Тут есть несколько вариантов событий:
1) поговорят, поговорят и все так же останется
2) введут строгое регулирование цен на новые квартиры, тогда цена на новостройки будет привлекательной по отношению к б/у квартирам и следовательно построить у коммерческого застройщика будет нереально - так как разница цен между б/у и строящимся жильем подстегнет спекулятивный интерес (построить дешевле продать дороже) - следовательно построить новое жилье можно будет также непросто, как сейчас человеку со стороны построить жилье в УКСе. И тогда чтобы посторить либо надо будет давать на лапу (что возможно сведет к нулю разницу) либо иметь блат. В этой ситуации цены на б/у жилье будут расти как прежде (ведь построить будет нереально) и сумма на лапу тоже (в общем цены все также буду расти), только спекулятивный интерес может еще больше подстегнуть цены.
3) Возможно, дойдут до того, что строить коммерческое жилье смогут только те, кто стоит на очереди и опять-таки при жестком госрегулировании цен (это опять-таки сначала вызовет всплеск цен на б/у жилье, а потом они будут расти дальше)
4) Возможно, дойдут до того, что строить коммерческое жилье по жестко регулируемым ценам смогут только те, кто стоит на очереди и тогда в строительных конторах никогда не будет квартир для человека, который стоит на очереди (или же будут при условии "на-лапу" или "блат"). В свою очередь нерегулируемые цены на строящееся жилье подпрыгнут еще больше, а вслед за ними и цены на б/у жилье, т.е. в результате разницу в между цене между льготной строительной ценой и нельготной будут компенсировать те, кто строит по последней или покупает б/у.
5) могут ввести дифференциацию цен при строительстве на льготную (регулируемую) и обычную. Льготная цена для тех у кого еще нет квартиры или есть метры для расширения и нельготная цена для тех у кого больше квартир (но это будет обходится оформлением квартир на родственников)
6) могут придумать чудовищную комбинацию из всего предыдущего.
Одно ясно, что государственным регулированием цен здесь ничто не решить, когда в Минске спрос к предложению относится как 6 к 1.
Самое простое решение, которое конечно же будет не принято - это значительно увеличить предложение новых квартир и снизить себестоимость:
увеличить предложение можно:
- выдавать столько участков земли под застройку, сколько просят застройщики, а не так, что Мингорисполком больше не выдает участки
- простой процедурой выделения и оформления земельного участка - 1 неделя (а не 6-18 месяцев) - при этом застройщик просто должен подать заявку на выделение какого-то нового участка
- ускорить оформление документации и разрешений на постройку дома - допустим принцип одного окна - застройщик сдает все документы в одно место, а через месяц оттуда их забирает уже всячески оформленными (при этом госорган в случае просрочки выдачи документов выплачивает неустойку застройщику из премий работников )
- предоставлять налоговые льготы застройщикам пропорционально количеству строящихся объектов, т.е. сделвать так, чтоб им было невыгодно строить мало домов
- безбожно штрафовать застройщиков за просрочку сдачи объекта
- свести отделку квартиры к стандартному минимуму - (пусть последующей отделкой занимаются ремонтые фирмы), т.е. дифференцировать сторительство и отделку квартир на два сектора
- облегчить и льготировать выдачу краткосрочных кредитов застройщикам (ведь оплата дольщиками идет постепенно)
снизить себестоимость:
- хотя за счет увеличения этажности и квартирности домов (допустим минимум 12 этажей, за исключением исторического центра города) - ведь около 30-35% стоимости жилья - это подвод инфраструктуры да и фундамент тоже стоит