А.И.ЛУКАШОВ ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ // ПРАВО БЕЛАРУСИ, 2003, № 26
При осуществлении должностными лицами Госавтоинспекции полномочий, предусмотренных законодательством, могут быть нарушены права и законные интересы физических и юридических лиц. Законодателем предусмотрено право лиц, чьи права и законные интересы нарушены, обжаловать в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь, действия (бездействие) и решения Госавтоинспекции и ее должностных лиц.
В республике действует централизованная система органов, именуемых Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - ГАИ), основной задачей которых является осуществление государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности.
Систему этих органов возглавляет управление ГАИ Министерства внутренних дел Республики Беларусь. На уровне областей действуют управления ГАИ УВД облисполкомов (управление ГАИ ГУВД Мингорисполкома), в районах и городах - отделы (отделения, группы) ГАИ городских, районных, районных в городах управлений (отделов) внутренних дел, специальные строевые подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ.
Начальники управлений ГАИ МВД, УВД (ГУВД Мингорисполкома), отделов (отделений, групп) ГАИ городских, районных, районных в городах управлений (отделов) внутренних дел являются по должности соответственно главными государственными автомобильными инспекторами Республики Беларусь, области (г. Минска), города, района, а их заместители соответственно - заместителями главного государственного автомобильного инспектора Республики Беларусь, области (г. Минска), города, района.
В своей деятельности ГАИ руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О дорожном движении», Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 1850 (вступили в силу с 1 июля 2003 г.), Положением о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - Положение), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 1851, и иными актами законодательства Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» государственный контроль в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, осуществляемый ГАИ, направлен на соблюдение государственными органами, должностными и иными лицами требований законодательства Республики Беларусь о дорожном движении, а также требований экологической безопасности механических транспортных средств. ГАИ вправе давать должностным и иным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований действующих в Республике Беларусь правил, нормативов и стандартов по организации дорожного движения и обеспечению его безопасности, а также требований экологической безопасности механических транспортных средств, а в случае непринятия по этим предписаниям необходимых мер - привлекать виновных лиц к ответственности, установленной законодательством Республики Беларусь. Указанные предписания даются главными государственными автомобильными инспекторами либо их заместителями в соответствии с их полномочиями в письменной форме с указанием сроков представления информации о принятых мерах.
Должностные лица ГАИ наделены и другими полномочиями, круг которых определен п. 18 Положения. Достаточно сказать, что права, предоставленные ГАИ, изложены в 30 подпунктах п. 18 названного Положения. И перечень этот не является исчерпывающим, поскольку в Положении оговаривается, что «ГАИ также пользуется иными правами, установленными законодательством Республики Беларусь».
Анализ прав, предоставленных ГАИ для выполнения возложенных на нее задач и функций, показывает, что своими действиями и решениями ГАИ в состоянии существенным образом ограничивать права и законные интересы граждан и юридических лиц. Например, должностные лица ГАИ вправе не только давать обязательные предписания и привлекать к ответственности, о чем уже упоминалось, но и в случаях, указанных в законодательстве, временно ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств по дорогам или отдельным участкам дорог, запрещать движение маршрутного общественного транспорта, иных транспортных средств, останавливать транспортные средства, проверять и изымать документы, отстранять от управления транспортными средствами, производить их задержание и принудительную отбуксировку, проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении, вызывать в ГАИ должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них, составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административные правонарушения.
При осуществлении этих и иных предусмотренных законодательством полномочий должностные лица ГАИ не всегда бывают правы. В целях защиты прав и законных интересов физические и юридические лица вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, действия (бездействие) и решения ГАИ и ее должностных лиц. Такое право предусмотрено ст. 40, 60 и 61 Конституции Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «Об обращениях граждан», «О дорожном движении» (ст. 23), статьями гл. 22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), п. 5 Правил дорожного движения и другими нормативными правовыми актами.
