Доверенному лицу кандидата в Президенты Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко
Заместителю Премьер-министра Республики Беларусь
Кочановой Наталье Ивановне
инициативной группы жильцов, проживающих по ул. Вильямса,
пер. Вильямса, ул. Докучаева
Адрес для корреспонденции:
220028, г. Минск, ул.Вильямса,19
Малаш Н.И., тел:+375 29 6785049
ОБРАЩЕНИЕ
12 февраля 2015 года подписано решение Мингорисполкома №344 (далее – Решение) об изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества, включая зону жилой застройки (г.Минск, ул. Вильямса, пер.Вильямса, ул. Докучаева).
Абзац 4 пункта 3 Решения говорит о невозможности реализации наших прав получения земельного участка взамен изымаемого на землях города Минска. Однако пункт 5 указа № 58 предусматривает при наличии объективной возможности предоставление землепользователю другого земельного участка взамен изымаемого вне очереди и без проведения аукциона. В городе Минске постоянно продаются на аукционе земельные участки. Чему есть подтверждение в средствах массовой информации. (http://realty.[censored]/news/money/465372.html?trnd=88247 ) Почему в таком случае Мингорисполком определил, что для жителей наших улиц в Минске земли нет?
Пункт 3 Решения также не предусматривает все варианты возможной компенсации, предусмотренные указом 58 и Жилищным кодексом, а именно:
строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем (долей в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;
перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.
Вместе с тем в процессе общественного обсуждения «Градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Аэродромной – полосы отвода железной дороги – 3-го городского кольца – ул. Кижеватова – ул. Брилевской (внесение изменений)» нами получена информация, что территория, на которой расположены наши домовладения в соответствии с предоставленным планом детального планирования будет осваиваться только после 2025 года! (Приложение 1). Тем более незаконно такое спешное принятие городским исполнительным комитетом решения о сносе наших домов. Решением № 344 от 12.02.2015 г. Мингорисполком ограничил народ в конституционных правах распоряжаться своим имуществом просто по своей воле, не имея на это никаких законных оснований.
Уже есть пример не реализации указа № 216 от 21.04.2009 о строительстве делового центра «Минск-Сити». Неизвестно дойдет ли очередь до освоения инвестором наших земель в этот раз. Тем более, что предполагаемый к строительству международный деловой финансовый центр не затрагивает наши улицы.
Мы категорически возражаем против сноса наших домов. Мы не согласны с решением о включении наших улиц в общую территорию застройки экспериментального комплекса «Минск-Мир». Массовое изъятие земельных участков по факту является изъятием имущества граждан (земельные участки отнесены к имуществу).
Мингорисполком не мог принять решение единолично, так как в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь «О правовых актах» :
- субъектами земельных отношений являются граждане и государственная власть, а не только государственная власть;
- дом и земля нераздельны и право на земельный участок переходит только после перехода права на дом, нельзя изъять земельный участок, не изъяв сначала дом;
- закон не имеет обратной силы, у нас бессрочное пользование землей (пожизненное наследуемое владение), и ограничить срок пользования нет законных оснований.
Земельные участки не относятся только к государственной собственности, так как на них не расположены дома государственной (общественной) собственности.
В соответствии со ст. 5 Кодекса Республики Беларусь от 23.07.2008 № 425-3 «Кодекс Республики Беларусь о земле» одним из основных принципов земельных отношений является гласность и учет общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан, защита прав землепользователей.
В соответствии со статьей 137 действующей Конституции Республики Беларусь Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.
В силу положений ч. 1-3 ст. 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует её приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.
Статья 48 действующей Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
В настоящее время из бюджетных средств чиновники выплачивают компенсации владельцам гаражей (3 гаражных кооператива). Вместе с тем должностные лица даже не знают, где размещены эти гаражи и действительно ли есть необходимость их сносить в первую очередь. Если один гаражный массив расположен в непосредственной близости к началу строительства, то два других - на значительном удалении от территории, входящей в первую и вторую очереди строительства. Вместе с тем оценка произведена в феврале 2015 года, сумма зафиксирована в белорусских рублях, а деньги выплачены части собственников в августе-сентябре 2015. Образовавшаяся курсовая разница в оценке на конец августа (а оценка производилась организацией Белгипрозем в долларах США и белорусских рублях) по одному гаражу достигает 1500-2000 долларов США Что вызывает негативную реакцию у людей, которые считают, что их в очередной раз государство в лице чиновников обмануло.
Такой же подход и к сносу наших домов. Неизвестно, когда начнется строительство, и дойдет ли очередь до наших территорий, а нам уже в феврале прислали Решение о предстоящем изъятии, которым наложен запрет на распоряжение и подобные действия с нашим имуществом в связи с предстоящим сносом. Люди хотят жить комфортно сегодня, а жители наших улиц уже более 40 лет живут под страхом сноса. Мы хотим стабильности. Эти действия чиновников также порождают в обществе социальную напряженность и протестные настроения.
