Еще раз об обязанности членов ТС и ЖПК уплачивать членские и иные взносы
Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист .консультант Журнал «УправДом».
В последнее время к нам стало поступать очень много вопросов как от председателей ТС и ЖПК, так и от членов организаций по совместному домовладению, суть которых сводится все к той же проблеме с так называемыми дополнительными жилищно-коммунальными услугами и участившимися отказами шибко грамотных членов этих организаций оплачивать некоторые расходы ТС или ЖПК.
Масла в огонь подлил еще и Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2013 № 461 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2010 г. № 538», которым, как мы помним, было установлено, что товарищества собственников и организации застройщиков обязаны обеспечить применение при осуществлении расчетов за основные жилищно-коммунальные услуги тарифов, установленных в соответствии с законодательством.
Мы не будем здесь еще раз подробно писать о той глупой ситуации с так называемыми дополнительными жилищно-коммунальными услугами, которая была создана из популистских побуждений некоторыми «защитниками народных интересов», ныне почивающими на якобы заслуженном отдыхе. Мы об этом уже писали, а потом еще и возвращались к этой теме. Напомним только, что о любой услуге можно говорить только тогда, когда возможно заключение договора между тем, кто ее оказывает, и тем, кто ее получает. Это вам скажет любой юрист. И напомним, что ни в случае с консьержами, ни в случае с установкой видеонаблюдения или шлагбаума эта схема неприменима, а, значит, ни о какой услуге и речи не может здесь идти вообще.
Проблему породили некомпетентные чиновники. Взять хоть бы те же их ответы на запросы о дополнительных жилищно-коммунальных услугах (а таких ответов сегодня уже нам известно с десяток). Любой юрист скажет, что об услуге как таковой можно говорить только тогда, когда возможно заключение договора между заказчиком и исполнителем с подписание в последствии акта выполненных работ. А они что отвечают? Лишь бы что - тупо цитируют норму законодательства о дополнительной жилищно-коммунальной услуге, не разъясняя сути.
Хотя и этих тоже можно понять: есть норма Указа Главы государства и им как бы страшновато брать на себя ответственность, разъяснять, излагать свое понимание - а вдруг это понимание пойдет вразрез с установкой сверху!
Вот и получается замкнутый круг: одни чиновники засорили законодательство абсурдными нормами, другие из-за боязни "как бы чего не вышло" не хотят брать на себя ответственность по применению этих норм на практике, идут путем, который попроще. А в результате этого всего товарищества собственников и жилищные кооперативы лихорадит.
Этой статьей мы попытаемся дать ответ на вопрос о том, что же делать, если участник совместного домовладения отказывается наряду со всеми нести расходы по содержанию этого домовладения.
Чтобы понять суть вопроса, нужно внимательно проанализировать статью 166 ЖК в связке с другими нормами. Итак, этой статьей однозначно установлено, что участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту) общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не установлено законодательством. Смотрим теперь, что такое эксплуатация (пункт 63 статьи 1 ЖК): эксплуатация жилищного фонда — это использование по назначению жилых помещений с систематическим осуществлением комплекса организационно-технических мероприятий по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений).
А теперь посмотрим пункт 2 статьи 30 ЖК, который говорит нам, что плата за основные жилищно-коммунальные услуги включает в себя плату за:
• техническое обслуживание;
• текущий ремонт;
• капитальный ремонт;
• коммунальные услуги (имеются в виду отопление, вода, канализация и пр.).
Таким образом, как видим, расходы участников совместного домовладения по эксплуатации этого домовладения включают в себя:
1. расходы по основным жилищно-коммунальным услугам (техническое обслуживание, текущий ремонт и капитальный ремонт);
2. расходы по содержанию этого домовладения.
