Создание микрофинансовой организации (кредитного кооператива-союза)
обсуждение проекта указа президента о микрофинансовых организация
опыт и желания учавствовать в таких организациях.
П р е з и д е н т а Р е с п у б л и к и Б е л а р у с ь
№ г. Минск
Проект
О микрофинансировании
В целях развития микрофинансирования в Республике Беларусь:
1. Установить, что:
1.1. для целей настоящего Указа термины и понятия используются
в следующих значениях:
микрофинансирование – регулярное (более чем два раза в течение
календарного месяца) предоставление микрозаймов;
микрофинансовая организация – юридическое лицо,
зарегистрированное на территории Республики Беларусь, внесенное в
реестр микрофинансовых организаций (далее – реестр);
договор микрозайма – договор, по условиям которого одна сторона
(заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги
в сумме, не превышающей предельный размер, установленный
Национальным банком (микрозаем), а заемщик обязуется возвратить
заимодавцу такую же сумму денег и проценты за пользование
микрозаймом;
досье заемщика – документы и сведения, формируемые
микрофинансовой организацией на каждого заемщика, предоставленные в
соответствии с правилами предоставления микрозаймов и заключенным
договором микрозайма;
потребительский кооператив финансовой взаимопомощи –
добровольное объединение физических лиц на основе членства с целью
оказания финансовой взаимопомощи путем аккумулирования денежных
средств членов кооператива и иных незапрещенных источников для
предоставления этих денежных средств членам кооператива;
общество взаимного кредитования – добровольное объединение
юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей на основе
членства с целью оказания финансовой взаимопомощи путем
аккумулирования денежных средств членов кооператива и иных
2
незапрещенных источников для предоставления этих денежных средств
членам кооператива;
член кооператива – лицо, принятое в установленном порядке в
состав кооператива и внесшее взнос(ы), определенный(ые) общим
собранием кооператива;
паевой взнос – денежные средства, вносимые на принципе
возвратности лицами, вступающими в состав членов кооператива, и
используемые на цели, определенные уставом кооператива;
1.2. действие настоящего Указа не распространяется на:
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей;
учреждения финансовой поддержки предпринимателей;
банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
ломбарды;
иных юридических лиц в случаях, установленных законодательными
актами;
1.3. микрофинансирование вправе осуществлять микрофинансовая
организация, внесенная в реестр.
Юридическое лицо признается микрофинансовой организацией со
дня внесения сведений о нем в реестр и прекращает являться таковой со
дня исключения сведений о нем из этого реестра;
1.4. коммерческие микрофинансовые организации могут создаваться
в организационно-правовой форме общества с ограниченной
ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
Коммерческая микрофинансовая организация не вправе привлекать
микрозаймы от физических лиц, не являющихся учредителями,
участниками данного юридического лица;
1.5. некоммерческие микрофинансовые организации могут
создаваться в организационно-правовой форме фонда или
потребительского кооператива (потребительский кооператив финансовой
взаимопомощи, общество взаимного кредитования, союз потребительских
кооперативов).
Членами потребительского кооператива финансовой взаимопомощи
могут быть только физические лица – резиденты1.
Членами общества взаимного кредитования могут быть только
юридические лица – резиденты и индивидуальные предприниматели –
резиденты.
1 Для целей настоящего Указа термин ”резидент“ имеет значение, определенное в пункте 7 статьи 1 Закона
Республики Беларусь от 22 июля 2003 года ”О валютном регулировании и валютном контроле“ (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/978; 2009 г., № 145, 2/1575).
3
Членами союза потребительских кооперативов могут быть только
потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества
взаимного кредитования, фонды.
Коммерческие микрофинансовые организации вправе привлекать
микрозаймы от физических лиц, являющихся учредителями и членами
данного юридического лица;
1.6. микрофинансовые организации осуществляют
микрофинансирование в порядке, установленном настоящим Указом и
нормативными правовыми актами Национального банка.
Микрофинансовые организации осуществляют
микрофинансирование на основании правил предоставления микрозаймов,
утверждаемых уполномоченным органом управления микрофинансовой
организации.
Требования к содержанию правил предоставления микрозаймов и
порядок доведения правил до потребителей финансовых услуг
устанавливаются Национальным банком;
1.7. договор микрозайма заключается в письменной форме.
Существенными условиями договора микрозайма являются:
сумма предоставляемых заимодавцем денежных средств;
срок и порядок предоставления и возврата микрозайма;
размер процентов за пользование микрозаймом и порядок их уплаты;
цели, на которые заемщик обязуется использовать или не
использовать предоставленные денежные средства (в случае, когда
микрозаем является целевым);
способ обеспечения исполнения обязательств по договору
микрозайма (в случае, когда микрозаем предоставляется под
обеспечение).
