Доброго времени суток,
решил написать о своем неудачном опыте приобретения б/у автомобиля по "знакомству и рекомендациям". Полагаю, что многие смогут не совершить тех ошибок, которые сделал я и мой приятель. Началось с того, что пришла пора менять старый автомобиль Хундай Лантра, прослуживший мне верой и правдой 3,5 года. Поскольку мой бюджет составлял около 9 000 $, мы с женой решили купить машину престижной немецкой марки: рассматривались BMW, Mercedes, Audi. Правда у супруги было большое желание усадить меня в джип, но от этой идеи пришлось отказаться, т.к. во-первых, на эту машину даже из США денег было явно недостаточно; во-вторых, это был бы явный "кот в мешке" (имеется ввиду покупка по фотографии на аукционе + не всегда хорошее техническое состояние машин, поступающих с этого континента).
Итак, это было в сентябре 2007 года. В то время я работал в одном из крупнейших банков Беларуси. Мой заместитель (он же приятель) сообщил мне, что по рекомендации нашего шефа (человека известного в профессиональных кругах и занимающего одну из самых высоких должностей в нашей организации) он договорился о покупке Маzda 626 с неким Александром Громовым, родом из Кобрина, проживающим в данное время в Германии и профессионально занимающимся автобизнесом. Учитывая, что рекомендации были от нашего непосредственного начальника, репутация которого не вызывала сомнений, мой приятель решился на сотрудничество с Громовым. Последний обещал найти желаемую модель машины в очень хорошем состоянии с условием перечисления денег на счет в Германию и оплаты стоимости его услуг в размере 400 евро. Так получилось, что Громов с оказией был в Беларуси и мой товарищ передал ему деньги наличными, взяв расписку, а также ... оплатив ему стоимость проезда из Минска в Брест на поезде. Через некоторое время был найден желаемый автомобиль, даже присланы по электронной почте несколько фотографий и выбор был сделан. Пригнать машину из Польши в Брест должен был товарищ Громова Козловский Николай. Мой приятель оформил доверенность на Козловского и он передал ему заветное авто в Бресте.
Буду предельно откровенен, когда я увидел этот автомобиль, то он мне понравился. Состояние салона, кузова были в достаточно неплохом состоянии – в целом машина внешне производила благоприятное впечатление. И, поскольку, мне надоело ходить по местным авторынкам, а также искать варианты в Интернете, я также решился на контакт с Громовым. Предварительно я попросил моего шефа позвонить ему и порекомендовать меня, как серьезного человека, который держит принятые на себя обязательства (здесь имеются в виду финансовые). Естественно, мой расчет был на качественное выполнение заказа. К тому же я наивно полагал, что рекомендация уважаемого в республике человека сыграет в этом деле существенное значение. Следует сказать, что численность нашей организации составляет более 7000 работников и соответственно Громов, благодаря последующим рекомендациям нашего шефа, да и других работников, мог бы приобрести много постоянных клиентов. Далее, связавшись с ним после сделанной рекомендации, я предложил рассмотреть вариант приобретения «паркетника» (Субару Форерстер, Сузуки Гранд Витара), как хотела моя супруга. Однако он меня заверил, что с моим бюджетом приличного экземпляра в Германии не найдется. Тогда еще меня подкупили его слова: "главное, чтобы мы нашли "живую" машину". В процессе телефонных переговоров мы обсуждали различные варианты и в конце концов остановились на Ауди А4 98-99 г.в., которая должна быть в отличном техническом состоянии, с чистым салоном. Как сказал, тогда наш земляк: "я найду машину, в которую ты год лазить, точно не будешь". Я перевел 5400 евро ему на счет и стал ожидать результатов поиска.
Одновременно я периодически заглядывал на сайт mobile.de с целью получить представление о ценах на выбранный экземпляр машины в Германии. Видел много автомобилей этих годов выпуска от 4500 до 5000 евро.
Здесь следует сделать небольшое отступление и снова вернуться к моему приятелю и Мазде, которая должна была приносить только положительные эмоции. Произошло, к сожалению, с точностью до наоборот: как раз в это же время у моего приятеля начались проблемы со «свежепригнаной» машиной.. Вообще надо отметить, что он был изначально недоволен ценой машины – она обошлась ему в 7900 $. Это авто 99 г.в. с бензиновым двигателем и у нас на рынках их красная цена 7100-7200$. А уж за такие деньги можно найти очень достойный вариант, включая дизельные версии. Позже я узнал, что он очень просил Громова «вписаться» в 7000 $, т.к. на тот момент у него было непростое материальное положение, и для покупки машины он взял кредит в банке на всю сумму. Однако, со стороны исполнителя заказа постоянно возникали все новые и новые расходы, о которых, насколько мне известно, перед заключением сделки не было сказано ни слова. В частности, оплата билета Громова из Ржепина до Берлина (город возле границы Польша-Германия), оплата билета на поезде из Бреста до Ржепина для Козловского, проезд по платной дороге, бензин, услуги Козловского по перегону и т.п. На вопрос моего товарища, почему машина становиться все дороже и дороже, Громов заявил: «почему ты включаешь в цену автомобиля накладные расходы?». Что сказать – логика железная.