Вернитесь и еще раз внимательно прочитайте приведенные выше нормы, из них явно следует, что участник совместного домовладения кроме уплаты основных жилищно-коммунальных услуг обязан нести еще и расходы по содержанию. Это и естественно. Откуда еще, по-вашему, может браться та же зарплата председателя и бухгалтера (а это минимальный штат, необходимый для обеспечения деятельности ТС или жилищного кооператива)? Из тарифов на техническое обслуживание «установленных в соответствии с законодательством»? Естественно, что нет, никто туда эти расходы не закладывал, эти тарифы формируются даже без учета того, что они будут применяться в ТС или ЖПК.
Эти расходы по содержанию должны покрываться за счет членских и иных взносов. Об этом прямо говорится в других нормах ЖК, например:
• согласно пункту 1 статьи 203 для обеспечения деятельности организации застройщиков ее члены уплачивают вступительный, паевые (при финансировании строительства, реконструкции или приобретения объектов недвижимого имущества организацией застройщиков), членские, целевые и дополнительные взносы;
• в соответствии с пунктом 8 статьи 207 имущество товарищества собственников формируется в соответствии с его уставом за счет вступительных и иных взносов, обязательных платежей его членов, доходов от хозяйственной деятельности товарищества, государственных социальных гарантий, предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг и иных поступлений.
Пунктом 59 статьи 1 ЖК определено, что членский взнос — это денежные средства, периодически вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников на цели, связанные с деятельностью организации застройщиков, товарищества собственников, в том числе на оплату труда работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора). Сколько работников содержать в своем штате — это уже решает каждое ТС или ЖПК само (сам). Решило общее собрание, что в штате нужен и председатель, и бухгалтер, и инженер, и сантехник, и паспортист, и консьерж — значит, это решение должно исполняться.
А если речь идет об установке камер видеонаблюдения, то эти расходы по содержанию (камеры ведь устанавливаются для надлежащего содержания!) будут финансироваться за счет целевых взносов, поскольку согласно пункту 58 статьи 1 ЖК целевой взнос — это денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников на основании решения общего собрания их членов для дополнительного финансирования работ и мероприятий, утвержденных собранием. О чем тут можно спорить? Не понимаем.
Кстати, теме уплаты членских взносов также уже посвящались наши предыдущие материалы.
Подходом "не хочу платить" институт совместного домовладения извели уже на нет, ситуация доходит в некоторых случаях до полного абсурда. Ищет, например, человек квартиру, чтобы купить, просмотрел множество вариантов — там подъезд грязный и обшарпанный не устраивает, там во дворе порядка нету. И тут попадает ему квартира в товариществе собственников: чисто, территория обнесена забором, дворовое оборудование целое, скамейки у подъезда аккуратные, урны для мусора, клумбы, цветы. Отлично! Нашел! Купил. А получив первую жировку, заявляет: «Я буду платить только по тарифу, «установленному в соответствии с законодательством», ничего не знаю, не надо мне тут навязывать дополнительные жилищно-коммунальные услуги, читайте ЖК и т.д.» Так и хочется сказать: «Милок, но почему же ты не купил квартиру в доме, который обслуживается ЖЭСом по тарифам, «установленным в соответствии с законодательством»? Это реальная история, друзья.
Таким образом, за то же техническое обслуживание, конечно, ТС и ЖПК теперь не вправе брать по тарифу, который выше «установленного в соответствии с законодательством». Раз установлено Указом Главы государства, значит, нужно соблюдать. Но недостающая для нормального функционирования штата ТС (ЖПК) сумма может вполне законно браться с участников совместного владения как ежемесячный членский взнос.Товариществам собственникови жилищным кооперативам нужно привести эти расчеты в соответствие с законодательством, и главное здесь — объяснить людям, что от этого изменяется структура оплаты, а не сумма.
А членам этих организаций нужно четко, раз и навсегда уяснить: в этом и заключается суть совместного домовладения, что кроме покрытия коммунальных расходов на собственниках еще лежит обязанность по уплате членских и других взносов! Являешься членом ТС или ЖПК — ты должен принять это правило, не хочешь принимать — продай квартиру и купи себе другую в доме, где нет ТС или ЖПК.
