Пошлины на иномарки в Беларуси вырастут на 5 евроцентов. Пока…
В ближайшее время в Беларуси будет принято решение о повышении ставок таможенных пошлин на ввоз автомобилей на 0,05 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема цилиндров двигателя.
"Соответствующие проекты документов уже подготовлены. Однако вопреки слухам, распространившимся на рынке, повышение пошлин будет незначительным — на 5 евроцентов. К примеру, на машине объемом цилиндров двигателя 2 л повышение составит около 100 евро, объемом 1,6 л — 80 евро", — сообщил ПРАЙМ-ТАСС источник, близкий к правительству.
И хотя дополнительные расходы белорусских граждан чиновники оценивают как "незначительные", госбюджет пополнится изрядно: по расчетам, основанным на данных импорта автомобилей в 2006 году (около 160 тыс. шт.), за год государственная казна от этого повышения получит около 15 млн. евро.
Собеседник агентства так и сказал: решение продиктовано, в первую очередь, необходимостью пополнения госбюджета.
Ожидается, что рост пошлин произойдет с 1 июля. При этом дифференциации по "возрасту" автомобиля, литражу и другим характеристикам не предполагается.
Пока, отмечают местные стратеги, речь не идет о повышении пошлин до уровня российских (которые в несколько раз выше наших ставок). Россия защищает свой рынок, там уже многие иностранные производители развернули свои производства, говорят они, а в Беларуси все только начинается.
Как заявил журналистам заместитель председателя Государственного таможенного комитета (ГТК) Леонид Досов, "вопросов, связанных с серьезным повышением нет".
По его словам, плюс 5 евроцентов за 1 кубический сантиметр объема двигателя — "сумма незначительная для человека, который решил приобрести автомобиль за границей".
У покупателя скутера тоже денег хватает, считает замглавы ГТК. "Если человек решил приобрести скутер, то денег у него хватит и на то, чтобы его ростаможить", — цитирует Л.Досова "Интерфакс".
Спрос соотечественников на недорогие иномарки белорусское руководство, как известно, решило утолить иранскими и китайскими легковушками, развив при этом местную автомобильную промышленность.
Уже через полгода с конвейера здесь должны сойти китайские "Hafei".
На первом этапе это будет отверточная сборка из импортных комплектующих, в которую КНР уже сегодня готова вложить 50-70 млн. долларов. В дальнейшем, как рассказал исполнительный директор компании "Юнион Моторс" Олег Мамедов, его предприятие намерено получить сертификат ST1, который присвоит машинам белорусское происхождение и теоретически позволит отправлять их на экспорт. Поскольку для этого нужно локализовать производство до 51%, в планах — организация местной линии сварки и покраски кузовов.
Аналогичные виды и на здешнее производство иранских "Самандов".
Мировая практика свидетельствует: для того чтобы сборочный проект был рентабельным, ежегодно должно выпускаться не менее 100 тыс. автомобилей. В 2007 году в Беларуси планируют выпустить 5-6 тыс. "Самандов", что явно недостаточно для эффективности проекта, но также явно превышает потребность в них белорусских покупателей, для которых рынок подержанных иномарок в силу невысоких доходов и таможенных пошлин остается куда привлекательнее. А те, кто решает приобрести новый автомобиль, ориентируются на проверенные, не самые старые модели. Как правило, берут немецкую сборку, известные корейские, японские машины. Между тем то же китайское автомобилестроение сегодня идет по пути копирования либо перекупки производства уже устаревших брендов.
Согласно информации ГТК, в минувшем году тройку лидеров - поставщиков автомобилей в Беларусь составили Германия (30% общего стоимостного объема), Япония (18%) и Россия (12%). На четвертом месте — Франция с 10%.
Не случайно в последнее время из уст белорусских чиновников все чаще звучат заявления о необходимости защиты отечественного (по сути, еще не появившегося) легкового автопрома.
"Премьер поставил задачу, чтобы с созданием производства легковых автомобилей был сокращен ввоз в Беларусь подержанных автомобилей. Срок эксплуатации импортных подержанных автомобилей будет ограничен до 10 лет", — сообщил Валерий Миленький, первый замдиректора Белорусского научно-исследовательского института транспорта "Транстехника". — Сегодня белорусский рынок заполнен легковыми автомобилями, бывшими в употреблении, которые не соответствуют нормам эксплуатации по техническим, экологическим и другим параметрам. Поэтому нужны новые автомобили. Для этого нужно создать производство".
По мнению специалиста, если здесь будет создан "автомобиль для населения по доступной цене, а белорусско-иранский автомобиль "Саманд" сегодня значительно дешевле, чем европейский автомобиль", то отпадет необходимость ввозить подержанные легковушки.
Одним словом, вероятность дальнейшего роста таможенных пошлин на ввоз автотранспорта в Беларусь присутствует. Тем более что их унификация с российскими предусмотрена подписанным недавно двусторонним соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве.
Едва ли Россия, подчиняясь инстинкту сохранения своей автомобильной отрасли, согласится опустить ставки до белорусского уровня. Впрочем, после вступления в ВТО Россия обязана снизить свои пошлины в полтора раза. Но, как заявил министр экономического развития РФ Герман Греф, это будет происходить постепенно, в течение четырех-пяти лет. В случае если Беларусь поднимет пошлины, на это время защита ее иранско-китайского автопрома обеспечена.
А ведь есть предположения, что российское правительство сумеет растянуть процесс и на семь лет…
http://av.by/news/index.php?event=View&news_id=2673