ФИО (заявителя полностью)
почтовый индекс, адрес.
e-mail заявителя:
ОБРАЩЕНИЕ
Администрацией Московского района г. Минска с 16.03.2015 по 30.03.2015 г. проводилось общественное обсуждение градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.К.Цеткин – ул.Немига (1-й этап в границах ул. ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.Володарского). Направляем замечания и предложения.
В соответствии с п.п. 16, 26 и 27 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 (в ред. от 10.02.2014 г. № 109) прошу разместить на официальном интернет-сайте Администрации р-на в разделе «Общественные обсуждения» следующую информацию:
1) замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения, рассмотренные комиссией, и подробные, аргументированные ответы на них с разъяснениями возможности или невозможности учета поступивших от данных участников замечаний и (или) предложений;
2) протокол общественного обсуждения.
Приложение на ___листах:
1. Замечания и предложения по градостроительному проекту детального планирования территории в границах ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.К.Цеткин – ул.Немига (1-й этап в границах ул. ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.Володарского).
2. Список ____граждан, выступающих _________ (указать «за» либо «против») утверждения и реализации градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.К.Цеткин – ул.Немига (1-й этап в границах ул. ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.Володарского).
«____»___________2015 г. __________(подпись заявителя)
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ по градостроительному проекту детального планирования территории в границах ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.К.Цеткин – ул.Немига (1-й этап в границах ул. ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.Володарского)
1. Граница проектирования
Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.К.Цеткин – ул.Немига (1-й этап в границах ул. ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.Володарского) (далее – ПДП) предусматривает освоение территории не в границах всего ПДП (ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.К.Цеткин – ул.Немига), а только в границах его части (1-й этап в границах ул. ул.Городской Вал – просп. Независимости – ул.Володарского).
Между тем, п.п. 3.1, 3.2, 4.4, 5.8, 6.2, 6.6, 6.9, 6.16.3 и Примечание 1 Приложения Г к ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» предусматривают разработку ПДП на всю территорию в его границах «с выделением первого и расчетного этапов реализации проекта».
Так, согласно Примечания 1 обязательного Приложения Г к ТКП 45-3.01-284 «Основные ТЭП рассчитывают на территорию в границах детального плана». Между тем, показатели таблицы «Основные технико-экономические показатели» относятся только к 1-му этапу реализации ПДП (площадь территории, население и др.), откуда можно сделать вывод, что основные ТЭП были рассчитаны не на всю территорию в границах ПДП, а только на ее часть.
Соответственно, необходимо разработать ПДП на всю территорию в его границах с выделением 1-го и расчетного этапов реализации проекта.
2. Основные технико-экономические показатели
Согласно обязательного Приложения Г к ТКП 45-3.01-284 в состав таблицы «Основные технико-экономические показатели детального плана» входят, в том числе, следующие показатели:
Спортивные сооружения – кв.м., га (для открытых площадок); кв.м./1000 жителей, га/1000 жителей (для открытых площадок);
Учреждения культуры – мест, мест/1000 жителей;
Автомобильные стоянки – м/мест;
в том числе размещаемые за пределами детального плана – м/мест;
Автомобильные парковки – м/мест;
Озелененность территории – %;
Обеспеченность озелененными территориями общего пользования – кв.м./чел.;
Площадь санитарно-защитных зон – га;
Таблица «Основные технико-экономические показатели детального плана» в составе экспозиции данных показателей не содержала.
3. Требования по формированию среды обитания при комплексной реконструкции территорий
Согласно п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов:
обеспечения функциональных и художественно-эстетических качеств населенных пунктов за счет органического сочетания архитектурных решений новых зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры, градостроительства и природного ландшафта, использования национальных традиций и приемов застройки, ландшафтной архитектуры и иных архитектурных и художественных средств;
строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения.
Объектом проектирования является территория функциональной зоны «22О» – общественная зона.