Что все-таки делать с теми, кто не хочет нести расходы по эксплуатации совместного домовладения наряду со своими соседями? На этот случай цитируем полный текст пункта 1 статьи 166 ЖК:
«Участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту) общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не установлено законодательством.
Взыскание задолженности по расходам, предусмотренным частью первой настоящего пункта, производится на основании исполнительных надписей нотариусов, а при наличии спора — в судебном порядке».
Таким образом, не уплачивает член товарищества или жилищного кооператива членский взнос, размер и порядок внесения которого был определен общим собранием, у ТС или ЖПК есть все основания обращаться с соответствующим иском в суд.
Добавлено спустя 6 минут 4 секунды
Еще раз к вопросу о консьержах и видеокамерах
Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист .консультант Журнал «УправДом»
И вот что касается проблемы дополнительных жилищно-коммунальных услуг, то спорили с нами только владельцы квартир, члены ТС, исходя исключительно из собственных соображений на этот счет. Но, поверьте, не поступило ни одного юридически обоснованного возражения от специалиста в этой области или хотя бы вообще в области права. Нам бы и самим хотелось, чтобы кто-то нашу точку зрения попытался оспорить, и мы бы опубликовали такую статью, представили бы ее на ваш суд. Но ничего такого с октября 2013 года не поступило.
Поэтому мы остаемся при своем мнении, а именно:
1. В который раз повторимся: о дополнительной жилищно-коммунальной услуге, как и о любой услуге в принципе, можно говорить лишь только тогда, когда возможно заключение договора между тем, кто оказывает эту услугу (ТС, ЖСПК), и тем, кому она оказывается (собственники квартир).
2. Сам термин «дополнительная жилищно-коммунальная услуга» был введен в законодательство ошибочно, он не нужен, хотя бы потому, что никто не может составить даже приблизительный перечень таких услуг, исходя из принципа гражданского законодательства «договор ― услуга ― акт выполненных работ». Консьержи, камеры видеонаблюдения, шлагбаумы и прочее под эту схему однозначно не подходят, а выгул собак или уборка квартиры ― это просто услуги, не требующие себе определения «жилищно-коммунальные».
Введя несколько лет назад с подачи некоторых товарищей в оборот этот термин, законодатель пошел по ложному пути и с точки зрения права, и с точки зрения перспективы развития такого института как совместное домовладение. В результате мы сегодня и имеем эти противоречия, как правовые, так и логические. Вроде бы как те же ТС и ЖСПК как организации по управлению общим имуществом создаются для блага граждан, и тут же государство ставит какое-то ограничение этого блага, люди сами себе не могут определить уровень этого блага выше того, который уже определен государством. Такой подход в корне будет неправильным!
3. Расходы на зарплату консьержа равнозначны расходам на зарплату другим штатным сотрудникам ТС или ЖПК и относятся к расходам на эксплуатацию;
4. При установке систем видеонаблюдения или того же шлагбаума, или же покупке, к примеру, снегоуборочной машины нужно вести речь об увеличении общего имущества участников совместного домовладения, осуществляется это за счет целевых взносов.Целевой взнос — это денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, ТС на основании решения общего собрания их членов для дополнительного финансирования работ и мероприятий, утвержденных собранием (п. 58 ст. 1 ЖК). Утвердило общее собрание такое мероприятие, как установка систем видеонаблюдения ― вносите взносы, господа, и оставьте в покое сам термин «жилищно-коммунальные услуги» и даже вообще «услуги», он тут не при чем.
5. Повторим и то, о чем тоже уже не раз писали: распределение всех расходов ТС и ЖПК должно осуществляться пропорционально доле в праве общей собственности каждого участника совместного домовладения (п. 1 ст. 166 ЖК). При этом также повторимся, что, на наш взгляд, если в некоторых случаях собрание посчитает нужным предоставить отдельным категориям граждан льготы, то оно вполне правомочно это сделать.
