Так сложилось, что серьёзных, самодостаточных и притом оригинальных игр на портативных платформах просто катастрофически мало. Как правило, во время создания крупнобюджетных проектов для карманных консолей разработчики не слишком любят экспериментировать и выдавать что-то принципиально непохожее на то, что можно увидеть на стационарных системах.
Возьмем новую PS Vita. Стартовая линейка у неё получилась на удивление удачной, ведь набралось уже с полдюжины весомых поводов купить новое устройство Sony. Но тем не менее общая картина вырисовывается немного грустная. Лучшие игры на «Вите» — это либо мультиплатформа (вроде Rayman Origins или Mortal Kombat), либо младшие представители именитых серий от «старшей сестры» — PlayStation 3 (Uncharted: Golden Abyss, Resistance: Burning Skies). С коммерческой точки зрения это, конечно, обоснованно, но ведь хочется видеть и что-то по-настоящему необычное и не связанное железобетонными ассоциациями с другими удачными проектами, давно прописавшимися на совершенно иных системах.
И вот Gravity Rush. Игра оригинальна во всём: от изначальной концепции до реализации мельчайших деталей выдуманного мира и истории. В ней блестяще, органично и ненавязчиво используются все необычные элементы управления PS Vita. Это как раз то, чего и не хватало для счастья. Этому проекту на роду написано стать «лицом» платформы и настоящим двигателем продаж.
Невероятное ощущение полёта
Собственно, на что похожа Gravity Rush? На самом деле, вопрос чертовски сложный. По жанровой идентификации это «песочница» с открытым миром, где пользователь управляет персонажем от третьего лица. Наименее непохожей игрой является, пожалуй, InFamous — во всяком случае, здесь также дело происходит в вымышленном мегаполисе, а протагонист обладает определённым набором суперспособностей, в которых и заключается вся суть.
Главная героиня — чрезвычайно обаятельная девушка по имени Кэт — по оригинальности собственных умений даст прикурить всему пантеону сверхлюдей из комиксов Marvel. Ведь блондинке подвластна гравитация — она может летать (вернее, падать в любом направлении), гулять по потолкам, отвесным стенам и перемещать силой мысли тяжелые объекты. Нажатием правого «шифта» пользователь активирует «свободное гравитирование» и задаёт направление полёта персонажа аналоговым стиком или же гироскопом PS Vita. При соприкосновении с объектами, например со стеной какого-нибудь здания, протагонист «прилипает» к плоскости и может спокойно ходить по ней (что-то подобное было в Aliens vs. Predator). Ну а с помощью левого «шифта» сила тяжести возвращается в нормальное состояние, и Кэт приземляется на привычную поверхность, по которой передвигаются нормальные люди.
Поначалу, конечно, управление кажется неудобным. Но буквально через двадцать минут приходит понимание устройства местной механики, и Кэт начинает стремительно «падать» именно туда, куда пожелает игрок. Ни один скриншот или трейлер не передаст то невероятное ощущение полёта, когда в нескольких метрах от героини проносятся городские мостовые с людьми, деревья, крыши домов или скалы. Возникает чувство, что стоит ещё чуть-чуть набрать скорость, и в лицо начнёт дуть сильный ветер — настолько потрясающие эмоции испытываешь во время игры.
Само собой, на гравитации завязана и боевая система, отличающаяся крайней простотой. Все враги — разнообразные сгустки тёмной материи — обладают одной или несколькими болевыми точками, которые удобно атаковать с воздуха. Кэт взлетает и в полёте-падении сильно бьёт недругов пяткой — за удар отвечает всего одна кнопка. Есть, правда, в арсенале девушки и парочка суперприёмов, использование которых оправданно во время заварушек с большим количеством монстров.
И если первые сражения с бесформенными чудовищами скучны и вызывают приступы зевоты, то где-то со второй трети повествования начинаются по-настоящему интересные битвы с далеко не самыми слабыми врагами. Красно-черные неви (так их тут называют) окружают героиню со всех сторон: на земле припарковался халкоподобный гигант, способный прихлопнуть огромной ручищей; где-то рядом бродит отдалённый родственник динозавра высотой с десятиэтажный дом; в воздухе парят «осьминоги», стреляющие опасными снарядами, а в небе плавает, размахивая крыльями-плавниками, огромный дракон. Действовать приходится быстро: постоянно двигаться и перемещаться, взмывать на сотни метров вверх, избегая зоны поражения стреляющих тварей, и камнем вниз (или в любом другом направлении) падать в отчаянной атаке на странных существ.
