Белорусских автодилеров гонят в Россию
Несмотря на острые и пока не урегулированные разногласия с Беларусью по нефтяным пошлинам, Россия уже получает выгоды от Таможенного союза
Кто хоть раз был в Минске или в любом другом белорусском городе, не мог не заметить: продукция российского «АвтоВАЗа», особенно моделей, начиная с «десятки» и далее, здесь относится к разряду экзотики. В потоке машин на городских улицах увидеть их – большая удача. Причина проста. Белорусы успели привыкнуть к недорогим подержанным иномаркам из Европы. Этому способствовали невысокие в сравнении с российскими таможенные пошлины на «автомобили с пробегом».
В докризисные годы любовь белорусских почитателей железных коней постепенно распространилась и на новые иностранные автомобили. Худо-бедно, но 28 000 новых автомобилей в 2008 году официальные импортеры продали. При этом подержанных иномарок ввезено было более 200 000.
Когда в ноябре 2009 года президенты Беларуси, Казахстана и России в Минске договорились создать Таможенный союз трех стран, белорусские автомобильные дилеры к 1 января 2010 года, когда вступил в силу новый таможенный тариф на ввоз автомобилей юридическими лицами, просто не успели сформировать влиятельное лобби, чтобы отстоять свои позиции. А «своего человека» в окружении белорусского президента у белорусского автобизнеса нет. Как нет среди этого «окружения» и людей, занимающихся таким бизнесом по-крупному. Чего не скажешь о бизнесе нефтяном…
Белорусские автомобильные дилеры на 2010 год прогнозировали проблемы с продажами, связывая это с существованием «ножниц» таможенных пошлин для юридических лиц (читай – для импортеров) и для лиц физических. Для физических лиц так быстро вводить новые (высокие) ввозные пошлины белорусское руководство не решилось. Слишком предсказуемы были политические последствия такого непопулярного шага в год перед очередными президентскими выборами.
Опыт существования ножниц таможенных пошлин в истории белорусского автобизнеса уже был. Процветали серые схемы поставок автомобилей из Европы. Физическое лицо ввозит на свое имя новый автомобиль с уплатой низких пошлин, выдерживает «паузу приличия», сдает его в комиссионный магазин дилера, откуда машина уходит конечному покупателю. Несмотря на то, что все эти операции внешне вполне законны, белорусская Фемида нашла способы упрятать за решетку нескольких бизнесменов или нанятых ими менеджеров из автомобильного бизнеса.
Но лучшим решением в борьбе с «лжепредпринимательством с целью уклониться от уплаты таможенных пошлин» стало все-таки выравнивание ввозных таможенных пошлин на новые автомобили для юридических и физических лиц. «Серый ввоз» исчез сам по себе. После этого белорусские автохаусы наконец-то начали строить нормальный бизнес. Но Таможенный союз подкрался незаметно…
«Отсутствие стратегии означает смерть», – заявил на пресс-конференции в Москве 20 апреля Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «КамАЗ». Он в этом, без сомнения, прав. Можно спорить о достоинствах или недостатках той или иной стратегии, но спора о ее необходимости быть не может в принципе.
К моменту создания Таможенного союза российское руководство со стратегией определилось. Её частью является создание благоприятных условий для развития автомобильного производства в России. К таким условиям относятся и меры тарифного регулирования импорта. Причем с момента открытия первого иностранного сборочного предприятия эти меры начинают играть роль мер по защите инвестиций. А роль главных лоббистов плавно переходит к иностранным автомобильным концернам.
Емкость белорусского рынка новых автомобилей, не дотягивающая до 30 000 машин в год, в сравнении с ёмкостью рынка российского выглядит исчезающе малой. Но для каждого из уже работающих сборочных производств иностранных марок на этапе их становления прибавка в несколько тысяч машин выглядит вполне желанной. Таможенный союз в случае с Беларусью не просто расширяет общее таможенное пространство, но и одновременно «убивает» бизнес белорусских дилеров, которые в основном импортируют машины с заводов Европы, Японии или Кореи, заставляя их обратить взор на производителей на территории России.
Итоги продаж новых автомобилей в Беларуси за первый квартал 2010 года убедительно доказывают действенность Таможенного союза в пользу России.
Всего по стране за три первых месяца работы в условиях выросших таможенных пошлин дилерами было продано 1083 автомобиля.
В самый канун рабочего визита Президента Беларуси Александра Лукашенко в Москву 11 июня в белорусских СМИ в полный голос зазвучал «плач» белорусского автомобильного бизнеса. Комментарии экспертов и представителей официальных дилеров иномарок в Беларуси, данные для «Еврорадио», сводились к тому, что «Продажи машин в автосалонах почти равны нулю, дилеры увольняют сотрудников, а некоторые и вовсе планируют уйти с рынка».
Александр Демидович, начальник отдела маркетинга белорусского импортера Volkswagen, сообщил в телефонном разговоре, что полностью разделяет такую оценку ситуации на рынке. По его мнению, в первую очередь новые таможенные пошлины подорвали бизнес в премиальном сегменте. Что касается марки VW, то ситуацию удалось несколько скорректировать за счет гибкости ценовой политики концерна. Цены в автосалонах в Минске выросли не на 30%, как могли бы, а только на 15–17%. А вот его коллегам по холдингу, продающим японские модели, приходится совсем туго. Японским производителям сложнее понять особенности местного рынка, и на уступки в цене они не идут.
Автомобильные салоны в Минске превратились в справочные бюро высокой квалификации. Покупатели приходят, задают множество вопросов, тщательно записывают номера опций из официальных каталогов, после этого едут в Вильнюс, Варшаву или Берлин и покупают там выбранный автомобиль, ввозя его сразу на себя по ставкам таможенных пошлин для физических лиц. Для моделей бизнес-класса разница в цене может достигать 10 000 евро. Окупается даже перелет на самолете и хороший отель. На крупнейшем белорусском информационном интернет-портале даже появилась реклама дилера BMW из Литвы, приглашающая за покупками. До Вильнюса из Минска всего-то полтора–два часа езды.
Продажи существуют только за счет корпоративных покупателей, но и тут возможны перемены. Александр Демидович считает, что очень хорошие перспективы на белорусском рынке будут у новой модели VW Polo Sedan, представленной на прошлой неделе на заводе в Калуге. Она будет ненамного дороже новой «Лады». Покупатели среди юридических лиц, приобретая служебный автомобиль, без труда заплатят премию за бренд.
«Импортер» дорожку в Россию уже нашел. Видимо, будут искать ее и автомобильные дилеры. Умирать ведь никому не хочется. А место тех, кто решит все-таки тихо уйти, быстро займут более крупные, расторопные и финансово устойчивые, например, из России. Для многих из них задача добавить еще один регион продаж не является чем-то из ряда вон выходящим.