ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ГОВОРЯТ ДОЛЬЩИКИ
По проблемному 10-секционному жилому дому, заложенному на ул. Притыцкого в сентябре 2007 г. скандально известным ЗАО «Террастройинвест», новый застройщик ГПО «Минскстрой» приказом от 29.12.2014 утвердил Акт о приёмке в эксплуатацию жилой части 7 – 10 секций объекта. Но распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь от 22.09.2014 № 122р, обязывающее застройщиков в месячный срок заселить жальцов в сданные дома, ещё не выполнено.
Пока решаются финансовые вопросы и подготавливаются официальные документы, напомним вкратце предысторию этой неприглядной эпопеи.
27.10.2005 конкурсная комиссия УП «УКС Мингорисполкома» (директор Ладутько Н.А.) обеспечила победу не имеющему строительного опыта и активов ЗАО «Террастройинвест». Пять других претендентов, в т.ч. с государственной формой собственности, не были удостоены права проектировать и строить в столице объект с 252-квартирным домом.
Новоиспеченный победитель перечислил на развитие инфраструктуры столицы сумму в эквиваленте 500 тыс. долларов США, взятых, как выяснилось позже, обманным путём у доверчивых граждан.
30.12.2005 между Мингорисполкомом и ЗАО «Террастройинвест» заключён договор № 7, по которому последнее взяло на себя обязательство осуществить проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объекта, включающего в себя 252-квартирный дом, 4-х ярусную автостоянку на 300 машино-мест и подземную автостоянку на 100 машино-мест.
27.04.2006 Решением Мингоисполкома № 815 ЗАО «Террастрой-инвест» разрешено проведение проектно-изыскательских работ для строительства этого объекта на земельном участке общей площадью 3,4 га.
Но далее всё пошло по другому сценарию. 07.09.2007 ЗАО «Террастройинвест» начало рыть на этом пятне застройки котлован и строить но не выигранный по конкурсу 252-квартирный дом, а другой объект, который включает в себя 10-секционный, 10, 16-этажный, 461-квартирный (общая площадь 25 638 кв.м) дом со встроенно-пристроенными помещениями многоцелевого назначения на 1-ом этаже, с подземной гараж-стоянкой на 96 машино-мест и открытой автостоянкой на 281 машино-место, со встроенными помещениями торговли на 1-ом этаже.
Новый высокодоходный для застройщика объект отличался от первоначального конфигурацией, размерами, объёмом инвестиций, нормативным сроком строительства (24 месяца, а не 18 ) и другими параметрами. Он требовал проведения отдельного (не нового) конкурса. Вопреки всему, ЗАО «Террастройнвест» получило право проектировать и строить этот объект по решению Мингорисполкома от 12.07.2007 № 1507.
Но уже к августу 2006 года руководители ЗАО «Террастройинвест» знали, что они будут строить более крупный объект и под него создали подставную фирму-дублёр, которая профункционировала на виду у местной власти и подчинённой ей милиции до июля 2009 года, собрав за это время у доверчивых граждан более 20 миллионов долларов США наличными.
У следователей СУ ПР ГУВД Мингорисполкома, проводивших с 23.09.2009 по 30.06.2010 уголовное преследование группы лиц, возникли сомнения в законности предоставления ЗАО «Террастройинвест» права на проектирование и строительство данного социального значимого объекта, но в этом направлении они «копать» не стали.
13.04.2011 по приговору Суда Московского района г. Минска шестеро мошенников осуждены на длительные сроки (9 – 4,5 года), однако ожидаемого частного определения в отношении Мингорисполкома Суд не вынес.
Таким образом, первопричина и обстоятельства, позволившие мошенникам осуществить на принципах «строительной пирамиды» позорную для страны и ущербную для граждан-дольщиков аферу, остались не выясненными.