Глава 2 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 385 (далее – Основные направлений государственной градостроительной политики), содержит Направление 2 «Совершенствование пространственной организации городских и сельских поселений с учетом новых принципов градостроительного планирования, предусматривающих безопасность, комфортность и эффективность поселения», предусматривающего «в целях реализации принципа комфортного поселения», которое обязывает предусматривать «насыщение общественных территорий разнотипными пространствами и объектами, предоставляющими широкие возможности для общения, отдыха и реализации творческой инициативы»
ПДП разработан на застроенную территорию, включающую жилые территории квартального типа.
Глава 2 Основных направлений государственной градостроительной политики содержит Направление 3 «Комплексное формирование жилой среды, обеспечивающее удовлетворение различных потребностей человека, в том числе в жилье и социальных услугах, достижение высокого уровня благоустройства территорий», задачами которого, в том числе, являются:
своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни;
внедрение разнотипных жилых комплексов, соответствующих жизненному укладу и доходам семей;
применение гибких и экономичных планировочных решений застройки, обеспечивающих комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции.
Во Введении Генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано: «Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города в интересах настоящего и будущего поколений».
Согласно ПДП «Целью градостроительного развития проектируемого района – является сохранение с модернизацией части сложившейся застройки и размещения нового строительства…». Освоение проектируемой территории предусматривает «Совершенствование планировочной структуры квартала» путем выноса отдельных объектов производственного и специального назначения, преобразования сложившейся планировочной структуры, изменения функционального назначения отдельных территорий, сноса физически и морально устаревшего фонда, уплотнения застройки за счет размещение новых общественных зданий, а также «модернизации жилой территории в зоне размещения электроподстанций ТП-3, ТП-181, складов декораций и гаражей». Такие мероприятия предусматривает раздел 5 «Комплексная градостроительная реконструкция территорий населенных пунктов» ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». Так, «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116), «Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения» (п. 5.2.12 ТКП 45-3.01-116).
Таким образом, комплексная реконструкция общественных территорий с жилыми зонами предполагает не банальное уплотнение сложившейся застройки, а «насыщение общественных территорий разнотипными пространствами и объектами, предоставляющими широкие возможности для общения, отдыха и реализации творческой инициативы», «своевременное обеспечение районов жилищного строительства объектами социальной инфраструктуры, благоустроенными территориями, парковками и стоянками автомобильного транспорта на уровне европейских стандартов качества жизни», «комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции», «приведения застройки жилых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА», «повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг» и т.п.
Согласно ПДП освоение проектируемой территории предусматривает «Совершенствование планировочной структуры квартала» путем «модернизации жилой территории в зоне размещения электроподстанций ТП-3, ТП-181, складов декораций и гаражей». Возникает вопрос: почему ПДП предусматривает «модернизацию жилой территории» только «в зоне размещения электроподстанций ТП-3, ТП-181, складов декораций и гаражей», а не модернизацию всей жилой территории в пределах ПДП? Как указывалось выше, ПДП разработан на застроенную территорию, в т.ч. и жилыми многоквартирными домами 40-50-х гг. ХХ в. постройки. При этом до 1955 г. отсутствовали какие либо требования к благоустройству придомовых территорий многоквартирных жилых домов. Соответственно, в состав проектной документации строительства жилых домов до 1955 г. проект благоустройства придомовой территории не включался. Элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства (в т.ч. проезды и места стоянки автотранспорта) таких жилых домов размещались в дальнейшем на придомовой территории, как правило, без разработки проектной документации и являются самовольным строительством (подп. 3 п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В результате:
а) узкие проезды размещались вблизи окон жилых домов.
б) места стоянки автомобилей отсутствуют либо их недостаточно;
в) в нарушение действующих в настоящее время требований п. 9 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.08.2009 № 95, на территории, прилегающей к жилым домам, нередко отсутствуют инженерно-технические устройства для удаления ливневых вод, а также освещение, пешеходные дорожки не имеют твердого покрытия.
