Сегодня "мне дядя рассказал" , как раз про Украину, что практически там не будут возиться с составлением протаколов об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан.
Чуть капнула инет и вправду:а, что делать если я непонимаю украинского языка-и протаколов на их родной мове может я и русский не пойму с их акцентом.
Решение принято-новое ВУ хочу на беларускай мове, я же иностранец в другом государстве!!!
Анна БОНДАРЬ
Специально для «Юридической практики» №29/2007
http://www.yurpractika.com/article.php?id=10007321
Каждый украинский водитель знает, что за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) его могут привлечь к ответственности. И когда на дороге появляется сотрудник ГАИ, указывающий жезлом на машину и призывающий тем самым остановиться, то почти у всех водителей это вызывает не совсем положительные эмоции.
Интересно, а что в такой ситуации чувствует иностранный гражданин? И какую ответственность за нарушение ПДД на территории Украины несут иностранные граждане, и несут ли вообще?
Начнем с того, что Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 4 февраля 1994 года (Закон) указывает, что иностранцы и лица без гражданства имеют такие же права и свободы и выполняют такие же обязанности, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено Конституцией, этим и другими законами Украины, а также международными договорами Украины. Иностранцы и лица без гражданства обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы Украины, уважать традиции и обычаи народа Украины. Этим же Законом установлено, что иностранцы и лица без гражданства, которые совершили преступление, административные или другие правонарушения, несут ответственность на общих основаниях.
Практически каждый украинский водитель знаком с процедурой привлечения к административной ответственности, начиная с оформления протокола сотрудником ГАИ и вплоть до уплаты штрафа.
Согласно приказу Министерства внутренних дел Украины «О выполнении Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за нарушение правил дорожного движения» от 5 апреля 2001 года» № 1217 от 22 октября 2003 года (приказ МВД № 1217), при совершении правонарушений, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП), работник милиции составляет протокол об административном правонарушении, разъясняет нарушителю его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Копия протокола выдается правонарушителю по его требованию в подразделении ГАИ.
Сразу же возникает вопрос — как разъяснить нарушителю его права и обязанности, если нарушитель является иностранным гражданином и не владеет ни украинским, ни русским, ни любым другим языком, которым владеет сотрудник ГАИ, разъясняющий нарушителю права и обязанности?
Нормативно-правовым актом, который в настоящее время регулирует отношения по применению и развитию языка на Украине, является Закон УССР «О языках в Украинской ССР» от 28 октября 1989 года (Закон о языках). Упомянутый Закон о языках устанавливает, что производство по делам об административных правонарушениях на Украине осуществляется на украинском языке. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором осуществляется производство, оно (лицо) может выступать (общаться) на родном языке и пользоваться помощью переводчика.
Представьте себе ситуацию, когда два человека, абсолютно не понимающие друг друга, пытаются что-либо друг другу объяснить. О каком разъяснении нарушителю прав и обязанностей может идти речь в такой ситуации? Вопрос риторический.
А привлечь переводчика для разъяснения нарушителю-иностранцу его прав и обязанностей в большинстве случаев, при которых возникает необходимость такого разъяснения, крайне проблематично. Также не совсем понятно, кто в такой ситуации должен приглашать переводчика, сотрудник ГАИ или иностранец, и за чей счет будут оплачены услуги переводчика.
Как было отмечено выше, о разъяснении нарушителю его прав и обязанностей в протоколе делается отметка. Обычно такой отметкой является подпись нарушителя, свидетельствующая о том, что права и обязанности ему разъяснены. И здесь мы снова сталкиваемся с той же проблемой. Нарушитель-иностранец вряд ли согласится поставить подпись на документе (в данном случае в протоколе), который он не может прочитать по причине незнания языка.
Следовательно, сотрудник ГАИ не сможет оформить протокол об административном правонарушении. В случае если сотрудник ГАИ все же оформит такой протокол, то сделано это будет с нарушением (не разъяснены права и обязанности нарушителя).
В принципе, любой иностранец (особенно не русскоязычный), нарушивший ПДД, может создать описанные выше сложности при составлении протокола об административном правонарушении ПДД. Для этого ему (иностранцу) достаточно будет заявить, что он не владеет местным языком и не понимает сотрудника ГАИ. В свою очередь сотрудник ГАИ никоим образом не сможет проверить соответствие таких сведений действительности.
Предположим, что иностранный гражданин все же владеет украинским (или хотя бы русским) языком, и рассмотрим дальнейшее возможное развитие событий.
Согласно упомянутому выше приказу МВД № 1217, если нарушение зафиксировано с помощью показаний технических приборов, которые используются при надзоре за выполнением ПДД (технические приборы), с фото- или видеоизображением транспортного средства, протокол об административном правонарушении составляется после установления причастного лица в подразделении ГАИ по месту проживания этого лица.