Так вот о проблемах с Маzda 626: машину при движении уводило вправо; техосмотр не был пройден из-за неудовлетворительного состояния задних тормозов и ручника; после запуска холодного двигателя педаль газа блокировалась на некоторое время и невозможно было немедленно начать движение. Но самое неприятное было конечно с недостатками в тормозной системе. Представьте – за машину заплачены немалые деньги, цена выше рыночной 700-800 $, машина неделю как из Германии и не проходит техосмотр из-за дефектов тормозов. Нонсенс. Помню, как переживал мой товарищ – он явно не рассчитывал на такие расходы после покупки «идеальной» машины. Причина оказалась в том, что, когда Громов гнал ее по Германии, он налетел на какое-то препятствие – был сильный удар в заднюю подвеску. Самое интересное, что после недолгих переговоров Громов признал этот факт, попытавшись для начала свалить вину на Козловского – мол, «это он по Польше неаккуратно ехал, да еще меня по деньгам обманывает» (последнее вроде как к слову пришлось). Правда при этом он сказал, что расходы по ремонту тормозов берет на себя, при этом, поставив условие, что бы ремонтировали машину не на фирменном сервисе. В противном случае с его стороны никакого возмещения не будет. После ремонта и направления соответствующих счетов и фотографий Громов подтвердил, что передаст деньги с ближайшей оказией в Минск. Да и деньги то были небольшие, на мой взгляд, всего 113 евро (товарищ постарался удовлетворить просьбу Громова и сэкономил на оригинальных запчастях). Забегая вперед, скажу, что денег он по сей день (прошло 7 месяцев) за ремонт Мазды, так и не вернул.
В сложившейся ситуации я, естественно, стал немного нервничать и более жестко вести переговоры с Громовым, требуя обеспечить выполнение условий сделки в части подбора автомобиля соответствующего состояния – чтобы «год в него не лазить». Ведь деньги-то я уже перечислил на счет в Комерцбанке. Наконец свершилось чудо, и подходящий экземпляр был найден. Громов сообщил по телефону, что его надо брать. С его слов машина соответствовала требованиям заказа: авто 1998 г.в., но куплена в 1999 году, без технических проблем, с пройденным техосмотром, салон чистый, ремень ГРМ был недавно заменен. Была небольшая потертость на переднем бампере. В машине есть CD чейнджер. Самое главное, - отметил Громов, - машина приобретается у частного лица, а не в автохаузе: а это дорогого стоит (честно говоря, не факт). Стоимость автомобиля в Германии 5300 евро. Я еще раз уточнил окончательную сумму – стоимость машины плюс 400 евро. Громов сообщил мне, что придется доплатить 100 евро за перегон по Польше и 70 евро – за бензин, ну и само собой, дать деньги на растаможку. Через некоторое время со мной должен был связаться Николай, который примет машину у Громова в Польше (тот же самый, который пригонял Маzda 626 для моего приятеля). На следующий день я получил sms-сообщение от Громова с просьбой перезвонить ему в Германию и узнал, что машина требует небольшого ремонта подвески – замены переднего рычага, стоимость работ с деталью у «хороших знакомых» составит всего 80 евро. После этой работы к машине претензий не будет. Понимая, что у него и машина и мои деньги я пообещал, что с моей стороны финансовые обязательства будут выполнены. Нервы были уже на пределе. На следующий день со мной связался Николай и озвучил несколько другую сумму, которую я должен передать ему: надо было заплатить 90 евро за бензин, 40 евро – стоимость билета от Бреста до Ржепина, 110 евро за перегон. Здесь я впервые не выдержал и в жесткой форме сказал: что мне Громовым назывались другие цифры и что машина для меня получается «золотой» - 9500$. На что Николай мне сказал: «А, что ты хотел – связался с бывшим прапорщиком». В этот же день мне вечером позвонил Громов и, видимо, чувствуя мое раздражение, сказал, что положил в машину новые тормозные колодки, которые мне надо заменить после прибытия машины, мол, это он просмотрел и поэтому делает мне своего рода «бонус» за счет «фирмы». При этом Громов обратил мое внимание, чтобы я сразу проверил, когда буду забирать машину, имеются ли в наличии переданные им колодки. Вот такой «высокий уровень» партнерских отношений между Громовым и Николаем. При этом я попросил Громова представить мне договор между ним и немцем (хотел убедиться, что за машину он действительно отдал 5300 евро). Конечно же, этого договора я не увидел.
