euriz:
Выплаты по ОСГО производятся строго по калькуляции (исключение - гарантийные автомобили).
При грамотном подходе по ОСГО можно получить доплату по факту ремонта даже по негарантийному автомобилю. Правда, для этого придется ходить в суд, но суд довольно легко выигрывается. В идеале можно отбить все до копейки, за исключением износа на заменяемые детали, только нужно аккуратно пособирать документы и не особо наглеть.
Если вы получили страховое возмещение по калькуляции и вас не устраивает сумма выплаты, то первое, что нужно сделать, это разобраться, почему. Для этого нужно попросить копии актов осмотров и калькуляций, на основании которых определялась сумма выплаты:
1) может быть банальная ошибка в калькуляции. Выбрана не та категория пробега, взята не та стоимость нормочаса, в калькуляцию включены не все позиции, указанные в акте осмотра и т.д. - тут нужно письменно указать страховой компании на ошибку и потребовать ее исправления;
2) в актах осмотра и калькуляциях могут отсутствовать позиции, относящиеся к ДТП - в данной ситуации нужно письменно попросить страховую компанию о проведении дополнительного осмотра.
После того, как мы убедились в том, что акты осмотров и калькуляции составлены без ошибок и в полном объеме, но нам по-прежнему не хватает денег, нужно проанализировать составляющие калькуляции. Где больше всего ощущается недостача: по стоимости з/частей или по стоимости работ и расходных материалов?
Если окажется, что по стоимости з/частей с учетом износа денег хватает, а основная недостача заключается в работах и расходных материалах, то нужно заняться поиском СТО, специализирующейся на кузовных и окрасочных работах. СТО должна быть недорогой, но умеющей качественно выполнять ремонт и умеющей правильно оформлять документы по ремонту (заказ-наряды). Желательно, чтобы эта СТО была готова, при необходимости, работать с теми з/частями, которые принесете вы сами. После того, как вы выбрали СТО, попросите ее составить предварительную смету ремонта и принесите данную смету в страховую компанию, сопроводив ее заявлением, в котором вы просите произвести доплату по факту выполнения ремонта на данной СТО. Если в течение разумного срока (две недели с даты вашего заявления) страховая компания не выскажет предложений других СТО, то в суде она не сможет сказать, что вы выбрали слишком дорогую СТО.
После завершения ремонта вам необходимо предоставить в адрес страховой компании копии заказ-наряда и кассового чека (или квитанции), подтверждающих ваши фактичские расходы. Не пугайтесь, когда вы получите отказ в доплате: дело в том, что по правилам страхования ОСГО страховая компания действительно не может просто взять и доплатить, пусть даже она и на 100% согласна это сделать, но наши дурацкие законы не позволяют это сделать! Пишите исковое заявление и ходатайствуйте о привлечении в качестве соответчика самого виновника ДТП. Виновник ДТП на судебном заседании будет возмущаться, какого черта он платил деньги за страховку, если его хотят заставить самого рассчитываться с потерпевшим. В конечном итоге суд взыщет в вашу пользу доплату страхового возмещения, если вы убедите суд, что вы ремонтировали автомобиль достаточно скромно, разумно и экономически обоснованно.
Вторая ситуация: когда стоимость работ и расходных материалов рассчитаны хорошо, а основная недостача наблюдается на з/частях. Здесь тоже нужно готовиться к суду, руководствуясь все тем же принципом разумности и целесообразности. Соберите коммерческие предложения по з/частям от 3-4 поставщиков и подайте заявление о своих намерениях купить з/части у одного из поставщиков, ожидайте 2 недели ответа от страховой компании, после этого заказывайте з/части. После получения з/частей принесите копии чеков в страховую компанию и ожидайте отказа в выплате. После получения отказа пишите исковое заявление в суд.
Помните: единственное, что вам не возместит ни виновник, ни его страховая компания - это износ заменяемых з/частей. Если основная недостача ощущается именно на износе з/частей, то бороться будет очень трудно, нужно привлекать опытного юриста, да и то шансы будут невелики. Тут уж остается только посоветовать не покупать старые автомобили редких марок и моделей. Если б/у-шная з/часть на Фольксваген-Гольф будет стоить в три-четыре раза дешевле новой, то б/у-шная з/часть на Лянчу-Либра будет стоить лишь на 10% дешевле новой.