Я немного загружу материалом:ссылок дать не могу т.к. материал искал давно:
“Ч. 3 ст. 24 Конституции, установившая возможность применения смертной казни в качестве исключительной и временной меры наказания лишь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. Исходя из содержания данной нормы, ...Конституционный суд полагает, что в современных условиях вопрос об отмене смертной казни или как о первом шаге — об объявлении моратория на его применение может быть решен главой государства или парламентом”, — говорится в заключении КС. Суд признал не соответствующими Конституции п. 11 ч. 1 ст. 48 и ст. 59 УК в части отсутствия в них указания на временный характер смертной казни.
Постепенный отказ от смертной казни поддерживается и постепенным развитием уголовного законодательства Беларуси. В УК БССР 1928 г. смертная казнь могла быть применена за свыше чем 60 видов преступлений, а в УК 1960 г. — только более чем за 30 видов преступлений. Но и в Уголовных кодексах 1928 и 1960 г. декларировался временный характер смертной казни. В ходе дальнейшей гуманизации УК смертную казнь отменили за преступления, не связанные с умышленным посягательством на жизнь человека. Так, в 1992 г. отменена смертная казнь за незаконные валютные операции, в 1993 г. — за получение взятки при отягчающих обстоятельствах, изготовление поддельных ценных бумаг, хищение имущества в особо крупных размерах. Параллельно расширялся круг лиц, к которым не могла быть применена смертная казнь.
В УК Беларуси, вступившем в силу в 2001 г., список “расстрельных” статей сокращен вдвое по сравнению с УК 1960 г. Сегодня смертная казнь может быть назначена за особо тяжкие преступления против мира и человечности, за развязывание войны, международный терроризм, геноцид, умышленное противоправное лишение жизни другого человека, убийство при отягчающих обстоятельствах двух и более человек, захват и незаконное удержание государственной власти.
“Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и в качестве приоритетного права каждого человека провозгласила право на жизнь”, — заявил глава КС Г. Василевич. Это же право гарантировано и другими международными актами, ратифицированными Беларусью. Человека и его права Конституция определяет как высшую цель общества и государства, а право на жизнь — это основное право человека.
В качестве аргументов такого решения КС привел еще факты — абсолютное большинство европейских стран не применяет смертную казнь, Беларусь не может находиться в стороне от процессов, происходящих в международном сообществе. Для обеспечения безопасности общества государство сегодня обладает эффективными правовыми средствами, которые позволяют изолировать опасных преступников от общества на срок 25 лет и пожизненно.
Принятие Конституции в 1994 г. и проведение референдума по вопросу об отмене смертной казни в 1996 г., на котором подавляющее число проголосовавших высказалось за сохранение смертной казни, происходило в условиях, когда максимальный срок за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, согласно УК, был 15 лет, что не соответствовало тяжести совершенного преступления.
КС не исключает вероятности судебной ошибки при вынесении смертного приговора. С 2002 г. число вынесенных судами смертных приговоров резко сократилось — в 2002 и 2003 гг. было вынесено по 4 смертных приговора, в то время как в 2001 г. — 47, в 2000 г. — 46, в 1999 г. — 39. Председатель КС заявил, что в Беларуси “рост числа убийств при отягчающих обстоятельствах происходит в те годы, когда смертная казнь применялась в большей степени”.
Депутат Палаты представителей Андрей Нарейко, который инициировал обращение парламента в КС, решением доволен. По словам А. Нарейко, уже на весенней сессии Палаты представителей он поставит вопрос о моратории на смертную казнь, потому что полностью отменить ее депутаты навряд ли отважатся. “Мы покажем этим, что мы стремимся к европейским стандартам. Если мы стремимся в Евросоюз, если наш вектор направлен в сторону Европы, то почему наши действия должны отличаться от цивилизованной Европы”, — заявил А. Нарейко.
Я повторно извеняюсь, но сейчас я опубликую мнение по этой теме товарища Сахарова:
.Д.САХАРОВ
ПИСЬМО В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ СИМПОЗИУМА
ПО ПРОБЛЕМЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ*
* Прочитано на симпозиуме, организованном Международной амнистией в декабре 1977 года.
