Не выдержал.
Взгляд юриста-хозяйственника на условия инвестирования в РБ.
Эпиграф. "Я бы иностранному инвестору свою собаку бы не советовал хоронить в Беларуси".
Итак, что касается правового поля.
1. "Золотая акция".
2. Ст. 314 ГК и её ну уж очень широкое применение в отношении предприятий - должников государственной формы собственности
3. Изменения в ст. 300 ГК (Декрет № 6) - порядок погашения задолженности. Должников у нас любят, кредиторов - ненавидят.
4. Широкое распространение внесудебной (административной) конфискации с фактическим отсутствием полноценной судебной защиты ("неустановленное лицо", постановление не подлежит обжалованию).
5. Отстутствие института возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями контролирующих органов.
6. Длительная и затратная процедура госрегистрации и лицензирования.
7. Отсутствие принципа "все сомнения и неясности толкуются в пользу налогоплательщиков" в совокупности с запутанной налоговой системой.
8. Усиливающаяся практика введения актов главы государства в действие задним числом, введение актов, коренным образом меняющих всю систему гражданско-правовых отношений (Указ № 373).
9. Блокирование института банкротства, усиление административного давления на управляющих, выведение из под действия ликвидации целых групп предприятий (то есть, долги можно делать, все равно ничего не будет).
10. Систематическое введение моратория на погашение долгов с/х и других важных предприятий. В суд обращаются, пошлину платят, а взыскать ничего нельзя - Указ запрещает).
11. Невыполенение административно-территориальными единицами взятых на себя обязательств по гарантиям. То есть, как гарантии предоставлять, так молодцы, а как отвечать, так субсидированием не предусмотрено).
12. Административное выдавливание целых групп субъектов хозяйствования из различных ниш (ИП и мелкие фирмы- алкоголь, риэлторство, квотирование поставок рыбы, сигарет и т.д.).
13. Расширительное толкование (не в пользу бизнеса) норм уголовного законодательства, привлечение к ответственности по формальным признакам, без наличия ущерба.
14. Отсутствие корреляции между правонарушением и размером штрафа, налогаемым за него.
15. Бездействие Конституционного суда в части защиты интересов субъектов хозяйствования (любимое заняти- - бортпроводниц защищать). Отсутствие гарантий сохранения собственности даже для добросовестного приобретателя (через 10 руки).
16. Бессрочность налоговой и таможенной ответственности субъектов хозяйствования.
17. Возможность реприватизации по прошествии неограниченного количества времени (случай со зданием на Революционной, с участками под Минском).
18. Приоритет национального законодательства над международным, когда это выгодно государству.
19. Полное нивелирование содержания норм, закрепленных в законах, ведомственными инструкциями (пример - есть право на вычет НДС по закону, а вот бумажку принес не с овальной печатью по инструкции МНС, а с круглой - и все, нет такого права).
Вывод - условия хозяйствования для предприятий различной формы собственности у нас различные. Если работать с госструктурами, следует всегда закладывать риск невыполнения взятых обязательств.
И инвесторам я бы не рекомендовал уповать на правовую и судебную защиту своих прав, как они привыкли в цивилизованном мире. Остается только защита административно-родственная, что мы и наблюдаем на примере Виллесдена и прочих "инвесторов".
А так, все остальное хорошо, прекрасная маркиза.