А я недавно смотрел на youtube лекцию по Концепции Общественной Безопасности (которая существует и в облегченномmp3-аудио формате) и вот, что мне пришло в голову...
Грубо. Очень грубо... (если вы в действительности владеете темой). А, судя по детерминейшн, с каторой пишете, вы отдаете себе полный отчет. Что ж, тем хуже для вас. Скоро народ прозреет и тогда вам ваши слова отзовутся (по закону времени). Вы даже не продставляете себе, насколько скоро это случится.
Да, кстати (раз уж я о времени разговор завел), надеюсь вы уже осознали некоторую, скажем так, поспешность провозглашения "точки невозвращения" Украины? Могли бы и подправить свой изрядно устаревший 4-месячной давности пасквиль.
PS: "Очень прогрессивно мыслящими россиянами" являются не продажные Хакамады с Каспаровыми и Немцовыми и уж никак не откровенные вредители, типа Бонэр и Новодворской, а К.П.Петров, Н.В.Левашов и им подобные. Но, как я понимаю, жизненная позиция этих людей противоречит вашей, что, увы, мною воспринимается как "минус" не им, а вам.
PPS: In lieu of conclusion, не советую светиться в реале - если вас будут знать в лицо, несчастий вам точно избежать не удастся.
belarus1980:
Недавно задумался над вопросом об отличиях между авторитарными режимами в Беларуси и России. Вот, что пришло в голову.
Наиболее страшное время в истории обеих стран пришлось на сталинскую эпоху. Это было время тоталитаризма, которое стало точкой отсчета для поступательного смягчения политического режима до авторитарного (к сожалению, часто с периодами реверсивного движения). Любопытно и, в то же время, естественно, что после распада СССР и самоопределения Беларуси как суверенного государства процессы демократизации, протекающие в этих двух странах и начавшиеся с одной отправной точки, начали приобретать отличные черты. В то же время, схожей чертой, которая характерна для обеих этих стран на территории постсоветского пространства, является их политическая инертность и упорное сопротивление процессам демократизации. Что же отличает эти две страны от Грузии и Украины, которые находятся в этом же регионе, тоже начали свое путешествие со сталинского тоталитаризма, но первыми преодолели точку невозвращения и выбрали демократический путь развития?
Во-первых, я считаю, что основных проблем, по которым обе страны так настойчиво сопротивляются демократизации, две и они качественно, но не количественно, идентичны в обеих странах: 1) невежество в обществе и 2) страх в обществе.
Что касается первой причины, то я вывел ее на основании собственных эмпирических наблюдений. По личным обстоятельствам мне довелось часто ездить в Россию и провести там в общей сложности довольно значительное количество времени. За все это время я не встретил там ни одного человека, который бы понимал всю глубину социально-экономической отсталости России (здесь я должен сразу оговориться, что я заочно, но не лично, знаком с несколькими очень прогрессивно мыслящими россиянами, я просто хочу сказать, что процент таких людей в российском обществе чрезвычайно мал) и, главное, причинно-следственную взаимосвязь социально-экономического развития с политическим режимом. Мне сложно резюмировать мое общее впечатление от России, но в двух словах его можно описать так: удивление и, через некоторое время, неприязнь. Это глубоко атомизированное и эгоцентричное общество. Конечно, у нас в Беларуси есть проблема с дегуманизацией общества, но у нас она происходит под влиянием гораздо более репрессивного режима и политической элиты, которая оказывает гораздо более сильное давление посредством механизмов законодательной и исполнительной власти на рядовых граждан, которые используются в качестве генераторов ВВП государственными компаниями (их в стране 70 процентов) и номенклатурным бизнесом. В результате работа выжимает из этих людей все соки, как из лимонов, а в обществе нагнетается общая атмосфера страха и неуверенности посредством использования практически монополизированных государством СМИ, так что людям уже не до заботы о ближнем и не до размышлений о причинно-следственных связях между политической ситуацией и социально-экономическими аспектами жизни. На первый план для них выходят вопросы сиюминутного выживания и удовлетворения самых базовых потребностей: потребности в пище, тепле, физической безопасности и т.д.