Местами может быть даже сложно — особенно в плане наведения Кэт на уязвимые точки на телах монстров. Некоторые из созданий довольно быстро двигаются и покидают поле зрения. Пользователю при этом необходимо стремительно изменять гравитацию вокруг героини, в процессе чего легко окончательно потерять ориентацию в пространстве. Хотя если вовремя выполнять немногочисленные побочные задания, которых тут предусмотрено всего два типа (оба — с временным лимитом): бег и уничтожение врагов, то появиться возможность прокачать все умения, от количества здоровья до времени действия гравитации и силы атак. Ну а через одну сюжетную главу (всего их двадцать одна штука) игрока ждут огромные боссы, каждый раз новые и непохожие на предыдущих.
Японщина
Gravity Rush выдержана в стиле аниме. Если вы не испытываете страсти к японским мультфильмам, то не спешите разочаровываться и ставить крест на игре — автор этих строк также никогда не был приверженцем данного культурного пласта современного искусства. Однако это нисколько не помешало ему в полной мере насладиться выдающимся визуальным рядом и отличной историей.
Ни в коем случае не судите игру по скриншотам — они не способны передать и десятой доли местных красот и чудес. Небольшая дальность прорисовки и невысокое количество полигонов у моделей с лихвой компенсируется великолепными цветовыми решениями (у каждой локации своя уникальная гамма, равно как и атмосфера) и аутентичным дизайном.
Город Хексвиль, построенный вокруг Столпа Мироздания, парит в странной реальности, окруженный красными небесами и черным морем небытия. Архитектурные детали позаимствованы из современных городов Франции: треугольные крыши, аккуратные балкончики, фонарные столбы, общая стилистика улиц. Добавляют ассоциаций с Парижем и ненавязчивые мелодии задорного джаза. Районы принципиально отличаются друг от друга — есть индустриальная зона, регион с небоскрёбами, «тусовочный» край и прочие колоритные места. И ко всему этому примешаны элементы стимпанка в виде паровых летающих броневиков и затейливых механизмов, работающих под «дном» города. Но особенно запоминается сюжетное путешествие Кэт вдоль Столпа Мироздания к самому дну местной вселенной — мы на полном серьёзе совершаем управляемое падение через пространство (и даже время) на десяток километров вниз.
Сама же история начинается с пробуждения главной героини и жалоб на острую амнезию. Рядом только необычная кошка Дасти, которая и помогает Кэт научиться управлять гравитацией. Наш персонаж не помнит ничего из своего прошлого — как она здесь оказалась и что от неё требуется в этом странном мире, остаётся загадкой. Но блондинка отличается невероятной доброжелательностью, оптимизмом и с великой охотой помогает всем вокруг, стараясь сделать мир лучше, добрее и очистить его от аляповатых монстров.
По ходу повествования нам раскрываются интересные подробности здешнего мироустройства, завязываются занимательные сюжетные линии и… всё обрывается на многоточии. Нет, финал ни в коем случае не разочаровывает — игра имеет такую продолжительность, что герои успевают полюбиться, а геймплеем можно как следует насладиться, но не пресытиться. А итоговые события однозначно намекают на сиквел.
Манерой изложения истории, кстати, игра тоже заметно выделяется среди прочих. Избегая традиционных роликов на движке, разработчики исполнили сюжетные вставки в виде невероятно стильных и красиво анимированных комиксов, странички которых перелистываются касанием по тачскрину PS Vita. Выглядит это потрясающе здорово и отлично сочетается с общей цветовой гаммой визуального ряда.
Безупречное приземление
Gravity Rush — во всех отношениях великолепная игра, которая является главным украшением современной линейки проектов PS Vita. Игровой процесс, чудесно вписывающийся в эргономику и возможности карманной консоли, прекрасный внешний вид и дизайн, а также мотивирующая к прохождению история, по завершении которой хочется писать петицию разработчикам на предмет скорейшего создания продолжения.
Мы практически не говорили о недостатках. Возможно, и стоило бы порассуждать об излишней незатейливости боевого процесса, некоторой «мёртвости» города и отсутствии, например, интересных головоломок с использованием гравитации. Но впечатления от увиденного настолько ярки, а знакомство с миром Хексвиля — до того приятное, что на общем фоне эти недостатки даже и мелочами не назовёшь. Скорее, нытьём в стиле «А вот бы ещё…».
Возможность полетать вдоль линии горизонта — это дорогого стоит. И покупки PS Vita в том числе.
Достоинства:
- управляемая гравитация (где вы видели такую идею в таком классном исполнении?);
- обаятельная главная героиня;
- запоминающийся и необычный игровой мир;
- прекрасная сама по себе и отлично поданная история;
- динамичные схватки с диковинными созданиями, вылезшими из самых дальних закоулков человеческого сознания.
Недостатки:
- может быть, вам немного надоест под конец сражаться с помощью двух видов ударов (а больше тут не предусмотрено).