В Беларуси вводится запрет на спутниковое ТВ для жителей многоквартирных домов
Жильцы многоквартирных домов в Беларуси больше не смогут смотреть спутниковое ТВ из-за утвержденной властями РБ запретительной и дорогостоящей процедуры установки спутникового оборудования на стенах и крышах многоэтажек.
Согласно Положению об условиях и порядке установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, утвержденному постановлением Совмина №384 от 16 мая 2013 года отныне физическим и юридическим лицам запрещена самостоятельная установка спутникового оборудования.
Отныне, для установки спутниковой тарелки гражданин (юрлицо) должен обратиться за разрешением к местным властям и разработать проектную документацию.
«Установка инженерного оборудования на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов производится после получения разрешения местного исполнительного и распорядительного органа в соответствии с проектной документацией», - говорится в документе.
Фактически, необходимо подать заявление в местный исполком с кучей иных бумажек, требуемых законодательством об обращениях граждан, после чего согласовать с властями время доступа в свою квартиру или на крышу дома.
«По результатам осмотра фасада (наружных стен жилого и(или) нежилого помещений) или крыши многоквартирного жилого дома (в зависимости от места установки инженерного оборудования) составляется акт их технического осмотра, в котором приводятся сведения о техническом состоянии фасада или крыши», - говорится в утвержденном Положении.
В течение месяца местные власти должны выдать либо отказать в разрешении на установку спутниковой тарелки. Причем причиной отказа может стать якобы «нарушение в результате установки инженерного оборудования режима работы инженерных систем и инженерно-технического оборудования жилого дома или отдельных помещений» или «увеличение в результате установки инженерного оборудования предельно допустимых расчетных инженерных нагрузок на одно жилое и(или) одно нежилое помещения» или «снижение в результате установки инженерного оборудования эксплуатационной пригодности жилого дома и возникновение угрозы обрушения его конструкций».
Отказ, конечно же, можно будет обжаловать в самом честном белорусском суде.
Счастливый же обладатель разрешения властей бежит не на рынок за новым ресивером, а идет прямиком (в исполкоме ему подскажут куда) заключать договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации. Разработка проекта стоит денег.
«Разработчик проектной документации согласовывает проект со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы, и организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и(или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги» - разъясняется в Положении важность этого этапа «эпопеи».
Получив проект, гражданин вежливо следует дальше по бюрократическому маршруту – заключает договор на установку оборудования. Следует осознать и смириться – без этого договора не обойтись: самому, будь у гражданина даже золотые руки, запрещено привинчивать тарелку к стене.
«Работы по установке инженерного оборудования должны выполняться на основании договора строительного подряда с юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, имеющим право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности(далее– подрядчик)», - говорится в документе.
Такие работы тоже стоят денег. А завершаются они (работы) подписанием акта приемки выполненных работ по установке индивидуальных антенн и иных конструкций по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства РБ. Акт подписывает целая приемочная комиссия.
«Приемочная комиссия и ее председатель назначаются местным исполнительным и распорядительным органом не менее чем за 30 дней до начала приемки ею выполненных работ», - говорится в документе.
В состав приемочной комиссии входят гражданин, который жить не может без спутникового ТВ, подрядчик, который прикрутил антенну к стене (крыше), представители ЖЭСа и разработчика проектной документации.
Не исключено, что и этот обязательный к исполнению ритуал не обойдется без денег, поскольку сбор в одном месте все четырех сторон в удобное для каждой из них время является по сути миссией невыполнимой.
Более того, этот ритуал является своего рода проверкой всех ранее пройденных этапов. Для подписания акта гражданин должен предъявить разрешение местного исполнительного и распорядительного органа; разработанный и согласованный в установленном порядке проект; договор строительного подряда.
Для тех, кто еще не понял, что все перечисленное выше является обязательным, в Положение есть особые пункты, подтверждающие уже озвученные выводы.
«Самовольная установка инженерного оборудования запрещена… Гражданин, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществившие самовольную установку инженерного оборудования, обязаны получить соответствующее разрешение в порядке… В случае отказа местного исполнительного и распорядительного органа в разрешении… …инженерное оборудование демонтируется, крыша и фасад многоквартирного жилого дома приводятся в прежнее состояние лицом, осуществившим самовольную установку инженерного оборудования, или за его счет по решению местного исполнительного и распорядительного органа», - говорится в Положении.
После того, как в Беларуси было принято решение о развитии наземного «цифрового» ТВ и такой фактор, как обеспеченность населения оборудованием для приема спутникового ТВ утратил свое значение/актуальность, де-факто запрет на установку спутникового ТВ был ожидаем. Тем более, что ни для кого не секрет, что белорусский агитпроп уже давно искал технические решения борьбы с «ложью» о синеокой на спутниковых каналах.
Не обошлось и без лобби со стороны коммерческих операторов кабельных сетей, которые уже давно проигрывают конкурентную битву спутнику и не смогли перетянуть на себя интернет-провайдерство.
Введение де-факто запрета также положительно скажется на сальдо внешней торговли за счет резкого снижения импорта спутникового оборудования. Вроде мелочь, а властям приятно.
И все же документ оставляет призрачные поводы для оптимизма. Во-первых, ничего не сказано о спутниковом оборудовании, которое уже установлено на стенах и крышах домов. И хотя в Положении есть раздел о самовольной установке, этот термин введен в законодательную практику только постановлением Совмина от 16 мая 2013 года. При этом в самом постановлении нет ни слова о том, что оно действует задним числом.
Таким образом, все спутниковые тарелки, установленные на стенах и крышах до выхода этого документа нельзя считать самовольной установкой и нарушением законодательства.
Во-вторых, есть вопрос, что же считать фасадом здания. В русском языке, фасадом называются все внешние стены здания, однако власти могут пойти навстречу продвинутой части населения и назвать фасадом только ту стену дома, которая смотрит на улицу.
Так или иначе, многое будет зависеть от разъяснений Минжилкомхоза, получившему полномочия на разъяснение этого Положения. Но тешить надеждами себя не стоит хотя бы потому, что в документе есть и такой, вызывающий грустную усмешку, параграф.
«Не требуются получение разрешения местного исполнительного и распорядительного органа и разработка проекта на установку конструкций для сушки белья. Данные конструкции могут устанавливаться только в пределах внутреннего пространства балкона и лоджии».