Все мы, друзья, платим налоги государству на содержание госаппарата, на образование, здравоохранение, оборону и поддержание правопорядка и многие другие мероприятия. Между тем кому-то нравится этот госаппарат, а кому-то нет, кто-то болеет и пользуется услугами государственного здравоохранения часто, а кто-то редко, предпочитая частные медицинские учреждения, у кого-то трое детей учится в школе, а у кого-то их вообще нет. Но никто ведь не ставит вопрос о том, что с него несправедливо удерживают налог. И ни у кого не спрашивают, хотите ли вы платить налоги, нужен ли вам госаппарат, армия, милиция или государственная поликлиника. Приблизительно тот же принцип должен действовать и в случае с совместным домовладением, за исключением разве что пропорциональности доли в общей собственности, то есть принцип более справедливый даже, чем с налогами.
Так чего же мы хотим?
Добавлено спустя 10 минут
Обязательна ли для всех единая форма жировки, или Почему Минжилкомхоз противоречит сам себе?
Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист Журнал «УправДом»..
В последнее время к нам в редакцию стали поступать вопросы от председателей ТС и ЖПК относительно формы и содержания квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, так называемых в народе жировок. Появилось мнение, будто все организации, в том числе и товарищества собственников, жилищные кооперативы должны строго применять утвержденную форму квитанции, не имея при этом права менять что-либо в этой форме либо добавлять в нее что-то свое.
Так, например, многие, если не все, ТС и ЖПК в извещение на оплату жилищно-коммунальных услуг включали членские и иные взносы, пока кто-то там не пожаловался в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. А оттуда сказали: «Вы что?!. Нельзя! Это же утвержденная форма!».
Верить таким слухам было сложно, но, признаться честно, мы сразу и сами на них повелись. Однако недавно появилось и стало известным широкой публике письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24.03.2014 № 06-19/84 «О разъяснении». Письмо адресовано облисполкомам и Минскому горисполкому для доведения до сведений председателей ТС и ЖСПК. Бедным председателям, у которых уже и так голова идет кругом от чиновничьих разъяснений, доводят до сведения, в частности, следующее:
«В адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь поступают многочисленные обращения от граждан, проживающих в не обслуживаемых организациями жилищно-коммунального хозяйства жилых домах (жилищно-строительных потребительских кооперативах, товариществах собственников и др.), по вопросам оказания и оплаты ими основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг, включения в извещение об оплате жилищно-коммунальных услуг дополнительных взносов, порядка возмещения части расходов из бюджета и других.
При рассмотрении обращений заявителей выявляются факты нарушения действующего законодательства как по оплате основных, так и дополнительных жилищно-коммунальных услуг, а именно с жильцов домов, проживающих в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, взимается плата за дополнительные услуги без заключения договора на оказание этих услуг, в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги включаются затраты по оплате труда обслуживающего персонала, прочие затраты, которые должны включаться в себестоимость технического обслуживания жилищного фонда, дополнительные, целевые взносы и другие нарушения.
В целях исключения повторных обращений граждан, проживающих в не обслуживаемом организациями ЖКХ жилищном фонде, необходимо довести до сведения и неукоснительного исполнения председателями правлений товариществ собственников (организаций застройщиков) следующую информацию.
<…>
2. По вопросу внесения платы за жилищно-коммунальные услуги сообщаем, что форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги утверждена приказомМинистерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12 августа 2013 г. № 90 и является единой для всех организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги»…
Очевидно, последнее процитированное нами предложение о якобы единой для всех форме извещения о размере платы за ЖКУ и породило страсти вокруг формы жировки. Но чтобы разобраться в сути, давайте посмотрим документ, на который ссылается Министерство.
Итак, речь идет о приказе того же Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12.08.2013 № 90 «Об утверждении формы извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги» (далее – приказ № 90). Пунктом 1 этого документа действительно утверждена прилагаемая к нему форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги. А пункт 2 приказа № 90 говорит следующее:рекомендовать организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и не входящим в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства, использовать в работе форму извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги, утвержденную настоящим приказом.
