сентября 2011 с подачи Tut.by многие белорусские новостные сайты написали про ограничения по продаже лекарств в аптеках населению Беларуси. Согласно этой информации, недавно Минздрав РБ письменно напомнил аптекам “о недопустимости отпуска без рецепта препаратов, не входящих в соответствующий перечень“, утвержденный 3 февраля 2010 года Постановлением Минздрава РБ № 15 и насчитывающий около 450 препаратов.
Документ опубликован на сайте министерства: http://minzdrav.gov.by/data/pravo/ipb_prikazmz/N15_2010.htm
В конце документа дано обоснование, по каким принципам отбирались препараты для включения в перечень. Процитирую лишь некоторые:
Лекарственные средства включаются в перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача, при соблюдении следующих критериев:
отсутствие побочных реакций типа […] С (реакции, возникающие при длительном использовании лекарственных средств: толерантность, зависимость, кумулятивные эффекты, синдромы «отмены» и синдромы «рикошета»);
отсутствие серьезных побочных реакций;
большая терапевтическая широта лекарственного средства;
отсутствие ограничений применения для детей, лиц пожилого возраста, беременных;
простая схема приема лекарственных средств, наличие детских дозировок;
наиболее низкие дозировки для некоторых лекарственных средств (монопрепаратов и в составе комбинированных)
Если учитывать все описанные в документе критерии, то можно смело исключать из перечня следующие препараты:
аспирин - запрещен детям до 12 лет при ОРВИ из-за опасности развития синдрома Рея (поражение печени и головного мозга, летальность 20-30%). А если вспомнить про язву и кровотечение у людей любого возраста, то вообще становится непонятно, как аспирин попал в перечень.
лоперамид - не менее опасный препарат, использующий при диарее. Запрещен у детей до 6 лет и противопоказан до 12 лет. Снимает симптомы диареи, но не лечит. При ряде диарей может даже ухудшить состояние.
корвалол и его аналоги - содержат мощное снотворное фенобарбитал, которое вызывает привыкание и зависимость. Тем не менее, это любимый препарат белорусских пенсионеров. Передозировка фенобарбитала куда опаснее, чем бензодиазепинов (диазепам, альпразолам), которых, тем не менее, в перечне нет.
В перечне нет такого популярного препарата, как виагра. Аргументируется это тем, что данное лекарственное средство может вызвать серьезные побочные эффекты (резкое понижение давления, нарушение цветовосприятия, различные неприятности для центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта). В таком случае странно выглядит наличие в перечне кетотифена, от которого бывают сонливость, седативный эффект (водителям нельзя!), головокружение, нарушения сна, сухость во рту, повышение аппетита, тошнота, дизурия, тромбоцитопения, увеличение массы тела, аллергические кожные реакции и т.д.
Любопытно, что в перечне имеется комбинированный препарат для улучшения мозговой деятельности - пирацезин, включающий в себя пирацетам и циннаризин. Однако по отдельности эти составляющие в перечне отсутствуют. Если вспомнить, что пирацезин изготавливается предприятием “Минскинтеркапс“, то в голову приходят мысли об импортозамещении как еще одном критерии включения в перечень.
Думаю, фармакологи тоже найдут в перечне немало интересного.
Вспомнил, как этой весной в одной минской аптеке мне отказались продать без рецепта физиотенз. Я удивился, но потом свободно купил препарат в своем городе. То есть в феврале 2010 года далеко не все аптеки решили выполнить требование Минздрава. Ради интереса зашел 2 сентября в две местные аптеки (государственную и коммерческую) - все продается без рецепта, как и раньше. О новых запретах ничего не слышали. Скорее всего, письмо из Минска еще не дошло. Кому надо - закупайтесь поскорее, ибо потом…. Порассуждаем о недалеком будущем.
Жизнь по рецепту
Ранее по рецепту продались только наркотики, психотропные (снотворные, антидепрессанты и др.) и сильнодействующие препараты (клофелин, дигоксин и др.). По рецепту выписывались и препараты для льготных категорий граждан (инвалиды, участники ВОВ и т.д.). Теперь рецепты придется выписывать, например, на подавляющее большинство антигипертензивных средств (от повышенного давления). К чему это приведет?