Взимание заимодавцем каких-либо дополнительных платежей
(комиссионных и иных) за пользование микрозаймом не допускается.
На первой странице договора микрозайма в правом верхнем углу в
рамке указывается размер процентной ставки по договору микрозайма в
годовом исчислении максимальным размером шрифта, используемым при
изложении договора микрозайма: ”годовая процентная ставка по
микрозайму составляет …2 процентов“;
1.8. Национальный банк осуществляет регулирование отношений,
возникающих при осуществлении юридическими лицами
микрофинансирования, и надзор за деятельностью таких юридических
лиц.
Национальный банк в целях регулирования отношений, указанных в
части первой настоящего подпункта:
2 Указывается цифровое значение полной ставки по микрозайму, рассчитанной в порядке, установленном
Национальным банком.
4
принимает нормативные правовые акты, обязательные для
исполнения юридическими лицами, осуществляющими
микрофинансирование;
ведет реестр микрофинансовых организаций;
определяет сроки и порядок обращения юридических лиц для
внесения сведений в реестр, перечень представляемых при этом
документов, порядок ведения реестра, случаи и условия включения и
исключения из него юридических лиц;
устанавливает требования в отношении размера минимального
уставного фонда коммерческой микрофинансовой организации;
устанавливает предельный размер микрозайма;
определяет содержание правил предоставления микрозаймов и
порядок их доведения до потребителей финансовых услуг;
вправе устанавливать порядок и условия осуществления
микрофинансирования, в том числе финансовые нормативы, требования
по размеру и порядку формирования резервов, требования по
ограничению крупных рисков, представлению отчетности и раскрытию
информации, иные нормы и требования, соблюдение которых направлено
на защиту интересов кредиторов и членов кооператива;
осуществляет надзор за деятельностью микрофинансовых
организаций (в том числе выносит обязательные для исполнения
предписания) в порядке, им определяемом;
1.9. микрофинансовая организация обязана:
предоставлять полную и достоверную информацию о порядке и об
условиях предоставления микрозайма, о правах заемщика и его
обязанностях, связанных с получением микрозайма, годовой процентной
ставке по микрозайму;
размещать копию правил предоставления микрозаймов в месте,
доступном для обозрения и ознакомления с ними любого
заинтересованного лица, и в глобальной сети Интернет;
до предоставления микрозайма информировать об условиях
договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по
инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и
размере всех платежей, в том числе связанных с нарушением условий
договора микрозайма;
раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах,
оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения,
принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в
порядке, установленном законодательством и учредительными
документами;
5
соблюдать финансовые нормативы, порядок формирования резервов
на возможные потери по микрозаймам и иные нормативы и требования,
установленные Национальным банком;
формировать досье заемщика;
хранить досье заемщика в течение не менее трех лет с даты
исполнения сторонами всех обязательств по договору микрозайма;
представлять информацию и отчетность в Национальный банк в
сроки и порядке, установленные Национальным банком;
представлять в Национальный банк сведения, входящие в состав
кредитной истории, по всем заключенным договорам микрозаймов, на
условиях и в порядке, аналогичных установленным для банков и
небанковских кредитно-финансовых организаций Законом Республики
Беларусь от 10 ноября 2008 года № 441-З ”О кредитных историях“
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г.,
№ 275, 2/1538);
выполнять иные обязанности, установленные законодательством;
1.10. микрофинансовая организация не вправе:
привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение
не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц,
являющихся учредителями, участниками, членами микрофинансовой
организации;
выступать поручителем по обязательствам своих учредителей,
участников, членов кооператива, а также иным способом обеспечивать
исполнение ими обязательств. Данное ограничение не распространяется
на союзы потребительских кооперативов;
в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или)
порядок их определения по договорам микрозайма и сроки действия этих
договоров;
применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том
числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или
частично возвратившему микрофинансовой организации сумму
микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком
намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять
календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
предоставлять заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма
обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по
договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма
(микрозаймов) превысит предельную сумму микрозайма, установленную
Национальным банком.
