Наше подразделение — Пепсико Ворлд Трейд (PepsiCo World Trade) — занималось попытками вывода на рынок нашей страны разных продуктов, которые изготавливала и продавала компания PepsiCo и ее партнеры во всём мире. Это были и шоколадные вафли от нашего египетского партнера, и греческие соки, и сахар, и кофе — очень диверсифицированный портфель продуктов. В том числе, среди прочего, мы попробовали привезти и чипсы. Поначалу, это были американские чипсы. Не помню, как они точно назывались — такие в форме звездочек, с сыром чеддер. Чуть позже мы привезли первую продукцию, которая выпускалась Frito-Lay. Это были американские гладкие чипсы Fritos, рифленые чипсы Ruffles и кукурузные палочки Cheetos (сейчас двух из этих брендов не существует в России). Всего изначально были представлены 6 разновидностей. Это были очень качественные, непривычные для Советского Союза и России вкусы. Тогда же мы запустили первую рекламу.
Вообще, Pepsi были пионерами на рынке телевизионной рекламы в России. Один из первых рекламных роликов был очень интересным. Выглядело это так: сидят два представителя северных народностей посреди тундры, снег вокруг, один из них достает пакет чипсов Ruffles, открывает их и начинает есть. Второй говорит: «Может, ты мне дашь одну попробовать?». Второй отвечает: «Если я дам тебе, я должен буду дать ему, и ему, и всем». Тут камера отъезжает, и видно, что они в тундре в полном одиночестве, больше нет никого до горизонта. И появляется лозунг — «Лучше купи свой пакет». После этого продукт заметили, начали покупать. Так, по сути, PepsiCo привезла чипсы в Россию.
Я могу также гордиться тем, что наша компания при моем участии привезла в страну не только сам продукт, но и слово «чипсы». До этого такого понятия в Советском Союзе не было. Это было нечто очень хорошее, качественное, как тогда было модно — «западное». Тогда даже возникла такая проблема — потребители отказывались верить, что такие чипсы можно было сделать из натуральной картошки. Потому что обычный московский жареный картофель был очень жирный, очень коричневый, пересоленный, а у нас продукция была совсем другая. И через несколько лет нам пришлось даже проводить специальную кампанию — “Naturalness Campaign”, которая показывала, что мы действительно делаем чипсы из натурального картофеля и используем лучшие ингредиенты.
Что касается брендов, то немного позже, году в 1995, PepsiCo решила бренды Fritos и Ruffles «трансформировать» в Lay’s. Насколько я помню, эта была общеевропейская кампания. Собственно, в 1995 году Lay’s как бренд и появились в России, хотя по сути это были те же гладкие и рифленые чипсы.