При монтаже кондиционера наружный и внутренний блоки сплит-системы соединяются между
собой двумя медными трубами. Это специальные холодильные трубки из сплава с высоким
содержанием меди (Специальные бесшовные отожжённые мягкие кондиционерные МЕДНЫЕ трубы,
весьма определённого диаметра и толщины, свёрнутые в бухты. Сантехническая жёсткая медная
труба НЕ ГОДИСЯ)).Они предназначены для обеспечения циркуляции хладагента в холодильном
контуре кондиционера.
После того, как все трубки проложены, закреплены и надежно соединены с кранами наружного
блока и штуцерами внутреннего блока, на первый взгляд, систему можно запускать. Но не тут-то
было. В соединительных трубках и в трубках теплообменника внутреннего блока на этом этапе
находится воздух. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы в работающей системе хладагент
смешивался с воздухом. Это приведет к существенному изменению характеристик фреона, что в
свою очередь приведет к ненормальной работе системы, в том числе снижению
холодопроизводительности и обмерзанию отдельных частей контура.
Помимо этого, даже очень небольшое количество водяных паров, растворенных в воздухе,
попавшем в контур, очень быстро растворяется в масле, смазывающем компрессор. Это ведёт
к разложению современного синтетического масла на кислоты,которые разъедают обмотки
компрессора,растворяют медь-переносят её на трущиеся детали компрессора и заклинивают его,
со временем.Опасны даже микроскопические следы влаги в системе в виде ПАРА, ВСЕГДА
присутствующего в воздухе. Особенно для современного комплекса с хладогентом на 410А фреоне.
Это может не привести к быстрому выходу компрессора из строя,но точно сократит время его
жизни.. Поэтому перед пуском смонтированной сплит-системы обязательно необходимо удалить
весь воздух из соединительных трубок и теплообменника внутреннего блока.
Для этого к сервисному порту на одном из кранов наружного блока через специальный
манометрический коллектор подсоединяется вакуумный насос (вакууматор). Этот прибор в
течение десяти-двадцати минут откачивает воздух из трассы, создавая в ней вакуум
(продолжительность вакуумирования трассы зависит от мощности кондиционера, и протяженности
соединительных трубопроводов,от производительности САМОГО насоса,его степени разряжения
и главное ТЕМПЕРАТУРЫ окружающей среды.По законам физики СКОРОСТЬ (время вакуумации)
испарения воды зависит от ТЕМПЕРАТУРЫ И ДАВЛЕНИЯ(разряжения). Чем выше температура
тем меньше требования к степени вакуума создаваемого вакуумным насосом,а следовательно
к его цене и весу.Монтажники обычно не покупают дорогих и высококачественных насосов.
Для вакуумации инвентора на 410 фреоне рекомендуется специальный двухступенчатый насос,
специальная вальцовка,повышенные требования к качеству монтажа ,вакуумации и вальцовке.
Правильное усилие затягивания гаек, применение специальной кондиционерной герметизирующей
пасты Локтит в вальцовочных соединениях приветствуется,т.к. давление 410 фреона в системе ВЫШЕ).
Процесс наблюдается по вакууметру (зачастую его не бывает у монтажников) на коллекторе.
После того, как необходимый вакуум достигнут, насос отключается, и еще в течение
пятнадцати-тридцати минут монтажники наблюдают, не изменяется ли давление в системе.
Неподвижная стрелка манометра показывает полную герметичность системы и всех
произведенных соединений. В случае, если наблюдается падение вакуума, это означает,
что где-то есть подсос воздуха. Тогда монтажники обязательно должны найти негерметичное
место и устранить неисправность.
Очень часто процедурой вакуумирования (или вакуумации) трассы пренебрегают и стравливают
через систему часть хладагента, чтобы он вытеснил весь воздух/влагу из трассы. Потеря
несущественной части фреона не сказывается негативно на последующей работе кондиционера,
особенно, если длина трассы не превышает пяти-семи метров. Но опасность заключается в другом.
Никто не знает, весь ли воздух/влага вытеснен из трассы. И хоть на первый взгляд при достаточной
продувке трассы там не должно ничего остаться, практика показывает, что в основном впоследствии
проблемы в работе возникают именно на тех монтажах, где вакуумированием пренебрегли.
Самое неудобное в этом моменте заключается в неоднозначности симптомов – порой при диагностике
таких неудачных объектов далеко не сразу удается выяснить причину неудовлетворительной работы
системы. И исправление ситуации влечет за собой полную эвакуацию фреона из системы и заправку
кондиционера новым хладагентом по весам. Эта процедура занимает довольно много времени.
Помимо прочего, вакуумирование системы и последующая опрессовка позволяет также достоверно
убедиться в полной герметичности системы (делается азотом под ДАВЛЕНИЕМ. Вакуумом нельзя
определить большинство утечек. Вакуум имеет давление снаружи 1 атмосферу и плохая вальцовка
прижимается к седлу,азот закачивается изнутри при давлении 20-40Атм и отжимает плохую
вальцовку как при работе сплита на обогрев). Это практически полностью исключает вероятность
утечки фреона в течение первых дней после монтажа. Кстати именно утечка в первые часы или
дни работы системы является признаком некачественного монтажа, в частности вальцованных
соединений трубопровода.
В заключение хочется сделать еще одно важное замечание. Утечка фреона очень опасна для
компрессора. Дело в том, что при работе электродвигатель компрессора охлаждается потоком
хладагента. Если кондиционер плохо охлаждает, первое, что обычно делает пользователь, это
выставление еще более низкой температуры на пульте управление и попытки включить и выключить
кондиционер. Такие попытки весьма вероятно приводят к сгоранию компрессора, что влечет за собой
дорогостоящий ремонт. Но даже если компрессор не сгорел, неплотности в трассе приводят иногда к
тому, что на стороне низкого давления происходит подсос воздуха в систему. А это уже описанные
проблемы с влагой. Если впоследствии не производится полная эвакуация и заправка свежим
фреоном, система будет работать нестабильно и скорее всего все равно выйдет из строя.