Не претендуя на обязательность, выскажу свое мнение.
Право человека на жизнь является его естественным правом. Возникает с момента рождения (в штате Калифорния даже с момента зачатия).
Естественность права означает, что источником его происхождения является сам человек. Вместе с тем при объедении людей в какой-либо общности, например в государстве, происходит передача прав индивидуальных этому коллективному образованию. В каком объеме проиходит передача прав - ключевой вопрос.
Например, можно считать, что государство (общество) вправе реализовывать только экономические права или политические и не вправе посягать на естественные права. Например, в первобытном обществе если у меня что-то забрали, я забираю сам. В случае с государством (обществом) я передаю полномочия ему и оно в лице судебной и правоохранительной системы забирает у вора и возвращает мне. Сам я заниматься возвратом не вправе.
Если же поддерживать приоритет полной передачи государству всех прав, то оно вправе также лишать жизни человека-преступника.
Вопрос к защитникам естественного права на жизнь - если на Вас нападут с целью лишить жизни, будете ли Вы защищаться и целенаправлено убивать посягающего, если иным способом избежать угрозы невозможно или будете поддерживать концепцию "священности жизни" и спокойно умрете? Наверное, первое.
Отсюда поддержка принципиальной возможности смертной казни - право государства лишать жизни происходит из права каждого человека защищать свою жизнь любым путем.
Мне более нравится концепция построения правовой системы мусульманских государств. Исторически базируясь на принципах коллективизма, она в большей степени поддерживает максимальную передачу прав личности государству. В таком случае вопрос о праве государства лишать жизни для них не стоит. Соответсвенно, если человек настаивает на том, что государство не вправе посягать на его естественное право, он может просто выйти из данной общности и поселиться на острове. Но, становясь гражданином, человек "заходит" под защиту государства и вправе требовать от последнего применения любых мер, которые он применил бы и сам.
В западной европе более развит индивидуализм, поэтому смертная казнь невозможна в силу невозможности перехода коллективному образованию права лишать жизни. Я лично считаю это лицемерием и отнюдь не показателем цивилизованности.
Таким образом, в принципе право государства лишать жизни есть. Остаются вопросы о реализации данного права и целесообразности его применения.
Я думаю, что применять можно только в случае лишения жизни жертвы. Иначе - неадекватность наказания. И широко распространить данную информацию. Как одно из последствий: если все претсупникибудут знать, что лишая жизни жертву, они теряют право на применение к себе пожизненного заключения или длительного срока, может, меньше станет число убийств? То есть, довести информацию, что в случае убийства возможна СК, но если убийства нет, то СК невозможна. (навеяно постом про насильников-убийц). Тогда потенциальным преступникам будет, что терять при совершении преступления.
Целесообразность - экономическая категория, о которой сказано выше. Она будет включать стоимость СК и ПЗ, а также влияние на статистику преступлений.