1) Очереди в поликлиниках.
Участковых терапевтов и так не хватает. В гриппозный сезон работа в поликлинике мало чего отличается от труда в концлагере. Если добавить сюда выписку рецептов, поток пациентов увеличится в 2-4 раза. При теперешней нехватке врачей в Беларуси перейти на полноценную выписку рецептов НЕРЕАЛЬНО. По моим оценкам, это увеличит расход бланков на 1-2 порядка. Они просто закончатся гораздо раньше предусмотренного срока, что вообще может парализовать работу врачей. Да и напечатать новые бланки нужны деньги.
Чтобы выписать даже обычный (без льготы) рецепт, недостаточно просто заполнить рецептурный бланк. Нужно еще указать его номер в амбулаторной карточке. А для этого необходимо написать обоснование, иначе возможны проблемы с контролирующими органами. Значит, нужен диагноз. Для постановки диагноза - обследование. Пациентам с начальными проявлениями заболевания придется обследоваться. Учитывая очереди, могут согласиться не многие. И больше не пойдут к врачу, пока окончательно не прижмет. Но все равно выявленная заболеваемость подскочит - лечиться дома станет сложнее.
2) Увеличение вызовов скорой.
По мере истощения запасов лекарств число вызовов скорой будет возрастать. Всегда найдется тот, кто забудет выписать нужные препараты заранее. А без рецепта не продадут. Кто поможет, кроме соседки и скорой?
3) Выписка рецептов станет пустым формализмом.
В условиях огромных очередей беседа с пациентом и подбор лекарств становится излишним элементом, на которое тратится драгоценное время. На разговоры вообще нет времени. Что пациент попросит, то ему и выпишут. Здесь нужно какое-то радикальное решение. Даже если врачам разрешат указывать список препаратов на простой бумажке со своей личной печатью, это лишь частично снимет проблему. Но даже простую бумажку с печатью в Беларуси не разрешат, у нас не та степень бюрократии.
4) Ухудшение лечения.
Из-за более сложного доступа к лекарствам лечиться будет сложнее, особенно если препарат принимается пожизненно, как, к примеру, статины - препараты, снижающие уровень холестерина. Пациенты и так не сильно мотивированы принимать статины длительно и ошибочно считают, что 1-2 курсов лечения вполне достаточно.
Нередко в очереди в аптеках можно услышать беседу такого рода:
- Дайте что-нибудь от давления.
- Сходите к врачу, пусть вам назначит.
- Ходила уже, оно мне не помогает, дайте что-то еще.
Не знаю, что будут делать такие пациентки дальше. Провизоры очень часто вынуждены выполнять роль врача, когда пациенты обращаются к ним за рекомендацией по выбору препарата по своей проблеме.
Хотя скорая не имеет права назначать лечение, но нередко реальная ситуация складывается так, что пациентов приходится консультировать насчет лечения. Например, на участке нет врача, он малокомпетентен или чересчур занят, сложно добраться, жаль просто так вызывать, нужно уточнить лечение и т.д. Отказывать в консультации пациенту, который часто вызывает скорую, - себе дороже. Зачем нам лишние вызовы из-за неквалицированных назначений? Лучше посоветовать больному хороший препарат, который ему поможет. Естественно, с уведомлением своего врача при первой же возможности. Теперь такой “фокус” с лечением не пройдет.
Вывод
По моему убеждению, инициатива Минздрава абсолютна нежизнеспособна и вскоре начнет опять игнорироваться по мере нарастания недовольства пациентов. И если Минздрав “затупит” в своей готовности ослабить “хватку”, в дело придется вмешаться президенту. Лишний очаг социальной напряженности во времена тяжелого валютного-экономического кризиса никому не нужен. Как сказал бы Салтыков-Щедрин в нашем случае, “строгость белорусских законов смягчается необязательностью их исполнения“.
Тем не менее, я считаю, что некоторое рациональное зерно в решении Минздрава есть. Вместо повального запрета нужно запретить лишь свободную продажу антибактериальных препаратов.