Очередной «гром грянул» в октябре 2012 года, когда заказчик бросил недостроенными 7 – 10 секции дома. С этого момента обманутые дольщики обрушили в различные инстанции шквал коллективных обращений и жалоб на действия (бездействие) местных органов власти. Практически все они были переадресованы в Мингорисполком, а оттуда - в Администрацию Фрунзенского района для подготовки ответа.
С учётом сказанного Главой Государства на Республиканском совещании 10.12.2013 по поводу долгостроев: «Почему такое вообще стало возможным? В круг ответственных должны быть включены не только непосредственные исполнители, но и те, кто создал условия для воровства. Наказывать надо, не взирая на лица, вплоть до самых высоких чиновников!», а также понимая, что первопричиной всех негативных последствий является перевод стрелок с 252-квартирного на 461-квартирный дом, строительство которого ЗАО «Террастройинвест» не осилило, дольщики с октября 2013 года настойчиво искали ответ на этот вопрос.
Вначале Мингорисполком уклонился от дачи ответа, несмотря на то, что до 04.04.2014 документация и переписка по данному объекту находились в Мингорисполкоме, после чего изъяты Управлением БЭП ГУВД Мингорисполкома.
Затем, проигнорировав требования Главы Государства от 15.10.2014: «При рассмотрении обращений граждан никакого формализма и бюрократизма не должно быть», Мингорисполком письмом от 28.10.2014 ответил кратко: «С должностными лицами, которые принимали участие в согласовании проектной документации, трудовые отношения прекращены». То есть, эти лица известны, но их должности и фамилии не называются.
После этого Мингорисполком письмом от 22.12.2014 вообще отмежевался от проблемы: «ЗАО «Террастройинвест», принявшее на себя по договору от 30.12.2005 № 7 обязательство осуществить проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объекта с 252-квартирным домом, по собственной инициативе разработало проектно-сметную документацию с изменёнными технико-экономическими показателями. Согласно проекту в строящемся доме увеличено число квартир до 461 (а согласно условиям договора № 7 – 252) с целью увеличения прибыли от реализации проекта. Таким образом, инициатива внесения изменений в проектно-сметную документацию исходила от ЗАО «Террастройинвест», а не Мингорисполкома».
Подаётся так, будто бы Мингорисполком здесь вообще не причём, в то время как без участия ведущих должностных лиц Мингорисполкома никакую инициативу застройщика в принципе реализовать невозможно!
Их причастность подтверждается следующими документами. Согласно письму Прокуратуры г. Минска от 23.10.2013: «Проект по 461-квартирному дому разработан на основании задания на проектирование, утверждённого директором ЗАО «Террастройинвест» (Романова И.А.) 01.09.2006, а также архитектурно-планировочного задания, утверждённого председателем Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома 03.10.2006». А Решение Мингорисполкома от 12.07.2007 № 1507 о предоставлении ЗАО «Террастройинвест» в аренду земельных участков и разрешении строительства объекта с 461-квартирным домом «подготовлено Минской городской землеустроительной и геодезической службой (в настоящее время – землеустроительная служба Мингоисполкома) на основании ходатайства заказчика, разработанной (УП «Белгипроторг» 25.05.2007) проектно-сметной документации при наличии соответствующих заключений Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома…».
Так что есть с кого спросить и призвать к ответу за причинение существенного морального и материального вреда дольщикам. По действующему законодательству органы местного управления и самоуправления несут ответственность за законность своих решений. Вред, причинённый организациям и гражданам в результате неправомерных решений, действий (бездействия) органов местного управления и самоуправления, их должностных лиц, подлежит возмещению соответствующей административной единицей в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
ГСУ СК Республики Беларусь в процессе расследования уголовного дела № 14121110083, возбуждённого 20.02.2014 против учредителя и директора ЗАО «Террастройинвест», при желании может опровергнуть или подтвердить причастность отдельных бывших и ныне работающих госслужащих к наступившим негативным последствиям.