Я благодарен за приглашение принять участие в симпозиуме, посвященном давно волнующему меня вопросу о необходимости отмены смертной казни. Я не могу приехать и прошу считать это письмо заменой выступления.
Я полностью поддерживаю основные аргументы, выдвигаемые противниками смертной казни.
Я считаю смертную казнь жестоким и безнравственным институтом, подрывающим нравственные и правовые устои общества. Государство в лице своих чиновников, как все люди, склонные к поверхностным выводам, как все люди, подверженные влияниям, связям, предрассудкам и эгоцентрической мотивации поведения, - присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни. Такое государство не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Я отрицаю сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников. Я уверен в обратном -жестокость порождает жестокость.
Я отрицаю практическую необходимость и эффективность смертной казни как средства защиты общества. Необходимая в некоторых случаях временная изоляция преступников должна осуществляться более гуманными, более гибкими мерами, допускающими корректировку в случае судебной ошибки или изменений в обществе или в личности преступника.
Я убежден, что общество в целом и каждый его член в отдельности, а не только те, кто предстает перед судом, несут ответственность за происходящие преступления. У задачи уменьшения и ликвидации преступности нет простых решений, и во всяком случае не смертная казнь является таким решением. Только длительная эволюция общества, общий гуманистический подъем, воспитывающий в людях глубокое преклонение перед жизнью и человеческим разумом, и большее внимание к трудностям и проблемам ближнего могут привести в будущем к снижению преступности и даже полной ее ликвидации. Такое гуманное общество сейчас не более чем мечта, и только акты проявления гуманности сегодня создадут надежду на возможность ее осуществления в будущем.Я считаю, что принципиальная важность полной отмены смертной казни дает основания не рассматривать те возражения сторонников ее сохранения, которые основываются на частных исключительных случаях.
Еще в детстве я с содроганием читал замечательный сборник "Против смертной казни", изданный в России в 1906-1907 годах, в годы послереволюционных казней. (Изд. Сытина, с участием моего деда И.Н. Сахарова.) Я знаю страстные высказывания писателей - Л. Толстого, Достоевского, Гюго, Короленко, Розанова, Андреева и многих других. Из упомянутого сборника я знаю аргументацию ряда ученых - Баженова (психология казнимых), Соловьева, Гернета, Гольдов-ского, Давыдова и др. Я разделяю их убежденность в том, что смертная казнь по своему психологическому ужасу несоизмерима с большинством преступлений и что поэтому она никогда не является справедливым возмездием, наказанием. Да и о каком наказании может идти речь по отношению к человеку, который перестает существовать. Так же, как они, я убежден, что смертная казнь не имеет моральных и практических оправданий и представляет собой пережиток варварских обычаев мести. Мести, осуществляемой хладнокровно и обдуманно, без личной опасности для палачей и без аффекта у судей, и поэтому особенно позорной и отвратительной.
Кратко остановлюсь на часто обсуждаемом сейчас вопросе о терроризме. Я считаю совершенно неэффективной смертную казнь для борьбы с терроризмом и другими политическими преступлениями, совершаемыми из фанатических убеждений, - в этом случае смертная казнь является только катализатором более массового психоза беззакония, мести и жестокости. Сказанное не значит, что я в какой-то мере оправдываю современный политический терроризм, сопровождающийся часто гибелью непричастных, случайных людей, взятием заложников, в том числе детей, и другими ужасными преступлениями. Но я убежден, что тюремное заключение, быть может, с принятием закона, запрещающего в установленных судом случаях досрочное освобождение, является более разумным для физической и психологической изоляции террористов, для предупреждения дальнейших актов террора.
Особенно важна отмена смертной казни в такой стране, как наша, с неограниченным господством государственной власти и бесконтрольной бюрократии, с широко распространенным пренебрежением к закону и моральным ценностям. Вы знаете о десятилетиях массовых казней неверных, которые осуществлялись без какого-либо подобия правосудия (а еще большее число людей погибло вообще без судебного приговора). Мы все еще живем в созданной этой эпохой нравственной атмосфере.