Общий порядок обжалования действий (бездействия) и решений ГАИ и ее должностных лиц предусмотрен Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» (далее - Закон). В соответствии с Законом жалоба, т. е. обращение, содержащее требование восстановления прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц, должна быть подписана гражданином с указанием фамилии, имени и отчества, данных о месте жительства или работы (учебы). Жалоба, не содержащая таких сведений, признается анонимной и рассмотрению не подлежит.
Жалоба адресуется вышестоящему должностному лицу ГАИ, в компетенцию которого входит решение вопросов, поставленных в жалобе. Если жалоба направлена должностному лицу, в компетенцию которого не входит решение поставленных вопросов, она в срок не позднее 5 дней передается должностным лицам соответствующих органов с уведомлением об этом заявителя.
Жалобы граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению. Должностные лица ГАИ, разрешающие жалобу, обязаны всесторонне и полно рассмотреть ее, принять необходимые меры для объективного разрешения и уведомить гражданина о результатах. Закон запрещает передавать жалобы граждан должностным лицам нижестоящих органов ГАИ, действия или бездействие которых обжалуются. Решение по существу жалобы или отказ от ее рассмотрения должны быть письменно мотивированы.
Жалоба должна быть рассмотрена не позднее 1 месяца со дня ее поступления, а не требующая дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа ГАИ, в который поступила жалоба, может продлить указанный срок, но не более чем на 2 месяца, одновременно уведомив об этом заявителя.
Гражданин, обратившийся с жалобой, имеет право знакомиться с материалами ее проверки в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной и иной охраняемой законом тайны.
В случае признания жалобы обоснованной должностное лицо ГАИ обязано принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов гражданина, решить вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения. Жалоба считается разрешенной, если поставленные в ней вопросы рассмотрены, по ним приняты необходимые меры и дан ответ заявителю.
Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящий орган ГАИ или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Лицо может повторно обратиться с жалобой, если принятое по ранее поданной жалобе решение не удовлетворяет его. Число таких жалоб невелико. К примеру, в 2002 г. в столичную ГАИ с повторными жалобами обратились 7 чел., в 2001 г. - 4. Если в повторной жалобе не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а по предшествующей жалобе проведена исчерпывающая проверка и гражданину дан ответ в установленном порядке, повторная жалоба не подлежит рассмотрению. При этом гражданину сообщается, что такая жалоба безосновательна, и переписка с ним прекращается. Решение о прекращении производства по жалобе и иному обращению принимает руководитель органа ГАИ либо его заместители.
Должностное лицо, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении жалобы, нарушении без уважительных причин сроков ее рассмотрения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке жалобы, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом граждане имеют право требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от ГАИ, должностные лица которой допустили нарушение прав и свобод граждан при рассмотрении их жалоб. Споры о возмещении гражданам материального ущерба и морального вреда разрешаются в судебном порядке.
Жалоба на действия (бездействие) и решения ГАИ и ее должностных лиц может быть подана и в прокуратуру. В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» в органах прокуратуры в соответствии с их компетенцией разрешаются не подведомственные суду заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушении законов. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, законных интересов граждан и юридических лиц и привлечению нарушителей к установленной законом ответственности. Он ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения жалоб должностными лицами.
Ряд особенностей имеет порядок обжалования в случаях, когда органы ГАИ осуществляют производство и применяют административные взыскания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 10 «Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Должностные лица ГАИ имеют широкие полномочия по пресечению данных административных правонарушений. В частности, они вправе при наличии обстоятельств, указанных в законе, производить задержание нарушителя правил дорожного движения в соответствии со ст. 241 КоАП, задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства в соответствии со ст. 244 1 КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в ст. 203 КоАП, и налагать административные взыскания за их совершение от имени органов внутренних дел. В соответствии со ст. 237 КоАП при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. первой - четвертой ст. 112, ч. первой и второй ст. 113, ч. первой ст. ИЗ1, ч. первой ст. 114, ст. 117, ч. первой ст. 119, ст. 1191, ч. первой и второй ст. 120 КоАП, и в других случаях, установленных законодательством, должностные лица ГАИ вправе налагать и взимать штраф, а также оформлять предупреждение на месте совершения правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Если нарушитель оспаривает налагаемое на него взыскание за совершение правонарушений, перечисленных в указанных статьях КоАП, то составляется протокол в соответствии со ст. 234 КоАП.