Стало очевидным, что все беды дольщиков возникли в результате ненадлежащего контроля со стороны отдельных должностных лиц Мингорисполкома и его структурных подразделений.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов» Мингорисполком обязан с 26.10.2011 осуществлять регистрацию договоров создания объектов долевого строительства. Согласно электронному банку данных (Реестру) по объекту зарегистрировано только 6 договоров.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2011 № 1497 Мингорисполком обязан был постоянно анализировать предоставляемые застройщиком сведения и принимать меры по защите участников долевого строительства. Своевременно и в полном объёме эта работа не осуществлялась.
Прокуратура города Минска письмом от 23.10.2013 уведомила дольщиков: «В связи с отсутствием надлежащего контроля за строительством объекта прокуратурой г. Минска в Мингорисполком неоднократно вносилась информация с требованием обеспечить должный контроль за порядком исполнения договоров создания объектов долевого строительства, заключённых между гражданами и ЗАО «Террастройинвест».
А письмом от 27.11.2014 Прокуратура города по данному вопросу сделала вывод: «Ненадлежащее выполнение органом исполнительной власти обязанностей по осуществлению контроля за строительством объекта явилось одним из условий для длительного нарушения законных прав участников долевого строительства. Следствием указанных обстоятельств явилось прекращение в октябре 2012 года строительства объекта», усугубленное бегством основного учредителя ЗАО «Террастройинвест» (Романова И.А.) за границу и арестом директора (Гаевская Ю.В.).
Согласно поручению Генпрокуратуры от 01.08.2013 КРУ ГУ по г. Минску Министерства финансов Республики Беларусь должно было установить «стоимость строительно-монтажных работ и (или) затрат, которые необходимо выполнить (понести) для завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию». От ответа зависит размер доплаты.
Из письма ГУ по г. Минску от 05.11.2014 дольщики узнали, что бригада ревизоров в течении 15 месяцев работы (с 05.08.2013) не была укомплектована нужными специалистами, о чём «до настоящего времени ведётся обсуждение с руководством Мингорисполкома и ГПО «Минскстрой». С большим опозданием (17.12.2014) в помощь ревизорам направлены профильные работники, в то время как ГПО «Минскстрой» неделей раньше с 10.12.2014 потребовал от дольщиков в 7-дневный срок заключить с ним договоры на достройку с размером доплаты, определённой по фактическим затратам.
В этой связи заметим, что застройщик ГПО «Минскстрой», начавший работу в недостроенном доме 21.02.2014, в течение 9,5 месяцев достраивал дом «в тёмную» - без заключения договоров с дольщиками, держа их в постоянном напряжении и неведении. Только 09.12.2014 за 20 дней до ввода объекта в эксплуатацию Комитет строительства и инвестиций Мингорисполкома согласовал договор на достройку!
Мингорисполком, инициировавший перед Президентом страны освобождение застройщика от безвозмездной передачи городу 22-х квартир, в дальнейшем не проконтролировал полноту направления застройщиком на достройку объекта денег, вырученных от продажи квартир. В результате застройщик с 10.12.2014 обязал дольщиков доплатить за достройку достаточно высокую цену (порядка 3 млн. руб. за 1 кв. м), что противоречит Указу Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2014 г. № 174 «О завершении строительства жилого дома», направленному на недопущение значительного увеличения цены за объекты долевого строительства (квартиры).
По мнению Прокуратуры города Минска (письмо от 27.11.2014) и Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь (письмо от 15.12.2014) стоимость завершения строительства данного жилого дома и размер доплаты должны быть определены «с учётом социальной справедливости и равенства» интересов дольщиков и застройщика.
Дольщики надеются на пересмотр размера доплаты по результатам работы ревизоров КРУ ГУ по г. Минску Минфина Республика Беларусь или после проверки независимой компетентной организацией соблюдения заказчиком ГПО «Минскстрой» разработанных Министерством архитектуры и строительства методики формирования цены доплаты.