Наряду с ограничениями, установленными частью первой
настоящего подпункта, кооператив не вправе:
6
предоставлять займы, микрозаймы лицам, не являющимся членами
кооператива, за исключением предоставления средств ассоциации, союзу
потребительских кооперативов, членом которых он является;
осуществлять торговую и производственную деятельность;
1.11. кооперативом создаются следующие фонды и резервы:
паевой фонд, формируемый за счет паевых взносов;
фонд финансовой взаимопомощи, формируемый за счет денежных
средств, привлеченных по договорам займа, договорам микрозайма,
денежных средств паевого и прочих фондов, сформированных в
кооперативе, нераспределенной прибыли и текущего дохода (прибыли)
кооператива, денежных средств, полученных из иных источников,
предусмотренных настоящим Указом;
резервный фонд для списания безнадежных долгов, формируемый
ежемесячно за счет отчислений от дохода (прибыли);
резерв для покрытия возможных убытков, формируемый за счет
увеличения расходов кооператива для обеспечения платежеспособности
кооператива и защиты интересов членов кооператива;
прочие фонды и резервы, формируемые в соответствии с уставом,
решениями общего собрания кооператива, законодательством Республики
Беларусь.
Размеры резервов, формируемые кооперативами в соответствии с
частью первой настоящего подпункта, определяются Национальным банком.
Кооператив обязан соблюдать следующие финансовые нормативы:
предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных
от одного участника кооператива, к общей сумме денежных средств,
привлеченных кооперативом на дату принятия решения о привлечении
средств;
предельное соотношение суммы денежных средств,
предоставляемых одному участнику кооператива, к общей сумме
денежных средств фонда финансовой взаимопомощи на дату принятия
решения о выдаче средств;
предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных
кооперативом от ассоциации, союза потребительских кооперативов,
членом которых он является, к общей сумме денежных средств,
привлеченных кооперативом на дату принятия решения;
предельное соотношение денежных средств, направляемых на
оказание финансовой взаимопомощи другим кооперативам, являющимся
участниками ассоциации, союза потребительских кооперативов, членом
которых он является, к общей сумме денежных средств фонда финансовой
взаимопомощи кооператива на дату принятия решения;
иные нормативы и требования, установленные Национальным
банком.
7
Размеры предельных соотношений и иных нормативов, требований,
определенных частью третьей настоящего подпункта, устанавливаются
Национальным банком;
1.12. с целью представления и защиты своих интересов, а также
интересов своих участников, координации деятельности, удовлетворения
информационных и профессиональных интересов микрофинансовые
организации могут объединяться в союзы, ассоциации;
1.13. запрещается осуществлять микрофинансирование:
юридическим лицам, не включенным в реестр;
индивидуальным предпринимателям;
1.14. юридические лица, не являющиеся микрофинансовыми
организациями, и индивидуальные предприниматели
не вправе привлекать микрозаймы (денежные средства на условиях,
присущих договору микрозайма) от физических лиц – резидентов, за
исключением микрозаймов, привлекаемых юридическими лицами от
физических лиц, являющихся учредителями, участниками данных
юридических лиц, членами кооператива;
1.15. договоры займа, заключенные до вступления в силу
настоящего Указа, но признаваемые в соответствии с ним договорами
микрозайма, не подлежат приведению в соответствие с нормами
настоящего Указа и действуют до исполнения сторонами всех
обязательств по ним;
1.16. освобождаются от подоходного налога с физических лиц
доходы в виде процентов, полученных по заключенным с
потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи договорам
займа и договорам микрозайма.
Подоходный налог с физических лиц не исчисляется налоговыми
агентами с сумм микрозаймов, предоставляемых микрофинансовыми
организациями;
1.17. подпункт 1.16 настоящего пункта действует до вступления в
силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь;
1.18. дополнить пункт 8 Положения о государственной регистрации
субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента
Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 1/10418; 2011 г.,
№ 74, 1/12633), частью четвертой следующего содержания:
”Требования к определению размера уставного фонда
хозяйственных обществ, осуществляющих микрофинансирование,
устанавливаются Национальным банком.“;
1.19. часть первую пункта 12 Устава Национального банка
Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики
8
Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2001 г., № 58, 1/2748; 2007 г., № 148, 1/8682),
дополнить абзацами сорок вторым – сорок третьим следующего
содержания:
”регулирует отношения, возникающие при осуществлении
юридическими лицами микрофинансирования, и осуществляет надзор за
ними;
ведет реестр микрофинансовых организаций.“;
1.20. внести в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября
2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной)
деятельности в Республике Беларусь“ (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2009 г., № 253, 1/11062; Национальный
правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2012, 1/13654)
следующие изменения и дополнения:
1.20.1. часть первую пункта 5 дополнить абзацем пятнадцатым
следующего содержания:
”Национальным банком в рамках проведения надзора за
микрофинансовыми организациями;“;
1.20.2. часть вторую подпункта 9.1 пункта 9 дополнить абзацем
шестым следующего содержания:
”существенное ухудшение показателей деятельности
микрофинансовой организации, исходя из данных бухгалтерского баланса
и других форм отчетности; невыполнение предписания Национального
