Влияние уровня вязкости
Для дизельного топлива существует понятие «вязкости», которое во многом определяет работу двигателей, работающих на дизеле. Итак, разберемся, что в себя включает данное понятие.
Если вязкость дизтоплива невысокая, то двигатель будет работать нормально и равномерно, если же данный показатель низок, то велика вероятность, что топливо будет подтекать, закоксовывая отверстия форсунок. И третий случай, если значение вязкости предельно высокое: работа будет идти со значительными перебоями из-за потери напора, когда подача топлива к насосу периодически прекращается. Изменение значения вязкости ведет также к скоротечному износу плунжерных пар. Износ топливной аппаратуры растет (до 15%) при снижении значения вязкости до 1,7 сСт (в пределах значения от 2,0 до 6,0 изнашиваемость не повышается).
Значение вязкости непосредственно влияет на процесс смесеобразования, распыления (напора струи) и цикл подачи форсункой топлива (бесперебойность). От значения вязкости зависит то, насколько хорошо происходит сцепление молекул, то, насколько подвижно топливо (жидкое ли оно, загустевшее) и то, каково внутреннее трение. Чем выше значение (высокая вязкость), тем выше сопротивление топливной системы, тем хуже наполняется насос, подающий топливо.
Значение вязкости будет повышаться в зависимости от степени понижения температуры, а также от углеводородного состава.
Углеводородный состав связан с температурными изменениями: хотя молекулярная масса различных классов углеводородов может быть идентичной, их поведение и изменения при понижении температуры будут совершенно разными. Это относится к быстротечности реакции на понижение температуры. Класс углеводородов, который имеет наименьшую вязкость – это алифатические. Реакция, протекающая при низких температурах, наиболее спокойная. Тот же класс включает в себя группу углеводородов иного строения, разветвленного, и реакция в случае с использованием этих элементов идет гораздо резче, скачкообразно.
Поскольку состав перерабатываемой нефти обусловлен своим собственным углеводородным составом, невозможно установить жесткий стандарт вязкости для дизельного топлива. Так, превалирование парафино-нафтеновых углеводородов в составе топлива будет обусловливать невысокое значение вязкости при нашем стандарте 20 °С (примерно колебание от 3,5 до 4,0), а топливо, в котором преобладающее количество принадлежит нафтено-ароматическим углеводородам, при той же температуре будет иметь вязкость от 5,5 до 6,0.