ЖАЛОБА
в порядке обжалования ответа
10.02.2022 мною направлялась жалоба в Прокуратуру города Минска (далее Прокуратура) с требованием провести проверку соблюдения требований законодательства при отказе от проведения общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции строительства КУП «Завод эффективных промышленных конструкций» многоквартирного жилого дома по просп. Рокоссовского в границах микрорайона «Серебрянка-1» на участке, ограниченном жилыми домами 8, 12 по ул. Малинина и Средней школой №123 (просп. Рокоссовского, 127А), а также по иным вопросам.
Также 24.02.2022г. мною направлялась жалоба в Генеральную прокуратуру по вопросу разъяснения необходимости проведения общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта строительства, при отсутствии проектов детального планирования до проведения государственных экспертиз и иным вопросам. Моя жалоба 01.03.2022г. была перенаправлена для рассмотрения в Министерство архитектуры и строительства.
10.03.2022г. мною получен ответ от Прокуратуры о рассмотрении моих обращений. В ответе сообщается о том, что в ходе проверки «установлено, что разработанный и утвержденный в установленном порядке градостроительный проект детального планирования на территорию, в границах которой планируется размещение объекта, отсутствует». Также сообщается, что уже «...разработано архитектурно-планировочное задание на строительство объекта, председателем Мингорисполкома 03.03.2020 утвержден акт выбора места размещения земельного участка». Далее Прокуратура утверждала, что «нарушений требований законодательства … при принятии решения о непроведении общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта не установлено».
30.03.2022г. мною в порядке обжалования ответа была направлена жалоба Прокурору г.Минска О.ВЛаврухину (далее Прокурор). В своей жалобе я по пунктам причислила причины несогласия с приведенным выше ответом Прокуратуры.
14.04.2022г. мною получен ответ Прокурора. В котором указанно, что в ходе повторно проведенной проверки требований законодательства при подготовке архитектурно-планировочного задания на объект строительства, при утверждении акта выбора места размещения земельного участка, а также при принятии решения о непроведении общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта - нарушений не установлено.
С таким утверждением Прокурора согласится не могу по следующим причинам:
1)
Мне известно, что Согласно Указу Президента Республики Беларусь 27 декабря 2007г. №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», а именно пункту 9 Положения о порядке изъятия и предоставлении земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), в акте выбора места размещения земельного участка должны указываться: условия проведения общественного обсуждения размещения объекта строительства (при необходимости его проведения).
Также в приложении Постановления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 6 марта 2018 г.№4 «Об установлении формы акта выбора места размещения земельного участка» четко указывается, что в пункте 2 акта выбора должна присутствовать информация о проведении общественного обсуждения размещения объекта.
Необходимость же проведения общественных обсуждений обуславливается абз. 5 п. 17 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687. В котором дословно сказано следующее: «общественные обсуждения в формате информирования и анализа общественного мнения проводятся для архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии проектов детального планирования)».
Также согласно абз. 2 п.3 Положения «Архитектурно-планировочная концепция объекта строительства – эскиз, обеспечивающий наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественно-эстетических показателей, разрабатываемый в предынвестиционный период (до начала разработки проектной документации)», при этом «Общественное обсуждение осуществляется до проведения государственных экспертиз» (п. 6 Положения).
Таким образом, до начала разработки проектной документации указанного объекта строительства необходимо провести общественное обсуждение «архитектурно-планировочной концепции объекта строительства».
Однако, как Прокуратура и Прокурор, дважды проведя проверку и установив, что проект детального планирования отсутствует, а архитектурно-планировочная концепция объекта строительства уже разработана, вопреки норм Положения, считают, что нарушений законодательства не установлено.
В своих ответах они никак не опровергают и не подтверждают названные мною аргументы, не приводят никаких доводов или обоснований своего мнения. Игнорируют очевидный факт нарушения действующего законодательства, оставляя его без комментариев.
2)
18.03.2022г. мною также был получен ответ Министерства архитектуры и строительства (далее Минархитектуры), на мою жалобу в Генеральную прокуратуру от 24.02.2022г. В ответе сообщается, что «пунктом 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее Постановление). Министерству архитектуры и строительства поручено разъяснять вопросы применения настоящего постановления».
Далее в ответе Заместитель министра Ананич А.И. отмечает следующее: «…сообщаем, что согласно абзацу 5 пункта 17 постановления общественные обсуждения в формате информирования и анализа общественного мнения проводятся для архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии проектов детального планирования)».
Из ответа следует, что Минархитектуры:
- во-первых, согласно с приведенными мною нарушениями действующего законодательства;
- во-вторых, буквально подчёркивает необходимость проведения общественного обсуждения в сложившихся обстоятельствах.
В очередной раз отмечу, Минархитектуры не «высказывает мнение», а именно «разъясняет» порядок применения постановления (по поручению Совета Министров Республики Беларусь).
Была ли осуществлена дополнительная проверка в связи новыми разъяснениями Минархитектуры, мне доподлинно не известно. Т.к. Прокурор в своём ответе предпочёл не комментировать данное обстоятельство.
Исходя из изложенного выше считаю, что обе проверки Прокуратуры и Прокурора проведены поверхностно и халатно. В ответах абсолютно отсутствует информация, опровергающая или подтверждающая приведенные мною данные о нарушениях.
Более того, указанные разъяснения Минархитектуры, противоречат полученным ранее ответам Минского городского исполнительного комитета (далее Мнгорисполком) от 04.03.2022г. и Комитета архитектуры и строительства Мингорисполкома (далее КАиГ) от 05.01.2022г., что свидетельствует об отсутствии единообразного и точного исполнения норм законодательства.
Согласно Закону Республики Беларусь от 08.05.2017 №220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее - Закон) а именно ст.26 «Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями».
Согласно Закону Республики Беларусь от 08.05.2017 №220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее - Закон) а именно п.3 ст.27 «Проверки исполнения законодательства проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования».
Поэтому требую:
1. Рассмотреть данную жалобу в порядке обжалования ответа на обращение;
2. Провести проверку соблюдения требований законодательства при отказе от проведения общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции строительства КУП «Завод эффективных промышленных конструкций» многоквартирного жилого дома по просп. Рокоссовского в границах микрорайона «Серебрянка-1» на участке, ограниченном жилыми домами 8, 12 по ул. Малинина и Средней школой №123 (просп. Рокоссовского, 127А).
3. Провести проверку по факту наличия противоречий в ответах Мингорисполкома, КАиГ и разъяснениях, которые представило Минархитектуры, по описанному вопросу.
4. В результате проверки, по всем выявленным нарушениям законодательства принять меры прокурорского реагирования, предусмотренные в п.4. ст.27 и гл.10 Закона о прокуратуре Республики Беларусь.
Приложения:
1. Копия жалобы в Прокуратуру от 10.02.2022г. (содержит ответы Мингорисполкома и КАиГ);
2. Копия ответа Прокуратуры от 10.03.2022г.;
3. Копия жалобы Прокурору от 30.03.2022г. (содержит ответ Минархитектуры);
4. Копия ответа Прокурора от 14.04.2022г.