Между многими гражданами Республики Беларусь, в том числе и нами – дольщиками, которые оказались обманутыми, (между каждым из нас в отдельности), то есть между каждым из дольщиков, с одной стороны, и Закрытым акционерным обществом «Террастройинвест» (далее по тексту – Застройщик), с другой стороны, в разное время в период с 2007 года по 2013 год были заключены договоры создания объектов долевого строительства (квартир) в строящемся многоквартирном жилом доме № 97 (по генплану № 10) по улице Притыцкого на пересечении с улицей Лобанка в г. Минске (Каменная горка).
По этим договорам Застройщик обязался построить в данном доме для каждого из нас (дольщиков) квартиры и передать их нам для оформления в собственность, а некоторым из нас – для оформления в пользование (тем, кто осуществлял жилищное строительство с государственной поддержкой). Сроки передачи Застройщиком квартир каждому из нас определены в каждом конкретном договоре.
В свою очередь, мы (дольщики), в отдельности каждый из нас, обязались уплатить Застройщику указанные в договорах суммы (денежные средства, составляющие стоимость квартир).
В данном доме с 2007 года Застройщиком построены (возведены) и лишь не так давно сданы в эксплуатацию лишь шесть секций из десяти (1, 2, 3, 4, 5, 6 секции). Что же касается остальных четырёх секций (они 10-этажные), то эти секции (7, 8, 9 и 10 секции) Застройщик достроить и сдать в эксплуатацию был не в состоянии уже на протяжении последних нескольких лет. У Застройщика, оказывается, нет денег. В связи с неоплатой Застройщиком электричества оно было отключено на строительном объекте. С осени 2012 года, то есть более года, на строительном объекте абсолютно никакие работы не велись. Да и до этого строительство велось лишь эпизодически, в основном строительный объект простаивал. Строительные краны возле дома простаивали, а затем один из них – простаивал несколько лет подряд, за простой кранов начислялись не малые платежи, поскольку Застройщик эти краны арендовал.
Многие из нас (дольщиков), в том числе те, кому строительство квартир велось с государственной поддержкой, в конечном итоге остались без квартир и без денежных средств.
Выходит, получилась строительная пирамида. Оказалось более 100 дольщиков, обманутых Застройщиком.
Свои обязательства перед Застройщиком мы (дольщики) выполняем, а многие из нас (а таких – более 100 человек) эти обязательства уже давным-давно полностью выполнили, многие из нас ещё полтора-два-три-четыре года тому назад (а некоторые – ещё в 2006 году!) уплатили Застройщику всю установленную договором сумму (стоимость строительства квартиры), однако Застройщик свои обязательства по строительству квартир не выполнил без объяснения нам причин и не построил и не сдал нам ни одного квадратного метра жилья. Не построены и не сданы в эксплуатацию квартиры нам (дольщикам) четырёх десятиэтажных секций, вложенные нами в строительство этого дома (квартир для нас, дольщиков) денежные средства составляют в целом десятки миллиардов белорусских рублей. Пострадали не только мы (дольщики), но и наши семьи, поскольку все мы не смогли реализовать своё конституционное право на жилище путём жилищного строительства. Масса пострадавших граждан (потерпевших), сотни (может, полтысячи) человек, если учесть и членов наших семей.
Многие из нас (дольщиков), те, кому строительство квартир велось с государственной поддержкой, в конечном итоге остались без квартир и без денежных средств, фактически в этом так называемом жилищном строительстве безвозвратно потеряли эту государственную поддержку, то есть произвольно были лишены этой жилищной льготы, выделенные льготные кредиты Застройщиком были использованы не известно на какие цели, а гарантированная государством льгота в виде льготного кредита для дольщиков-льготников оказалась «закопанной» в этом так называемом строительстве.
Остались без квартир и денежных средств и дольщики, которым велось данное долевое строительство квартир без государственной поддержки, то есть на общих основаниях. Многие из этих дольщиков «залезли» в огромные долги для того, чтобы профинансировать строительство для себя квартир в этом доме.
Многие из нас, дольщиков, уже годами (вторую пятилетку!) скитаются «по чужим углам» без своего жилья, несут огромные расходы и убытки по той причине, что их (нас) обманул Застройщик при отсутствии каких-либо защитительных мер со стороны государственных органов, которые обязаны были контролировать это жилищное долевое строительство.
Застройщик, не имея активов (денежных средств) для завершения строительства дома, весной-летом 2013 года стал требовать от дольщиков огромные доплаты, не имея на то правовых оснований, фактически (судя по расчёту, прилагавшемуся к проектам дополнительных соглашений к договорам долевого строительства) стал заново оценивать стоимость строительства в то время, как уже построено 6 секций из 10-ти, в результате чего получалось, что дольщики, полностью оплатившие стоимость своих (предусмотренных для них договорами) квартир, должны были уплатить Застройщику практически ещё одну стоимость квартир. Мингорисполком и Администрация Фрунзенского района г. Минска (их соответствующие компетентные должностные лица) знали об этом, соглашались с таким произволом со стороны Застройщика, ему в этом не препятствовали.
Застройщик, определяя доплаты на завершение строительства дома, стоимость строительства определил произвольно, по своему усмотрению. Причём, ни от кого не скрывая это. Тогдашний руководитель Застройщика Гаевская Ю.В. на собрании дольщиков так и заявила, что при определении стоимости доплат Застройщик посчитал, сколько денежных средств не хватает на завершение строительства и «раскинул» сумму на количество дольщиков, за минусом стоимости строительства квартир, на которые ещё не заключены договоры долевого строительства (независимо от того, кто из дольщиков сколько внёс платежей, уплатил ли дольщик полную стоимость квартиры). Вот такая «арифметика»… точнее – произвол.
А между тем изменение цен в этом строительстве должно было производиться в строгом соответствии с Правилами создания объекта долевого строительства, утверждённых Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов» (далее – Указ № 396), которые Застройщик (в лице его должностных лиц, работников), по нашему мнению, открыто и бесцеремонно проигнорировал, нарушил большинство положений этого Указа (этих Правил) и никакой ответственности за это не понёс. Как, впрочем, была проигнорирована, считаем, и масса других нормативных правовых актов в области жилищного строительства.
Дом должен был сдаваться целиком, как единый строительный объект. Однако Застройщик организовал (причём, не изначально, а в ходе строительства дома) посекционную сдачу жилья (пусковыми комплексами, очередями строительства), без правовых на то оснований (насколько нам известно), тем самым дольщики из последних секций были обречены остаться без жилья, да и фактически остались без жилья, хотя их деньги, полагаем, были вложены в строительство квартир, построенных в других секциях, которые уже сданы в эксплуатацию (но не исключаем, что эти деньги похищены или использованы не по назначению, на другие цели, например, на строительство офисных помещений в этом доме или на строительство в этом же доме квартир, на которые ни с кем не были заключены договоры долевого строительства). Государственной экспертизе выделение пусковых комплексов, насколько нам известно, не подвергалось.
Непосредственно возле 7 – 10 секций Застройщик спроектировал подземную гараж-стоянку и для её строительства вырыл большой котлован, прямо вплотную возле арки восьмой секции дома, то есть Застройщик «увязал» эту подземную гараж-стоянку с 7 – 10 секциями. Однако с 2005 года (со времени выделения земельного участка под строительство) Застройщик до последнего времени так и не нашёл инвестора для строительства этой подземной гараж-стоянки. Да и не искал, судя по всему. В свою очередь, эта гараж-стоянка подлежала сдаче в эксплуатацию вместе с 7, 8, 9 и 10 секциями. Из-за вырытого котлована невозможно было на протяжении многих лет сдать в эксплуатацию жилую часть – 7, 8, 9 и 10 секции, даже если бы они были построены – их сдача не состоялась бы из-за вырытого указанного котлована. То есть, получается, Застройщик вместо строительства для нас квартир вырыл нам эту в виде котлована яму, обрекающую нас на участь обездольщиков и лишающую нас возможности приобрести жильё путём жилищного строительства. Котлован стали зарывать. А ведь на рытьё и оборудование (бетонирование) этого котлована было израсходовано 2 млрд. рублей (со слов Гаевской Ю.В.). Чьих денег? Уж не дольщиков ли, то есть наших?
Строительный объект годами строился лишь эпизодически и простаивал, а недостроенные секции разрушались от дождей и снегов, в нарушение законодательства консервация объекта не производилась. На восстановление разрушившихся и пришедших в негодность конструкций потребовались дополнительные расходы, которые затратил недавно уже новый застройщик.
