Прояснилась позиция ГАИ. Наивно ожидал, что меня заверят - мол, совсем скоро начнем крупную операцию по отлову, оштрафу и отстрелу. Ничего подобного.
Позиция оказалась тверда: "водитель управляет источником повышенной опасности, поэтому на нем априори лежит больше ответственности, чем на пешеходе." Не пешеход, а водитель должен делать все, чтобы предотвратить наезд, даже если пешеход выполз поспать на проезжей части.
На вопрос, почему бы не установить равную ответственность за соблюдение ПДД, отмахнулись - дескать, по вине водителей происходит больше аварий, чем по вине пешеходов, поэтому нефиг.
Тот факт, что в новогодние праздники произошло 20 ДТП, из которых 16 - это наезды на пешеходов, в большинстве нарушавших ПДД, не вызвал никаких эмоций и комментариев.
На самом деле, как мне чудится, проблема в невозможности осуществлять контроль за нарушениями пешеходов. И в небольших суммах штрафов, которые порой проблематично взыскать, например, с пенсионеров.
В законах все прописано:
Ст.120 ч.1 КОАП - нарушение ПДД пешеходом влечет штраф от 2900 до 14 500 рублей.
Ст. 120 ч.2 - если из-за нарушения пешеходом ПДД возникла аварийная ситуация, то это уже штраф от 14 500 до 87 000.
Ст. 120 ч.3 - если из-за нарушения пешеходом ПДД кто-то получил легкие телесные или повредил ТС, или если пешеход скрылся с места ДТП, то штраф составит от 29 000 до 145 000.
Выходит так: обремененный высокой ответственностью, я пытаюсь избежать наезда на какого-нибудь камикадзе и влетаю в столб. Разбиваю рожу своей машины и свою собственную. Временная потеря трудоспособности и ремонт автомобиля обойдутся мне примерно в $1000. Скрывшийся же пешеход (в том случае, если его сумеют найти) заплатит максимальный штраф в $65.
Вот и получается, что в случае нарушения ПДД финансовые риски у водителей и пешеходов несопоставимы. Не говоря уж о несоразмерности сумм штрафов, которые налагаются на тех и других. Опять же разнятся правовые последствия: вплоть до лишения свободы для водителя, и всего лишь денежное взыскание для пешехода.
Словом, остается лишь констатировать то, что было ясно и раньше - громадна разница в подходах к пешим и едущим участникам движения, и нет какого-либо просвета в устранении этой диспропорции. Аминь. Вовремя меняйте тормозные колодки.
А, еще интересный момент. Подтвердили, что если вы отдавили пешеходу ногу в ДТП, произошедшем по его вине, то он имеет полное право подать на вас в суд ради возмещения морального и физического ущерба - с высокими шансами выиграть дело. Такова, мол, судебная практика.
Но, что интересно - водитель также имеет право подать в суд на пешехода, чья пьяная тушка упала на капот или повредила бампер, и требовать возмещения материального вреда. Но таких дел пока не зафиксировано - обычно водители, признанные невиновными в наезде, рады такому исходу дела, и ни о каких судебных исках не помышляют. Кто будет первым?