1. Сырье (тростниковый сок/концентрат тростникового сока/меласса).
2. Тип ферментации (контролируемая/неконтролируемая, быстрая/медленная), связанный непосредственно с культурой дрожжей (окультуренные/естественные).
3. Тип дистилляции (порционная [куб в разных вариациях] / непрерывная [традиционные колонны в разных вариациях / промышленные колонны]).
4. Выдержка (вид [стационарная/динамическая] /тип древесины /качество бочки /условия [температура/влажность] /сроки)
1. Сырье. Возможны три варианта:
а) Для ферментации непосредственно используется сок сахарного тростника. Такой подход дает ромовые спирты, в которых максимально сохраняются вкусовые особенности необработанного тростника. Данный метод преимущественно практикуется в Заморском департаменте Франции (Мартиника и Гваделупа).
б) Ряд дистиллерий (например, Saint Nicholas Abbey в Барбадосе, River Antoine в Гренаде) работают с концентратом сока. Он позволяет получить большинство характеристик, которые присущи соку сахарного тростника, и осуществлять перегонку весь год, а не только в период урожая. Получают концентрат из сока тростника разными способами (например, в вакуумных установках либо выпариванием). Иногда он добавляется в финальный купаж для подслащивания, а также придания обедненным кодженериками спиртам определенного ароматического профиля.
в) Подавляющая часть производителей в качестве сырья используют мелассу. Это остаточный продукт при производстве сахара. Содержание сахара в ней в зависимости от степени переработки колеблется в широких пределах, но в среднем составляет примерно 50%. Если говорить о странах Карибского бассейна, то здесь производство в основном основано на импортной мелассе. Ключевой поставщик Бразилия. Даже в странах-производителях сахара таких, например, как Барбадос и Ямайка (исключая Appleton), дистиллерии закупают мелассу за рубежом.
2. Тип ферментации (контролируемая/неконтролируемая, быстрая/медленная), связанный непосредственно с культурой дрожжей (окультуренные/естественные).
Процесс брожения определяется самой дистиллерией и он отличается большим разнообразием при переходе от одного производителя к другому. На одном полюсе - «естественное» или «спонтанное» брожение, когда в процессе сбраживания сахаров в открытых чанах работают натуральные дрожжи, присутствующие в местной окружающей среде. В зависимости от количества спор природных дрожжей и температурных условий она может длиться от пяти до десяти, а иногда и более дней. Самый известный пример этого стиля - ямайский ром. Чем дольше и медленнее естественное брожение, тем больше создается сопутствующих соединений, которые обогащают вкусо-ароматическую гамму дистиллята и способствуют в дальнейшем получению «тяжелого» рома.
На другом полюсе случаи, когда весь процесс ферментации строго контролируется практически в лабораторных условиях. Большинство коммерческих процессов ферментации сусла находятся между этими двумя точками. Обычно применяются специально подобранные культивируемые штаммы дрожжей. Каждая дистиллерия использует свой набор дрожжевых культур, которые позволяют получать брагу с определёнными характеристиками. При этом они вынуждены принимать соответствующие меры предосторожности с тем, чтобы обезопасить брагу от попадания в нее «диких» дрожжей. Одним из основных способов защиты здесь служит использование так называемых «быстрых» дрожжей, благодаря которым брожение протекает в течение одного-двух дней. Но при этом полученная брага существенно теряет в кондженериках, тем самым заведомо обедняя органолептику полученного из нее дистиллята. Такого типа ферментация используются чаще всего. В качестве примера можно упомянуть уже рассмотренных мной ранее кубинских производителей рома, а также компанию Бакарди. Собственно именно поэтому такой дистиллят называют «легким», а на самом деле он характеризуется тем, что обладает менее выраженным вкусом и ароматом.