Мингорисполком и Администрация Фрунзенского района г. Минска (их компетентные должностные лица) к исправлению данной ситуации никаких мер не приняли. В график финансирования и строительства данный строящийся жилой дом, в нарушение требований законодательства, на протяжении нескольких лет не включался, хотя в этом доме многим из дольщиков строительство жилья велось с государственной поддержкой. На многочисленные наши обращения в различные компетентные государственные органы, в том числе на наши коллективные обращения, мы получали от указанных органов (их должностных лиц) лишь формальные ответы-отписки о том, что строительство дома ведётся, что контроль за строительством осуществляется. Но результаты вопиющей бесконтрольности (если не назвать это совсем другими словами…), как говорят, «на лицо».
Из ответа Главы Администрации Фрунзенского района г. Минска от 25 мая 2011 г., направленного в адрес дольщиков, видно, что по возникшему судебному спору между ЗАО «Террастройинвест» и Мингорисполкомом по поводу взыскания с первого штрафных санкций за несвоевременное строительство этого дома, определением хозяйственного суда г. Минска 30 апреля 2009 года было утверждено мировое соглашение, по которому ЗАО «Террастройинвест» приняло на себя обязательство ввести в эксплуатацию жилую часть объекта в ноябре 2009 года и с этой целью организовать с 1 мая 2009 года на объекте работу в трёхсменном режиме круглосуточно, в том числе и в выходные дни. Но после этого указанный Застройщик на протяжении многих лет показывал свою неспособность построить этот дом, работы на этом объекте не велись не только в три смены, но даже в одну полную смену не велись, в выходные дни вообще не велись, затем стройка несколько лет простаивала, а из Мингорисполкома и Администрации Фрунзенского района г. Минска за эти годы дольщики на целое море своих писем (обращений) получили такое же море формальных ответов-отписок, в которых чиновниками рапортовалось о том, что всё под контролем, что строительство ведётся (в то время, как дом даже не был включён в график финансирования и строительства!), назывались всё новые сроки окончания строительства, которые по их истечении оказывались очередным обманом для дольщиков. Разве это не издевательство над нами, гражданами Республики Беларусь? Разве здесь у правоохранительных органов нет вопросов к тем, кто так наконтролировал это жилищное строительство достигло такой критической точки кипения?
Мингорисполком, который должен контролировать это строительство, с лёгкостью и, считаем, без законных к тому оснований, принимал всякий раз (на протяжении многих лет по несколько раз в году) решения о продлении сроков строительства данного дома, в то время, как фактически строительство дома не велось, а нормативный срок строительства при этом истёк ещё в сентябре 2009 года.
Разрешительную документацию на строительство этого многоквартирного жилого дома выдавал Мингорисполком, поэтому он (в лице его компетентных должностных лиц) обязан был осуществлять надлежащий контроль за строительством (в соответствии с Правилами, утверждёнными Указом № 396). Однако этого сделано не было.
Более того, Мингорисполком допустил к строительству этого дома Застройщика, который не имел опыта жилищного строительства, а главное – у Застройщика не было активов, средств, необходимых для строительства 461-квартирного жилого дома (Изначально Застройщик обязался построить 250-квартирный дом, а затем почему-то объёмы строительства увеличились до 461-квартирного дома в то время, как на строительство такого количества квартир у Застройщика не было ни активов (средств), ни возможностей, ни опыта строительства таких домов).
Начиная строительство дома, Застройщик рекламировал этот дом как элитный, а фактический стал строить обычный дом, причём с многочисленными нарушениями (недостатками). Многие из этих недостатков отражены в актах приемки квартир дольщиками 1 – 6 секций данного дома. Застройщик в строительстве стен дома стал использовать другие строительные блоки, гораздо меньшие (гораздо тоньше по толщине), меньшего качества и более дешёвые по стоимости, чем те, которые были предусмотрены проектной документацикей, искусственно уменьшил толщину стен и тем самым увеличил площадь строительства жилья (И это, насколько нам известно, уже после того, как проектно-сметной документацией была определена стоимость строительства этого дома). Прибыль, полученная от сдачи в эксплуатацию 1 – 6 секций дома, Застройщиком не была использована на завершение строительства данного жилого дома, а была использована на неизвестные нам цели.
Со стороны должностных лиц Застройщика и контролирующих органов усматривается, по нашему мнению, явный обман по отношению к нам.
Мы (дольщики) неоднократно обращались в Мингорисполком с просьбой о замене Застройщика другим застройщиком (государственным застройщиком) с целью быстрейшего завершения строительства данного жилого дома, однако наши просьбы игнорировались. Под сменой Застройщика мы имели в виду реорганизацию этого юридического лица путём слияния его с государственным застройщиком либо путём поглощения его государственным застройщиком Проигнорировал Мингорисполком и нашу просьбу о том, чтобы стал учредителем над имуществом, находящимся в частной собственности, то есть над имуществом Застройщика (правовые основания для установления или принятия такого учредительства предусмотрены Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении»).
Строительство этого дома изначально должно было вестись (осуществляться) не частным Застройщиком, а государственным – УКСом (согласно подпункту 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и её функционирования»), поскольку этот дом строился и для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.
Считаем, Мингорисполком (в лице его компетентных должностных лиц) в результате бездействий и неправомерных действий (решений) допустил тот факт, что дом с 2005 года по 2014 год не был построен, уже несколько лет оставался недостроенным, не строился и разрушался (на устранение этих нарушений потребовались дополнительные и значительные по размерам денежные средства), а мы (дольщики) оказались обманутыми Застройщиком и остались без денег, вложенных в указанное жилищное строительство, и без квартир. Это стало возможным ввиду того, что Мингорисполком не выполнил своих функций: не оказал содействие в реализации прав граждан (нас, то есть дольщиков) на жилищное строительство; не организовал строительство жилых помещений для нас; не осуществил надлежащий контроль в области жилищного строительства (при строительстве указанного выше дома); не принял мер по защите прав потребителей (нас, то есть дольщиков) в сфере жилищного долевого строительства; не осуществил надлежащим образом деятельность по профилактике правонарушений в ходе строительства указанного дома; не обеспечил на соответствующей территории контроль за соблюдением законодательства, то есть не выполнил функции, возложенные на него Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении». В результате всего этого мы, дольщики, фактически оказались жестоко обманутыми Застройщиком. При этом, получается, Мингорисполком, выдавая многократно Застройщику разрешения на дальнейшее строительство данного дома (в то время, как строительство дома не велось, несмотря на выданные ранее разрешения на строительство), тем самым поощрял Застройщика в этом обмане дольщиков, предоставлял Застройщику почву для этого обмана (вместо того, чтобы принять меры к защите прав потребителей, то есть дольщиков, по профилактике правонарушений в сфере этого строительства, если это вообще можно назвать строительством…).
Учитывая то, что органы местного управления и самоуправления (Мингорисполком и Адмнистрация Фрунзенского района г. Минска), в чьи функции входит осуществление контроля за этим жилищным строительством, с 2005 года в лице их компетентных должностных лиц должных мер не предпринимали, несмотря на многочисленные нарушения законодательства, допускаемые Застройщиком при строительстве дома, мы (дольщики) считаем, что действиями и бездействиями указанных органов и их должностных лиц нам был причинён вред, который равен нынешней рыночной фактической стоимости квартиры для каждого из нас, которые были предусмотрены договорами, заключёнными Застройщиком с каждым из нас, а также вред (ущерб) в виде огромных убытков, упущенной выгоды.
Застройщика уже нет фактически. Он существует только юридически. Его работников невозможно найти. По юридическому адресу Застройщика с мая 2013 года нет ни руководства, ни работников Застройщика. Директор Застройщика – Гаевская Ю.В. уволилась с работы и никакого отношения к Застройщику уже не имеет. Её местонахождение нам долгое время не было известно. Одна из основных учредителей Застройщика Романова И.А. ещё летом 2013 года выехала за пределы Республики Беларусь и, как видим, возвращаться не намерена, а её никто, похоже, и не ищет, насколько нам известно. Хотя ранее в своих коллективных обращениях, направленных в правоохранительные органы, мы просили решить вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности и ограничить их выезд из Республики Беларусь, а также наложить арест на их имущество. Правоохранительные органы, по нашему мнению, на протяжении длительного времени бездействовали.
Ещё в начале июня 2013 года Президент Республики Беларусь дал соответствующую оценку строительной отрасли и поставил задачу до сентября 2013 года разобраться с долгостроями, завершить их строительство. Однако по указанному выше дому ничего не изменилось, строительство не возобновлялось (вплоть до февраля 2014 года), меры к завершению строительства дома не принимались. Уже сентябрь 2014 года, а дом ещё не достроен!