Я особо хочу обратить ваше внимание на то, что в СССР смертная казнь назначается за многие преступления, никак не связанные с покушением на человеческую жизнь. Многим памятно, например, дело Рокотова и Файбишенко, обвиненных в 1961 году в подпольной торговле драгоценностями и незаконных валютных операциях. Президиум Верховного Совета принял тогда закон, предусматривающий смертную казнь за крупные имущественные преступления, когда они уже были присуждены к тюремному заключению. Состоялся новый суд, и задним числом - что нарушает важнейший юридический принцип - их приговорили к смерти. А затем по этому и аналогичным законам были осуждены многие, в частности за частнопредпринимательскую деятельность, за организацию артелей и т.п. В 1962 году был расстрелян старик, изготовивший несколько фальшивых монет и зарывший их во дворе.
Общее число смертных казней в СССР неизвестно - эти данные засекречены, но есть основания предполагать, что оно составляет сейчас несколько сот человек в год, то есть больше, чем в большинстве других стран, где еще существует этот варварский институт. Есть и другие особенности нашей современной действительности, которые имеют отношение к обсуждаемой проблеме. Это удручающе низкий культурный и нравственный уровень нашего теперешнего уголовного правосудия, его зависимость от государства, а часто -коррупция, взятничество и зависимость от местного "начальства". Я получаю огромное количество писем от осужденных по уголовным делам. Хотя я не могу проверить эти дела в каждом конкретном случае, но в своей совокупности они создают неоспоримую и ужасную картину беззакония и бесправия, поверхностного и предвзятого разбирательства, невозможности добиться пересмотра явно ошибочных или сомнительных приговоров, избиений на допросах. Среди этих дел есть и связанные со смертными приговорами. Вот одно из них. Передо мной копия приговора Рафкату Шайму-хамедову, документы, составленные адвокатом, письма матери. Рабочий, татарин по национальности, Шаймухамедов приговорен к расстрелу 31 мая 1974 г. в Иссык Куле по обвинению в убийстве с целью грабежа продавщицы магазина в соучастии с двумя другими молодыми людьми (приговоренными тогда же к нескольким годам заключения). Шаймухамедов, отрицая свою виновность, отказался просить о помиловании и объявил голодовку. 20 месяцев он провел в камере смертников, ожидая или казни, или пересмотра дела. За это время мать и адвокаты направили десятки жалоб, но все вышестоящие инстанции безо всякого рассмотрения возвращали их обратно. В январе 1976 года приговор был приведен в исполнение с санкции зам. прокурора СССР Малярова. Приговор Шаймухамедову поразителен своей безграмотностью в прямом и юридическом смыслах, бездоказательностью и противоречивостью. Из жалоб адвокатов и из письма матери выявляется еще более впечатляющая картина. Не доказано присутствие осужденного на месте преступления. Игнорируются все противоречащие версии обвинения показания свидетелей, а также данные экспертизы (согласно которой группа крови потерпевшей не совпадает с группой крови в пятне на одежде Шаймухамедова). В письме матери утверждается, что причина такой пристрастности - корыстная заинтересованность двух прокуроров (Бекбоева и Кле-шина); она рассказывает о сценах вымогательства, о взятке, полученной от другого обвиняемого, о фабрикации — уже после расстрела Рафката - уголовного дела против второго сына с той же целью вымогательства. Я не могу проверить этих сообщений, но мне ясно главное - с какой легкостью и отсутствием аргументации вынесен смертный приговор, как легко такое страшное дело становится рутиной.
Я так подробно остановился на этом деле потому, что в нем, как мне кажется, наглядно отразился весь ужас смертной казни и ее разрушающее влияние на общество.
Я надеюсь, что симпозиум внесет вклад в благородные усилия многих поколений, направленные на полную отмену смертной казни во всем мире.
19 сентября 1977г.