Проблемный Гибралтар
Чтобы понять, в чем заключается вопрос Гибралтара и действительно оно блокирует подписание соглашения о САП, стоит обратиться к истории.
Двусторонний спор между Испанией и Великобританией относительно этой территории достигает 1704 году, когда Гибралтар, который в то время принадлежал Испании, был завоеван Англией. В 1713 году между государствами был подписан Утрехтский договор, согласно которому Испания "пожизненно" передала Гибралтар Великобритании с правом восстановления своего суверенитета над территорией в случае, если Великобритания потеряет такой контроль.
В соответствии с Утрехтского договора,
Испания уступила городом, замком, портом и крепостью Гибралтар, впрочем сам текст договора не содержал карты территории.
В начале ХХ века из-за споров в точном определении территории под юрисдикцией Великобритании перешеек от скалы Гибралтар в Испании было названо нейтральной территорией. Именно на этой территории в 1934 Великобритания построила аэропорт.
Первая дискуссия в ЕС по аэропорту Гибралтара началась в 1987 году, когда из-за нежелания признавать британский аэропорт на спорной территории Испания не соглашалась на отмену отмены государственного контроля над торговыми авиаперевозками. Под давлением ЕС министры транспорта Испании и Британии договорились о функционировании аэропорта Гибралтара.
После долгого перерыва, во время которого двусторонние отношения между Испанией и Великобританией то улучшались, то ухудшались, в 2006 году в городе Кордоба (Испания) в рамках трехстороннего форума "Диалог по Гибралтару" было опубликовано Заявление совета министров. Согласно ему, аэропорт Гибралтара был постепенно включен в правовое поле ЕС.
Кроме того, Испания обязалась прекратить свои попытки остановить действие будущих норм и директив ЕС для аэропорта Гибралтара.
Ситуация изменилась после победы правоцентристской Народной партии (Partido popular) на парламентских выборах 2011 года в Испании. Народная партия во главе с Мариано Рахоем (Mariano Rajoy) отказалась от договоренностей, достигнутых в Кордобе в 2006 году.
В сентябре 2013 года на Генассамблее ООН премьер-министр Испании Рахой
заявил, что Гибралтар – единственная территория в Европе, что ожидает деколонизации.
Он также заявил о желании возобновить двусторонний диалог с Великобританией без привлечения представителей Гибралтара.
"Украинский" Гибралтар
Именно в то время, когда Испания и Великобритания вышли на очередной виток противостояния, Украина завершила переговоры с Евросоюзом. Подписание соглашения о САП запланировали на март 2014 года.
На тот момент позиция Великобритании и парламента Гибралтара заключалась в соблюдении Кордобської соглашения 2006 года, по которой нормы, директивы и договоры ЕС ( в том числе соглашение о САП) распространяются на аэропорт в Гибралтаре.
Зато, позиция Испании изменилась. Мадрид стал настаивать на исключении аэропорта Гибралтара из сферы действия САП и на прекращении соблюдения Кордобської соглашения.
Украинская сделка стала прецедентом для сторон
Фактически, от того, каким будет формулировка пункта 31 статьи 2 соглашения о САП, где фиксируется ее территориальное применение – зависит дальнейшее включение или исключение аэропорта Гибралтара с правового поля ЕС.
Украинская сделка стала первой, но не единственной авиационной инициативе, что заблокированы в ЕС через обострение "проблемы Гибралтара". В частности, в декабре 2014 года именно через этот Совет ЕС не смог одобрить второй пакет инициативы Единого Европейского Неба (the Single European Sky Initiative), цель которого – объединение национальных воздушных коридоров для сокращения траекторий полета, затрат и выбросов углекислого газа в атмосферу.
По мнению экспертов, опрошенных ОО "Европа без барьеров", вопрос Гибралтара в будущем будет блокировать переговоры с другими странами о присоединении к единому авиационному пространству ЕС, а также общеевропейские авиационные процессы.