Согласно ст. 203 КоАП правом налагать административные взыскания за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта наделены также должностные лица отделов (управлений) внутренних дел районных, городских, районных в городах исполнительных и распорядительных органов.
За административное правонарушение, предусмотренное ч. третьей ст. 115 КоАП (совершение повторно в течение года после применения мер административного взыскания правонарушений, указанных в ч. первой и второй этой статьи, - управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в таком состоянии, и др.), административное взыскание в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или лишения права управления всеми видами транспортных средств на срок от 3 до 5 лет налагают районные (городские) суды (судьи). Обжалование действий (бездействия) должностных лиц ГАИ при производстве по делу об административном правонарушении производится в порядке, предусмотренном Законом. Однако в силу ст. 246 КоАП административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов, задержание и принудительная отбуксировка транспортного средства могут быть обжалованы по усмотрению заинтересованного лица либо в вышестоящий орган (должностному лицу), либо прокурору, либо в суд. Если жалоба была подана в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору, а ответ на нее не удовлетворил заявителя, он может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ГАИ в суд.
Особые правила предусмотрены для обжалования постановлений о наложении административных взысканий. Такие постановления могут быть обжалованы как лицом, в отношении которых они вынесены, так и потерпевшим.
Порядок обжалования разнится в зависимости от вида примененного административного взыскания. Так, в соответствии со ст. 267 КоАП постановление должностного лица о наложении административного взыскания в виде штрафа или предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, обжалуется по выбору заявителя в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд. Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) затем может быть обжаловано в суд.
Постановление о наложении иного административного взыскания обжалуется вначале в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и лишь после этого жалоба может быть подана в районный (городской) суд. В качестве такого иного административного взыскания, альтернативного штрафу, выступает, к примеру, лишение права управления транспортным средством, предусмотренное в санкции ч. четвертой ст. 112, ч. второй и третьей ст. 113 1, ч. второй ст. 114, ч. первой ст. 115, ч. первой ст. 116 и ч. второй ст. 119 КоАП.
Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Поступившая жалоба в течение 3 суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный в соответствии со ст. 267 КоАП ее рассматривать и которому она адресована.
Частью второй ст. 266 КоАП предусмотрено, что постановление районного (городского) суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит. Вместе с тем ст. 274 КоАП устанавливает, что постановление судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. третьей ст. 115 КоАП, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, вынесшим такое постановление, а также независимо от наличия протеста прокурора - председателем вышестоящего супа. Из этого следует, что вопрос о внесении прокурором протеста об отмене постановления ани отмене постановления председателем вышестоящего суда может быть поставлен в жалобе, адресованной прокурору или председателю вышестоящего суда.
Как следует из ст. 268 КоАП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам (например, уведомление о наложении административного взыскания было отправлено по ошибке не по тому адресу, лицо не могло подать жалобу ввиду болезни, лишающей его возможности реализовать данное право) этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением предупреждения и штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 270 КоАП).
В ч. пятой ст. 267 КоАП указывается, что «с лица, обжаловавшего постановление о наложении административного взыскания, государственная пошлина не взыскивается». Приведенное правило подверглось определенным коррективам с учетом принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 13 января 2003 г. № 2 «О государственной пошлине, взимаемой при подаче жалоб на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях». Пунктом 1 этого Декрета, вступившего в силу с 1 февраля 2003 г., установлено, что государственная пошлина взимается с жалоб, подаваемых в суд на постановления (решения) государственных органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также с жалоб на постановления судей по делам об административных правонарушениях. Сопоставление ст. 267 КоАП и приведенной нормы Декрета показывает, что сохранило свою силу правило о невзыскании государственной пошлины с лица, обжалующего постановление о наложении административного взыскания вышестоящему государственному органу (вышестоящему должностному лицу).