В ряде случаев (яркий пример - производство ямайского рома) в процессе ферментации применяется метод, аналогичный тому, который используется для производства бурбона - «sour mash method» (метод кислого сусла). В резервуар с суслом добавляется определенное количество так называемого дандера (dunder). Дандер представляет собой остатки браги от предыдущих перегонок, содержащей до 3% органических кислот, главным образом уксусной и масляной, и используется для инициирования новой ферментации. Он способствует поддержке уровня кислотности на требуемом уровне (понижает рН сусла), что облегчает процесс брожения, а также приводит к образованию дополнительных сложных эфиров. В значительной мере благодаря этому обстоятельству, а также перегонке в кубах, позволяющей эффективно улавливать нужные эфиры, ямайский ром имеет сильный и столь необычный аромат и вкус, наполненный широким спектром фруктовых и «фанковых» оттенков. Ромы такого типа относят к категории «тяжелых».
С этой же целью помимо дандера могут добавлять в сусло и другие сопутствующие продукты. В частности скимминги ("skimmings" - пена, которую удаляют при нагревании сока тростника, после обработки его известью). Их добавление придает дистилляту дополнительный вкус и аромат. Некоторые производители вносят в брагу разного рода ароматические добавки, не связанные с продуктами переработки сахара. Объективно, это будет уже не чистый ром, а flavored rum (смотри, например, законодательство США). Правда, об этом мало кто говорит прямо. Тем не менее, многие считают, и я придерживаюсь такого же мнения, что производитель обязан указывать все добавки, которые вносит как в сусло, так и в спирты. В целом перебродившее сусло (другими словами «вино из сахарного тростника») содержит 8-12% спирта (в случае свежего сока 4-7,5%).
3. Тип дистилляции (порционная [куб в разных вариациях] / непрерывная [традиционные колонны в разных вариациях / промышленные колонны]).
Следует начать с того, что дистилляция в кубах и традиционных колоннах (как правило, адаптированные к требованиям производителя версии двухколонного аппарата Коффи, а также одноколонные системы типа Креолы, которые применяются при производстве рома из сока сахарного тростника) - это в чистом виде искусство. Любой куб, равно как и любая традиционная колонна являются исключительно артизанальным продуктом, имеющим строго индивидуальные формы, конструкцию и характеристики. Они создаются исключительно под требования конкретной дистиллерии с целью формирования неповторимого фирменного профиля аромата и вкуса. Что касается промышленных колонн (как правило, их пять), то это системы перегонки для массового производства спирта без каких-либо значительных индивидуальных особенностей. Различие между ними в рамках рассматриваемого вопроса не принципиально.
Кубы с порционной перегонкой формируют самые ароматные спирты, затем по степени убывания ароматики следуют системы с непрерывной перегонкой: традиционные одноколонные и двухколонные аппараты. Системы с непрерывной перегонкой в целом приводят к более высоким показателям крепости и из-за уменьшения количества кондженериков значительно обеднены ароматическими компонентами. Зависимость здесь простая – чем выше крепость дистиллята, тем беднее вкусо-ароматическая гамма. Промышленные колонны выгоняют огромные объемы практически чистого спирта без вкуса и запаха и непригодны для изготовления качественного рома. Зато он чрезмерно дешев. Известно, что современные промышленные системы дистилляции за день способны производить из браги на базе мелассы до 60 тыс. л спирта. Поэтому для изготовления ширпотреба используют именно такой спирт и в первую очередь из-за его дешевизны.
Крепость дистиллятов колеблется в очень широких пределах. Для кубов она в основном заключена в пределах 70-85%, для колонн во французском заморском департаменте 65-75%, для традиционных двухколонных систем 70-85% (в случае агуардиенте) и 92-95,5% (в случае редистильядо), для промышленных многоколонных систем – 96%. Бразильскую кашасу (португальский - cachaça) я сознательно не принимаю во внимание. По моим представлениям это не ром.
С точки зрения борьбы за аромат кубы вне конкуренции. Порционная перегонка при полном контроле мастера-дистиллера позволяет отобрать максимальное число необходимых кондженериков. Но у них есть ахиллесова пята – низкая производительность, сложность в обслуживании, большая энергоемкость и, как следствие, высокая дороговизна выпускаемой продукция. Поэтому практически все производители, у которых сохранились кубы, наряду с ними используют традиционные колонны с целью увеличения объемов производства рома на базе купажей спиртов двух разновидностей, полученных в обеих системах. В частности так поступает Appleton, о чем я упоминал ранее в соответствующем обзоре. Ясно, чем выше доля спиртов порционной перегонки, тем качественней ром.