Таким образом, в приказе № 90 товариществам собственников и жилищным кооперативам лишь рекомендовано применять утвержденную форму жировки.Почему вдруг впоследствии чиновникам этого Министерства взбрело в голову утверждать, что это какая-то «единая» и единственно применимая форма извещения о размере платы за ЖКУ, нам сказать сложно. Мы на такие случаи имеем только одно объяснение: чиновнику, как говорят в народе, «по барабану», ему дали задание написать и обосновать, он, не вникая в суть проблемы, написал, обосновал и положил на стол начальнику, считая при этом, что задание выполнил и свой оклад дневной отработал, а уже как вы будете это все разгребать, и какие это может иметь последствия в будущем, его абсолютно не интересует.
А последствия в данном случае, конечно, печальные, потому что все председатели находятся в настоящее время в состоянии апатии: и без того работать сложно, так эту работу еще и усложняют с каждым днем. Ведь каждому должно быть понятно, что в ТС и ЖПК кроме расходов, предусмотренных утвержденной формой, имеются и другие, в частности те же членские и иные взносы, обязанность уплаты которых прямо закреплена Жилищным кодексом Республики Беларусь. Наверное, было это понятно и Минжилкомхозу на момент издания приказа № 90, поэтому речь в этом документе шла всего лишь о рекомендации применения формы. А потом как-то это чиновникам перестало быть понятно...
И что теперь прикажете делать ТС и ЖПК, выписывать несколько квитанций: одну - исключительно на оплату основных ЖКУ по форме, утвержденной Минжилкомхоз, вторую - на членские взносы, а еще третью - на оплату труда персонала? А как же все эти разговоры об "одном окне", упрощении административных процедур? Дебюрократизация, флагом которой еще несколько лет назад так усердно размахивали на каждом углу, уже отшагала по стране?
Мы, конечно, понимаем, что леса у нас много, бумажная промышленность работает исправно, да и вообще обеспечение народного хозяйства бумагой – это уже компетенция других министерств. Но все-таки… И, главное, зачем? В чем смысл? Председатели просто уже разводят руками, не понимая, что от них хотят и чего добиваются.
Конечно, утверждение о том, что в извещение об оплате жилищно-коммунальных услуг ТС и ЖПК не могут включаться те же членские и иные взносы либо расходы по оплате труда персонала, выглядит более чем странно, такое утверждение лишено всякой логики. Как, впрочем, и правовых оснований. Если отталкиваться от приказа № 90, то ТС и ЖПК абсолютно вправе хоть придумывать свои формы извещения, хоть переделывать утвержденную Министерством форму. С каких это пор рекомендация стала обязательной к исполнению?
Кстати, у процитированного нами пункта 2 разъяснений есть интересное продолжение, которое тоже положительных эмоций в адрес автора ну никак не вызывает. Цитируем:
"В соответствии с Инструкцией по планированию, учету производственных затрат и калькулированию себестоимости отдельных жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Минжилкомхоза от 14 июня 2011 г. № 14 (далее – Инструкция № 14), организации ЖКХ, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, производят начисление и сбор целевых поступлений средств за коммунальные и другие виды услуг, оказываемых их поставщиками населению в соответствии с договорными отношениями, между поставщиками услуг и организациями ЖКХ. К таким видам услуг относятся основные коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение (канализация), отопление, подогрев воды, вывоз и обезвреживание ТБО, пользование лифтами, газоснабжение), а также дополнительные услуги (пользование коллективными антеннами и системами спутникового телевидения, установка и обслуживание замочно-переговорных устройств входных дверей в жилые дома (ЗПУ) и систем видеонаблюдения, услуги вахтера и другие)."
А вот оригинал этой нормы, как он есть в упомянутой Инструкции, пункт 196:
"Наряду с осуществлением основных видов деятельности по техническому обслуживанию жилищного фонда, сдаче в аренду встроенных (пристроенных) нежилых помещений жилых домов, работ по техническому обслуживанию внутридомовых инженерных систем, оказанию дополнительных платных услуг населению организации ЖКХ, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, производят начисление и сбор целевых поступлений средств за коммунальные и другие виды услуг, оказываемых их поставщиками населению в соответствии с договорными отношениями, между поставщиками услуг и организациями ЖКХ.