20 августа 2013 года на собрании дольщиков в актовом зале в административном здании Администрации Фрунзенского района г. Минска нам, дольщикам, было сообщено, что дом подлежит консервации, причём – за наш счёт, что заключённые с Застройщиком договоры долевого строительства мы должны будем расторгнуть, а с ГПО «Минскстрой» мы должны заключить новые договоры долевого строительства, что до передачи Застройщиком строительного объекта ГПО «Минскстрой» мы (дольщики) должны ему перечислять денежные средства по договорам займа и эти денежные средства он будет использовать на завершение строительства дома. По этим договорам займа мы, дольщики, должны были перечислить ГПО «Минскстрой» очень большие суммы, которые для каждого из нас равнялись почти ещё одной стоимости квартиры. Стоимость завершения строительства не была определена так, как должна была определяться в соответствии с законодательством, её определили произвольно. И это в то время, когда передача данного строительного объекта новому застройщику ещё не была осуществлена и ГПО «Минскстрой» к этому объекту на тот момент никакого отношения не имел. На такую смену застройщика мы (дольщики) не согласились. Требуя смены Застройщика другим застройщиком, мы имели в виду присоединение Застройщика к государственному застройщику, либо поглощение Застройщика государственным застройщиком, с переходом к правопреемнику прав и обязанностей Застройщика. Для расторжения с нами (дольщиками) без нашего согласия договоров долевого строительства правовых оснований, считаем, не имелось и не имеется. Требование ГПО «Минскстрой» денег от нас, обманутых дольщиков, мы посчитали и считаем не чем иным, как вымогательством. Предложение заключать нам договоры займа и давать деньги взаймы не основано на законе, поскольку эти деньги договором займа (проектом договора) предусматривалось использовать на долевое строительство жилья (на завершение строительства дома) и не предусматривался возврат этих денег и процентов за пользование ими нам, дольщикам. Долевое строительство жилья в рамках договора займа не предусмотрено законодательством, такое строительство регулируется Указом № 396 (применительно к нам, дольщикам).
На собрании нам намекнули, что Застройщик может оказаться банкротом. О предполагаемом банкротстве Застройщика нам не так давно сообщил и Мингорисполком в ответе на наше коллективное обращение. Но у нас тогда вопрос: А кто и почему столько лет скрывал экономическую несостоятельность Застройщика? Кто его покрывал? Ведь Мингорисполком и Администрация Фрунзенского района г. Минска все эти годы в своих ответах на наши многочисленные обращения давали обещания, что Застройщик дом достроит, называли конкретные сроки окончания строительства, хотя эти обещания так и остались лишь пустыми обещаниями, то есть, выходит, остались обманом для нас. Эти обещания тянулись до бесконечности… Давали эти обещания все эти годы и должностные лица и работники Застройщика, хотя они, считаем, знали, что не смогут завершить строительство дома, то есть столько лет безнаказанно обманывали нас (видимо, чувствуя поддержку со стороны каких-то чиновников государственных органов…). Более того, Застройщик, в нарушение требований законодательства (Указа № 396), имея огромные долги перед бюджетом (штрафные санкции), привлекал к долевому строительству новых дольщиков, заключал с ними договоры долевого строительства квартир в этом доме, хотя фактически строительство не велось. Должностные лица исполнительных и распорядительных органов «закрывали глаза» на всё это, а правоохранительным органам вообще не было дела до этих нарушений законности. Насколько нам известно, даже весной 2013 года, когда до этого строительство не велось с осени 2012 года, Застройщик продолжал привлекать новых дольщиков к участию в строительстве и получал от них полную стоимость квартир. На какие цели Застройщик истратил эти денежные средства – не известно. Строительство так и не возобновлялось, а эти деньги тоже исчезли. Мингорисполком в лице его компетентных должностных лиц (если таковых с учётом всего изложенного можно считать компетентными…) контроль за таким неправомерным строительством не осуществлял.
В заключённых с нами договорах долевого строительства нет указания на то, что эти договоры подлежат досрочному расторжению в случае ликвидации (банкротства) Застройщика. Поэтому при ликвидации Застройщика нет правовых оснований для досрочного расторжения с нами договоров долевого строительства, заключенных с Застройщиком. В противном случае дольщик не стал бы заключать с Застройщиком договор долевого строительства без оговорки (в договоре) о том, что ликвидируемая сторона (Застройщик) обязуется досрочно (до своего банкротства) возместить противоположной стороне нанесённые ей убытки.
Из разговоров жильцов этого же дома нам стало известно, что в этом доме имеется не мало построенных квартир (в 1-6 и 7-10 секциях), на которые не заключены договоры долевого строительства. Реализация этих квартир и направление вырученных средств на завершение строительства данного дома облегчили бы финансовую участь нас, дольщиков, в этом жилищном строительстве.
Кроме того, из разговоров этих же жильцов данного дома нам стало известно, что имела место фактическая безвозмездная передача построенных в 1 – 6 секциях данного многоквартирного жилого дома квартир в бюджет г. Минска в счёт усреднённой нормы сноса, что также какое-то количество построенных (строящихся) в 7 – 10 секциях данного многоквартирного жилого дома квартир зарезервировано (предполагается) для безвозмездной передачи бюджету г. Минска в счёт усреднённой нормы сноса. Но и от нас, дольщиков 7 – 10 секций) тоже требовалось компенсировать Застройщику строительство этих же квартир, передаваемых в бюджет города. То есть, получается, предполагалась безвозмездная передача в бюджет города таких квартир дважды, так как от нас, дольщиков 7 – 10 секций, тоже предполагалось взыскать (получить) компенсацию за снос, мы должны были оплатить квартиры, передаваемые безвозмездно городу. Как это понимать? Какие правовые основания имелись для распространения на нас (дольщиков 7 – 10 секций дома) обязанности по компенсации местному бюджету стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельного участка под это жилищное строительство, если такая компенсация уже была произведена дольщиками 1 – 6 секций, а в уплаченную нами стоимость квартир тоже уже была включена эта компенсация? Да и какая могла быть компенсация, если с пятна застройки никого никуда не переселяли, на этом месте не было жилых домов, а была обычная ограждённая площадка (открытая автостоянка)? Освобождение Государственного производственного объединения «Минскстрой», а следовательно и нас (новым застройщиком) по указанному выше строящемуся дому от этой компенсации Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2014 года № 174 – это, считаем, уже лишь констатация того, что мы не будем (не должны) оплачивать стоимость этих квартир, передаваемых в бюджет города. Или всё же будет перерасчёт в нашу пользу или в пользу удешевления стоимости строительства (достройки) дома? Хотели бы знать это.
Из разговоров этих же жильцов данного дома нам стало известно, что в этом доме не мало квартир построено Застройщиком для депутатов, а также для сотрудников (работников) силовых структур и правоохранительных органов. Предполагаем, что за наши деньги (или частично за наши деньги). А иначе – куда же тогда подевались деньги, уплаченные нами Застройщику? Считаем, что мы имеем право получить объективную и полную информацию относительно того, действительно ли имело место строительство в этом доме квартир для таких лиц, а также относительно того, соблюдались ли при этом указанные выше Правила, утверждённые Указом № 396, по каким ценам эти квартиры строились, не были ли они построены за чисто условную (символическую) цену. В связи с этим нами направлялись обращения в Мингорисполком, в Администрацию Фрунзенского района г. Минска, в Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску, которым проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности Застройщика, в обращениях мы просили предоставить нам информацию в отношении указанных выше квартир, а также о категориях лиц, которым в этом доме построены квартиры. Из указанных государственных органов мы получили формальные ответы-отписки, ответы на вопросы относительно информации, затрагивающие наши интересы, наши права в сфере жилищного строительства, мы так и не получили. Но мы задаёмся вопросом: кому были построены квартиры за наш счёт, за денежные средства, которые нами были вложены в это жилищное строительство?
В формальных ответах-отписках нам было указано на то, что нам не могут быть сообщены персональные данные о лицах, построивших квартиры в этом доме. Но ведь нами в обращениях (в числе других вопросов) был поставлен вопрос о предоставлении нам информации о категориях граждан (без указания их фамилий, имён и других данных о личности), а не о конкретных физических лицах. То есть мы не требовали персональные данные о гражданах, физических лицах. Почему чиновники уходят от ответов на эти наши вопросы? Зачем нас «водят за нос»?