банка; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению
финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами;
вероятность возникновения в микрофинансовой организации положения,
которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать
угрозу интересам членов микрофинансовой организации и иных
кредиторов;“;
1.20.3. абзац девятнадцатый пункта 21 после слова ”холдингов“
дополнить словами ”, микрофинансовых организаций“;
1.20.4. дополнить графу ”Сфера контроля (надзора)“ пункта 3
перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной
(надзорной) деятельности, утвержденного этим Указом, абзацем
следующего содержания:
”контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями
законодательства, регулирующего порядок осуществления
микрофинансирования;“;
1.21. внести в Положение о порядке организации и проведения
проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь
от 16 октября 2009 г. № 510 (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2009 г., № 253, 1/11062; Национальный правовой
9
Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2012, 1/13654), следующие
изменение и дополнение:
1.21.1. название главы 12 после слов ”консолидированной основе“
дополнить словами: ”, а также за микрофинансовой деятельностью“;
1.21.2. дополнить пунктом 1121 следующего содержания:
”1121. Проверки, проводимые Национальным банком в рамках
надзора за микрофинансовой деятельностью, осуществляются в
отношении микрофинансовых организаций в порядке, установленном в
разделах I – II настоящего Положения, главах 10 и 11 настоящего раздела,
с учетом особенностей, определенных в настоящей главе. Действие
пунктов 98 – 102, 104, 108 настоящего Положения не распространяется на
проведение Национальным банком проверок в рамках надзора за
микрофинансовой деятельностью.
Целями проверок в рамках надзора за микрофинансовой
деятельностью являются определение непосредственно на месте
финансового состояния проверяемого субъекта, принимаемых им на себя
рисков, организации управления, состояния системы внутреннего
контроля, соблюдения финансовых нормативов и других требований,
установленных Национальным банком, достоверности отчетности,
представляемой в Национальный банк, а также выявление ситуаций,
создающих угрозу интересам членов микрофинансовой организации и
иных кредиторов, нарушений актов законодательства в области
осуществления микрофинансовой деятельности.
Плановые комплексные проверки, а также тематические проверки в
рамках надзора за микрофинансовой деятельностью назначаются
Председателем Правления Национального банка или его заместителем.
По результатам комплексной проверки составляется также
заключение. По результатам тематической проверки заключение
составляется при необходимости по указанию лица, назначившего
проверку.
В заключении анализируется деятельность проверяемого субъекта (в
случае тематической проверки – отдельные направления его
деятельности), характеризуются его финансовое состояние, принимаемые
им на себя риски, организация управления, состояние системы
внутреннего контроля, соблюдение финансовых нормативов и других
требований, установленных Национальным банком, достоверность
отчетности, представляемой в Национальный банк, а также отражаются
ситуации, создающие угрозу интересам членов кооператива и иных
кредиторов (в случае их выявления).
Заключение по результатам проверки составляется в одном
экземпляре, который остается в Национальном банке и является итоговым
10
документом для целей определения надзорной политики Национального
банка по отношению к проверяемому субъекту.“.
2. Комитету государственного контроля Республики Беларусь,
Совету Министров Республики Беларусь во взаимодействии с
Национальным банком на постоянной основе проводить работу по
выявлению юридических лиц, не включенных в реестр, но
осуществляющих микрофинансирование либо привлечение микрозаймов
от физических лиц – резидентов, не являющихся учредителями,
участниками данных юридических лиц, членами кооператива.
3. Национальному банку разъяснять вопросы применения
настоящего Указа.
4. Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку
в шестимесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в
соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его
реализации.
5. Настоящий Указ вступает в силу через шесть месяцев после его
официального опубликования, за исключением пункта 4 и настоящего
пункта, вступающих в силу со дня подписания данного Указа.
Президент
Республики Беларусь
Справка-обоснование
к проекту Указа Президента Республики Беларусь
”О микрофинансировании“
Проект Указа Президента Республики Беларусь
”О микрофинансировании“ (далее – проект Указа) разработан во
исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 сентября
2012 г. № 21-19/1-4602 П1344.
Опыт зарубежных стран показывает, что развитие рынка
микрофинансирования является необходимым условием процветания
малого и индивидуального предпринимательства. Несмотря на
принимаемые меры по поддержке малого бизнеса, экономически
инициативное население, решившееся на предпринимательскую
деятельность, сталкивается с целым рядом проблем, главная из которых –
недостаток финансирования. Особенно трудно приходится на начальной
стадии, когда предприниматель не может рассчитывать на банковский
кредит из-за недостаточной устойчивости его бизнеса (его отсутствия). В
данной ситуации прийти на помощь малому предпринимательству
призвано микрофинансирование. Преимущества микрофинансовых
организаций для малого бизнеса в том, что они, как правило,
предоставляют микрозаймы заемщикам, которые по тем или иным
причинам неинтересны банкам. При этом возможна выдача микрозаймов
без обеспечения, без поручительства, в том числе начинающим
предпринимателям.