Очевидно, то подобное «благоустройство» не соответствует вышеуказанным требованиям к среде обитания в населенных пунктах, тем более, среде обитания в центре столицы Республики Беларусь.
Соответственно, в ПДП необходимо предусматривать комплексную градостроительную реконструкцию всех жилых зон, предполагающую модернизацию благоустройства всех придомовых территорий сохраняемых жилых домов.
3. Архитектурный проект застройки
В гл. 1 Основных направлений государственной градостроительной политики констатируется: «облик большинства населенных пунктов определяется типовой и невыразительной застройкой 1960-1980 годов. При формировании силуэта и панорамы городской застройки в настоящее время допускаются архитектурные несоответствия, в том числе негармоничность ее включения в природное окружение».
Проектируемая территория характеризуется высокой градостроительной ценностью и коммерческой привлекательностью.
Соответственно, с целью комплексного освоения территории реконструируемых кварталов, а также с целью недопущения типовой и невыразительной застройки территорий, утверждаемую часть ПДП предлагается дополнить следующим требованием: «Строительство объектов осуществлять после разработки и утверждения архитектурных проектов застройки территории (кварталов), выполненных с применением индивидуальных проектных решений для комплексного формирования жилой среды в условиях реконструкции и обеспечения эстетически выразительной среды обитания в целом. Запретить применение зданий типовой архитектуры из КПД».
Термин «проект застройки» определен в п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание». Проект застройки – это «Вид проектной документации, предназначенной для строительной реализации комплексного освоения территории новых или реконструируемых микрорайонов, кварталов жилой застройки, промышленных предприятий, других градостроительных, ландшафтных комплексов, ансамблей на основе разработанной и утвержденной градостроительной документации». Согласно Примечания к п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 проект застройки разрабатывается в две стадии: архитектурный проект и строительный проект. Архитектурный проект «содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта». Архитектурный проект застройки территории подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе
4. Обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).
4.1 Открытые спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска).
Обязательное Приложение Г «Основные технико-экономические показатели детального плана» к ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» относит к перечню основных технико-экономических показателей детального плана показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями, в т.ч. и открытыми спортивными площадками.
Будут ли соблюдаться основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности спортплощадками жителей микрорайонов (0,3 га/тыс.жит.)? Где будут располагаться необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории в пределах ПДП, открытые спортивные площадки?
4.2 Учреждения культуры
Согласно Приложения Г к ТКП 45-3.01-284 в состав «Основные технико-экономические показатели детального плана» входит показатель «Учреждения культуры – мест, мест/1000 жителей». Вместимость учреждений культуры и искусства в поселениях из расчета на 1000 жителей следует принимать согласно п. 7.4.15 ТКП 45-3.01-116.
5. Обеспеченность местами стоянки и местами хранения автотранспорта
5.1 Места хранения автотранспорта
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, а их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.
Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью, или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень.
Проектная численность населения, проживающего в пределах ПДП, до 2030 г. – 500 чел. Соответственно, исходя из уровня автомобилизации 380/1000, требуется 500х(380/1000)=190 м/мест хранения (в гаражах, паркингах, на стоянках) к концу срока реализации ПДП. Где планируется размещать данные объекты?
Допускается учитывать в качестве мест хранения автомобилей места на парковках, на которых обеспечиваются условия для хранения автомобилей согласно Указа Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589» (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116). Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под автомобильной парковкой понимается место стоянки транспортных средств, организованное в соответствии с Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2007 № 9 (далее – Правила). Согласно п. 30 Правил «На автомобильных парковках осуществляется стоянка транспортных средств без оформления договора хранения транспортного средства и без предоставления услуги по хранению транспортного средства». Таким образом, «места для стоянки автотранспорта» (парковки), в т.ч. размещаемые возле жилых домов, учитываться в качестве мест хранения автомобилей не могут.