Чиновники, ответственные за реализацию проекта, на наш взгляд, злоупотребляют своими полномочиями и доверием Главы государства. Согласно проекту детального планирования территории, презентованной 26.06.2015 в рамках общественного обсуждения проекта, на трёх кв. км планируется расселение 60 000 человек, что более чем в 3 раза превышает существующую плотность населения Минска, а предполагаемая плотность застройки в 1,6 – 2,3 раза выше действующих градостроительных норм.
Риски социально-экономического характера, возникающие в случае реализации существующего варианта проекта такие как снижение площади озелененной территории, нехватка и переполненность социальных объектов (поликлиники, школы, детские дошкольные учреждения), нехватка мест хранения (стоянки, гаражи, паркинги) и мест парковки автотранспорта, нехватка объектов общественного социально-гарантированного обслуживания, сверхплотность улично-дорожной сети и т.д. изложены нами в предложениях и замечаниях, направленных в администрацию Октябрьского района г. Минска в рамках общественного обсуждения проекта детального планирования территории. Нами получен ответ администрации Октябрьского района г. Минска, что имеющиеся отступления от утвержденной нормативной базы Республики Беларусь в установленном порядке согласованы с Министерством архитектуры и градостроительства Республики Беларусь.
Нам известна принципиальная позиция Главы государства о недопустимости переуплотнения Минска и осуществлении масштабного строительства в пределах кольцевой автодороги. Сообщаем, что данная точка зрения, по нашему мнению, разделяется и поддерживается подавляющим большинством минчан. Обращаем Ваше внимание на то, что необдуманные инициативы чиновников по уплотнению, сносу частной застройки не соответствуют высказанным Президентом Республики Беларусь принципам государственной политики в сфере градостроительства и, как следствие, дискредитируют институт Президента и власть в целом. Считаем, что подобные действия отдельных должностных лиц неизбежно будут использованы деструктивными силами при попытке «раскачать» ситуацию в Республике Беларусь в период важнейших политических кампаний.
Заявляем также, что мы за реализацию проекта «Минск – Мир». Мы - первые, кто заинтересован в развитии нашего района, который для нас является родным. Однако убеждены, что реализация инвестиционного строительного проекта должна осуществляться с учетом интересов минчан и национальных интересов Республики Беларусь, а не на основе валюнтаристских действий чиновников в интересах крупного иностранного капитала. Это подтверждается даже сравнительным анализом двух Указов: от 21.04.2009 N 216 (Минск-Сити) и от 22.09.2014 N 456 (Минск-Мир). Если в Указе по Минск Сити основная часть расходов ложилась на инвестора, то в Указе по Минск-Миру все расходы по сносу, переносу, сетям коммуникаций и т.п. осуществляются за счет бюджетных средств Республики Беларусь, а инвестор лишь строит, продает, формирует цену объектов долевого строительства (цену договора) без ограничения прибыли и освобождается от уплаты налогов и возмещения расходов бюджета до 2028-2031 г.г. Тогда как предыдущий Указ предусматривал, что при строительстве жилых помещений для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, размер прибыли, предусматриваемой заказчиком при формировании стоимости одного квадратного метра общей площади объекта долевого строительства, может превышать 5 процентов от определяемой в текущих ценах сметной стоимости объекта долевого строительства с обязательным включением этого условия в договор создания объекта долевого строительства. А нам чиновники говорят, что реализация Указа позволит значительно сократить очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
Далее: Указ № 216 определял, что заказчик не имеет права до завершения строительства объектов недвижимости, входящих в состав делового центра, и ввода их в эксплуатацию в установленном порядке осуществлять переуступку прав на землю иным лицам.
Указ № 456 определяет, что заказчик комплекса до государственной регистрации создания объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, и возникновения прав на них вправе осуществлять в установленном законодательством порядке с данными объектами и (или) с предоставленными земельными участками сделки, влекущие переход прав или предусматривающие возможность перехода прав к иным лицам!!!!!!!
Земельные участки, необходимые для обслуживания объектов недвижимости, создаваемых посредством возведения, реконструкции объектов строительства при реализации инвестиционного проекта, предоставляются после завершения строительства по Указу № 216 предоствлялись в аренду, а по Указу № 456 в аренду на 99 лет.
1) Просим вас, Наталья Ивановна, довести до Главы государства указанные в данном обращении факты:
- остановить организованное массовое уничтожение имущества граждан, противоречащее нормам Конституции;
- Развитие Минска не должно подменяться управляемой деградацией нашей столицы.
2) Также просим посодействовать реализации инициативы жителей частного сектора по ул. Вильямса, пер. Вильямса, ул. Докучаева о сохранении усадебной жилой застройки на условиях самостоятельной реконструкции. Такое решение позволит существенно сэкономить бюджетные средства, избежать компенсационных выплат, снять социальную напряженность. Либо выделить нам участки и перенести наши дома (или построить новые) на территории усадебной застройки проекта Минск-Мир.
Просим рассмотреть данное обращение в порядке Статьи 20 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», и дать письменный ответ по итогам рассмотрения по существу.
Приложения на 2 листах
05.10.2015 /Н.И.Малаш
/Н.Л. Ахрамович