Следует констатировать, что небанковское микрофинансирование в
Республике Беларусь находится в начальной стадии развития, причём
лидирующая роль здесь принадлежит (по объему выдаваемых займов)
коммерческим микрофинансовым организациям. Потребительские
кооперативы финансовой взаимопомощи, специализированные фонды,
несмотря на более чем 13-летний срок становления (с 1999 года) в
Республике Беларусь большого развития не получили и существенного
влияния на финансовый рынок страны не оказывают, выполняя больше
социальные функции, параллельно несколько дополняя перечень видов
предлагаемых финансовых услуг. Бум их развития в ближайшем будущем
вряд ли ожидается ввиду хорошо развитой банковской системы
Республики Беларусь.
При этом организации, осуществляющие микрофинансирование,
динамично развиваются в странах – партнерах Республики Беларусь по
Единому экономическому пространству. По информации Министерства
финансов Российской Федерации, численность микрофинансовых
организаций в России достигла 1800, сумма микрозаймов,
2
предоставленных в 2011 году названными организациями, составила
более 33 млрд. российских рублей.
Следует отметить, что деятельность различных видов организаций,
осуществляющих микрофинансирование, в России регулируется
отдельными законодательными актами (федеральными законами
”О кредитной кооперации“, ”О микрофинансовой деятельности и
микрофинансовых организациях“, ”О сельскохозяйственной кооперации“).
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует
законодательный акт, регулирующий деятельность микрофинансовых
организаций, законодательно не определены понятия
”микрофинансирование“, ”микрофинансовая организация“, ”микрозаем“,
что не способствует развитию данного сегмента финансового рынка и
прозрачности деятельности юридических лиц, предоставляющих займы.
При этом также следует учитывать потенциальную опасность создания
под видом микрофинансовых организаций структур, в основе работы
которых заложены принципы финансовых пирамид.
С учетом изложенного в Республике Беларусь назрела
необходимость принятия законодательного акта, регламентирующего
понятия и термины микрофинансирования, права и обязанности
участников микрофинансового рынка и определяющего полномочия
государственного органа, курирующего сферу микрофинансирования.
Проект Указа призван заложить законодательную основу для
создания системы государственного регулирования микрофинансовой
деятельности, надзора за ней, а также направлен на развитие и повышение
прозрачности небанковского микрофинансирования в Республике
Беларусь.
В этих целях Национальный банк наделяется следующими
основными полномочиями.
1) Ведение реестра юридических лиц, осуществляющих
микрофинансирование (далее – реестр).
Зарубежный опыт свидетельствует, что микрофинансирование
должно быть связано с регистрацией (учетом, лицензированием),
поскольку именно в таких условиях возможно массовое, устойчивое
оказание финансовых услуг клиентам. При этом государственная
финансовая лицензия влечет за собой явную или неявную гарантию того,
что государство будет нести ответственность перед вкладчиками, если
лицензированное учреждение потерпит крах. По этой причине
предлагается в Республике Беларусь не лицензировать деятельность
микрофинансовых организаций, а ввести для них регистрационный
порядок деятельности по микрофинансированию, наделив Национальный
банк полномочиями по ведению соответствующего реестра юридических
лиц. Невключение микрофинансовых организаций в реестр либо их
3
исключение из реестра будет означать запрет деятельности по
микрофинансированию. Схожий подход применяется в России и
планируется к внедрению в Казахстане.
2) Установление требования в отношении минимального уставного
фонда хозяйственного общества, претендующего на осуществление
микрофинансовой деятельности.
В России законодательство не устанавливает специальных
требований по минимальному размеру уставного капитала для
микрофинансовых организаций, и поэтому большинство действующих
микрофинансовых организаций ограничиваются уставным капиталом в
10 000 российских рублей (около 330 долларов США). В Казахстане
минимальный размер уставного фонда микрофинансовой организации
установлен в размере около 11 000 долларов США. Полагаем, что эта
позиция ошибочна, поскольку она подрывает доверие к
микрофинансовому сектору. При этом, несмотря на низкий
законодательный порог, крупные действующие микрофинансовые
организации имеют уставный фонд значительно больше минимального. В
российских СМИ имеется информация об обсуждении вопроса об
установлении минимального уставного фонда для микрофинансовых
организаций в размере от 300 до 500 тыс. долларов США в эквиваленте.