5.2 Места стоянки автотранспорта (парковки)
Для районов новой жилой застройки обеспеченность местами стоянки автомобилей следует принимать не менее 25 % от расчетного уровня обеспеченности автомобилями (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116). Максимальная дальность пешеходного подхода к автомобильным парковкам от жилых домов определена в п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116. Соответственно, жилые дома должны быть обеспечены парковками из расчета 25% от норматива обеспеченности местами хранения и размещены на нормативном расстоянии от жилого дома. Соответственно, необходимо размесить 190х25%=48 м/мест на парковках. Где планируется разместить данные парковки? При этом замена парковок возле жилых домов на стоянки (паркинги) будет противоречить требованию п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116.
Согласно п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 для объектов общественного и производственного назначения вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов, а при отсутствии расчетов следует ориентироваться на показатели, приведенные в Приложении В к ТКП 45-3.01-116. Соответственно, объекты нежилого назначения должны обеспечиваться парковками, а не стоянками, что подтверждает и наименование Приложении В «Ориентировочный расчет вместимости автомобильных парковок» к ТКП 45-3.01-116.
В п. 4 Указа № 589 сказано: «Не взимается плата за парковку на автомобильных парковках, расположенных на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами». Выполнить данное требование можно лишь при обеспечении указанных объектов парковками, но не стоянками.
Между тем, проектом предусматривается размещение на территории в границах ПДП значительного количества разного рода объектов общественного (в т.ч. и административного) и производственного назначения: производственный фонд – 7,4 тыс. кв.м. с 300 чел. работающих, общественный фонд – 44,2 тыс. кв.м. с 900 чел. работающих.
При обеспечении общественных и производственных объектов не парковками, а стоянками (паркингами), помимо вопроса о соответствии таких подходов требованиям п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 и Приложения В к ТКП 45-3.01-116, после застройки территории данными объектами возникнет следующий весьма актуальный вопрос: где будут оставлять свои автомобили многочисленные сотрудники и посетители данных объектов – в паркингах за плату либо в близлежащих дворах жилых домов бесплатно?
Между тем, обеспечить все планируемые жилые и нежилые объекты местами стоянки (парковками) в соответствии с требованиями п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116 и показателями Приложения В к ТКП 45-3.01-116 не представляется возможным – для размещения парковок нормативной вместимости требуется значительный территориальный ресурс, который отсутствует.
5.3 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
Согласно п. 11.6.5 ТКП 45-3.01-116 «Автомобильные стоянки и автомобильные парковки вместимостью более 300 машино-мест следует размещать вне кварталов, микрорайонов жилой застройки в специально выделяемых, обособленных коммунальных зонах жилых районов, на территориях коммунально-складской и промышленной застройки поселений».
Согласно п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35) «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
На территории жилой застройки могут размещаться паркинги. Паркинги (в т.ч. подземные и встроенные в жилые дома) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 данные объекты должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
В п. 5 СанПиНа № 35 дается определение следующего термина: «автомобильная парковка – место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории;», исходя из которого, для целей СанПиНа № 35 места стоянки автотранспорта, расположенные на территории жилой застройки (в т.ч. на дворовых территориях возле жилых домов) относятся к автомобильным парковкам.
Соответственно, уже на этапе разработки детальных планов необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116) за пределами дворовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок),
либо
б) предусматривать отдельные проезды по дворовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения дворовых территорий и разрывов между жилыми домами.
Для подтверждения возможности выполнения требований п. 20 СанПиНа № 35 с одновременным выполнением требований п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116, п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 при размещении автомобильных парковок на территории жилой застройки, а также возможности размещения автомобильных стоянок (паркингов) на территории жилой застройки необходимо разработать в составе ПДП эскиз застройки и благоустройства территории в соответствии с п. 5 ст. 44 Закона Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с обозначением на эскизе мест размещения жилых домов и основных элементов благоустройства придомовых территорий (проезды и парковки), а также автомобильных стоянок (паркингов). При этом «эскиз застройки», который входит в состав ПДП и «эскиз застройки и благоустройства территории» – не одно и тоже.
