Прокуратура г.Могилева
дольщиков многоквартирного жилого
дома № 2 и собственников квартир микрорайона «Солнечный» в г. Могилеве.
Коллективная жалоба.
На сайте Могилевского городского исполнительного комитета 22 июня 2016 года появилось извещение о проведении общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта «Два многоквартирных жилых дома в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина в г. Могилеве».
На данный момент действует Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 с изменениями от 10 февраля 2014 г №109 (далее- Положение №687).
Согласно п.19 главы 2 Положения №687: общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения проводятся для:
……..
архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов).
Однако Могилевским городской исполнительным комитетом в период с 12 по 26 марта 2012 уже проводилось общественное обсуждение объекта: «Детальный план микрорайона жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина» (далее - ПДП), который затем был утвержден в установленном порядке и размещен в СМИ.
Так, испрашиваемые для строительства объектов «Два многоквартирных жилых дома в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина в г. Могилеве земельный участок располагается в границах территории, на которую Решением Могилевского горисполкома был утвержден Детальный план территории.
Однако после ознакомления с ПДП на данный микрорайон заявителями был сделан вывод, что данный ПДП не предусматривает размещение вышеуказанных 2-х жилых домов.
Согласно п. 4 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной деятельности) в ПДП определяется размещение «территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию». Два многоквартирных жилых дома относятся к «объектам жилой многоквартирной застройки средней этажности». Соответственно, их размещение должно быть предусмотрено в ПДП. Таблица «Основные технико-экономические показатели Детального плана» относится к утверждаемой части Детального плана и содержит сведения о размерах, вместимости (пропускной способности) объектов общественного назначения, в т.ч. общественных территорий. Так как ПДП не предусматривает размещение вышеуказанных 2-х жилых домов, то указанная таблица ПДП не учитывает размещение данных объектов и их размещение приведет к невыполнению содержащихся в таблице параметров.
Также следствием размещения объектов, не предусмотренных в ПДП, будет являться:
1) Изменение зонирования территории, предусмотренного в ПДП;
2) Изменение баланса застроенной и озелененной территории, рассчитанного в ПДП;
3) Уменьшение площади общественных территорий, рассчитанных в ПДП;
4) Уменьшение обеспеченности учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания населения, рассчитанной в ПДП;
4) Необходимость обеспечения объектов местами хранения и стоянки автотранспорта согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116, не предусмотренными к размещению в ПДП.
Между тем, согласно п. 2 ст. 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной деятельности) государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476 (далее – Положение № 1476), градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 51 Закона об архитектурной деятельности и абз. 3 п. 30 Положения № 1476:
- архитектурный проект объекта разрабатывается на основе утвержденных градостроительных проектов (в т.ч. и ПДП), т.е. запрещено размещать объекты, которые отсутствуют в утвержденном ПДП;
- строительный проект объекта разрабатывается на основе утвержденных градостроительного (в т.ч. и ПДП) и архитектурного проектов (в т.ч. и архитектурных проектов застройки территории), т.е. запрещено размещать объекты, которые отсутствуют в утвержденном ПДП и архитектурном проекте застройки территории (при его наличии).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае наличия утвержденного в 2012 году ПДП микрорайона жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина и отсутствия на нем двух пятиэтажных жилых домов единственным объектом, который мог быть вынесен на общественное обсуждение в соответствии с Положением №1476, является проект корректировки ПДП.
Также согласно требованиям п.9 главы 1 Положения №687:Извещение о проведении общественного обсуждения должно содержать информацию:
…
о дате, времени и месте проведения экспозиции (выставки) проекта, начало которой должно совпадать с началом проведения общественного обсуждения (в нашем случае начало проведения общественного обсуждения 2.07.2016, а проведение экспозиции (выставки) только с 5.07.2016.);
об условиях доступа к материалам проекта (информация отсутствует);
об архитектурно-градостроительном совете или комиссии, рассматривающих замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения (нет точных сведений о лицах являющихся членами комиссии).
Согласно требованиям п.12 главы 1 Положения №687: Презентация проекта проводится организатором общественного обсуждения совместно с разработчиком проекта с участием представителей средств массовой информации, а при необходимости – с участием представителей заинтересованных республиканских органов государственного управления.
Могилевским горисполкомом, как организатором общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта «Два многоквартирных жилых дома в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина в г. Могилеве» представители средств массовой информации на презентацию проекта приглашены не были и в результате данная презентация не была освещена в СМИ.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона об архитектурной деятельности реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в:
- градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов;
- осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений (п. 3 ст. 4 Закона об архитектурной, деятельности).
Застройка территории объектами, отсутствующими в ПДП, а также проведение общественных обсуждений с грубыми нарушениями требований законодательства в части оснований и порядка их проведения, препятствует реализации права физических лиц на благоприятную среду обитания (п. 2 ст. 4 Закона об архитектурной деятельности) и противоречит требованию п. 3 ст. 4 Закона об архитектурной деятельности.
Задачей прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, а также защита прав и законных интересов граждан, общественных интересов. В целях выполнения данной задачи прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов местными исполнительными и распорядительными органами, должностными лицами (п. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Прокурор «принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан… привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности» (п. 3 ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).
При установлении нарушений законодательства (в т.ч. приводящих к нарушению прав и законных интересов граждан), в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, указанные в п. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».
Исходя из вышеизложенного, ПРОСИМ:
1. Проверить выполнение требований п. 9, п. 12, п.19 Положения №687, при проведении Могилевским городским исполнительным комитетом общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта «Два многоквартирных жилых дома в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина в г. Могилеве».
2. По результатам проведения проверки и рассмотрения жалобы принять меры прокурорского реагирования (протест) в отношении проведения общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта «Два многоквартирных жилых дома в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина в г. Могилеве».
Ответ на данную жалобу просим направить по адресу:
…………………………………………………………………………………….,
(копию ответа просим направить по электронному адресу:
…………………………………………………………………………………….).
приложения:
1. Распечатка страницы «Главная В горисполкоме Извещение о проведении общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта» с официального Интернет-сайта Могилевского городского исполнительного комитета.
2.Подписи (___________________подписей на____________________листах).