В соответствии с приложением «Ставки государственной пошлины» к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате» с жалоб на постановления (решения) государственных органов или должностных лиц и постановления судей по делам об административных правонарушениях государственная пошлина взимается в следующих размерах. Если наложено административное взыскание в виде штрафа, то величина государственной пошлины дифференцируется: при штрафе в размере менее 10 базовых величин государственная пошлина составляет 0,5 базовой величины, при штрафе в размере от 10 до 100 базовых величин - 2 базовые величины, при штрафе в размере свыше 100 базовых величин - 3 базовые величины. Если наложено иное административное взыскание, то величина государственной пошлины равна 1 базовой величине.
В силу ст. 271 КоАП жалоба по делу об административном правонарушении рассматривается правомочными на то органами (должностными лицами) в 10-дневный срок со дня ее поступления.
Проверив законность и обоснованность обжалованного постановления по делу об административном правонарушении, орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, принимает в соответствии со ст. 273 КоАП одно из следующих решений:
• оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
• отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
• отменяет постановление и прекращает дело;
• изменяет меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных КоАП за данное административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).
Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а потерпевшему — по его просьбе.
Согласно ст. 276 КоАП отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. Об отмене постановления в необходимых случаях или по просьбе лица, в отношении которого отменено постановление, сообщается по месту работы, учебы или жительства.
В соответствии с подл. 17.10 п. 17 Положения о ГАИ подразделения дознания ГАИ проводят в пределах своей компетенции дознание по делам о совершенных преступлениях в области дорожного движения. Дознание осуществляется ими в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - УПК). В этом же Кодексе определен и особый порядок обжалования действий (бездействия) и решений, принимаемых должностными лицами подразделений дознания ГАИ при проведении дознания по делам, отнесенным к их подследственности.
В соответствии с ч. 13 ст. 182 УПК подразделения дознания органов ГАИ производят дознание по уголовным делам, по которым не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств - ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь и др.). Действия и решения этих органов могут быть обжалованы потерпевшим, его представителем и иными участниками уголовного процесса, а также другими физическими и юридическими лицами, если проводимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы.
Порядок подачи жалобы и ее разрешения предусмотрен гл. 16 УПК «Обжалование действий и решений органа, ведущего уголовный процесс». Он сводится к следующему.
Жалоба подается прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования. Должностное лицо, к которому поступила жалоба на его собственные действия или решения, обязано в течение 24 часов направить жалобу соответствующему прокурору. Жалобы могут быть поданы в устной или письменной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. К жалобе могут быть приложены дополнительные материалы. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по уголовному делу, обеспечивается право подавать жалобы на родном или другом языке, которым он владеет.
Жалобы на действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, могут быть поданы в течение всего срока производства дознания. Жалобы на решения об отказе в возбуждении уголовного дела, Q прекращении предварительного расследования по уголовному делу либо уголовного преследования подаются в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности. Часть 2 ст. 140 УПК запрещает поручать рассмотрение жалобы должностному лицу, действия которого обжалуются либо утвердившему обжалуемое решение.
Рассматривая жалобу, соответствующее должностное лицо обязано всесторонне проверить изложенные в ней доводы, истребовать при необходимости дополнительные материалы и пояснения. В пределах своих полномочий оно должно немедленно принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, а также других физических и юридических лиц, если процессуальные действия и решения органа дознания затрагивают их интересы. Если обжалуемыми неправомерными действиями или решениями лицу причинен вред, ему должны быть разъяснены право на возмещение или устранение вреда и порядок осуществления этого права, предусмотренный гл. 48 УПК.
Прокурор в течение 10 суток по получении жалобы обязан рассмотреть ее и уведомить заявителя о результатах рассмотрения. В ходе рассмотрения жалобы прокурором может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. Лицо, подавшее жалобу на действия и решения органа дознания, дознавателя, должно быть уведомлено о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке обжалования. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивирован.