Администрация Фрунзенского района г.Минска вынесла решение № 197 от 06.03.2017 «О закреплении территории» за Товариществом Собственников жилого дома №___ по ул._______, в котором была закреплена территория для содержания (эксплуатации) и благоустройства площадью 13 293м2 (1,3293 га). Данное решение было вынесено согласно части второй пункта 3 Правил благоустройства и содержания территории города Минска, утверждённых решением Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 №252.
В соответствии с этим пунктом администрации районов в городе Минске (далее – администрации районов) вправе закреплять за юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, территории города Минска для содержания и благоустройства.
При этом в пункте 2 этих же правил приводится следующее: для целей настоящих Правил термин «землепользователи» используется в значении, установленном в статье 1 Кодекса Республики Беларусь о земле, а также применяются следующие термины и их определения:
Содержание (эксплуатация) территории – комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
Согласно статьи 1 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователи – лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь либо в собственности иностранных государств, международных организаций (собственники), пожизненном наследуемом владении (владельцы), постоянном или временном пользовании (пользователи), аренде (арендаторы), субаренде (субарендаторы);
В соответствии с частью первой пункта 3 Правил благоустройства и содержания территории города Минска, утверждённых решением Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 №252 на землях запаса и общего пользования благоустройство, содержание (эксплуатация) территории осуществляются Минским городским исполнительным комитетом (далее – Мингорисполком) или уполномоченными им юридическими лицами (специализированными организациями, определенными в пункте 2 настоящих Правил), а также юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в соответствии с частями второй и третьей настоящего пункта
Согласно, статьи 6 Кодекса Республики Беларусь о земле к землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесённые к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.
Согласно, статьи 70 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователи обязаны:
• использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков;
• На землях запаса и землях общего пользования обязанности землепользователей, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются соответственно Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами или уполномоченными ими юридическими лицами.
Согласно пункту 4 Правил благоустройства и содержания населённых пунктов, утверждённых Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.11.2012 № 1087 работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории осуществляются землепользователями за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охране и использовании земель, о санитарноэпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также жилищному законодательству.
На землях общего пользования обязанности землепользователей по благоустройству, содержанию (эксплуатации) территории осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами или уполномоченными ими юридическими лицами (специализированными организациями, определёнными в пункте 3 настоящих Правил), если иное не установлено настоящими Правилами и иными актами законодательства.
В соответствии с решениями Минского Городского Исполнительного Комитета №3136 от 12.12.2013, №252 от 6.02.2014, 2443 от 25.08.2016, 2999 от 13.10.2016 нашему Товариществу Собственников был выделен участок земли общей площадью 0,5114 га в постоянное пользование с целевым назначением для эксплуатации и обслуживания здания многоквартирного жилого дома №___ по ул. _________. На основании этих решений была произведена государственная регистрация земельных участков – свидетельства №500/938-5686 и №500/729-1373.
Согласно, пункта 48 статьи 1 Жилищного Кодекса РБ придомовая территория – земельный участок, на котором расположены жилой дом, элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого жилого дома. Следовательно, выделенный нам участок земли является придомовой территорией, а за пределами этого участка находится земли общего пользования в соответствии со статьёй 7 Кодекса Республики Беларусь о земле (земли общего пользования – земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами). В соответствии с указом Президента Республики Беларусь №535 от 31.12.2015г подпунктом 1.7 наше Товарищество Собственников осуществляло поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории за свой счёт, согласно утверждённой общим собранием сметы доходов/расходов.
Теперь же на основании решения № 197 от 06.03.2017 Администрации Фрунзенского района г.Минска нашему Товариществу Собственников хотят передать обязанности землепользователей на землях запаса и землях общего пользования, но для этого наше Товарищество Собственников должно являться уполномоченным Мингорисполком юридическим лицом (ст 70 Кодекса РБ о Земле), а в Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.11.2012 № 1087 уточняется, что уполномоченные юридические лица это специализированные организации, определёнными в пункте 3 правил благоустройства и содержания населённых пунктов, утверждённых этим же постановлением. Если ознакомиться с этими определениями подробнее, то можно прийти к выводу, что деятельность нашего Товарищества Собственников, не попадает не под одно из них (ст. 212 ЖКРБ и п 1.5 нашего устава), а, следовательно, и не может, являться уполномоченной организацией для исполнения обязанностей землепользователей на землях запаса и землях общего пользования.
Для справки привожу п.1.5 из устава нашего Товарищества Собственников: предметом деятельности Товарищества является управление общим имуществом объекта (объектов) недвижимости Товарищества. Товарищество создано в целях сохранения и содержания общего имущества, владения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в пункте 3 Правил благоустройства и содержания территории города Минска, утверждённых решением Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 №252 содержится фраза: «а также юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями» которая противоречит статье 70 Кодекса Республики Беларусь о земле т.к. на землях запаса и землях общего пользования обязанности землепользователей, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются только Минским городским исполнительным комитетом или уполномоченными им юридическими лицами.
В соответствии со статьёй 19 закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь:
• решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются вышестоящими Советами депутатов и Советом Республики Национального собрания.
• Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.
В соответствии со статьёй 33 закон Республики Беларусь о Национальном собрании Республики Беларусь
Основанием для отмены решения местного Совета депутатов может являться несоответствие законодательству Республики Беларусь решения в целом либо отдельных его положений.
Вопрос об отмене решения местного Совета депутатов рассматривается Советом Республики по предложению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Президиума Совета Республики, а также по предложению не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Принимая во внимание всё вышеуказанное я прошу ВАС предложить Совету Республики отменить решение Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 №252.