4. Выдержка (вид [стационарная/динамическая] /тип древесины /качество бочки /условия [температура/влажность] /сроки).
Некоторые ромовые спирты, особенно для рынков Карибского бассейна, разливаются в бутылки и поступают в продажу сразу же после перегонки. Но основная масса ромовых спиртов какое-то время выдерживается. Большинство производителей заливают свои дистилляты в дубовые бочки, которые ранее использовались для выдержки виски или бурбона в США или Канаде. Гораздо реже применяют бочки из-под коньяка, хереса, портвейна и других вин. Новые бочки используются в очень редких случаях. В отличие от виски практически не практикуется окончательная доводка рома в бочках из другой породы дуба. Отмечу также, что в последнее время для выдержки светлых сортов рома стали активно использовать стальные цистерны из нержавеющей стали.
Б
ольшую часть белого рома, предварительно выдерживают от нескольких месяцев до 2-3 лет, а затем фильтруют с целью удаления окраски, приобретенной при вызревании дистиллята в бочках, а также для смягчения вкуса. Некоторые производители разливают одновременно и белую, и неотфильтрованную версию такого рома. Все белые и светлые разновидности рома принято называть «легким ромом», хотя меня такая терминология слегка коробит.
Очень часто в процессе выдержки, а при розливе практически всегда, ромовые спирты смешиваются с другими партиями, произведенными на той же самой дистиллерии, не редко имеющими иной возраст. Релизы класса "single barrel" крайне редки, а те, что встречаются, стоят больших денег. Для получения ароматизированного рома в некоторые дистилляты добавляют экстракты трав, фруктов, специй либо просто ароматизаторы. Эти добавки делают ром самым разнообразным напитком из всех разновидностей спиртов, полученных путем дистилляции. Хотя в моем представлении – последнее уже совсем не ром, а какая-то иная разновидность алкогольного напитка. На этом вопросе я подробно останавливался
здесь.
Большинство производителей выдерживают свой ромовый дистиллят при крепости спирта от 70% до 80%. Хотя имеются и исключения. Высокая концентрация спирта дает экономию в количестве используемых бочек, а также облегчает экстракцию более тяжелых соединений из древесины, обогащая тем самым ароматическую гамму, но одновременно способствует росту потерь на испарение.
О динамической выдержке речь пойдет в другом разделе.
Теперь о возрасте. Для рома понятие возраста заметно отличается от того, к чему мы привыкли в случае коньяка или виски. Например, для того, чтобы виски, да и коньяк тоже, достигли хорошего качества, считается, что возраст спиртов в них должен быть не менее десяти-двенадцати лет. Это эмпирически установленный усредненный срок созревания спиртов данного вида в условиях европейского климата. Ром же в Карибском бассейне из-за особенностей климата и принципиально иной сырьевой базы созревает намного раньше. Проводился ряд экспериментов, в которых на протяжении десятилетий сравнивали одни и те же ромовые спирты, выдерживаемые на Карибах и в континентальной Европе. Выяснилось, что по ряду параметров дистилляты в тропиках зреют гораздо быстрей, чем в средних широтах. Например, ромовые спирты после шести лет выдержки в Карибском бассейне имели такой же уровень испарения, как и 17-летние шотландские спирты, т.е. на Карибах спирт испарялся практически в три раза быстрее. Кроме того, скорость передачи спиртам жженых тонов и древесных оттенков в тропиках также оказалась значительно выше. Но зрелость зрелости рознь. Конечно, было бы глупо утверждать, что исходя из фактора ускорения испарения и увеличения скорости изменения некоторых параметров, ром в целом созревает с тем же темпом. Нет никаких оснований полагать, что имеет место одновременное ускорение всех процессов в три раза. В действительности при значительном изменении условий окружающей среды (температура, влажность), с большой степенью вероятности можно ожидать, что ряд из них ускорится (замедлится), ряд не сможет произойти в принципе, а некоторые наоборот инициируются. Поэтому одни и те же спирты, выдержанные в тропиках и средних широтах никогда не будут одинаковыми, равно как и ром, полученный из них.