На первоначальном этапе планируется установление Национальным
банком требования о минимальном уставном фонде микрофинансовой
организации, действующей в форме хозяйственного общества, в размере
100 000 евро в эквиваленте.
Установление более высокого порога минимального уставного
фонда в условиях неразвитости данного сегмента финансового рынка
ставит под серьезное сомнение возникновение в Республике Беларусь
новых коммерческих микрофинансовых организаций и продолжение
деятельности юридических лиц, осуществляющих микрофинансирование
в настоящее время.
3) Установление предельного размера микрозайма.
В настоящее время размер микрозайма в Республике Беларусь не
установлен, совокупный показатель задолженности по микрокредитам
довольно высок и составляет 15 000 базовых величин (около 180 000
долларов США), он установлен пунктом 5 Инструкции о порядке
предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита
и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального
банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226.
При этом размер микрозайма в России закреплен федеральным
законом и составляет 1 млн. российских рублей (около 33 000 долларов
США), в Казахстане – 86 000 долларов США (при этом размер ежегодно
4
пересматривается), во многих европейских станах – в пределах
25 000 евро.
В Республике Беларусь размер микрозайма целесообразно
установить на более низком уровне. Мировая практика ориентирует на
показатель 300 процентов годового ВВП на душу населения. Таким
образом, обоснованным будет установление в Республике Беларусь
размера микрозайма на уровне 1 500 базовых величин (около 18 000
долларов США в эквиваленте).
Действующий максимальный размер микрокредитования
банками (15 000 базовых величин) целесообразно сохранить на
существующем уровне. Следует отметить, что установление
максимального размера микрозайма в 10 раз меньше максимального
размера микрокредита не будет чем-то уникальным, такой подход
практикуется, например, в Узбекистане с 2006 года.
Установление такого порога микрозайма призвано способствовать
четкой сегментации клиентов, представляющих малый бизнес, к клиентам
микрофинансовых организаций либо клиентам банков.
4) Принятие нормативных правовых актов, обязательных для
исполнения юридическими лицами, осуществляющими
микрофинансирование, в том числе по установлению порядка и условий
осуществления микрофинансирования (финансовые нормативы,
требования по формированию резервов, требования по ограничению
крупных рисков, представлению отчетности и раскрытию информации,
иные нормы и требования, соблюдение которых направлено на защиту
интересов кредиторов и членов микрофинансовой организации), а также о
порядке осуществления надзора за микрофинансовыми организациями.
Проектом Указа Национальному банку дается поручение разъяснять
вопросы применения норм принимаемого законодательного акта.
Все вышеуказанные полномочия делегируются Национальному
банку в целях оперативного реагирования на ситуацию в
микрофинансовом секторе посредством разъяснения норм Указа,
принятия подзаконных нормативных правовых актов. Все это особенно
актуально на период становления законодательной системы по
регулированию микрофинансирования, фактически ранее
нерегулируемого сегмента финансового рынка.
В отношении создания организационно-правового механизма
противодействия возникновению и осуществлению деятельности
финансовых пирамид под видом микрофинансовых организаций следует
отметить следующее.
В России, например, микрофинансовые организации имеют
право привлекать займы у граждан, но при условии, что сумма
займа превышает 1,5 млн. российских рублей (около 50 000 долларов
5
США). Такое ограничение минимальной суммы привлечения
средств в микрофинансовую организацию (1,5 млн. российских рублей)
является законодательной защитой от создания под видом
микрофинансовых организаций финансовых пирамид.
В Республике Беларусь привлечение и предоставление субъектами
хозяйствования займов разрешено нормами Гражданского кодекса
Республики Беларусь. Такая деятельность не относится к банковской
деятельности и не подлежит лицензированию со стороны Национального
банка.
На сегодняшний день финансовые пирамиды теоретически могут
создаваться и действовать в форме хозяйственного общества, фонда,
потребительского кооператива финансовой взаимопомощи либо
действовать вовсе без образования юридического лица.
В этой части проектом Указа (и принятыми в его развитие
нормативными правовыми актами Национального банка) будет
предусматриваться:
установление запрета для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на привлечение микрозаймов (денежных средств на
условиях, присущих договору микрозайма1) от физических лиц –
резидентов за исключением микрозаймов, привлекаемых от физических
лиц, являющихся учредителями, участниками данных юридических лиц,
членами кооператива;
на случай, если деятельность финансовых пирамид будет
завуалирована под деятельность потребительского кооператива
финансовой взаимопомощи, будет закреплено право Национального
банка:
а) направлять обязательные для исполнения предписания о запрете
дополнительного привлечения средств кооперативом у своих
учредителей, членов;
б) исключать таких юридических лиц из реестра (деятельность
кооператива по привлечению средств прекращается).
