Пользуясь новогодними выходными, настрочил "маляву" в Департамент ценовой политики Министерства экономики по вопросу правомерности увеличения организациями, оказывающими услуги связи физическим лицам, стоимости предоставляемых услуг на 20% с 01.01.2013 г. Прошу оценить, насколько обращение грамотно составлено. Буду благодарен за указание на возможные ошибки.
Министерства экономики Республики Беларусь
2200ХХ, г. Минск, ул. Берсона, д. 14
Имярека Н.Н.
прож.: почтовый индес + адрес
В соответствии с подпунктами 4.1 и 4.2 пункта 4 Положения о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 г. №967 (далее – Положение), задачами Департамента являются выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, определение форм и способов государственного ценового регулирования, осуществление контроля за ценообразованием, в том числе за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов; организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий.
Согласно подпунктам 5.14.1, 5.14.5, 5.17, 5.19, 5.20, 5.25 пункта 5 Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет государственный контроль за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики; установлением и применением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими законодательства о ценообразовании путем проведения проверок, камеральных проверок в порядке, определяемом законодательством; рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения); принимает обязательные для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей решения о введении, изменении или прекращении антимонопольного и ценового регулирования в случаях, предусмотренных законодательством; подготавливает аналитические материалы и обзоры по вопросам антимонопольного и ценового законодательства; осуществляет методологическое руководство по вопросам государственной антимонопольной и ценовой политики и иные функции в соответствии с возложенными на Департамент задачами.
В силу подпунктов 6.2, 6.4, 6.7, 6.8, 6.9 пункта 6 Положения Департамент имеет право запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством; принимать решения о даче предписаний республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, их должностным лицам, допустившим нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о ценообразовании и об естественных монополиях, о прекращении противоправной деятельности и устранении вредных последствий, возникших в ее результате; давать обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменять цены (тарифы), установленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с нарушением законодательства о ценообразовании, вводить режим государственного регулирования цен (тарифов) в отношении юридических лиц, систематически нарушающих законодательство о ценообразовании; проводить в республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, иных организациях проверки хода выполнения решений по вопросам ценообразования, антимонопольного регулирования, пресечения недобросовестной конкуренции, а также регулирования деятельности субъектов естественных монополий, давать предписания по устранению выявленных недостатков; в установленных законодательством случаях давать заключения о соответствии соглашений и других действий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей антимонопольному законодательству.
С 1 января 2013 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 26.10.2012 г. №431-3 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Согласно тексту указанного Закона с 1 января 2013 г. отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость на услуги связи для физических лиц. В связи с этим фактом, большинство организаций, оказывающих услуги связи физическим лицам, повысили цены (тарифы) на предоставляемые услуги на 20%. В частности, увеличение стоимости услуг произвели СООО «Мобильные ТелеСистемы», ИП «Велком», РУП «Белтелеком». Упомянутые организации включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (республиканский уровень), Перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством, утвержденный Приложением 1 к Приказу Департамента от 23.01.2012 г. №4-2012(д).
В то же время, в Республике Беларусь применяется зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость. Порядок применения налоговых вычетов определен Налоговым кодексом Республики Беларусь (Особенная часть). Таким образом, возникает ситуация, при которой организации, предоставляющие услуги связи физическим лицам, могут применять вычеты по налогу на добавленную стоимость, которых до 1 января 2013 г. не имели, т.к. налог на добавленную стоимость на услуги связи для физических лиц не уплачивали. Т.е. фактические затраты указанных организаций по услугам связи, оказываемым физическим лицам, изменяются на величину, меньшую чем 20%.
Руководствуясь вышеизложенным, а также пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», прошу разъяснить степень обоснованности повышения на 20% для физических лиц стоимости оказываемых организациями (в т.ч. СООО «Мобильные ТелеСистемы», ИП «Велком», РУП «Белтелеком») услуг связи с 1 января 2013 г. Ответ на обращение прошу дать в установленные законодательством сроки.
03 января 2013 года Имярек Н.Н.