...Обеспечить пересмотр списков граждан на получение
льготных кредитов с учетом положений, предусмотренных в абзацах
четвертом–седьмом, девятом и десятом подпункта 1.2.1.4 пункта 1
настоящего Указа в отношении граждан, с которыми на 1 июня 2013 г. не
заключены кредитные договоры... Указ явно ухудшает наше положение...Обратная сила закона !!! КОНСТИТУЦИЯ !!!
Добавлено спустя 13 минут 8 секунд
Давайте рассмотрим с точки зрения действующей Конституции Республики Беларусь, что собой представляет нормативно-правовой акт, изданный в форме указа!
Основной Закон государства определяет, что:
«Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь…» (ст.85 Конституции).
Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Хочу обратить внимание, что все изменяющие или отменяющие определенные правовые нормы должны соответствовать положениям Конституции, гарантирующей нам определенные права в различных областях жизни.
В основном Законе определено, что: «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция» (ст.137 Конституции).
В шестом пункте статье 104 Конституции определено, что:
«Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан». Это же положение закреплено и в ст. 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Статьей 29 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республике Беларусь» главе государства не предоставлено право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен принцип верховенства права!
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, согласно статье 125 Конституции, осуществляется Конституционным судом.
Так например, в заключении Конституционного Суда Республики Беларусь от 29 апреля 1996 г. № З-35/96 «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь Распоряжения Президента Республики Беларусь от 29 декабря 1995 г. № 259 рп «О соблюдении норм указов Президента Республики Беларусь»» отмечено следующее:
«Согласно статье 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь», Президент издает в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции, законов и постановлений Верховного Совета указы и распоряжения, контролирует их исполнение.
Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, постановлениям Верховного Совета, не могут их дополнять или изменять.
Указы и распоряжения Президента, признанные в установленном законом порядке несоответствующими Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, не имеют юридической силы».
Похоже, выход в сложившейся ситуации намечается: необходимо попросту обратиться в Конституционный Суд с заявлением о соответствии пунктов 8 и 11 Указа № 13 Конституции Республики Беларусь. (статья из интернет старая)