В России же, по идее, такого жесткого давления на людей нет: физические потребности людей там удовлетворены в более полном объеме, а доля государственного сектора в ВВП, если я не ошибаюсь, составляет всего 20 или 30 процентов. Я заостряю внимание на доле госсектора потому, что в любом авторитарном режиме это чрезвычайно важный для политической элиты инструмент контроля общественного мнения: именно через предприятия, являющиеся источником существования для миллионов рабочих, проще всего контролировать их гражданскую активность и формировать их лояльность собственнику этих предприятий, т.е. государству. Так вот, в России люди в большей степени предоставлены сами себе. Они занимаются своим бизнесом, многие зарабатывают неплохие деньги, позволяющие им удовлетворить все базовые потребности своей семьи (так как пороговый уровень денежного оборота частного бизнеса, начиная с которого государство начинает проявлять усиленное внимание к его владельцу, гораздо выше в России, чем в Беларуси). В дополнение к этому, более комфортному в материальном смысле образу жизни способствует знаменитый «нефтяной фактор».
Именно ввиду вышесказанного моей первой реакцией на ограниченность кругозора россиян, с которыми мне довелось общаться, было удивление. Было удивительно, что людям, которые прилагают гораздо меньше усилий для удовлетворения своих базовых потребностей и у которых остается гораздо больше времени на занятие какими-то интересными вещами, могут быть в такой степени неинтересны политические вопросы.
Более того, второй упомянутый мною фактор, который обычно препятствует демократизации и помогает политической элите контролировать общество, – фактор страха – тоже менее ярко выражен в России. ОМОН не разгоняет акции протеста с такой жестокостью и цинизмом, как в Беларуси, и государство пытается сохранить видимость законности и правомерности происходящих в стране нарушений прав и свобод человека. Недавно смотрел один репортаж, где Немцов и его единомышленники по одному выходили на одну из улиц Москвы и устраивали одиночные пикеты, которые законодательно разрешены в России. Было любопытно наблюдать, как развивались события. Вместо того чтобы немедленно схватить протестующего, избить его и продержать 3-4 часа в отделении милиции, как это случилось бы в Беларуси, милиция в России действовала, можно сказать, деликатно: она отправила к Немцову двух людей в штатском, которые встали рядом, чтобы превратить одиночный пикет в массовое мероприятие, а затем подошла и вежливо попросила проехать в отделение милиции. После этого был выписан символический штраф в размере 500 рублей (около 15 долларов), и Немцова отпустили домой. В последний раз, когда меня задержали за участие в несанкционированном массовом мероприятии в Минске, мне наваляли ногами по ребрам в автозаке, продержали всю ночь в тюрьме, затем отвезли под конвоем в суд и оштрафовали на 500 долларов (и я считал, что легко отделался, потому что многих других людей, которые были со мной, посадили на 15 суток). Это просто для сравнения, чтобы продемонстрировать разницу в качественном уровне репрессивности белорусского политического режима.
Так вот, для меня чрезвычайно удивителен тот факт, что большинство людей в России, имея больше возможностей бороться за свои фундаментальные права, попросту не имеет желания этим заниматься. Точнее, дело тут даже не в желании, а в общем невежестве. И я пока точно не знаю, чем это можно объяснить. Конечно, тут можно упомянуть варварские азиатские корни россиян, но я не люблю объяснять поведение людей исключительно генетическими, врожденными факторами. Я считаю, что гораздо большее значение имеют приобретенные, а не врожденные признаки. Даже ребенка из племени самых кровожадных и невежественных викингов можно вырастить в благоприятной среде так, что он будет учиться в Гарварде. Я в большей степени склонен объяснять это приобретенными признаками.
Мне кажется, что это можно объяснить большей изолированностью российского общества от европейских ценностей, в том числе обусловленной фактором географической удаленности. В Беларуси мы часто принимаем за должное и редко задумываемся о том важном влиянии европейских ценностей, благодаря которому, как мне кажется, в нашем обществе гораздо меньше невежества и больше какой-то глубоко загнанной внутрь, но ожидающей возможности вырваться наружу гуманности, эмпатии и приверженности верховенству закона (это касается только широких слоев общественности, речь не идет о представителях политической и номенклатурной бизнес-элиты).
Таким образом, возвращаясь к вопросу, поставленному в начале данного текста, мне кажется, что очень кратко и обобщенно ответить на вопрос о социальных различиях между Беларусью и Россией, препятствующих демократизации этих стран, можно следующим образом: в России больше невежества, чем страха, а в Беларуси - наоборот.