Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами
1. В соответствии со статьей 3 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее – Соглашение), отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется с применением системы управления рисками исходя из:
cведений из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);
характера и количества товаров;
частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
При определении предназначения товаров, ввозимых физическими лицами, за основу принимается принцип разделения полномочий по принятию соответствующего решения.
Лицами, ответственными за принятие решения на разных этапах могут выступать:
• должностное лицо ОТО и К таможни (далее - инспектор), производящее выпуск товаров;
• старший смены ОТО и К таможни (далее - старший смены);
• начальник (заместитель) ОТО и К таможни;
• начальник (заместитель) таможенного поста таможни;
• заместитель начальника таможни по организации таможенного контроля и оформления;
• начальник таможни.
При этом должностными лицами, осуществляющими таможенные операции, при принятии решения о предназначении товаров также принимается во внимание ассортимент товаров, перемещаемых физическими лицами в одном транспортном средстве. Перемещение в одном транспортном средстве (за исключением автобусов более 12 мест и железнодорожных вагонов) трех и более единиц идентичных товаров длительного пользования, указанных в пункте 2 примечания, различными физическими лицами может быть признано коммерческой партией, даже при условии соответствия их количества и частоты перемещения граждан установленным в настоящих рекомендациях критериям.
При принятии решения о предназначении товаров должностными лицами, начиная от старшего смены и выше, также принимаются во внимание следующие факторы:
- состав семьи;
- обычная потребность человека в указанного рода товарах;
- место работы или его отсутствие;
- место жительства (лицо государства-члена Евразийского экономического союза, иностранное лицо, если лицо государства-члена Евразийского экономического союза - город, районный центр, деревня и т.д.), близость места жительства к границе;
- обстоятельства поездки (цель и частота);
- обстоятельства предыдущих поездок, если лицо подпадает под категории лиц, указанных в примечании к таблице;
- ассортимент перемещаемых товаров;
- наличие документов, подтверждающих легальное приобретение в розничной торговле;
- частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами;
- иные факторы, установленные в ходе опроса лица;
при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях (далее – МПО):
- соответствие возраста получателя МПО характеру и свойствам товаров, перемещаемых в его адрес;
- частоту перемещения идентичных товаров различными физическими лицами, проживающими по одному адресу;
- отличие адреса получателя товаров, указанного в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, от фактического места регистрации такого физического лица.
2.При отнесении товаров к товарам для личного пользования по критерию «характер товара» учитываются потребительские свойства товаров, практика их обычного применения или использования в быту для удовлетворения личных, семейных, домашних и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд лиц с учетом приложения 1 к Соглашению.
Особое внимание обращается на лиц, которые не имеют отметок о въезде на сопредельную сторону, если таковые подлежат проставлению в паспорте или документе, его заменяющем. Таким лицам, может быть отказано в выпуске товаров в связи с тем, что они не могут выступать в качестве декларанта в соответствии с частью третьей пункта 3 статьи 8 Соглашения.
При выявлении лиц, перемещающихся по «зеленому» коридору и ввозящих товары длительного пользования, поименованные в пункте 2 Примечания, если последний въезд осуществлялся менее месяца назад, таможенными органами будет проводиться таможенный досмотр перемещаемых таким лицом товаров, по результатам которого будет приниматься соответствующее решение.
3. В случае принятия инспектором решения о невозможности отнесения товаров к товарам для личного пользования в графе «Служебные отметки» пассажирской таможенной декларации либо в акте таможенного осмотра (досмотра) при отказе в декларировании товаров производится запись: «Отказано в выпуске на основании ст. 3 Соглашения. Рекомендовано: осуществить вывоз товаров либо поместить их под таможенные процедуры».
Для пересмотра на уровне заместителя начальника таможни либо начальника таможни принятого в республиканском пункте таможенного оформления решения о предназначении товаров, товары необходимо поместить под таможенную процедуру таможенного транзита в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом таможенного союза (далее – ТК ТС) с целью доставки до ведомственного пункта таможенного оформления таможни, в зоне оперативной деятельности которой проживает данное лицо, либо до ближайшего ведомственного ПТО, имеющего склад временного хранения.