На основании поручения руководства Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 31.07.2013 г. Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску была начата проверка финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Террастройинвест», то есть Застройщика. Данная проверка должна была завершиться в июне 2014 года, однако до настоящего времени не завершена, срок окончания проверки перенесён на 31 декабря 2014 года. Считаем, что эта проверка не должна тянуться до бесконечности. Кто и с какой целью затягивает проведение этой проверки? Как (и на каком правовом основании?) можно было продлить срок проведения этой проверки до 31 декабря 2014 года, если Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2014 года № 174 «О мерах по завершению строительства жилого дома» предусмотрено завершение строительства этого дома до 31 декабря 2014 года? А стоимость завершения строительства когда будет определена? Ведь без завершения проверки финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Террастройинвест» невозможно определить стоимость завершения строительства данного дома! Не затягивается ли эта проверка с тем, чтобы скрыть от нас и не включить в стоимость завершения строительства стоимость уже построенных Застройщиком (ЗАО «Террастройинвест») квартир в 1 – 6 секциях и в 7 – 10 секциях, то есть квартир, которые (скорее всего) были построены за наши деньги? Кто и с какой целью «санкционировал» такой большой срок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Застройщика? Ещё 9 января 2014 года Мингорисполкм нам сообщил, что уже (на то время) проверено контрольно-ревизионным управлением Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Минской области 85 процентов договоров. Но уже сентябрь 2014 года! Зачем было продлевать срок проведения этой проверки аж до 31 декабря 2014 года?
В этом же письме, а также в письме от 8 января 2014 года Мингорисполком нам сообщил, что планируется объявление прежнего Застройщика (ЗАО «Террастройинвест») экономически несостоятельным, то есть банкротом. До настоящего времени нам ничего не известно о том, начата ли процедура банкротства в отношении ЗАО «Террастройинвест», а если нет, то когда она будет начата или не будет начата вообще никогда. Если бы процедура банкротства в отношении прежнего Застройщика была начата, то мы в ней выступали бы в качестве кредиторов и, естественно, потребовали бы проверить всё имущество этого банкрота. А имущества у него, похоже, не мало… построенных квартир в этом доме… мы уже не говорим о построенных офисных помещениях…
Считаем, что объявление прежнего Застройщика банкротом после того, как будет сдан в эксплуатацию этот дом, не будет соответствовать требованиям законодательства, поскольку о необходимости объявления Застройщика банкротом государственные органы заявили задолго до завершения строительства дома. И что же получится после завершения строительства дома: что государственные органы скрывали экономическую несостоятельность, фактическое банкротство Застройщика? А как же мы? Тогда станет вопрос: а кто оставил Застройщика ни с чем, забрав всё его имущество и не дав нам возможность своевременно предъявить к нему свои требования по взысканию с него в нашу пользу долгов (пени и др.)? Это ли не ущемление наших прав?
Резонен и вопрос о том, почему на протяжении стольких лет должностные лица прежнего Застройщика, а также исполнительных и распорядительных органов называли такое заниженное количество построенных квартир в этом доме, на которые ещё не заключены договоры долевого строительства? Называлось таких квартир 18, затем 20, 23 и другое количество, а недавно мы узнали, что таких квартир 41. Но и это, считаем, не все квартиры такие нам названы. Контрольно-ревизионным управлением Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску нам было сообщено, что не все квартиры по долевому строительству на этом объекте были предъявлены к проверке, что информация об этих квартирах направлена в Администрацию Фрунзенского района г. Минска для использования в работе. Так что резервы для завершения строительства дома имеются и нет никаких оснований «сдирать с нас последнюю сорочку» для финансирования этого строительства.
Неужели и очередной Новый год (уже во второй пятилетке этого мучительного долгостроя!) мы будем встречать без своего жилья?
Мы, обманутые дольщики, испытываем от всего этого огромные нравственные страдания, многим из нас негде жить и мы вынуждены «скитаться по чужим углам», несём на протяжении многих лет (уже вторую пятилетку!) огромные убытки, испытываем массу неудобств, качество нашей жизни достигло критически низкого уровня. Жизнью это назвать нельзя! Многие из нас всем этим доведены до крайнего отчаяния и изнеможения и уже готовы на самые крайние меры…. Мы – часть народа, граждане Республики Беларусь, и нет никаких правовых оснований на такое бесчеловечное отношение к нам.
Стоимость строительства указанного выше многоквартирного жилого дома была определена (установлена) изначально, в начале строительства. Однако, насколько нам известно, в настоящее время новым застройщиком (ГПО «Минскстрой») устанавливается новая стоимость строительства, в которую включаются все фактические затраты на строительство. Такая новая стоимость строительства, по нашему мнению, может распространяться лишь на вновь вступающих в долевое строительство жилья дольщиков, то есть на новых дольщиков. Положения Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь» (далее – Указ № 263) не распространяются на заключённые с нами договоры долевого строительства в рамках Указа № 396. Считаем, что изменение стоимости строительства квартир для нас может производиться только в соответствии с Правилами, утверждёнными Указом № 396. А на тех из нас (дольщиков), кто полностью исполнил свои обязательства перед Застройщиком и уплатил полную стоимость квартир, доплаты на строительство вообще не должны распространяться, по нашему мнению.
Понятие «фактическая стоимость объекта долевого строительства» введено Указом № 263. Согласно этому Указу (утверждённому им Положению) фактическая стоимость объекта долевого строительства – стоимость объекта долевого строительства в текущих ценах на дату утверждения в установленном порядке акта приёмки в эксплуатацию жилого дома и иных объектов недвижимости с учётом затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства, затрат, не включённых в сводный сметный расчёт стоимости строительства объекта долевого строительства, но относимых на стоимость строительства, и прибыли застройщика.
Стоимость строительства одного квадратного метра общей площади объекта долевого строительства рассчитывается в соответствии с законодательством об определении стоимости строительства зданий, сооружений и составления сметной документации на конкретный календарный месяц и год с учётом с учётом затрат застройщика, не включённых в сводный сметный расчёт стоимости строительства объекта долевого строительства, но относимых на стоимость строительства и прибыли застройщика (часть 8 пункта 7 Положения о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь, утверждённого Указом № 263).
Как новый застройщик при определении стоимости завершения строительства данного дома может применять эти нормы Указа № 263, если новый застройщик не построил и не строит этот дом, а лишь достраивает его жилую (причём, не большую) часть?
Если даже «закрыть глаза» на законность и применять в отношении нас Указ № 263 в части определения стоимости строительства, то пункт 13 названного Положения, утверждённого Указом № 263, определяет следующее: « Срок исполнения застройщиком обязательств по договору должен быть определён в договоре и соответствовать нормативному сроку продолжительности строительства объекта, определённому проектной документацией (часть первая пункта 13). Если строительство не может быть завершено в определённый в договоре срок, застройщик вправе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, по решению местного исполнительного и распорядительного органа перенести срок исполнения застройщиком обязательств по договору (часть вторая пункта 13). В случае наличия вины застройщика в невыполнении срока исполнения застройщиком обязательств по договору, застройщик обязан:
при расчёте цены объекта долевого строительства (цены договора) применять к объёмам, выполненным в указанный в части второй пункта 13 дополнительный срок строительства, статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, установленные для месяца, который является последним при указанном в части первой пункта 13 нормативного срока продолжительности строительства объекта;
выплатить в срок не позднее двух месяцев после передачи объекта дольщику неустойку (пеню) дольщикам, выполнившим в полном объёме свои договорные обязательства по оплате цены объекта долевого строительства (цены договора) в размере … (далее в этом абзаце перечисляются размеры пени или неустойки, подлежащие выплате дольщикам)».
Как в этом случае новый застройщик может соотнести расчёт цены строительства объекта с нормативным сроком продолжительности строительства объекта, если этот срок давным-давно (ещё в сентябре 2009 года!) истёк? Или при корректировке проектно-сметной документации установлен новый срок продолжительности строительства объекта? Так ведь это не строительство объекта «с нуля», а всего лишь достройка части объекта! (строительством это назвать никак нельзя, с точки зрения законодательства о строительстве объектов). И намерен ли новый застройщик выплачивать пеню (неустойку) нам, дольщикам, которые полностью оплатили квартиры, указанные в договорах долевого строительства? Нас никто не собирает и ничего этого не объясняет. Лишь в офисе нового застройщика (ГПО «Минскстрой») инициативной группе дольщиков постоянно твердят, что мы, дольщики, обязаны будем доплачивать в соответствии с Указом № 263, независимо от того, полностью ли оплатил уже дольщик стоимость квартиры в этом доме или частично, причём, полная или частичная оплата – роли не играет, все дольщики будут доплачивать одинаково. Разве это не абсурд? Разве так у нас в стране должны формироваться стоимость и производиться ценообразование в жилищном строительстве?
Ещё раз обращаем внимание на то, что к нам, дольщикам, Указ № 263 неприменим. Пункт 6 Указа 263 так и гласит: «Действие настоящего Указа не распространяется на договоры создания объектов долевого строительства, заключённые до вступления его в силу». Имеются в виду договоры, заключённые нами с ЗАО «Террастройинвест». Эти договоры были нами заключены не только до вступления в силу, но и до издания Указа № 263.