Если иностранный гражданин имеет постоянный вид на жительство на территории Украины, то с составлением протокола «по месту проживания» ситуация более или менее ясна. Материалы, свидетельствующие о правонарушении, для составления протокола могут быть переданы в органы ГАИ по месту регистрации иностранного гражданина.
Сложнее обстоит дело, если у иностранного гражданина нет вида на жительство на Украине. В таком случае материалы, свидетельствующие о правонарушении, для составления протокола должны быть направлены по месту проживания нарушителя в иностранное государство. Выходит, что протокол об административном правонарушении будет составлен соответствующими органами в иностранном государстве. Сразу же возникает вопрос, в соответствии с каким законодательством будет составлен протокол об административном правонарушении — украинским или того иностранного государства? И какая из сторон будет привлекать нарушителя к административной ответственности?
Проанализировав нормы приказа МВД № 1217 (пункт 4.1.0), можно сделать вывод о том, что при рассмотрении дела о совершенном иностранцем правонарушении предполагается его присутствие. Это означает, что иностранный гражданин (постоянное место проживания которого в иностранном государстве) для рассмотрения дела о совершенном им нарушении Правил дорожного движения на территории Украины может вернуться в свою страну, то есть выехать за пределы Украины.
Однако тем же приказом МВД № 1217 установлено, что во время оформления соответствующих документов о содеянном иностранцем правонарушении он предупреждается о том, что выезд за границы Украины лица, не уплатившего назначенный штраф, будет расценен как уклонение от его уплаты. В связи с изложенным нарушителю рекомендуется разрешить весь вопрос относительно производства по делу о содеянном им нарушении по месту совершения этого нарушения.
Замечу, что, во-первых, данная норма рассчитана на очень сознательных иностранцев, заинтересованных уплатить штраф на территории Украины. А во-вторых, рекомендация «разрешить весь вопрос… по месту совершения этого нарушения» свидетельствует о попытке избежать возможных проблем с привлечением к административной ответственности. Ведь гораздо легче обязать иностранного гражданина, нарушившего ПДД, уплатить штраф на территории Украины, чем решать вопрос об оформлении протокола и привлечении к административной ответственности с соответствующими иностранными органами.
За грубые нарушения ПДД украинским законодательством предусмотрена возможность изъятия водительского удостоверения. Согласно Закону Украины «О дорожном движении», водитель может быть лишен права на управление транспортным средством (путем изъятия водительского удостоверения) вследствие невыполнения им установленных законодательством обязанностей. Лишение права на управление транспортным средством производится на основании материалов дела об административном нарушении ПДД, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или материалов уголовного дела. Лишение права на управление транспортным средством производится до полного устранения причин, препятствующих водителю безопасно управлять транспортным средством, а в случае невыполнения им установленных обязанностей — на срок, определенный действующим законодательством.
Могут ли сотрудники ГАИ за нарушения ПДД изымать водительские удостоверения иностранных граждан?
Положения Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года предусматривают за нарушения ПДД возможность лишения иностранных граждан права пользоваться на территории Украины национальным или международным водительским удостоверением в случае нарушения ими на территории Украины правил, за которое законодательством Украины предусматривается лишение права пользоваться водительским удостоверением. То есть иностранные граждане могут быть лишены права пользоваться на территории Украины водительским удостоверением только по тем причинам и за те же нарушения, что и граждане Украины.
В этом случае сотрудник ГАИ, который лишил водителя-иностранца права пользоваться водительским удостоверением, может:
1) изъять водительское удостоверение и задержать его до истечения срока, на который изымается это удостоверение, или до момента выезда водителя с территории Украины, в зависимости от того, какой срок наступает скорее;
2) информировать орган, который выдал или от имени которого было выдано водительское удостоверение, о лишении права пользования этим удостоверением и просить этот орган информировать заинтересованное лицо о принятии в отношении него решения;
3) если речь идет о международном водительском удостоверении, сделать в специально предусмотренном для этого месте отметку о том, что указанное водительское удостоверение перестало быть действительным на данной территории.
На практике, по свидетельствам непосредственных участников дорожного движения, происходит следующее. Сотрудники ГАИ чаще всего просто отпускают водителей-иностранцев и очень редко пытаются оформлять протоколы о нарушении ПДД иностранцами.
Все вышеописанное свидетельствует о том, что, к сожалению, законодательством Украины процедура привлечения иностранных граждан к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения на территории Украины урегулирована недостаточно четко. И привлечь иностранных граждан к ответственности за нарушение ПДД крайне сложно, можно сказать, практически невозможно, и они могут и дальше безнаказанно нарушать Правила дорожного движения на дорогах Украины.
БОНДАРЬ Анна — юрист юридической компании «ОЛ & РУСТ», г. Киев
(Опубликовано с письменного разрешения ЗАО "Юридическая практика"
http://www.yurpractika.com )