После вывоза таких товаров за пределы Республики Беларусь или их размещения на СВХ физическое лицо вправе письменно обращаться к заместителю начальника таможни или к начальнику таможни с целью получения решения об отнесении товаров к товарам для личного пользования (в форме соответствующей резолюции на заявлении или в форме письменного ответа заявителю).
В случае отказа лица от вывоза товаров за пределы Республики Беларусь либо помещения под таможенную процедуру таможенного транзита до ведомственного пункта таможенного оформления производится задержание товаров в соответствии с главой 21 ТК ТС.
Решения о неотнесения перемещаемых физическим лицом товаров к товарам для личного пользования на основании подпункта 1.18 пункта 18 Указа Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 360 «О перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11.02.2016 г. № 40) является окончательным, и товары подлежат помещению под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС.
Определение таможенной стоимости товаров
Таможенная стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, за исключением товаров, пересылаемых в МПО, определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости товаров в таможенной декларации, подтвержденной оригиналами одного или нескольких документов, содержащих сведения о стоимости товаров (договоры, спецификации, счета-фактуры, счета-проформы, коммерческие счета, товарные чеки, квитанции об оплате, описи имущества и другие). Контроль такой стоимости осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленных физическим лицом оригиналах документов. Предоставляемые в подтверждение заявленной таможенной стоимости документы должны идентифицироваться с декларируемым товаром, в том числе, по виду и количеству, месту и времени приобретения.
При ввозе физическими лицами товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО, для целей исчисления сумм таможенных пошлин, налогов используются сведения о стоимости товаров, указанные в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза. В отношении МПО с объявленной ценностью суммы таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из этой объявленной ценности в случаях, если она превышает стоимость, указанную в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых для таможенных целей.
При этом должностное лицо таможенного органа вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары (справочники, каталоги производителей/продавцов, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров, ценовая информация производителей товаров, информация по товарам, оформленным ранее, информация, содержащаяся на сайтах сети Интернет страны приобретения товара и прочая).
Подходы, применяемые должностными лицами таможенных органов при определении предназначения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза физическими лицами с учетом системы управления рисками*
Частота перемещения Кол-во товаров для отнесения к товарам для личного пользования различными категориями лиц:
Товары (кроме продуктов питания, авто,-мототранспортных средств)
1 раз в месяц Не более 3 единиц одного наименования, при этом не более 5 наименований товаров
1 раз в 7 дней Не более 1 единицы одного наименования, при этом не более 3 наименований товаров
Чаще, чем 1 раз в 7 дней 1 единицу 1 наименования
Чаще, чем 1 раз в сутки Только б/у товары, продукты питания, необходимые на время следования
Продукты питания
1 раз в месяц и чаще Не более 10 кг продуктов питания
1 раз в 7 дней и чаще Не более 5 кг продуктов питания, из них алкогольных напитков и пива:
не более 1 л - для лиц, пересекающих границу РБ в транспортном средстве;
0,5 л – для лиц, пересекающих границу РБ иным способом (пешком, на велосипеде)
Чаще, чем 1 раз в сутки Только на путь следования при отсутствии алкогольных напитков и пива
*Примечание:
1. При частоте пересечения физическим лицом таможенной границы Евразийского экономического союза 1 раз в календарный месяц и чаще, допускается ввоз в течение календарного месяца в качестве товаров для личного пользования по 1 единице не более 3 наименований предметов длительного пользования (запасные части к транспортным средствам, в том числе бывшие в употреблении, верхняя одежда, двери, окна (стеклопакеты), а также иные товары длительного пользования, не поименованные ниже), а также строительных материалов не более 3 наименований в течение календарного месяца. При этом под товарами длительного пользования понимаются товары, которые исходя из традиционного использования, имеют срок службы более года, а также стиральные порошки, ополаскиватели, чистящие (моющие) средства в упаковках весом более 5 кг.
В данном пункте под одной единицей предметов понимаются товары, которые традиционно используются не в единичном количестве, например 2 (4) шины, 4 автомобильных коврика.
2. (Применяется с 10 марта 2015 г.) Допускается ввоз в качестве товаров для личного пользования следующих категорий товаров, за исключением ввезенных с уплатой совокупного таможенного платежа:
- в течение трех календарных лет - по 1 единице следующих категорий товаров: плиты газовые (либо электрические) кухонные, варочные панели, вытяжки бытовые, кухонные комбайны, печи микроволновые, духовые шкафы, ванны, душевые кабины, раковины для стока воды, раковины для умывания, биде, унитазы, бачки сливные, холодильники-морозильники бытовые, холодильники бытовые, морозильники бытовые, машины посудомоечные, машины стиральные бытовые, кофемашины бытовые, машины швейные бытовые, водонагреватели бытовые, компьютерные мониторы цветного изображения с жидкокристаллическим экраном, ноутбуки (нетбуки), планшетные ПК, копировально-множительная техника, аппаратура приемная для телевизионной связи, кондиционеры, косилки для газонов (триммеры), пылесосы, сварочные аппараты бытовые, электрогенераторы бытовые, оборудование для мойки автомобилей бытовое, детские коляски (каждого вида в зависимости от возраста ребенка), лодочные моторы, гражданское гладкоствольное или нарезное оружие и его части;
- в течение двух календарных лет - до 4 единиц (до 2 или 3 (при наличии коляски) единиц в отношении мотоциклов, мопедов, мотороллеров) летних пневматических шин (либо колес с летними шинами, в том числе бывших в употреблении) либо до 4 единиц (до 2 или 3 (при наличии коляски) зимних пневматических шин (либо колес с зимними шинами, в том числе бывших в употреблении) к каждому транспортному средству для личного пользования, находящемуся в собственности физического лица, перемещающего такие товары, при условии документального подтверждения должностному лицу таможни права собственности на транспортное средство для личного пользования, до 4 дисков к транспортным средствам для личного пользования.
3. В отношении товаров, указанных в пункте 2, при ввозе их чаще, чем 1 раз в 3 и 2 календарных года соответственно, решение об отнесении к товарам для личного пользования принимается зам. начальника таможни или начальником таможни.
4. Критерии количества товаров для отнесения к товарам для личного пользования различными категориями лиц не относятся к перемещаемым товарам, имеющим явные признаки их использования (отсутствие упаковки, ярлыков, бирок, следы носки и т.д.), в том числе к товарам бывшим в употреблении (одежда), в которую одето физическое лицо с учетом сезона и погодных условий. При этом, настоящие Рекомендации могут применяться в отношении б/у одежды, если по количеству, характеру товара имеются основания полагать, что указанные товары перемещаются не для личного пользования (сэконд-хэнд).
О выпуске товаров, не отнесенных таможенным органом к товарам для личного пользования, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В случае неотнесения таможенным органом товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза физическим лицом, к товарам для личного пользования, выпуск таких товаров осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ТК ТС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с помещением таких товаров под таможенные процедуры и применением для целей таможенного декларирования декларации на товары.
Если такой товар включен в соответствующие перечни продукции (товаров), в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза/Евразийского экономического союза, выпуск таких товаров осуществляется при представлении таможенному органу одновременно с таможенной декларацией сертификата соответствия либо декларации о соответствии.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 195 ТК ТС непредставление таможенному органу документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, является основанием для отказа в выпуске товаров.
Обращаем внимание, что в настоящее время в соответствии с требованиями законодательства, действующего в рамках технического регулирования в Евразийском экономическом союзе, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может быть заявителем на подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Вопросы технического регулирования относятся к компетенции Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (сайт http://www.gosstandart.gov.by/).