Согласно ч. 3 ст. 2 Закона об автомобильных дорогах действие указанного Закона «распространяется также на улицы населенных пунктов, отнесенные в установленном порядке к автомобильным дорогам, в части, не противоречащей иным законодательным актам Республики Беларусь». При этом:
1) порядок отнесения улиц населенных пунктов к автомобильным дорогам законодательством не определен;
2) регулируют отношения, возникающие при осуществлении деятельности по проектированию, возведению, реконструкции, эксплуатации (содержанию и текущему ремонту), капитальному ремонту улиц населенных пунктов, а также определяют права, обязанности и ответственность владельцев и пользователей улиц населенных пунктов разрозненные акты законодательства, содержащие значительные недостатки (пробелы и противоречия). Так, законодательство по-разному определяет даже ключевой термин «улицы населенных пунктов»:
а) в п. 2 Правил строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта улиц населенных пунктов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.12.2007 № 1656: «улица населенного пункта – комплекс инженерных сооружений, расположенных на территории населенного пункта, предназначенных для движения транспортных средств и пешеходов, обслуживания участников дорожного движения, а также для размещения элементов благоустройства и прокладки инженерных сетей»;
б) в п. 3.15 ТКП 271-2010 (02030) «Оценка эксплуатационного состояния и качества содержания дорожных одежд и дождевой канализации улиц населенных пунктов», утвержденного Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 10.12.2010 № 26: «улица населенного пункта (улица): Комплекс инженерных сооружений, расположенных на территории населенного пункта в границах красной линии, используемых для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов, а также для обслуживания участков дорожного движения»;
в) в п. 3.31 ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования», утвержденном Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17 декабря 2010 г. № 485: «улица населенного пункта (улица): Территория населенного пункта в границах красных линий с комплексом инженерных сооружений, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, обслуживания участников дорожного движения, а также размещения элементов благоустройства и прокладки инженерных сетей».
Согласно абз. 18 ст. 1 Закона об архитектурной деятельности «красные линии – предусмотренные градостроительной документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования». При этом далеко не на всю территорию населенных пунктов имеются утвержденные в установленном порядке градостроительные проекты детального планирования (Детальные планы). Так, в г. Минске Детальными планами охвачено примерно 60% территории. В небольших населенных пунктах ситуация гораздо хуже. Соответственно, при отсутствии утвержденного в установленном порядке Детального плана красные линии на данной территории не установлены и границы улиц на данной территории не определены.
При этом на чертежах Детального плана обозначаются два вида «красных линий» улиц: красным цветом обозначаются действующие красные линии, а черным цветом – проектные (п. 2 табл. В.1 Приложения В ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки»). О каких именно «красных линиях» идет речь в данном случае?
Исходя из вышеизложенного, предлагается:
а) распространить действие Закона об автомобильных дорогах на все улицы населенных пунктов,
либо
б) дополнить ч. 3 ст. 2 Закона об автомобильных дорогах следующей нормой: «Порядок отнесения улиц населенных пунктов к автомобильным дорогам определяется Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом».
Первый вариант предпочтительней, т.к. обеспечит комплексное и непротиворечивое регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по проектированию, возведению, реконструкции, эксплуатации (содержанию и текущему ремонту), капитальному ремонту всех улиц населенных пунктов, а также позволит единообразно определить права, обязанности и ответственность владельцев и пользователей всех улиц населенных пунктов.