В этой связи следует обязательно упомянуть известных независимых ботлеров, в первую очередь таких как: Mezan, Bristol Classic Rum, Velier, Rum Nation, Berry Bros. & Rudd, Duncan Taylor, Cadenhead’s, Samaroli, Plantation, Hamilton. Многие из этих названий хорошо известны любителям виски в качестве независимых ботлеров. Большинство из них - европейские компании. С ромовыми дистиллятами ботлеры поступают аналогично тому, как с производством виски. Скупают спирты у разных производителей и подвергают выдержке в совсем других условиях, чаще всего в Европе, изготавливая впоследствии разнообразные ромы, которые однозначно будут сильно отличаться от производимых в Латинской Америке. Вот почему продвинутые поклонники рома, приобретая его в Европе, в первую очередь интересуются вопросом, где созревали спирты - в тропиках или Европе. Не стоит удивляться, например, тому, что 12-летний релиз, произведенный в одной из этих компаний с указанием на этикетке «Ямайский ром», будет иметь вкус, сильно отличающийся от 12-летнего Appleton. Так что для рома помимо всего прочего необходимо также не только недвусмысленное обозначение возраста и страны выгонки спирта, но и четкое отображение места его выдержки.
Из сказанного выше следует, что срок выдержки и зрелость не есть равнозначные понятия. В силу этого обстоятельства не стоит зацикливаться только на возрасте рома. Гораздо важнее выяснить в каких условиях созревали спирты для конкретного релиза. Это, конечно, совсем не означает, что ромовые спирты, выдержанные в тропиках 12 лет не станут еще лучше по сравнению с теми же спиртами 4-хлетней выдержки. Но, нужно иметь в виду, что данное правило работает не всегда. Он может, например, стать и хуже, в частности из-за упомянутого выше фактора перегруженности танинами и жжеными тонами.
Существенным недостатком выдержки в тропиках является то обстоятельство, что спирты испаряется весьма высокими темпами, доходя в среднем до 6% потерь в год (в некоторых случаях до 10%). Это вынуждает производителя принимать превентивные меры, а также время от времени пополнять бочки. Помимо отмеченных параметров на степень зрелости рома также влияют и такие хорошо известные факторы, как качество бочек, способ ферментации, способ перегонки дистиллята. В целом работает обычное правило - чем сложнее состав дистиллята, тем больше времени ему требуется для созревания.
О роли качества бочек. Солидные производители имеют стандарты вкуса и качества. В их интересах поддерживать постоянство профиля вкуса, поэтому они весьма щепетильны в подборе бочек. С этой целью создаются специальные службы, которые отслеживают жизненный цикл каждой бочки. Но для большинства производителей рома использование бочек по нескольку раз без контроля их состояния - обычное дело. Фактически после нескольких циклов выдержки бочки становятся «нейтральными» - они не способны улучшать органолептические характеристики спиртов. Например, пятилетний ром, выдержанный в новой обугленной бочке из американского дуба, может оказаться на вкус гораздо лучше, чем тот же спирт возрастом 15 лет, зревший в практически нейтральной бочке. Поэтому, если производители не стремятся поддерживать свое реноме, то они могут позволить себе всякие вольности. Покупать такой ром себе дороже, даже, если на бутылке обозначено 20 лет выдержки.
Резюме: возраст для ромовых релизов не обязательно является надежным показателем качества. Это утверждение в принципе справедливо для всех крепких напитков, однако в отличие от рома для коньяка, виски, бурбона увеличение срока выдержки спиртов в подавляющем большинстве случаев ассоциируется с улучшением органолептических характеристик.
Что касается такого показателя, как цвет, по которому также проводится определенная систематизация рома, то его вообще нельзя воспринимать всерьез. Для получения стандартного цвета практически всегда производится подкрашивание карамелью.