коллективное обращение.
Уважаемый Андрей Владимирович,
мы, нижеподписавшиеся граждане Беларуси, являющиеся в настоящее время дольщиками строящегося с 2007 года 461-квартирного жилого дома (по г/п № 10 на ул. Притыцкого, 97 в г. Минске), обращаемся к Вам в связи с тем, что обычная хозяйственная ситуация переросла в проблему, которая затронула наши конституционные права, гарантом которых является в соответствии со статьёй 79 Конституции Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.
Представляя актуальную, заслуживающую повышенного внимания информацию по долгострою, надеемся, что Вы и возглавляемая Вами рабочая группа по проблемным вопросам в строительной отрасли с ней ознакомитесь и сделанные выводы будут доложены Главе Государства.
Дольщики стали заложниками программы долевого строительства.
В нашем случае источником, сгенерировавшим сегодняшнюю «патовую» ситуацию, стало принятое Мингорисполкомом ключевое и вместе с тем «роковое» управленческо-организационное действие-решение – это выбор «застройщика» в лице ЗАО «Террастройинвест». Однако выбору должна была предшествовать оценка предложений претендентов. Оценка, в свою очередь, основывается на проведении анализа предлагаемых вариантов. Анализ же не мыслим без системы критериев-требований, предъявляемых к претендентам.
Непрофессионализм и (или) недобросовестность при исполнении должностных обязанностей госслужащими на любом из перечисленных этапов управленческо-организационной деятельности, в конечном итоге создали сегодня многочисленные проблемы. А ответственные работники Мингорисполкома пытаются их выдать за форс-мажорные обстоятельства, которые якобы возникли не по их воле и не из-за их действий (бездействия).
Считаем, что одна из причин случившегося заключается в том, что некоторые госслужащие, в частности Мингорисполкома, поверхностно, узко понимают свои обязанности, сводя их только к контрольно-фискальным функциям. На такой основе нельзя реализовать политику в области жилищного строительства, которая определена решениями Всебелорусского народного собрания.
Получается, что некоторые должностные лица по существу не обеспечивают реализацию основных направлений внутренней политики страны. Поскольку гарантом её выполнения в соответствии со статье 79 Конституции является Президент Республики Беларусь, считаем необходимым его об этом проинформировать.
У дольщиков, выполнивших своевременно и полностью свои обязательства по заключённым договорам долевого строительства нет оснований и финансовых возможностей произвести существенные доплаты для окончания строительства дома, которое приостановлено по вине Застройщика ЗАО «Террастройинвест».
С учётом допущенных нарушений и пассивности Мингорисполкома, приведших к 7-летнему долгострою, считаем необходимым обязать руководителей Мингорисполкома непосредственно (не перекладывая на Администрацию Фрунзенского района г. Минска) разрешить проблему в текущем году, а не ограничиваться составлением графика ввода в эксплуатацию жилых домов-долгостроев, в котором дом № 97 по улице Притыцкого намечено достроить в сентябре 2014 года. Такое является невыполнением требований Главы Государства в части обязательного завершения строительства проблемных домов до конца 2013 года.
На состоявшемся 20.08.2013 в здании Администрации Фрунзенского района Общем собрании дольщиков под председательством зам.гл. Довгало А.С. предложено дольщикам 7-10 секций для завершения строительства дома произвести доплаты на счёт ГПО «Минскстрой» в размере почти 50% суммы уже ими внесённой ранее на строительство.
В таком виде это предложение, сделанное без учёта:
- вины застройщика, истратившего часть денег дольщиков 7-10 секций на строительство квартир 1-6 секций;
- материальной выгоды, полученной дольщиками 1-6 секций от привлечения заказчиком денег дольщиков 7-10 секций для завершения строительства 1-6 секций;
- нарушения и просчёта Мингорисполкома, допустившего ЗАО «Террастройинвест» в качестве застройщика данного 461-квартирного дома,
дольщики не поддерживают. Доплаты должны быть обоснованно сформированными и осуществлены всеми виновными, а также дольщиками 1-6 секций, квартиры которых достроены за счёт средств дольщиков 7-10 секций.
Для разрешения проблемы дольщики со своей стороны предлагают ряд мер:
- на основании закона о самоуправлении Мингорисполкому войти в состав соучредителей ЗАО «Террастройинвест»;
- оставить ЗАО «Террастройинвест» заказчиком, обеспечив всесторонний действенный контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью;
- назначить ГПО «Минскстрой» без конкурса (торгов) генеральным подрядчиком, задействовав его собственные или привлечённые им средства;
- выделить из городского или местного бюджета деньги (с учётом допущенных нарушений и упущений) для завершения строительства дома в 2013 году согласно требованиям Президента Республики Беларусь;
- обязать учредителей ЗАО «Террастройинвест» возвратить дольщикам деньги (или направить на завершение строительства дома), израсходованные на изыскание, разработку архитектурного проекта 252-квартирного дома, проведение госэкспертизы, разработку строительного проекта со сметной документацией и др.;
- произвести с жильцов 1-6 секций удержание в размере разницы между затраченной суммой на строительство 1-6 секций и суммой, внесённой дольщиками 1-6 секций на строительство 1-6 секций.