Поэтому в отношении нас должно применяться то законодательство, которое действовало на момент возникновения правоотношений. Применительно к нам тогда действовал Указ № 396. Он и должен в данном случае применяться (все его нормы относительно оплаты стоимости строительства и другие).
Почему не проверяется правильность ценообразования Республиканским унитарным предприятием «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве»? Почему правильность ценообразования не проверяется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь? Ведь именно Министерство экономики (по своим функциям) обязано осуществлять контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве! (п.7 Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Респрублики Беларусь»). Разве это не повод для такой проверки? Столько людей обманывают в части цены строительства! Это не один человек, и не два, а более 130-ти человек (по нашим подсчётам), к тому же – у этих людей (обманутых дольщиков) ещё имеются семьи, которые тоже страдают от этого обмана.
Хотим знать, соблюдаются ли новым застройщиком требования, изложенные в Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации (утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 3 декабря 2007 года № 25, с последующими изменениями и дополнениями). Считаем, что определение сметной стоимости завершения строительства данного дома и составление сметной документации (её корректировка, если она производилась) должны осуществляться в соответствии с требованиями именно этой Инструкции при строительстве квартир для нас.
От должностных лиц исполнительных и распорядительных органов, а также нового застройщика нам стало известно, что с приходом на данный строительный объект нового застройщика имела место корректировка проектно-сметной документации на этот объект. Ходят разговоры, что в стоимость завершения строительства будет включена и стоимость корректировки проектно-сметной документации.
Мы хотим знать: по каким причинам осуществлялась корректировка проектно-сметной документации? Для выделения пусковых комплексов (объединения двух пусковых комплексов в один)? Или объект был запроектирован не так, как следовало? Какие именно изменения Заказчик (новый застройщик) внёс в проектно-сметную документацию в ходе её корректировки? При прежнем Застройщике что-то не так было построено и надо было переделывать и для этого вносить изменения в проектно-сметную документацию? Прошла ли эта корректировка государственную экспертизу? Заказчик (новый застройщик) внёс изменения в задание на проектирование (исходные данные для проектирования) или речь идёт об исправлении недочётов в проектно-сметной документации?
Считаем, что если необходимость внесения изменений в ранее разработанную и переданную заказчику проектно-сметную документацию вызвана недостатками, допущенными проектировщиком, то такая корректировка должна осуществляться безвозмездно, то есть без включения в стоимость строительства объекта стоимости корректировки. Если корректировка проектно-сметной документации имела место в связи с необходимостью переделки уже построенных конструкций объекта (данного жилого дома), то дольщики здесь тоже не виноваты и не должны вносить платежи за эту корректировку.
Мы, дольщики, этого нового застройщика, да ещё в таком виде (с его строительными амбициями и замашками) на этот строительный объект не приглашали.
Представители этого нового застройщика нам твердят, что этот застройщик не отвечает по обязательствам прежнего Застройщика (ЗАО «Террастройинвест»). Неужели они не читают и не понимают законодательства?
Обратимся к тексту Указа № 174, которым новый застройщик назначен таковым в отношении завершения строительства указанного выше многоквартирного жилого дома. В этом Указе в части вопросов, касающихся завершения строительства этого дома, ничего не говорится о том, что новый застройщик (ГПО «Минскстрой») не несёт ответственности по обязательствам прежнего застройщика! В Указе № 174 только пункты 1, 2 и 3 касаются вопросов завершения строительства этого дома. И в этих пунктах ничего не сказано о том, что новый застройщик не несёт ответственности по обязательствам прежнего застройщика. А вот пунктом 4 этого же Указа № 174 внесены изменения в Указ № 263 и в тексте этих изменений, в частности, указывается, что «Новый застройщик по объекту строительства не несёт ответственности по обязательствам прежнего застройщика». Здесь под объектом строительства имеется в виду не указанный выше конкретный строящийся (почти достроенный) многоквартирный жилой дом, а любой строительный объект, который будет строиться в рамках Указа № 263 (в рамках утверждённого им Положения, с учётом этих изменений) после вступления в силу Указа № 174. Разве это не очевидно? И повторяем ещё и ещё: положения Указа № 263 к нам, дольщикам, заключившим до вступления его в законную силу договоры долевого строительства жилья, НЕПРИМЕНИМЫ!
Так всё же: отвечает новый застройщик (ГПО «Минскстрой») по обязательствам прежнего Застройщика (ЗАО «Террастройинвест») или нет? Если он не намерен отвечать по этим обязательствам (а нас интересуют обязательства прежнего Застройщика в части передачи нам квартир, оплаченных нами в рамках договоров долевого строительства жилья), то разве это не абсурд? Разве это правомерно? Если новый застройщик по этим обязательствам не отвечает, то почему же тогда он получил и использует 79 миллионов рублей долга от подрядчиков-должников, которые эти деньги в виде долгов должны были перечислить прежнему Застройщику (ЗАО «Террастройинвест»)? Это что же такое получается: отвечать по обязательствам прежнего Застройщика не желаю, а причитающиеся ему от должников деньги получу, причём, полностью проигнорировав его? Так на правовом поле не бывает (быть не должно!).
И всё же: если поступать по закону, новый застройщик в данном конкретном случае, считаем, обязан нести ответственность по обязательствам прежнего Застройщика. А это значит, что новый застройщик обязан передать предусмотренные заключёнными нами договорами квартиры нам, полностью уже оплатившим стоимость этих квартир, а также обязан достроить и передать квартиры тем из нас, кто не полностью оплатил стоимость квартиры, но предъявив в последнем случае к дольщикам требование о необходимости произвести доплаты в размерах и в порядке, определённых Правилами, утверждёнными Указом № 396. С последней категорией дольщиков новый застройщик может заключить договоры долевого строительства жилья, но, считаем, при этом, при определении стоимости завершения строительства, он обязан придерживаться требований, содержащихся в Правилах, утверждённых Указом № 396. А если эти дольщики будут обязаны вносить по новым договорам платежи, то новый застройщик, считаем, с учётом сложившейся критической и трагической ситуации со строительством этого дома, должен предоставить этим дольщикам рассрочку или отсрочку указанных платежей до декабря 2015 года (по Указу № 174 срок возврата предоставленной государственному производственному объединению «Минскстрой» ссуды в сумме 20 миллиардов рублей – до 31 декабря 2015 года). У нового застройщика нет никакой ни обязанности, ни необходимости заключать договоры долевого строительства жилья с первой категорией дольщиков (полностью оплативших стоимость квартир). Всё предельно ясно. Какие ещё могут быть строительно-ценовые варианты!
Если же для дольщиков, полностью оплативших квартиры, построены квартиры (по метражу) больше, чем предусмотрены договорами долевого строительства, то в этом случае, считаем, может быть заключён договор долевого строительства между новым застройщиком и дольщиком и в договоре может быть определена доплата со стороны дольщика за «лишний метраж». Хотя, полагаем, в этом случае дольщик может и не согласиться на заключение такого договора, так как дольщик по ранее заключённому им договору не заказывал у Застройщика строительство квартиры большего размера… это проблемы Застройщика. А квартиру новый застройщик всё же обязан дольщику передать!
Насколько нам известно, прежний Застройщик в договорах долевого строительства, заключаемых с дольщиками-гражданами, указывал площадь квартир, которая значилась в инвестиционном проекте. Впоследствии Застройщик в строительном проекте указал другую (увеличившуюся) площадь этих квартир. Увеличение площади квартир произошло по той причине, что Застройщик для строительства стен (контура) строящегося дома вместо запроектированных толстых строительных блоков стал использовать строительные блоки гораздо меньшей толщины. Так, без согласия дольщиков, им были построены квартиры большей площади, чем указано в заключённых с дольщиками договорах. Но это не вина дольщика! А если дольщик не рассчитывал на строительство квартиры большей площади, чем определено договором долевого строительства? А если у дольщика нет больше денег на оплату лишнего метража квартиры?
Обвинять в несвоевременности платежей тех дольщиков, которые не полностью оплатили стоимость квартир, не имеет смысла. У прежнего Застройщика были предусмотренные Указом № 396 рычаги воздействия на дольщиков-должников. Но Застройщик их не использовал. Дольщики (часть дольщиков из числа нас) оказались в должниках не по своей воле. Те из них, кому квартиры строились с государственной поддержкой, ничего не могли поделать с тем, что дом несколько лет не включался в график финансирования и строительства, а банки поэтому не перечисляли денежные средства на строительство. Без графика строительства Застройщик не выдавал справки на внесение платежей (это касается дольщиков-льготников). Застройщик при истечении графика платежа сумму последнего месяца платежа всегда расписывал на новый график и тем самым всё время удерживал дольщика «на крючке» в должниках, не давал согласие произвести полную оплату стоимости квартиры (имеются в виду некоторые дольщики, которым квартиры строились без государственной поддержки).