Деятельность финансовых пирамид вуалировать под деятельность
коммерческой микрофинансовой организации не будет смысла, поскольку
в соответствии с проектом Указа коммерческим микрофинансовым
организациям не будет разрешено привлекать микрозаймы2 от физических
лиц, за исключением средств своих же учредителей, участников.
1 Международный опыт свидетельствует, что способы привлечения денег финансовыми пирамидами постоянно
совершенствуются. Поэтому запрет на привлечение только лишь микрозаймов может быть ”обойден“ посредством
привлечения финансовой пирамидой денег под видом заключения иных гражданско-правовых сделок. Ввиду этого
проектом Указа предусмотрен запрет на привлечение денежных средств от физических лиц – резидентов на условиях,
присущих договору микрозайма. Данная норма вводится в качестве упреждающей меры. 2 При этом право привлечения любым субъектом хозяйствования займа от физического лица в сумме,
превышающей предельный размер микрозайма (18 000 долларов США в эквиваленте), будет сохранено. Поскольку
предполагается, что физическое лицо, размещающее такую значительную сумму, уже не вкладчик, а инвестор и должен
самостоятельно оценивать риски своих вложений.
6
В дополнение к устанавливаемому правовому механизму
потребуется проведение Комитетом государственного контроля
Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики
Беларусь, правоохранительными органами (во взаимодействии с
Национальным банком) на постоянной основе работы по выявлению и
пресечению деятельности субъектов хозяйствования, совершающих
операции по привлечению средств физических лиц – резидентов под
видом микрозаймов без регистрации в качестве банка, небанковской
кредитно-финансовой организации, потребительского кооператива
финансовой взаимопомощи. В проекте Указа содержится
соответствующее поручение.
Невключение в проект Указа хотя бы одной из вышеуказанных норм
(либо существенное их смягчение) создает пробел в законодательстве и,
соответственно, почву для осуществления деятельности финансовых
пирамид под видом микрофинансовых организаций либо под видом
любого хозяйственного общества.
Таким образом, в соответствии с проектом Указа под регулирование
и надзор Национального банка подпадут два типа микрофинансовых
организаций:
коммерческие микрофинансовые организации, действующие в
форме общества с ограниченной ответственностью либо общества с
дополнительной ответственностью;
некоммерческие микрофинансовые организации, действующие в
форме фонда, потребительского кооператива финансовой взаимопомощи,
общества взаимного кредитования, союза потребительских кооперативов.
Исходя из специфики каждого вида юридических лиц, для них
проектом Указа предусматривается различный набор регулирующих норм
и, соответственно, будет организована различная система контроля и
надзора за их деятельностью.
Общими для всех типов микрофинансовых организаций
ограничениями будут являться:
ограничение по привлечению средств физических лиц, не
являющихся учредителями, участниками таких юридических лиц,
членами кооператива;
запрет поручительства по обязательствам своих учредителей,
участников (за исключением союзов потребительских кооперативов);
запрет на изменение в одностороннем порядке процентных ставок по
договорам микрозайма, а также срока действия этих договоров;
запрет на применение к заемщику, являющемуся физическим лицом,
в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью
или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму
микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком
7
намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять
календарных дней, штрафных санкций за досрочный возврат микрозайма;
запрет на предоставление заемщику микрозайма (микрозаймов), если
сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по
договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма
(микрозаймов) превысит предельную сумму микрозайма, установленную
Национальным банком.
Для потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи,
обществ взаимного кредитования, союзов потребительских кооперативов
дополнительно устанавливается ограничение по осуществлению торговой
и производственной деятельности.
Также проектом Указа устанавливаются требования, направленные
на обеспечение финансовой стабильности микрофинансовой организации
(требование по созданию микрофинансовыми организациями резервов,
ограничению крупных кредитных рисков и т. д.), а также на обеспечение
защиты прав потребителей финансовых услуг – заемщиков (требование о
раскрытии информации об условиях микрозайма, в том числе о годовой
процентной ставке по микрозайму). Зачастую при предоставлении
микрозаймов на короткий срок (до месяца) заимодавцы оперируют
дневной процентной ставкой (например, 0,9 процента в день), которая у
потребителя (заемщика) может вызывать ложную иллюзию о невысокой
процентной ставке по микрозайму. Нормами проекта Указа
предусматривается раскрытие заимодавцем именно годовой процентной
ставки (в рассматриваемом примере она составляет 328,53 процента
годовых), что позволит потребителю (заемщику) адекватно оценивать
свои возможности по возврату такого займа, а также сравнивать условия
микрозайма с условиями потребительских кредитов, предлагаемыми
банками.