- Председателю Мингорисполкома Ладутько Н.А. и Главе Администрации Президента Республики Беларусь Кобякову А.В. войти к Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко с ходатайством об отказе от 1378,48 м2 (6% от 22974,59м2) площадей или части квартир, что позволит снять с дольщиков 7-10 секций незаконно возложенное на них финансовое бремя за весь дом.
Дольщики будут весьма признательны за любое действенное решение, не усугубляющее и без того тяжёлое положение дольщиков.
Далее называем обстоятельства, причины и виновных в создании тяжёлой ситуации в долгострое.
1. В декабре 2005 года Мингорисполком провёл конкурс по выбору застройщика 252-квартирного жилого дома на пересечении улиц Лобонка-Притыцкого-Бурдейного. Победителем конкурса признано частной формы собственности ЗАО «Террастройинвест» с репутацией, подмоченной учредителем и директором Борисом Рудневым (который в 2005 году не стал достраивать жилой дом по ул. Громова, что было известно членам конкурсной комиссии, в частности Бутриму Н.В.), у которого не было опыта строительства и активов для обеспечения гарантии строительства, но безответственно заявившему в своём конкурсном предложении, что построит этот 252-квартирный дом в 2 раза быстрее других претендентов, в том числе быстрее солидной компании ОАО «Минскпромстрой».
2. 30.12.2005 между Управлением жилищной политики Мингорисполкома и ЗАО «Террастройинвест» заключён инвестиционный договор № 7 на реализацию права проектирования и строительства 252-квартирного дома, который не строился, а деньги дольщиков на разработку архитектурного проекта и проведение экспертизы израсходованы.
3. В 2006 году «задним умом» решено на данном пятне застройки вместо 252-квартирного дома построить 461-квартирный дом.
4. Заключение по архитектурному проекту 461-квартирного дома, подготовленному УП «Белгипроторг», выдано Белгосэкспертизой 25.05.2007 № 1198-5/07.
5. Разрешение инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску на застройку площадки выдано 07.09.2007. нормативный срок строительства 461-квартирного дома определён – 24 месяца, т.е. дом должен быть построен не позднее 07.09.2009.
6. Статус заказчика ЗАО «Террастройинвест» приобрело Решением Мингорисполкома от 12.07.2007 № 1507, согласно которому «строительство объекта (461-квартирного дома) осуществляется в соответствии с условиями договора о реализации права проектирования и строительства объекта (252-квартирного дома) от 30.12.2005 (№ 7), заключённого с Мингорисполкомом». Что смотрится очень странно.
Это решение является хлипким мостиком, соединяющим несостоявшееся строительство 252-квартирного дома, согласно проведённому в декабре 2005 года конкурсу, со строительством на этом же пятне застройки 461-квартирного дома без проведения обязательных подрядных торгов. Это уже смотрится как просчитанная ситуация.
В данном случае Мингорисполком допустил грубейшее нарушение требований Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235. Необходимо было отменить проведённый в декабре 2005 года конкурс по выбору застройщика 252-квартирного дома и провести новые подрядные торги, предусматривающие другие критерии, в т.ч. иные сроки строительства, отличающиеся от сроков строительства 252-квартирного дома, поскольку стоимость строительства 461-квартирного дома более чем в 5 раз превышала установленный порог 50000 базовых величин.
Не выполнением этого требования Мингорисполком по существу незаконно протащил ЗАО «Террастройинвест» в значимые застройщики 461-квартирного дома, что явилось причиной всех негативных последствий, ущербных для дольщиков.
7. В отведённый до 07.09.2009 нормативный срок строительства «хвалёный» заказчик не уложился, а Мингорисполком на это должным образом не отреагировал, в том числе и после того, как учредитель и директор ЗАО «Террастройинвест» Руднев совершил уголовное преступление и ввёл стройку в 1,5-годичный «ступор». Уже тогда надо было заменить заказчика.
8. С октября 2012 года строительство дома не ведётся. В настоящее время один учредитель (Руднев) находиться в тюрьме, второй (Романова) – за границей, у директора (Гаевской) закончился срок контракта, у ЗАО «Террастройинвест» нет офиса, отсутствует телефонная связь. На лицо 6-летний нереагируемый властью беспредел.