И снова обратимся к Указу № 174. Подпунктом 3.2 пункта 3 этого Указа определено, что Государственному производственному объединению «Минскстрой» предоставляется право в качестве заказчика (застройщика) заключать договоры создания объектов долевого строительства:
на коммерческой основе (без ограничения прибыли застройщика) для строительства в жилом доме объектов долевого строительства, по которым отсутствуют заключённые договоры создания объектов долевого строительства;
с ограниченной прибылью застройщика в размере не более пяти процентов от определённой в текущих ценах сметной стоимости объекта долевого строительства для завершения строительства в жилом доме объектов долевого строительства, по которым имеются заключённые до вступления в силу Указа № 174 закрытым акционерным обществом «Террастройинвест» и не исполненные им договоры создания объектов долевого строительства с дольщиками, заключившими указанные договоры с закрытым акционерным обществом «Террастройинвест».
Мы понимаем это так, что в данном случае в Указе № 174 имеются в виду два варианта. В первом – имеются в виду будущие, потенциальные дольщики, с которыми не были заключены договоры долевого строительства до вступления в силу Указа № 174. Во втором – имеются в виду дольщики, к строительству квартир для которых могут применяться текущие цены сметной стоимости объекта долевого строительства, то есть дольщики, с которыми были заключены договоры долевого строительства жилья после вступления в силу Указа № 263, но до вступления в силу Указа № 174. При строительстве квартир для нас текущие цены сметной стоимости объекта долевого строительства не применяются, поскольку мы заключили указанные договоры в рамках Указа № 396, к нам применяются Правила, утверждённые Указом № 396 (в том числе и в части применения цен).
Указ № 174 не содержит указание на то, что внесённые этим Указом изменения в Указ № 263 распространяют своё действие и на договоры долевого строительства объектов, заключённые до вступления в силу Указа № 263, то есть на договоры долевого строительства жилья, заключённые нами, дольщиками. После внесения этих изменений в Указ № 263 пункт 6 этого Указа остался без изменений (на наши договоры Указ № 263 не распространяется!).
Контроль за исполнением Указа № 174 возложен на Комитет государственного контроля (пункт 8 Указа). Почему же Комитет государственного контроля не контролирует исполнение этого Указа? Почему не поставит «на место» тех, кто Указа № 174 трактует по-своему?
Подпунктом 3.3. пункта 3 Указа № 174 государственному производственному объединению «Минскстрой» предоставлено право осуществлять параллельное проектирование и строительство жилого дома. Считаем, что в отношении строительства квартир для нас в этом доме параллельное проектирование и строительство может осуществляться в рамках той редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 года № 1001, которая была на момент заключения нами договоров долевого строительства жилья.
А всё же: связаны ли сейчас между собой прежний Застройщик и новый застройщик? Было ли их объединение (путём слияния, присоединения, поглощения)? Установлено ли Мингорисполкомом учредительство над имуществом Застройщика? Захватить просто так, без того или иного варианта объединения этих обоих застройщиков новый застройщик не вправе. В противном случае, что же это получается: новый застройщик вторгся в наши договорные отношения с прежним Застройщиком, захватил всё его имущество (в виде строительных материалов, из которых построен почти полностью многоквартирный жилой дом, его 7 – 10 секции) и лишил нас, дольщиков, права получить от Застройщика денежные средства в виде пени за несвоевременное строительство квартир, да и вообще лишил нас права получить от Застройщика предусмотренные договорами квартиры, которые нами полностью оплачены? Ведь новый застройщик при этом не желает нести ответственность по обязательствам прежнего Застройщика, принимать на себя эти обязательства? Это и не по-человечески, и не по закону!
Стоимостных резервов для завершения строительства этого дома, по нашему мнению, вполне хватает и без взимания доплат с нас, обманутых дольщиков.
Хотим, чтобы всё было по закону. Считаем, что в стоимость завершения строительства применительно к нам, дольщикам, не должны включаться: стоимость благоустройства и инженерных сетей, стоимость переделки некачественно изготовленных конструкций дома, стоимость корректировки проектно-сметной документации, стоимость эксплуатации аренды арендованных строительных кранов за время их многолетнего простоя, стоимость строительства помещения для товарищества собственников (одно такое помещение уже построено за наши деньги! Зачем второе?), задолженность прежнего Застройщика по электроэнергии. Всё это мы не должны оплачивать.
Считаем, что должны доплатить все те, кто по заниженной цене, в том числе за чисто условную цену, построил себе квартиры в этом доме (в 1 – 6 секциях, в 7 – 10 секциях). Мы не должны страдать из-за них. Кто-то из них, насколько знаем, построил квартиры по цене 800 долларов за 1 кв. м., а кто-то даже по цене 300 кв. м. Где же справедливость и равноправие!
До прихода на строительный объект нового застройщика на этом объекте было огромное количество строительных материалов (блоки, арматура, сухие строительные смеси, плитка, строительная опалубка и др.), которыми можно было завершить строительство дома. Однако все эти строительные материалы в 2013 – 2014 г.г. были куда-то вывезены. НО ведь всё это было приобретено за наши денежные средства! Обращались в милицию, но нам не помогли. По сообщению о вывозке с объекта (о хищении) строительных материалов даже не было принято решение в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом!
Нам никто ничего не объясняет по поводу этих строительных матриалов. Хотим знать, куда всё же они увезены, кем и на какие цели использованы, какая их стоимость.
Хотим знать, были ли соблюдены требования соответствующей инструкции по учёту строительных материалов в строительстве.
Несмотря на наши многократные просьбы, ни Мингорисполком, ни Администрация Фрунзенского района г. Минска, ни ГПО «Минскстрой» не организуют и не проводят с нами общее собрание дольщиков с приглашением на собрание всех дольщиков, а также представителей ГПО «Минскстрой», Главного управления Министерства финансов по г. Минску, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры, Комитета госконтроля, для того, чтобы разобраться со всеми обстоятельствами завершения строительства дома и квартир для нас. Мы остаёмся в полном неведении относительно этих обстоятельств.
Вместе с тем, в ГПО «Минскстрой» нас, дольщиков, вызывают по одному и каждому предлагают подписать заявление о том, что мы просим заключить с нами договор долевого строительства. Предъявление требования о написании (подписании) дольщиком такого заявления законодательством не предусмотрено и поэтому считаем указанные действия нового застройщика (ГПО «Минскстрой») неправомерными.
Для завершения строительства данного многоквартирного жилого дома, по нашему мнению, (да и очевидно всё это!) не используются все имеющиеся резервы, возможности для облегчения финансовой участи дольщиков, с целью защиты наших прав и законных интересов, с целью их восстановления, так как они бесцеремонно нарушены и попраны.
Сейчас мы, дольщики, томимся в ожидании «выкручивания» нам «рук» новым застройщиком, опасаемся этого, а тот, судя по всему, явно намерен это делать.
На встречах с инициативной группой наших дольщиков им (дольщикам) представители нового застройщика неоднократно заявляли о необходимости доплат со стороны дольщиков, то есть с нашей стороны. Причем, сразу было заявлено, что каждый дольщик должен будет доплатить по 250 долларов (эквивалентную этой сумме долларов денежную сумму в белорусских рублях). Затем была названа сумма в 260 долларов за квадратный метр строительства жилья. С течением времени эта сумма, видимо, будет расти в геометрической прогрессии… Словом, аппетиты у нового застройщика, похоже, растут всё больше. Но ведь ещё не завершена проверка финансово-хозяйственной деятельности прежнего Застройщика и не известна стоимость завершения строительства данного дома! Не известна стоимость одного квадратного метра строительства (завершения строительства) жилья в этом доме! Как можно при этом говорить о каких-либо доплатах со стороны дольщиков!
Поражает и вот ещё какой факт. Недавно некоторые из нас, дольщики, пытались посетить данный строительный объект и посмотреть, какие же квартиры построены за вложенные ими денежные средства в это строительство. И что же? Получили отворот-поворот. Их просто не пустили на стройку и заявили им: вы, мол, с новым застройщиком не заключили договоры долевого строительства и поэтому ваших квартир в этом доме нет, вы здесь никто. Вот это да!