6. Многофункциональный гостиничный комплекс с паркингом
В ПДП предусматривается размещение объекта «Многофункциональный гостиничный комплекс с паркингом» с такими основными технико-экономическими показателями:
общая площадь комплекса – 16600 кв.м.;
этажность – 9 этажей;
общая площадь жилых помещений – 11000 кв.м.;
вместимость гостиницы – 172 места;
количество работников – 200 чел.
вместимость паркинга – 80 м/мест.
При этом:
1) не указано функциональное назначение всех составных частей объекта – какие именно функции, кроме гостиничных, будет выполнять данный объект? При таких условиях разместить внутри объекта «Многофункциональный гостиничный комплекс с паркингом» можно что-угодно.
Размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания рассчитываются в зависимости от а) функционального назначения объекта, б) мощности (вместимости, пропускной способности) объекта (Приложение А к ТКП 45-3.01-116).
Соответственно, для данного объекта необходимо указать функциональное назначение и показатели мощности (вместимости, пропускной способности) всех его составных частей;
2) данный объект относится к объектам общественного назначения и должен обеспечиваться согласно п. 11.6.12 и Приложения В к ТКП 45-3.01-116 парковками, а не стоянками;
3) с учетом функционального назначения, мощности (вместимости, пропускной способности) всех составных частей объекта и исходя из Приложения В к ТКП 45-3.01-116 вместимость паркинга на 80 м/мест для такого объекта недостаточна;
4) испрашиваемый под застройку участок располагается на месте существующей в настоящее время парковки для автомобилей сотрудников МВД. Соответственно, после строительства объекта возникнет следующий весьма актуальный для жителей ближайших жилых домов вопрос: где будут оставлять свои автомобили многочисленные работники и посетители объекта, а также сотрудники МВД – в паркинге за плату либо в близлежащих дворах жилых домов бесплатно?
5) установка открываемого с помощью технических средств шлагбаума на въезде во дворы жилых домов невозможна по той причине, что в таком случае во дворы не сможет оперативно попасть спецавтотранспорт (скорая помощь, милиция, пожарные и др.).
7. Обеспеченность озелененными территориями
Согласно обязательного Приложения Г к ТКП 45-3.01-284 в состав таблицы «Основные технико-экономические показатели детального плана» входят показатели:
Озелененность территории – %;
Обеспеченность озелененными территориями общего пользования – кв.м./чел.
Имеются ли данные показатели в составе указанной таблицы ПДП?
Показатель «Обеспеченность озелененными территориями общего пользования» должен составлять не менее 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116). Возможно ли выполнить это требование с одновременным выполнением требования по размещению парковок нормативной вместимости?
8. Улично-дорожная сеть
Территория существующей застройки обеспечена узкими улицами с небольшой пропускной способностью. Без расширении существующих улиц после застройки территории возникнет угроза транспортного коллапса. При расширении улиц необходимо соблюдать требования п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов Строительные нормы проектирования», который регламентирует «отступ жилой застройки от красных линий». Будут ли соблюдаться требования п. 5.1.1 ТКП 45-3.03-227 при расширении улиц в существующей жилой застройке?
9. Реконструкция (модернизация) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов
Согласно п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Детальном плане определяются «параметры… благоустройства территорий» и «иные параметры и требования к территориям». Согласно п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014 в Детальном плане устанавливают «характер обустройства территории». Так как ПДП включает застроенную жилую территорию, то в нем необходимо определить «параметры благоустройства» и «иные параметры и требования», а также «характер обустройства» придомовых территорий жилых домов, в т.ч. и сохраняемых (параметры и требования к элементам благоустройства).