9. Дольщики не находили сами себе застройщика, чтобы остаться с ним «один на один». Мингорисполком по существу без подрядных торгов (тендера), а значит незаконно, сделал ЗАО «Террастройинвест» протекцию. Поэтому Мингорисполком не должен дистанцироваться от проблем дольщиков, а эффективно действовать в треугольнике: Мингорисполком – заказчик – дольщики.
Пока же позиция Мингорисполкома и Администрации Фрунзенского района г. Минска сводится к убеждению дольщиков 7-10 секций доплатить за достройку дома. Спрашивается, на каком основании? Дольщики этих секций уже согласно заключённым договорам своевременно и в полном объёме внесли на спецсчёт заказчика, деньги, которые им истрачены. В том числе и на строительство 1-6 секций.
Строительство одних (первых в доме) квартир за средства других дольщиков (последних в доме) присуще строительной пирамиде.
Дольщики 7-10 секций находятся в неравных условиях с жильцами секций 1-6, перед которыми вопрос о доплатах на завершение строительства вообще не ставится.
10. Согласно п. 11 Правил заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, утверждённых Указам Президента Республики Беларусь от 15. 06.2006 № 396 с последующими изменениями и дополнениями: «В случае нарушения срока передачи дольщику объекта долевого строительства, установленного договором, по вине застройщика размер денежных средств, подлежащих уплате дольщиком на строительство объекта, не увеличивается».
Исключительно по вине застройщика и фактического попустительства со стороны Мингорисполкома строительные работы не велись более 2 лет. Срок строительства нарушен по вине застройщика, обладающего низкими организационными способностями и не умеющего прогнозировать и предотвращать строительные риски. Из-за халатности застройщика несколько лет подряд остаются без крыши 9-10 секции, что ведёт к разрушению элементов строительной конструкции под воздействием атмосферных осадков. Дольщики не намерены оплачивать строительные переделки.
11. 16.06.2013 в 19.30 по каналу СТВ показан репортаж Ольги Петрашевской по проблемам с долгостроем данного 461-квартирного дома, в ходе которого установленные ею два строителя публично сообщили, что они по указанию директора возили стройматериалы от этого дома в частный сектор. На лицо уголовно наказуемое хищение, но никто расследованием данного факта не занимается, несмотря на установку Главы Государства А.Г. Лукашенко: «Увидели в СМИ какое-то обращение группы наших граждан или услышали об этом – немедленно проверили. Если кто-то не исправляет – дана команда правоохранительным органам: наручники и в камеру. И пусть тогда думают, как работать с народом».
12. 22 квартиры общей площадью 1378,5 м2, подлежащие безвозмездной передаче в собственность города Минска определены дополнительным соглашением к договору от 12.07.2006 лишь 03.05.2013 т.е. через 7 лет, что препятствовало своевременно и равномерно по мере сдачи в эксплуатацию 1-2-3 пусковых комплексов передавать городу квартиры. Теперь же безвозмездная передача 22 квартир городу из 5-го пускового комплекса лишает дольщиков 7-10 секций последней надежды, что эти квартиры или часть их будут проданы и вырученные деньги пойдут на достройку дома.
На лицо невыполнение Мингорисполкомом п. 4 Положения, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2007 № 407 « До принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка и выдачи разрешения на строительство объекта местными исполнительными и распорядительными органами с заказчиками (застройщиками) жилых домов заключаются договоры, в которых могут предусматриваться условия, размер, сроки безвозмездной передачи общей площади в коммунальную собственность жилых помещений»
13. Дольщики не чувствуют поддержку властей в «разруливании» ситуации, осложнённой отнюдь не дольщиками, а недобросовестным, некомпетентным в строительстве протеже Мингорисполкома – ЗАО «Террастройинвест».
Дольщики недоумевают, почему в газете «Вечерний Минск» № 30 от 25.07.2013 в статье Марины Феминой «Ещё одно последнее усилие…» говорится только о двух недостроенных жилых зданиях на территории Фрунзенского района и не упоминается злополучный 461-квартирный дом № 97 по ул. Притыцкого. Статья однозначно написана с подачи или ведома властей, не отвечает действительности и вводит читателей в заблуждение, а дольщиков – в недоумение. Может быть кто-то считает этот дом уже построенным по официальному ответу Мингорисполкома за подписью зам.председателя Галя Андрея Вадимовича от 20.06.2013 № 442 (на деле оказавшимся несостоятельным), предусматривавшим работу на объекте в 3 смены с окончанием строительства в сентябре 2013 года.
Во всех случаях из-за данной проблемы накаляется социальная обстановка и не реализуется государственная программа в области жилищного строительства.
Дольщики надеются, что данное обращение не будет переадресовано в Мингорисполком, как это имело место ранее.