Вот весьма любопытная статья на эту тему, которой нет в сети. Даю выдержки.
Каравай А. В. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД:
УСЛОВИЯ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Так, А. заключила брак с Д. и, намереваясь проживать в жилом помещении последнего, обратилась в паспортно-визовую службу для оформления своей прописки в указанное жилое помещение. А. было отказано в прописке на основании решения Мингорисполкома от 26 июня 2003 г. N 983 "О некоторых мерах по реализации генерального плана г.Минска", в соответствии с которым дом, в котором расположена квартира Д., подлежит сносу.
Согласно статье 353 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством установлен иной, несудебный, порядок обжалования.
А. обжаловала отказ в прописке в районный суд. Суд установил, что А. заключила брак с Д. и стала проживать с мужем, будучи прописанной в Минске в жилом помещении ее родителей. Районный суд отказал в удовлетворении жалобы А. на основании пункта 13 Положения о порядке прописки граждан Республики Беларусь в городе Минске, утвержденного решением Мингорисполкома от 21 апреля 1997 г. N 330. Данным пунктом запрещена прописка граждан, за исключением супругов и несовершеннолетних детей, не имеющих в г.Минске прописки или не обеспеченных жилой площадью, в дома, подлежащие сносу или капитальному ремонту с отселением в соответствии с принятыми решениями Мингорисполкома. Минский городской суд и Верховный Суд Республики Беларусь подтвердили обоснованность данного решения.
Пункт 13 Положения о порядке прописки граждан Республики Беларусь в городе Минске (подзаконного акта) ограничивает ряд гарантируемых Конституцией и законодательными актами прав граждан: право на свободу передвижения и выбор места жительства (статья 30 Конституции Республики Беларусь), право супругов на выбор места жительства (статья 22 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь), создает условия для совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 179 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и выражающегося в проживании без прописки. Вместе с тем, Верховный Суд Республики Беларусь посчитал, что пункт 13 Положения о порядке прописки граждан Республики Беларусь в городе Минске не противоречит жилищному законодательству.
В другой, весьма сходной с изложенной выше, ситуации решение суда по аналогичному спору было другим. К. вступила в брак с М. Еще до регистрации брака стала проживать совместно с мужем в одном из домов частного сектора г.Минска. Квартира в г.Минске, принадлежавшая К. на праве собственности, была продана, вырученные деньги потрачены на семейные расходы.
Поскольку К. постоянно проживала в доме мужа, встал вопрос о ее прописке. Все проживающие в данном доме совершеннолетние граждане дали согласие на ее прописку. К. обратилась о паспортно-визовую службу, которой было отказано в прописке. Отказ был мотивирован тем, что указанный дом находится в зоне сноса. К. обратилась в Мингорисполком, которым также было отказано в разрешении на прописку на основании его решения от 26 июня 2003 г. N 983.
Так как место жительства супруга являлось единственным, другого жилья она не имела, К. обжаловала отказ Мингорисполкома в суд. Решением суда Московского района г.Минска решение Мингорисполкома в части отказа К. в прописке признано незаконным. Районный отдел паспортно-визовой службы был обязан прописать К. и ее несовершеннолетнюю дочь в названное жилое помещение.
Является ли определенный Мингорисполкомом формальный критерий наличия (или отсутствия) прописки или жилой площади в г.Минске достаточным для решения вопроса о возможности (или невозможности) реализации гражданами названных значимых прав? Ответ на данный вопрос может дать лишь системный анализ правового регулирования изъятия земельных участков для государственных нужд и его последствий, включающий:
1. конституционно-правовые аспекты;
2. земельно-правовые аспекты;
3. гражданско-правовые аспекты;
4. жилищно-правовые аспекты;
5. административно-правовые аспекты.
4. Жилищно-правовые аспекты
ЖК 1999 г. снос в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд дома, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, рассматривает в качестве одного из оснований выселения граждан из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения (ст. 67).
Такое помещение предоставляется:
1. предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок (ст. 69 ЖК);
2. на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения (ст. 67 ЖК);
3. в виде жилого помещения типовых потребительских качеств (ст. 67, 69 ЖК) (в том числе с соблюдением предусмотренной частью 1 ст. 81 ЖК площади - в пределах от пятнадцати до двадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека).