27 июня 2014 года на личном приёме в ГПО «Минскстрой» Милошевский Николай Викторович дольщикам (инициативной группе дольщиков) заявил, что каждый дольщик до ввода дома в эксплуатацию должен будет подписать (заключить) договор долевого строительства с новым застройщиком, а при отказе подписать – квартира автоматически переходит городу и дольщик не сможет её выкупить даже на аукционе. Это как же понимать? Это что: рейдерский захват недвижимости, оплаченной дольщиками? А кто его «санкционировал»? И как же всё это сообразуется с действующим законодательством? Не только национальным законодательством, но и международным…
По уголовному делу, которое находится в производстве главного следственного управления Следственного комитета Республики Беларусь и возбуждено в отношении директора ЗАО «Террастройинвест» Романовой И.А. и других лиц, мы, то есть дольщики, допрошены только в качестве свидетелей, несмотря на то, что фактически мы являемся потерпевшими, так как каждому из нас причинён преступлениями огромный вред и материальный ущерб (в виде упущенной выгоды). Никто из нас так и не признан потерпевшим, несмотря на наши требования об этом. Официальные заявления дольщиков о необходимости признания их потерпевшими следственные органы проигнорировали. Не признание нас потерпевшими, лишает нас возможности отстаивать (защищать) свои права и законные интересы. Будучи в статусе свидетелей, мы не имеем возможности заявлять какие-либо ходатайства по делу в целях защиты своих прав, совершать иные процессуальные действия, которыми по закону наделяется потерпевший. Считаем, что такое поведение органов предварительного расследования противоречит закону. Неужели всё это делается в отношении нас специально? Неужели у обвиняемых, а также у потенциальных подозреваемых по уголовному делу в следственных органах имеются покровители?
Предварительное расследование по уголовному делу будет тянуться, похоже, до бесконечности. Но ведь предусмотрены же уголовно-процессуальным законодательством предельные сроки предварительного следствия? Или они касаются не всех следственных органов?
На наши многочисленные коллективные обращения, направляемые нами ежегодно (уже 5 лет!) в Мингорисполком и Администрацию Фрунзенского района г. Минска, нам даются лишь формальные ответы, без принятия по обращениям необходимых мер, либо вообще ответы не даются. Такая же ситуация наблюдалась на протяжении нескольких лет и с обращениями, направляемыми нами в правоохранительные органы и в те органы, которые обязаны были нас защитить от произвола.
Кое-кто из чиновников районного уровня на личном приёме смог позволить себе высказывание в адрес явившихся на личный приём дольщиков: мол, чего же вы ещё хотите? Всё в шоколаде, дом строится. Только вот у нас возникает встречный вопрос: А за чей счёт будет этот так называемый «шоколад»? Не слишком ли он дорогой и горький для нас, дольщиков?
На личном приёме чиновник районного уровня (не будем называть фамилию этого чиновника) смог позволить себе (как бы даже насмехаясь над дольщиками), в адрес дольщиков высказывание вроде этого: «Вы попали… вы знали, с кем заключали договор… это коммерческий застройщик… надо было думать, когда заключали договоры с таким застройщиком… теперь это ваши проблемы». Просто поражает! Просто удивляет, как он попал в это кресло чиновника! Разве ему там место? И почему он за такие высказывания и за свои многолетние бездействия (бездеятельность в части осуществления контроля за соблюдением законности в сфере жилищного долевого строительства) на государственной должности не попал туда, куда надо? Ведь такому большому количеству людей этой бездеятельностью причинён огромный вред!
Ещё раз о цене строительства. ГПО «Минскстрой» было выделено 20 миллиардов рублей на завершение строительства дома.
Милошевский Николай Викторович недавно заявил дольщикам, что на июль 2014 года останется только три миллиарда рублей для завершения строительства дома из выделенных 20-ти миллиардов рублей. Куда были вложены остальные денежные средства? Ведь для завершения строительства жилой части дома оставалось выполнить совсем не большой объём работ…
Такие (изложенные выше) негативные проявления в обществе, в государственных и других органах и организациях дискредитируют органы власти и наносят огромный вред как обществу в целом, так и отдельно взятым многочисленным гражданам, то есть нам, участникам долевого строительства жилья, подрывают устои общества и государства. Да и можно ли всё это назвать просто негативными проявлениями? Может, всё же, наконец, найдутся в государстве правоохранители, которые «назовут вещи своими именами»?
На нашем горьком примере, вполне очевидно то, что в отношении нас вопиющим образом нарушаются Конституция, законы и указы. Мы уже не говорим об основных (основополагающих) правовых документах международного права… А ведь среди нас имеются и дольщики-иностранцы… Неужели по поводу всего этого строительного безобразия обращаться в их консульства?
Иначе, как строительным геноцидом в отношении нас, мы всё это назвать не можем.
Хотим знать, на каком основании и по каким таким причинам и признакам мы так дискриминированы по отношению к другим гражданам Республики Беларусь, в том числе по отношению к дольщикам, построившим себе квартиры в 1 – 6 секциях данного дома, а также по отношению к многим гражданам, оказавшихся обманутыми мошенниками (последние уже осуждены к лишению свободы) при строительстве этого дома. Почему мы не можем приобрести жильё путём жилищного строительства по таким же ценам, как и другие граждане Республики Беларусь? Почему мы должны платить гораздо большую стоимость жилья, почти двойную?
В сентябре 2009 года обнаружилось, что под видом работников «ЗАО «Террастройинвест» группа мошенников обманула более 500 граждан, получив от них денежные средства, составляющие десятки миллиардов белорусских рублей. Тогда мошенники, получив каким-то образом от официального Застройщика копии документов из строительной документации, оформляли с гражданами фиктивные договоры долевого строительства квартир, получали от граждан денежные средства «наличкой», оформляли по несколько дольщиков на одну квартиру.
Тогда обо всём этом стало известно и Главе государства. Он тогда потребовал взять эту стройку на жесточайший контроль. Но, как видим, с 2009 года вообще никакого контроля за строительством этого дома не было. Вот так чиновники, которые обязаны были контролировать это строительство, исполнили требование Главы государства.
Всем пострадавшим гражданам государство помогло. Даже несмотря на то, что они доверились мошенникам, не убедились в их легитимности, платили стоимость квартир наличкой. А вот мы в этом строительстве оказались самыми крайними. Нам государство не помогло. Но ведь мы официальные дольщики, действовали по закону, заключили официальные договоры с официальным Застройщиком, оплату стоимости квартир производили через банк! И столько лет испытываем невыносимые мучения, тщетно «обивая пороги» чиновников и не имея жилья! Где же справедливость и законность?
16 марта 2010 года на общем собрании дольщиков заместитель председателя Мингорисполкома (не будем называть его фамилию) заявил о том, что по этому строительному объекту (по «Рудстрою») из 12-ти миллиардов рублей лично Руднев получил 1 миллиард рублей, что это были деньги дольщиков, что в связи с этим Мингорисполком принял решение приостановить строительство и отозвать разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Но далее этого разговора дело не пошло. Уже тогда, выходит, стало известно, что наши денежные средства похищены, но это не стало предметом расследования уголовного дела в отношении мошенников. Так где же тот 1 миллиард рублей наших денежных средств? Не потому ли сейчас не хватает денежных средств на завершение строительства дома?
20 августа 2013 года на общем собрании дольщиков заместитель главы администрации района г.Минска (тоже не будем называть его фамилию) настойчиво убеждал дольщиков в необходимости доплачивать денежные средства ГПО «Минскстрой» и для этого заключать договоры займа, хотя всё это противоречило законодательству, правовых оснований для доплат не было, тогда ещё даже не была известна (на и сейчас неизвестна) стоимость завершения строительства дома. И где же этот чиновник сейчас? Пошёл на повышение? Досадно… А мог бы получить понижение, с учётом изложенного…
Все эти годы мы получали формальные отписки на наши обращения, в том числе коллективные, в государственные органы и иные организации. Наши обращения фактически не рассматривались и меры по ним не принимались. Поэтому мы направляли требования в компетентные органы привлечь к административной ответственности чиновников, виновных в нарушении законодательства об обращениях граждан и юридических лиц. И тоже получили формальные отписки… Никто никого к ответственности привлекать не стал…
В целях защиты своих прав мы создании местное общественное объединение. Но нам дважды отказали в его государственной регистрации. Хотя документацию для государственной регистрации нам за определённую плату оформляли специалисты юридической организации, называющей себя «Лучшим юристом».
Нас везде и все игнорируют. Мы что: изгои общества? Кто нам «приклеил» этот статус?
Обращались и снова обращаемся ко всех уровней чиновникам, имеющим отношение к строительству этого многоквартирного жилого дома: незамедлительно отдайте нам оплаченные нами квартиры! Иначе последствия могут быть самыми непредсказуемыми…
Имевшая место ранее либерализация строительной отрасли тоже внесла свою лепту для нашей «нестроительной» доли. Ранее для Застройщика было обязательным лицензирование. Затем его отменили. Ну и начали строить жилые многоквартирные дома все, кому вздумается. А что, если требований никаких нет?
Как теперь зарегистрировать квартиру, если даже её получит дольщик!