В настоящее время элементы благоустройства придомовых территорий сохраняемых по ПДП многоквартирных жилых домов не в полной мере соответствует требованиям действующих ТНПА (ширина проездов, количество мест стоянки возле жилых домов и др.). При этом «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116),
Согласно п. 3.6 гл. 2 Генерального плана г. Минска необходимо «разработать и реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях».
Соответственно, необходимо в ПДП предусмотреть необходимость реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов. Между тем, информация о конкретных мероприятиях по реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов и сроках их проведения в материалах экспозиции отсутствовала.
Соответственно, в утверждаемую часть ПДП необходимо включить следующее требование: «Осуществить на 1-м этапе реализации ПДП комплексную реконструкцию (модернизацию) благоустройства придомовых территорий всех сохраняемых жилых многоквартирных домов с размещением мест стоянки автомобилей нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов».
10. Эскиз застройки и благоустройства
При реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов необходимо одновременно:
а) разместить на нормативном расстоянии от жилых домов места стоянки автотранспорта (п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116) нормативной вместимости (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116) и соблюсти при этом требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории;
б) сохранить озелененные участки из расчета 9 кв.м. на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116);
в) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды, площадки для отдыха, игр и хозяйственных целей;
г) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки).
Согласно п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов Строительные нормы проектирования» «Проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки для крупных и крупнейших городов следует предусматривать кольцевыми для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта».
Соответственно, необходимо резервирование в ПДП территориального ресурса для осуществления указанных мероприятий. При этом ПДП может включать в себя «эскиз застройки и благоустройства территории» (п. 5 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»).
Исходя из вышеуказанного и с целью выполнения требований п.п. 4 и 5 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014, п.п. 5.2.1 и 5.2.2 ТКП 45-3.01-116, п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227, п. 20 СанПиНа № 35 необходимо включить в состав ПДП эскиз застройки и благоустройства территории, на котором отразить основные элементы благоустройства придомовых территорий (проезды, места стоянки автотранспорта, детские игровые, хозяйственные и физкультурные площадки, зоны отдыха взрослых) сохраняемых жилых домов.
11. Архитектурный проект застройки. Проект реконструкции (модернизации) благоустройства
Предусмотреть в ПДП необходимые мероприятия по комплексной реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов возможно двумя путями:
1) Согласно Примечания к п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 проект застройки разрабатывается в две стадии: архитектурный проект и строительный проект. Архитектурный проект «содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта». Архитектурный проект застройки территории подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе.
Соответственно, возможна разработка архитектурного проекта застройки территории жилых кварталов с определением в нем участков, в т.ч. и придомовых территорий сохраняемых жилых домов, для которых разрабатывается проект реконструкции (модернизации) благоустройства. Такие участки должны включаться в границы работ по архитектурному проекту застройки.
Соответственно, в этом случае в утверждаемую часть ПДП необходимо включить следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана архитектурные проекты застройки территорий жилых кварталов с включением в границы работ придомовых территорий сохраняемых жилых домов. Определить в данных проектах участки, в том числе придомовые территории сохраняемых жилых домов, для которых разрабатываются проекты реконструкции (модернизации) благоустройства».
2) В соответствии с нормами п. 1 ст. 51 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности возможна разработка проектов реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов напрямую, без разработки архитектурных проектов застройки территорий.
Соответственно, в данном случае необходимо включить в утверждаемую часть ПДП следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана проекты реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов».
Исходя из вышеизложенного, ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1. Отклонить ПДП.
2. Разработать проект на всю территорию в границах ПДП с выделением 1-го и расчетного этапов реализации проекта в соответствии с требованиями ТКП 45-3.01-284.
3. При разработке ПДП учитывать, прежде всего, интересы населения сохраняемых жилых домов, а не интересы потенциальных инвесторов-застройщиков.
4. Исключить из ПДП объект «Многофункциональный гостиничный комплекс с паркингом».
Ниже – таблица из трех колонок: № квартиры, ФИО (полностью), подпись.