К таким видам услуг относятся:
• водоснабжение;
• водоотведение (канализация);
• отопление;
• подогрев воды;
• вывоз и обезвреживание ТБО;
• пользование лифтами;
• газоснабжение;
• пользование коллективными антеннами и системами спутникового телевидения;
• обслуживание замочно-переговорных устройств входных дверей в жилые дома;
• и другие."
И где здесь говорится о разспределении жилищно-коммунальных услуг на основные и дополнительные? Наверное, и ребенку будет понятно, что речь в данном пункте совсем о другом. Не просто искажение сути нормы, так еще и вахтер у них в разъяснениях откуда-то взялся как дополнительная жилищно-коммунальная услуга, в то время, когда нету слова "вахтер" в Инструкции совсем!
Нельзя пройти мимо и спутниковых антенн. "Разъясняя" таким образом законодательство и отнеся коллективные и спутниковые антенны к дополнительным жилищнно-коммунальным услугам, чиновники фактически предоставляют право людям отказываться от них. Но ведь столько боролись за то, чтобы каждый, кому захотелось, не прыгал по крышам, чтобы эти торчащие индивидуальные антенны не портили вид наших многоэтажек! Люди уже почти поняли, во всяком случае привыкли. Давайте теперь опять все поутыкаем этими рогатинами. Ну, вот и что это, если не безответственность?
Может быть более правильным и современным был бы следующий подход: проголосовало общее собрание за то, что ТС или ЖПК подключается к кабельному телевидению - значит кабельное телевидение, проголосовало за коллективную или спутниковую антенну - значит так тому и быть, и никаких индивидуальных антенн?!. Бережем нашу крышу и не портим эстетический вид нашего дома! Увы, следуя логике Минжилкомхоза, тому не бывать...
Для полноты картины процитируем и остальные два абзаца пункта 2 разъяснений:
"На основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» тарифы на теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение для нужд населения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, а тарифы на водоснабжение, водоотведение (канализация), пользование лифтом, техническое обслуживание, капитальный ремонт жилого дома, вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов – облисполкомами и Минским горисполкомом.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2013 г. № 461 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2010 г. № 538» организации застройщиков и товарищества собственников обязаны применять при осуществлении расчетов за основные жилищно-коммунальные услуги тарифы для населения, установленные в соответствии с законодательством. Таким образом, все организации, осуществляющие обслуживание жилых домов, независимо от форм собственности, с 12 октября 2013 года должны взимать плату с участников совместного домовладения по единым тарифам для населения."
А теперь поднимитесь выше, посмотрите самое начало пункта 2 и попытайтесь понять, что именно хотели раъяснить в этом пункте: о форме извещения или о чем-то вообще другом?.. Не удивительно, что у председателей голова пухнет от этого всего, взрыв мозга, что называется...
А у меня лично чем дальше, тем больше складывается впечатление, что враги внедрили в наше Минжилкомхоз коварного агента, которому поставлена задача уничтожить в нашей стране институт совместного домовладения (ТС, ЖПК) как таковой. И пока с поставленной задачей "засланный казачек" удачно справляется, во всяком случае, первоочередная задача - деморализация рядов - выполнена: люди уже вообще ничего не могут понять, что от них хотят и куда все катится...
________________________________________________________________________
А теперь ,я как председатель нашего ТС, который постоянно сталкивается с чиновниками и видит ,что каждый чиновник пытается трактовать Законодательство так, чтобы как можно больше прикрыть свой зад и как можно меньше за что-то отвечать, хочу у Вас спросить кто прав? Юристы или те ,кто пытаются прикрыть свою некомпетентность в законодательном праве? Я стараюсь действовать в рамках Закона и исходя из судебной практики в РБ,а вот ответы министерств и чиновников иногда повергают просто в ступор от непонимания того ,что за бред они отвечают лишь бы не ответить точно и по существу вопроса.Надеюсь Вы меня сейчас поймете.