Где гарантия, что прежний Застройщик не «отсудит» у нового застройщика этот дом и не добьётся признания недействительными документов о гос. регистрации права собственности на эти квартиры? Как дольщик сможет зарегистрировать в регистрирующем органе право собственности или пользования на квартиру, если новый застройщик для этой регистрации не сможет выдать дольщику для предъявления в регистрирующий орган справку о том, что финансирование строительства квартиры осуществлялось за счёт этого дольщика? Ведь новый застройщик может выдать только справку на достройку? Без какой-либо связи прежнего Застройщика с новым застройщиком такая регистрация права собственности на квартиры невозможна! Вот почему мы настаивали на реорганизации Застройщика (присоединение, поглощение его новым застройщиком) либо на принятии Мингорисполкомом учредительства над имуществом ЗАО «Террастройинвест» (последнее предусмотрено Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении»). Но этого сделано не было. А что теперь? Стройка в подвешенном состоянии!
Как разорвать замкнутый круг этого строительного (а фактически нестроительного) абсурда? Неужели законодатели не видят, что творит правовая дыра? Неужели чиновники, к которым мы столько лет безуспешно стучимся во все двери, не видят, что творит правовая ловушка и что с нами сотворила ловушка, устроенная нам прежним Застройщиком (да и, похоже, готовящаяся нам новым застройщиком)?
Уверены, что Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь (в том числе в части стоимости и ценообразования в жилищном строительстве) должна быть применима и к нам. Почему с её положениями никто не считается, применительно к строительству для нас квартир?
Разве так (на нашем примере) должна выглядеть у нас в стране государственная жилищная политика?
Не обеспечение на протяжении многих лет (пошла уже вторая пятилетка для многих!) такого большого количества граждан, как мы, жильём является, несомненно, внутренней угрозой национальной безопасности страны. Не будем перечислять государственные органы, которые обязаны согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь принимать меры по недопущению, а также по устранению этой угрозы. Должностные лица этих органов никогда не должны забывать о безопасности страны.
Изложенные выше негативные проявления в обществе, в государственных и иных организациях дискредитируют органы власти и наносят огромный вред, как обществу в целом, так и отдельно взятым (как видим) многочисленным гражданам, то есть нам, участникам долевого строительства жилья, подрывают устои общества и государства. Да и можно ли всё это называть просто негативными проявлениями? Может, всё же, найдутся, наконец, в государстве правоохранители, которые «назовут вещи своими именами»?
В неправомерных действиях и бездействиях чиновников мы не можем не усмотреть правонарушениях, создающие условия для коррупции. Почему же правоохранительные органы этого не видят?
Проходят годы, меняются чиновники, руководители государственных органов, министры… приходят на их места новые должностные лица… Но нам, обманутым дольщикам, от этого нисколько не легче. Наша жилищная проблема осталась до сих пор не решённой. Новые чиновники не хотят повернуться к нам «лицом»…
Почему нас отправляют в «Гостиницы Ветрова», то есть на улицу? За какие такие «заслуги»?
Изложенные выше действия и бездействия чиновников, должностных лиц перечисленных выше государственных органов и иных организаций (да и не перечисленных в настоящем коллективном обращении) противоречат принципам правового государства и могли получить соответствующую оценку. Но, к сожалению, не получили…
Почему на чиновников не распространяется Директива Президента Республики Беларусь № 1 (об укреплении исполнительской дисциплины)?
В 2013 году мы направили в Совет Министров Республики Беларусь коллективное обращение, в котором изложили просьбу определить размер ущерба (вреда), причинённого нам в результате неправомерной деятельности государственных органов и иных организаций, действий и бездействий их должностных лиц в связи осуществлением указанного выше долевого строительства жилья и контролем за этим строительством. Мингорисполком не принимал меры по определению этого ущерба (вреда). Именно поэтому мы направили коллективное обращение в Совет Министров Республики Беларусь. Однако наше коллективное обращение из Совета Министров Республики Беларусь было перенаправлено в Мингорисполком для определения указанного ущерба (вреда), то есть с поручением определить размер ущерба (вреда). Данное поручение Совета Министров Республики Беларусь осталось невыполненным, указанный размер причинённого нам ущерба (вреда) так и остался не определён.
На протяжении всех этих лет (а пошла уже вторая пятилетка!) от наших бесконечных «хождений по мукам», постоянно сталкиваясь со стеной безразличия и чёрствости со стороны чиновников, отсутствия хоть какой-либо защиты со стороны государственных органов и организаций, которые обязаны были нас защищать, мы, как законопослушные граждане Республики Беларусь, пытались отстоять свои права законными способами, не выходили на улицы митинговать и протестовать против творимого в отношении нас беззакония, произвола, (а могли бы обратить на себя внимание многочисленных иностранцев, иностранных журналистов, прибывших к нам на чемпионат мира по хоккею…), не прибегали к каким-либо противоправным способам защиты своих прав. Суды Республики Беларусь нам не помогли, но мы не обращались в международные правовые организации за содействием в защите наших прав, в восстановлении нарушенных наших прав и законных интересов в сфере указанного жилищного строительства. Хотя давно уже могли обратиться. До последнего градуса нашего многолетнего терпения считаем, что наша проблема, изложенная выше, всё же может быть решена внутри нашей страны. Очень надеемся, что законность и справедливость всё же восторжествуют…
Или, если нам невозможно защититься правовыми способами, остаётся прибегать к способам не правовым?
Вполне очевидно, что в отношении нас, дольщиков, нарушаются Конституция, законы, указы… Мы уже не говорим об основных (основополагающих) правовых документах международного права…
Мы рождены для того, чтобы жить (причём, полноценно!), а не существовать ниже критического уровня этого жалкого существования на протяжении многих мучительных для нас лет! И обеспечить качество нашей жизни, создать все необходимые условия для улучшения её качества, – «святая» обязанность чиновников всех уровней в нашем государстве. На практике, в жизни общества, мы, к сожалению, наблюдаем (на примере отношения чиновников к нам) мы наблюдаем совершенно противоположное. Свою обязанность чиновники понимают с точностью до наоборот…
Скоро снова Новый год. Не исключаем, что мы его можем встретить так, как и все эти годы: со слезами на глаза… но не от радости в жизни, а от безысходности невыносимого существования… от невозможности обрести своё оплаченное жильё.
Если бы хоть один из перечисленных выше чиновников хоть один Новый год встреть так, как встречаем мы, если бы он просуществовал хотя бы месяц-два по-нашему, то, уверены, он бы повёл себя по отношению к нам совершенно по-другому, и других своих коллег наставил бы на путь истинный.
С учётом изложенного ПРОСИМ Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь:
1. В соответствии с компетенцией, в пределах функций, которыми наделён Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь:
принять безотлагательные меры: по защите и восстановлению наших прав в сфере указанного выше жилищного долевого строительства; по скорейшей передаче нам квартир новым застройщиком (ГПО «Минскстрой»); по обеспечению каждому из нас возможности оформить в регистрирующем органе государственной регистрации и технической инвентаризации право собственности (а для некоторых из нас – право пользования) на переданные нам квартиры; по устранению препятствий в указанном оформлении нами права собственности (пользования) на указанные квартиры; по обеспечению гарантий того, что государственная регистрация нами права собственности (пользования) на квартиры впоследствии не будет признана недействительной по причине того, что новый застройщик не выдал в регистрирующий орган справку (о том, что финансирование строительства квартир осуществлялось за счёт средств дольщиков, то есть за наш счёт; такую справку дольщику не сможет выдать новый застройщик, так как он этот дом и квартиры в нём не строил, а лишь достраивал), либо по той причине, что прежний Застройщик в судебном порядке (возможно и через международный суд) установит своё право на указанный многоквартирный жилой дом (его часть, остававшуюся недостроенной на момент начала на ней работ новым застройщиком), что повлечёт обратные правовые последствия.
2. Принять соответствующие меры реагирования в отношении должностных лиц и работников, действиями или бездействиями которых при изложенных выше обстоятельствах нарушены (ущемлены) наши права в сфере указанного выше жилищного долевого строительства и причинён каждому из нас огромный ущерб (в виде упущенной выгоды, убытков) и огромный моральный вред.
3. О нашей проблеме, изложенной в настоящем коллективно обращении, о критической ситуации, сложившейся и складывающейся в настоящее время при долевом строительстве нам квартир, поставить в известность Главу государства.
4. На основании настоящего коллективного обращения и материалов проверки (в случае её проведения по настоящему обращению) подготовить и направить в Совет Министров Республики Беларусь предложение о необходимости определения Советом Министров Республики Беларусь размера ущерба (вреда), причинённого нам в результате неправомерной деятельности государственных органов и иных организаций, действий и бездействий их должностных лиц.