Информация к размышлению обманутыми дольщиками - 2 от В.Павлова
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Письмо ГУ по г.Минску Министерства финансов Республики Беларусь от 09.06.2014 №1-4/К0-33: «Исследование обстоятельств привлечения застройщиком денежных средств для возведения 7-10 секций показало, что в отношении отдельных квартир ЗАО «Террастройинвест» не предъявлены к проверке договора создания объекта долевого строительства. Информация о количестве «бездоговорных» изолированных жилых помещений направлена Главным управление (сопроводительным письмом с Грифом ограниченного доступа) главе администрации Фрунзенского района г.Минска для использования в работе».
Письмо Минского горисполкома от 19.09.2014 «6-7-31,25,26,27,29:
«В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 №396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов» Минский горисполком осуществляет обязательную регистрацию договоров создания объектов долевого строительства с 26.10.2011».
Письмо Комитета строительства и инвестиций Минского горисполкома от 17.07.2014 №27/м-14/14:
«Решением Мингорисполкома от 26.10.2011 №3274 полномочия по регистрации договоров возложены на Комитет строительства и инвестиций Мингорисполкома.
Согласно электронному банку данных (реестру) по Объекту зарегистрировано 6 договоров создания объектов долевого строительства, заключенных с ЗАО «Террастройинвест».
Письмо Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 21.08.2014 №11-9/177-кол:
«В настоящее время Министерством архитектуры и строительства в развитие Указа Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2014 г. №174 «О мерах по завершению строительства жилого дома» разработан проект Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о случаях и порядке замены застройщика при неисполнении (нарушении) застройщиком обязательств по созданию объекта строительства».
Согласно проекту Постановления расчет величины платежей дольщика новому застройщику по договору осуществляется новым застройщиком с учетом доли дольщика в объему незавершенного строительства, переданного новому застройщику».
Письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.09.2014 №01-1-15/М-1058/2П:
Проектом Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о случаях и порядке замены застройщика при неисполнении (нарушении) застройщиком обязательств по созданию объекта строительства» устанавливается порядок расчета долей каждого дольщика и прежнего застройщика в объеме незавершенного строительством объекта строительства, переданного новому застройщику, регулируется весь комплекс вопросов, возникающих у физических и юридических лиц, участвующих в завершении строительства жилого дома».
Письмо министерства финансов Республики Беларусь от 29.08.2014 №01-1-35/кл-306/1:
«…по мнению Минфина, условия договоров Создания объекта долевого строительства в жилом доме, в том числе по отражению в них «возврата денег из средств виновных» должна определяться сторонами договора (ГПО «Минскстрой» и дольщиками) самостоятельно в порядке и пределах, предусмотренных Указами №174 и №263, Положением о долевом строительстве и формой типового договора».
Письмо Прокуратуры города Минска от 15.09.2014 №15-294-2012:
«По информации ГПО «Минскстрой» общая сумма вложенных на строительство объекта денежных средств (почему-то не на завершение строительства жилой части 7-10 секций объекта, как в Указе №174? – В.П.) будет определена к концу сентября 2014 года…
Для получения справок об оплате за строительство и отсутствия задолженности, для дальнейшего их предоставления в РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации в собственность объектов недвижимого имущества, дольщикам необходимо заключить с ГПО «Минскстрой» договоры на завершение строительства, после чего доплатить вышеуказанные денежные средства на специальный счет ГПО «Минскстрой» (сумма будет определена после продажи имеющихся квартир)».
Письмо Следственного комитета республики Беларусь от 18 июля 2014 г. № 4/ко-ль:
«Согласно проектно-сметной документации ЗАО «Террастройинвест» в 7-10 секциях указанного жилого дома предусматривалось 193 объекта, из которых 14 нежилых (встроенных) помещений. Договоры долевого строительства с ЗАО «Террастройинвест» заключены на 138 квартир (на 138 дольщиков – В.П.) и 14 нежилых (встроенных) помещений. По имеющимся на данный момент сведениям для продажи новым застройщикам ГПО «Минскстрой» осталось 41 квартира (эта цифра перепроверяется)».
Проектная декларация Государственного производственного объединения «Минскстрой» (опубликована в газете «Звязда» № 90 (27700) от 17 мая 2014 г.):
«Договоры создания объекта долевого строительства будут заключаться с гражданами, не нуждающимися в улучшении жилищных условий, но желающими их улучшить на строительство квартир (в количестве 39 квартир – В.П.). Предметом договора будет являться строительство жилого помещения».
Письмо Государственного комитета по имуществу республики Беларусь от 21 августа 2014 г. № 11- 9/177-кол:
«Принимая во внимание, в том числе нормы проекта постановления Совета Министров республики Беларусь, если дольщик сумеет в полном объеме подтвердить копиями платежных документов перечисление на строительство объекта долевого строительства денежные средства, то, полагаем, в таком случае дольщик вправе требовать от нового застройщика включения в договор положений, предусматривающих выдачу справки, подтверждающей, что строительство изолированного помещения осуществлялось за счет средств инвестора в полном объеме».
В случае если согласие с новым застройщиком о выдаче дольщику соответствующей справки не будет достигнуто, полагаем, что данный вопрос может быть разрешен в судебном порядке».
Письмо ГПО «Минскстрой» от 17 июня 2014 г. № 12-1-2/м-28/14:
Определений условий строительства объекта по соглашению между застройщиком и гражданами законодательством не предусмотрено.
Ввиду отсутствия договорных отношений между ГПО «Минскстрой» и лицами, указанными в обращении, ГПО «Минскстрой» не вправе предоставить Вам запрашиваемую информацию».
Письмо ГПО «Минскстрой» от 29 мая 2014 г. № 12-1-2/м-28/10:
ГПО «Минскстрой» правопреемником ЗАО «Террастройинвест» не является и по обязательствам последнего не отвечает».
ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ:
Действия Указа №263 с дополнениями по Указу Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2014 года № 174 «О мерах по завершению строительства жилого дома» не освобождает ГПО «Минскстрой» (новый застройщик) по объекту строительства «Многоквартирный жилой дом «10 по генплану по ул. Притыцкого в комплексе с многоярусной автостоянкой» от ответственности по обязательствам ЗАО «Террастройинвест» (прежний застройщик).
Норма «новый застройщик по объекту строительства не несет ответственности по обязательствам прежнего застройщика» включена в Указ от 6 июня 2013 г. №263 и распространяется на отношения дольщиков с новыми застройщиками с 22 апреля 2014 г.
Действия Указа №263 с дополнениями по Указу № 174 (и без дополнений) не распространяется на договора создания объектов долевого строительства, заключенные до вступления в силу Указа №263, т.е. заключенных в период действия Указа №396.
С подписанием дольщиками договора согласно Указу №263 новый застройщик (заказчик) не будет нести ответственности по обязательствам прежнего застройщика. Иными словами, до подписания договора с дольщиками согласно Указу №263 новый застройщик по обязательства прежнего застройщика отвечает.
Такое вытекает из Указов «174 и 263, как и то, что Указом №174 ГПО «Минскстрой» предоставлено право в качестве заказчика (застройщика) заключать договоры создания объектов долевого строительства. Право и обязанность – вещи разные.
А выход в «свет» вышеупомянутого Постановления Совмина, чем быстрее, тем лучше.
Не лишним будет и предметная консультация в Главном Государственном правовом управлении Республики Беларусь.