ВАЖНО!!! ПОЛНЫЙ ДЕТАЛЬНЫЙ РАЗБОР СИТУАЦИИ С КОРОНАВИРУСНЫМИ ШТРАФАМИ!!! ПОЧИТАЙТЕ И СОХРАНИТЕ! Итак, Москва ввела в свой Кодекс об административных правонарушениях штрафы за нарушения самоизоляции, и на перемещение на личном транспорте, а также порядок задержания транспортных средств, с возможностью выписывания таких штрафов в автоматическом режиме. Насколько это законно и откуда растут ноги.
Не особо вдаваясь в содержание новелл, можно с уверенностью даже сейчас констатировать следующее. Задержание транспортного средства – это обеспечительная в рамках производства по делу о правонарушении. Весь комплекс мер обеспечения производства по делу является исчерпывающим и устанавливает его ТОЛЬКО Российская Федерация (как и перечень видов наказания – ст.1.3 КоАП РФ). Установление своих мер обеспечения выходит за рамки полномочий Правительства г.Москвы.
Теперь касательно штрафов. Никакой штраф не может существовать в административке сам по себе. Поскольку он установлен за нарушение конкретных предписаний, правил, прочего норматива.
Самый главный норматив – Указ Мэра г.Москвы от 05 марта 2020 Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Который позже был дополнен «обязать» всех сидеть дома.
02.04.2020 издан Указ Президента №239, который предписывает главам субъектов:
- определить в границах региона (города фз) комплекс ограничительных и иных мероприятий;
- установить особый порядок передвижения лиц и ТС.
В указах все меры идут со ссылкой на законодательство о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, и в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Права здоровых граждан на перемещение и передвижение на ТС могут быть ограничены ТОЛЬКО:
1) введением режима ЧП (ст.1 ФКЗ «О чрезвычайном положении», ст.88 Конституции РФ);
2) в рамках режима ЧС (пп.у), пп.ф) ч.1 ст.11, ст.10 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее – ФЗ О защите и ЧС);
3) в рамках введения ограничительных мер (карантина) (ст.6 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – ФЗ СЭБ).
Режим повышенной готовности (далее -режим ПГТ) – это всего лишь режим работы для органов власти при угрозе возникновения ЧС (п.6 ст.4.1 Фз О защите и ЧС). Этот режим НЕ для граждан. То есть, это ПРЕДЧСный режим работы для госорганов. Как итак понятно, угроза возникновения ЧС и сама ЧС – это разные стадии. ЧС – это когда обстановка в результате заболевания уже сложилась (ст.1 ФЗ о защите и ЧС).
При режиме ПГТ органы власти могут издавать Правила поведения в условиях повышенной готовности или ЧС, обязательные для всех граждан и организаций. В г. Москва таких Правил не установлено. Указ Мэра Москвы не является Правилами, поскольку они устанавливаются отдельным актом. Более того, даже когда их примут, они не могут противоречить федеральным правилам. 02.04.2020 принято Постановление Правительства №417 как раз об утверждении Правил поведения в рамках режима готовности или ЧС. В них нет ни слова (!!!) про запрет передвижения ни граждан, ни ТС. Только действий, создающих угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (п.4 Правил поведения, утв.Постановлением Правительства от 02.04.2020 №417).
За нарушение данных правил и установлена ответственность по ст.20.6.1 КоАП РФ. Правила поведения безусловно, в каждом регионе могут меняться или дополняться. Но принимать за их нарушение отдельные штрафы нельзя – коронавирус это общефедеральная тема. И не может быть за неё разных штрафов в каждом регионе. Как допмера власти Москвы могут ограничить доступ людей (ДОСТУПА, а не перемещения) и ТС на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС (п.10 ч.1, ст.4.1. ФЗ о Защите и ЧС). Но это в рамках мер по защите населения от ЧС. ЧС у нас нет.
Ограничительные меры (третье и последнее основание для ограничения перемещения) – это КАРАНТИН. Это особый режим, четко регламентированный ФЗ о СЭБ. Обязательный для исполнения всеми. Карантин как раз и направлен на предотвращение не угрозы возникновения ЧС, а именно на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. Именно со ссылкой на санитарно – эпидемиологическую обстановку, ПГТ или ЧС, издан Указ Президента от 02.04.2020 №239.
Карантин в Москве не введён.
Теперь подробнее, кого могут оштрафовать по ст.6.3 КоАП РФ. Наказанию в виде штрафа подлежат лица, нарушившие самоизоляцию, которые прибыли из-за рубежа (п.1.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9), а также любые граждане, нарушившие требования не покидать например место проживания. НО при условии наличия в городе КАРАНТИНА.
Для выписывания штрафов по ст.19.4 КоАП РФ (невыполнение законных требований) необходимо, чтобы данные требования были основаны на законе (ФЗ о защите и ЧС (через Правила поведения), ФЗ о СЭБ (через карантин). Органы полиции (включая ГИБДД) обеспечивают проведение карантина в период эпидемии (ст.12. ФЗ «О полиции»).
Отсюда вывод:
1) Введённые в московский КоАП штрафы в принципе незаконны, поскольку приняты за пределами полномочий субъекта.
2) Никаких иных правовых оснований для ограничения передвижения граждан НЕТ. Кроме как в условиях ЧС (ПГТ не подходит – потому что это не только режим работы для органов власти, но и сама стадия уже проехана), которого официально нет или карантина (который тоже объявлен только в паре регионов).
Повышенная готовность? – это от угрозы возникновения. Ситуация уже возникла. А вот от угрозы РАСПРОСТРАНЕНИЯ – это КАРАНТИН (ограничительные мероприятия). ПГТ – это попытка легального ухода от введения ЧС, потому что при ЧС и карантине гражданам полагаются выплаты, а платить им(нам) никто ничего не хочет, потому что бюджеты треснут.
Таким образом, действия московской мэрии напоминают попытку под видом борьбы с коронавирусом протащить свои инициативы по QR-кодам и тотальной слежке. Не более того. Ни о каких штрафах за передвижение здоровых граждан, тем более по данным с сотового телефона даже и речи идти не может.