Зарубежный опыт показывает, что процентные ставки по
микрозаймам обычно выше ставок по банковским кредитам. Кроме
эффекта масштаба (банки гораздо крупнее) это объясняется и отличиями
деятельности микрофинансовой организации от банка. Так,
микрофинансовые организации не рефинансируются центральным
банком, не имеют доступа к ресурсам на межбанковском рынке, не имеют
”дешевых остатков” на текущих счетах клиентов. Некоторые
микрофинансовые организации вовсе организуют микрофинансирование
за счет банковских кредитов. В таких условиях ожидать, что ставки для
микрозаймов будут низкими, не стоит. В противовес высокой ставке
микрозаймам приписывают одно существенное позитивное качество –
доступность для людей, которым отказано в получении банковского
3 Для расчета годовой процентной ставки использовано фактическое количество дней в году (365).
8
кредита. Для них вопрос цены становится второстепенным, поскольку
никто им и не предлагает банковский кредит с более низкой ставкой.
Законодательное ограничение максимального уровня процентных
ставок для микрофинансовых организаций на низком уровне в настоящее
время может увести микрофинансовые организации ”в тень“ либо
привести к их убыточной работе и последующему банкротству, а на
высоком уровне – означать законодательное санкционирование
регулятором высокой процентной ставки на рынке. По этой причине
препятствием для установления микрофинансовыми организациями
нереально высоких процентных ставок будет служить норма о раскрытии
микрофинансовой организацией заемщику информации о годовой
процентной ставке по микрозайму до заключения договора и ее указание
крупным шрифтом в правом верхнем углу на первой странице договора
микрозайма. Такая норма предполагается к принятию в России.
С целью представления и защиты своих интересов, а также
интересов своих участников, координации деятельности, удовлетворения
информационных и профессиональных интересов проектом Указа
предусмотрена норма о возможности объединения микрофинансовых
организаций в ассоциации и союзы.
Ряд норм проекта Указа направлен на развитие
микрофинансирования и создание равных условий хозяйствования для
банков и микрофинансовых организаций. Так, предусматривается
освобождение от подоходного налога физических лиц доходов в виде
процентов, полученных физическим лицом (заимодавцем) по договорам
микрозайма от потребительских кооперативов финансовой
взаимопомощи. Аналогичная норма в отношении доходов граждан,
получаемых по банковским вкладам (депозитам), предусмотрена в
подпункте 1.25 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса Республики
Беларусь.
Кроме того, в целях повышения заинтересованности физических и
юридических лиц в надлежащем исполнении обязательств перед
микрофинансовыми организациями, снижения кредитных рисков и
повышения эффективности работы банковской системы Республики
Беларусь и небанковских финансовых посредников проектом Указа
вводится норма о представлении микрофинансовыми организациями в
Национальный банк сведений, входящих в состав кредитной истории, по
всем заключенным договорам микрозаймов на условиях и в порядке,
аналогичных установленным для банков и небанковских кредитно-
финансовых организаций Законом Республики Беларусь от 10 ноября
2008 г. № 441-З ”О кредитных историях“.
В совокупности нормы проекта Указа направлены на создание
системы государственного регулирования микрофинансовой деятельности
9
и надзора за ней, развитие данного сегмента финансового рынка за счет
создания четких правил осуществления микрофинансовой деятельности, а
также на создание организационно-правового механизма по
противодействию возникновению и осуществлению деятельности
финансовых пирамид под видом микрофинансовых организаций.
Принятие данного Указа не потребует выделения дополнительных
средств из республиканского бюджета.
Заместитель
Председателя Правления С.В.Дубков
взято отсуда проект указа на сайте нацбанка
там же можно скачать в более читабельной форме в пдэфе.
Многие хотят сохранить свои сбережения от инфляции или получить по ним хороший доход. в беларуси создана довольно небольшая по колл-ву банков банковская система которая из-за своей зарегулированности не может оказать весь спектр возможных финансовых услуг.
существуют так же небанковские финансовые организации, такие как ломбарды, кредитные кооперативы, лизинговые компании - которые заполняют свободную нишу, и позволяют своим пайщикам или владельцам зарабатывать.
в ближайшее время ожидается принятие указа президента который введет правила и упорядочит действия некоторых из них. в этой теме можно высказываться об этом.
Ставки кредитов в таких организация почти не отличаются от банков, а вот своим пайщикам, за счет более легкого регулирования и резервирования такие организации могут выплачивать доход превышающий аналогичный по банковским вкладам и депозитам.