В ноябре 2007 года я выехал в Брест за долгожданной Audi, рассчитывая, что, переплатив 1000$ по сравнению с рыночной ценой, я все-таки буду ей доволен. Можно было конечно попросить Николая пригнать ее в Минск, но как выяснилось: это будет стоить еще 100 евро плюс … конечно, стоимость билета на поезд Минск-Брест. Поэтому поехал в Брест. Первичный беглый осмотр выявил следующее: салон был грязный (множество пятен на сиденьях, в т.ч. сгустки застывшего клея, которые не удается вывести до сих пор); при старте горячего двигателя наблюдается резкий провал оборотов вниз; на кузове множество царапин, в т.ч. глубоких; порезан левый нижний молдинг на передней двери; разболтаны ручки задних дверей; отсутствуют защитные колпачки на передних и заднем стеклоочистителе; не работает механизм блокировки заднего сиденья в случае его откидывания и постановки на место; не горят стоп-сигналы. Самое неприятное было с последней, казалось бы, небольшой проблемкой: на счету была каждая минута – я отпросился с работы – а мне нужно было ремонтировать стоп-сигналы. Вначале я проверил предохранители, а затем вскрыл блок заднего фонаря и с изумлением увидел, что там … просто нет лампочки. Я связался со своим товарищем и попросил, чтобы он направил электронное сообщение Громову от моего имени с требованием дать объяснения, на что был получен ответ: «не знаю, все горело». Перечисленные мной недостатки – конечно досадные мелочи, которые не стоили бы внимания (авто ведь не новое), если бы за машину не были заплачены такие деньги. Ну, пришлось мне колпачки заказать из Германии – стоимость их всего 3 евро. Главное не в этом, а в том, что эти мелочи очень четко дали понять каким «тщательным» был осмотр машины в Германии г-ном Громовым с сотоварищами (что-то говорил он там насчет кума, подсказавшему ему этот вариант). Но как вы догадываетесь, это были только цветочки. Машина была изготовлена и продана в 1998 году, а не в 1999. Ну да ладно.
Сев за руль и оправившись в Минск, я почувствовал какой-то повышенный шум колес: позже выяснилось, что гудит левый передний ступичный подшипник. Со слов Николая Громов ему сказал, что это шум резины (на тот момент она была летней). Но и это мелочь, хоть и неприятная для покупателя машины, в которую «год лазить не придется». После запуска двигателя я услышал шум: создавалось такое впечатление, что работает дизельный двигатель. Сколько подобных вопросов я потом слышал от друзей и знакомых! Во время движения из Бреста в Минск машину периодически дергало, что доставило мне много неприятных эмоций.
Посему, первое, что я сделал, пригнав машину в Минск – поехал на СТО, имеющую диагностическое оборудование Bosh. От шока меня спасло детство, проведенное в октябрятах и юность – в комсомоле. При чтении машины компьютер показал полдесятка ошибок. Провод одного из датчиков был разорван. Расходомер подлежал безусловной замене (при снятии одна ниточка была полностью закопчена и промывка результатов не дала). Объявленная на СТО стоимость оригинального расходомера составила 325 евро. Затем я провел диагностику еще на двух других станциях – диагноз в части расходомера подтвердился. Два свечных колодца были в масле: надо менять прокладку клапанной крышки и, само собой разумеется, свечи. Кроме этого, при запуске двигателя на панели приборов появлялась надпись serv. Insp., что означало необходимость выполнения каких то регламентных работ. Холодный двигатель никогда с первого раза не запускался. Я обратился к Громову с вопросом, что будем делать с расходомером и serv Insp. Получил ответ: «на счет расходомера тебя разводят – машина бы не ехала более 100 км/ч, а горящее – serv. Insp. – это пора менять масло через 6000 км». Почему масло (для этого есть значение serv. Oel) и почему через 6000 км.? Причиной «дизельного звука» мотора оказался «умирающий» натяжитель цепи, соединяющий два распредвала стоимостью у дилера 1000$.
Я потребовал от Громова возмещения предстоящих расходов. В ответ он предложил мне за счет очередного клиента из нашего банка компенсировать мне ущерб, когда он будет выполнять очередной заказ. Ну, точно у человека с совестью не все в порядке. В дальнейшем ответом было молчание, которое длится более полугода. Одновременно, я выразил свое недовольство Николаю – компаньону Громова, и, чтобы уладить, возникшее недоразумение он мне предложил привезти зимнюю резину на «титановых дисках» и колпачки для стеклоочистителей. Понятное дело, что везет до сих пор.
Вот такая история о том, как нельзя покупать подержанный автомобиль. Я и мой приятель совершили одну грубую ошибку – доверились рекомендациям и предварительно отдали все деньги, не видя машин. Поэтому учитесь на наших ошибках и как только услышите имя: Громов Александр из Берлина, откажитесь от контактов – дешевле будет.
P.S. Я считаю себя дилетантом в автомобилях, но даже меня при визуальном осмотре машины насторожила бы шумная работа мотора, резкий заброс оборотов вниз при старте, затрудненный пуск холодного двигателя. Кроме этого, снять декоративную накладку с двигателя совсем нетрудно и заглянуть затем в свечные колодца - обычная процедура при выборе подержанного авто.
Но, тем не менее, моя Audi мне очень нравится, вот, доведу ее до действительно, отличного состояния и буду получать настоящее удовольствие.