимает кнопку "Въезд". Затем кнопками "Больше" или "Меньше" устанавливает необходимое время стояки для своей машины и нажимает клавишу "Оплата". В ответ на последнее действие паркомат выдает чек, где отражены все данные по клиенту, и возвращает карточку. Карточку - в карман, а чек - под лобовое стекло.
За своевременной оплатой следит оператор. На стоянке не может быть машин без чека.
Покидая стоянку, водитель обязан зарегистрировать выезд в том же паркомате. Это очень важно. Если вы простояли лишнее время, то компьютер заберет у вас использованный, но не оплаченный ресурс, если выехали раньше, то есть недобрали, то вернет на карточку нерастраченное. Если же уехать, не зарегистрировав выезд, то паркомат будет считать, что ваш автомобиль находится на месте и продолжит накручивать деньги за пользование стоянкой. Заехав на следующий день на эту или другую стоянку с паркоматом, клиент не сможет воспользоваться своей карточкой, так как она будет заблокирована.
Последний довод в пользу карточек - если в период действия приобретенной заранее карточки сборы за услуги парковок повысятся, то по ней все равно можно парковаться, как будто бы ничего не произошло. Еще выгоднее покупать сразу несколько карточек.
Александр ЛЮДИН.