Таким образом, предоставление в связи со сносом дома, расположенного на изымаемом для государственных нужд земельном участке жилого помещения государственного жилищного фонда фактически является одним из способов улучшения жилищных условий граждан. На предприятие, учреждение, организация, которым отводится земельный участок, может быть возложена обязанность предоставить жилые помещения, по общей площади превышающие площадь жилых помещений в сносимом доме.
В случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд после введения в действие Закона Республики Беларусь "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь" указанному гражданину совместно с членами его семьи предоставляется за счет соответствующих предприятий, учреждений, организаций, которым отводится земельный участок, по выбору гражданина право на:
получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям статей 73, 81 и 82 ЖК (не устанавливается требование о равноценности по стоимости);
строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;
перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, строений, сооружений и насаждений при нем;
получение денежной компенсации за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем, определяемой на основании заключения экспертизы о стоимости жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем (часть 2 ст. 104 ЖК).
Таким образом, действующий ЖК:
1. как в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, принадлежащих гражданину на праве собственности, так и в случае утраты находящегося у гражданина на праве собственности жилого помещения в подлежащем сносу многоквартирном доме не устанавливает критерия равенства стоимости предоставляемого жилого помещения стоимости утраченного в связи со сносом. Это не согласуется с нормами ст. 133 Кодекса о земле, ст. 240 ГК;
2. устанавливает, что размер (общая площадь) предоставляемого жилого помещения в случае утраты жилого помещения в многоквартирном доме определяется исходя из площади этого помещения ("по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения"), а в случае утраты жилого помещения в виде одноквартирного, блокированного жилого дома - исходя из числа проживающих (прописанных) в нем граждан (в соответствии с требованиями ст. 81 ЖК).
Определение размера подлежащей предоставлению предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок, компенсации в виде жилого помещения исходя не из стоимости и площади утраченного жилого помещения, а из количества прописанных в нем граждан создает возможность неэквивалентности такой компенсации и обусловливает необходимость создания правовых механизмов защиты от злоупотреблений со стороны граждан. Одним из таких механизмов и является ограничение на прописку в жилые дома, подлежащие сносу.
Пункт 13 Положения о порядке прописки граждан Республики Беларусь в городе Минске направлен на ограничение возможности злоупотребления собственников, нанимателей жилых помещений и членов их семей правом на получение жилья за счет соответствующих административно-территориальных единиц, предприятий, учреждений, организаций. В этом смысле он согласуется с названными статьями ЖК. Вместе с тем, он не только ограничивает названные выше права граждан, но и ставит их в неравные условия (в том числе создает преимущества в отношении прописки и получения жилья лицам, приезжающим из-за пределов Республики Беларусь, и в этой связи формирует условия для злоупотреблений как со стороны граждан, так и со стороны правоприменительных органов), препятствует осуществлению семейных отношений и воспитанию детей.
Существующий порядок обеспечения жильем в связи со сносом жилых домов предполагается сохранить и в новой редакции ЖК. В тексте проекта новой редакции ЖК по состоянию на 7 мая 2004 г. предусматривается следующее:
1. наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, собственник жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению из жилых помещений в связи со сносом жилого дома в случае изъятия земельного участка для государственных нужд с предоставлением жилых помещений в соответствии с пунктом 3 статьи 66, а также предоставлением прав, предусмотренных статьями 112 и 114 (ст. 41);
2. если дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд лицом, которому предоставляется данный земельный участок, выселяемым гражданам предоставляется жилое помещение, по общей площади не меньше занимаемого и отвечающее требованиям статей 7 и 63 настоящего Кодекса, на условиях ранее заключенного договора (ст. 66). Статья 7 "Требования, предъявляемые к жилому помещению" предусматривает, в частности, недопущение предоставления одной комнаты нескольким гражданам независимо от пола, за исключением случая, когда эти граждане являются супругами. Согласно статье 63 "Норма общей площади предоставляемого жилого помещения" жилое помещение предоставляется во владение и пользование в пределах от пятнадцати (минимальная норма предоставления) до двадцати (максимальная норма предоставления) квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, за исключением жилых помещений в общежитии, специальных жилых помещений государственного жилищного фонда;
3. в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд этому гражданину и постоянно проживающим совместно с ним в сносимом жилом доме гражданам (кроме нанимателей жилых помещений частного жилищного фонда) за счет соответствующих организаций, которым отводится земельный участок, по выбору гражданина предоставляется право на:
3.1 получение в собственность жилых помещений в многоквартирном жилом доме с учетом требований статей 7 и 63, но не меньше ранее занимаемых, а также денежной компенсации за строения, сооружения и насаждения при жилом доме, определяемой в соответствии с законодательством;
3.2 строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;
3.3 перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем;
3.4 получение денежной компенсации за сносимые жилой дом (его дою), строений, сооружения и насаждения при нем, определяемой в соответствии с законодательством (ст. 112);
4. в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежащих на праве собственности негосударственному юридическому лицу, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд указанной организации предоставляются по ее выбору права, предусмотренные подпунктами 3.2 и 3.4 пункта (ст. 112);
5. если гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) подлежит или сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то организацией, которой отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), этому гражданину, а также постоянно проживающим совместно с ним гражданам (кроме временных жильцов и нанимателей жилого помещения частного жилищного фонда) предоставляются в собственность жилые помещения, равноценные по благоустройству, по общей площади не меньше ранее занимаемого жилого помещения и соответствующие требованиям статей 7 и 63, либо по желанию собственника жилого помещения выплачивается денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение, определяемая в соответствии с законодательством (ст. 114);
6. если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее на праве собственности негосударственному юридическому лицу, утрачивается в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, это юридическое лицо вправе по своему выбору:
6.1. осуществить строительство и (или) получить в собственность жилое помещение, равноценное утраченному по благоустройству и общей площади;
6.2. получить денежную компенсацию за утраченное жилое помещение, определяемую в соответствии с законодательством (ст. 114).
Сравнительный анализ приведенных положений проекта новой редакции ЖК и действующего ЖК показывает, что в новой редакции реализация права на перенос и восстановление сносимых одноквартирного, блокированного жилого дома, жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, принадлежащих гражданину на праве собственности, обоснованно поставлена в зависимость от наличия технической возможности.
Решением Мингорисполкома от 8 октября 1998 г. N 1054 из земель землевладений граждан изъят в числе других и земельный участок, находившийся в пользовании гражданина П. Гражданину П. предоставлена квартира в многоквартирном доме. Гражданин П., основываясь нормах ст. 51 Кодекса о земле 1990 г., ст. 68 Кодекса земле 1999 г., предъявил требование о переносе принадлежащей ему части жилого дома и восстановлении на другом участке. Решением суда гражданину П. было отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконным решения Мингорисполкома от 8 октября 1999 г. N 1054. Одним из оснований отказа в удовлетворении жалобы явилось заключение строительно-технической экспертизы о том, что степень износа дома не позволяет осуществить с ним требуемые собственником действия.
Вместе с тем критерий равенства стоимости предоставляемого жилого помещения стоимости утраченного в связи со сносом по-прежнему не принимается во внимание. Размер (общая площадь) предоставляемого жилого помещения как в случае утраты жилого помещения в многоквартирном доме, так и в одноквартирном, блокированном жилого дома предполагается определять исходя из числа проживающих в нем граждан.
Отнесение земельных участков, на которых расположены жилые дома, к числу подлежащих изъятию для государственных нужд, влечет ограничение прав собственников по их владению, пользованию и распоряжению. В частности, ограничение права на вселение в данные жилые помещения других лиц на основе предусмотренных пунктом 13 Положения о порядке прописки граждан Республики Беларусь в городе Минске особых условий для прописки.
Пункт 13 Положения о порядке прописки граждан Республики Беларусь в городе Минске служит примером ситуации, когда ограничения прав собственников допускаются на основе подзаконных актов, указанные ограничения могут устанавливаться местными исполнительными органами неоднократно и без определения их сроков.
У меня такой вопрос: кто и в каком порядке должен информировать собственников о том, что их собственность подлежит сносу?