Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»
1. Настоящий Закон определяет систему и виды нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) нормотворческими органами (должностными лицами), устанавливает порядок их подготовки, проведения экспертиз, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, действия, толкования и систематизации, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Настоящий Закон не распространяется на акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, ненормативные (индивидуальные) правовые акты (далее - ненормативные правовые акты), локальные правовые акты нормотворческих органов (должностных лиц) (далее, если не определено иное, - локальные акты), международные договоры Республики Беларусь (далее - международные договоры) и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь (далее - международно-правовые акты), если иное не предусмотрено настоящим Законом, а также на технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в части, урегулированной законодательством о техническом нормировании и стандартизации.
Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
1. Акты законодательства – нормативные правовые акты, составляющие законодательство.
…
5. Законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
…
8. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение.
…
18. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его место в иерархии нормативных правовых актов.
Статья 3. Законодательство
1. Законодательство – система нормативных правовых актов, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений.
2. Законодательство составляют следующие нормативные правовые акты:
…
технические нормативные правовые акты.
...
Статья 24. Понятие технического нормативного правового акта
1. К техническим нормативным правовым актам относятся технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации и технические нормативные правовые акты, не относящиеся к области технического нормирования и стандартизации, предусмотренные пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона.
...
Статья 25. Основные требования к техническим нормативным правовым актам
1. Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации принимаются (утверждаются) в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» и иными актами законодательства с учетом требований настоящего Закона.
2. Подготовка проектов технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, осуществляется с учетом требований настоящего Закона, а в части, не урегулированной настоящим Законом, - требований иных актов законодательства, регулирующих определенную сферу общественных отношений, а также локальных актов.
3. При подготовке проекта технического нормативного правового акта выбор формы и вида технического нормативного правового акта должен быть обоснованным с учетом положений настоящего Закона и иных актов законодательства, устанавливающих требования к предмету правового регулирования соответствующих технических нормативных правовых актов.
4. В технические нормативные правовые акты не включаются требования, регулирование которых в технических нормативных правовых актах не допускается законодательными актами, а также требования, которые в соответствии с законодательными актами должны регулироваться нормативными правовыми актами, не являющимися техническими нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающие полномочия на принятие (издание) нормативных правовых актов.
5. Проекты технических нормативных правовых актов подлежат обязательной юридической и (или) иным экспертизам в соответствии со статьей 47 настоящего Закона и иными законодательными актами.
Технические нормативные правовые акты, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Национальным центром правовой информации, на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, а также наличия в них положений, требующих урегулирования на уровне нормативных правовых актов, не являющихся техническими нормативными правовыми актами.
Требования части второй настоящего пункта не распространяются на технические нормативные правовые акты, утверждаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, технические регламенты Республики Беларусь и технические нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты.
Порядок проведения экспертизы, предусмотренной частью второй настоящего пункта, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь.
Технические нормативные правовые акты (за исключением технических нормативных правовых актов, утверждаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее - Национальный реестр правовых актов), официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также размещению на иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет (если иное не установлено международными обязательствами Республики Беларусь).
Статья 26. Виды технических нормативных правовых актов
1. К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, общегосударственные классификаторы Республики Беларусь, технические условия и стандарты организаций.
2. Техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации, являются:
авиационные правила, геодезические, картографические нормы и правила, зоотехнические, зоогигиенические и ветеринарно-санитарные правила, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, экологические нормы и правила, нормы и правила рационального использования и охраны недр, фармакопейные статьи, клинические протоколы, правила и инструкции по охране труда, нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, количественной и качественной сохранности материальных ценностей государственного материального резерва, в том числе их списания, правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, правила технической эксплуатации железной дороги, нормативы расхода ресурсов в строительстве, статистические индексы стоимости и индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ;
структуры и форматы электронных документов, квалификационные справочники, Единая спортивная классификация, классификаторы органов управления, в том числе статистические классификаторы, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению государственных статистических наблюдений, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению, стандарты проведения расчетов;
проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, проекты водоохранных зон и прибрежных полос, градостроительные проекты детального планирования, схемы землеустройства;
образовательные стандарты, технические нормативные правовые акты, являющиеся структурными элементами научно-методического обеспечения образования, требования по оформлению квалификационных научных работ (диссертаций) и авторефератов.
В качестве технических нормативных правовых актов вводятся в действие и применяются на территории Республики Беларусь Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения.
Статья 27. Обязательность соблюдения требований технических нормативных правовых актов
1. Требования технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, являются обязательными для соблюдения, если иное не предусмотрено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь либо если этими техническими нормативными правовыми актами предусматривается добровольность их применения.
2. Обязательность соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации определяется в соответствии с актами законодательства о техническом нормировании и стандартизации.
1. Технические регламенты Республики Беларусь и технические регламенты Евразийского экономического союза применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, видов или особенностей гражданско-правовых договоров и иных сделок в отношении продукции.
2. Требования утвержденных (принятых) и введенных в действие (вступивших в силу) технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов Евразийского экономического союза являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.
3. Технические регламенты Евразийского экономического союза применяются и выполняются в Республике Беларусь непосредственно и без изъятий.
4. Для продукции либо продукции и связанных с техническими требованиями к продукции процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, в отношении которых не введены в действие (не вступили в силу) технические регламенты Евразийского экономического союза, действуют технические требования технических регламентов Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь либо решений Евразийской экономической комиссии.
5. При производстве в Республике Беларусь продукции, предназначенной для реализации на экспорт за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, если условиями внешнеторгового договора определены иные технические требования, чем те, которые установлены техническими регламентами Республики Беларусь или техническими регламентами Евразийского экономического союза, применяются условия такого договора.
…
Статья 21. Применение технических кодексов установившейся практики
1. Технические кодексы установившейся практики являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи.
2. Технические кодексы установившейся практики могут применяться на стадиях разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, а также при выполнении работ, оказании услуг.
3. Ссылки на технические кодексы установившейся практики могут приводиться в тексте нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь, документов в области технического нормирования и стандартизации, в праве Евразийского экономического союза, в маркировке, эксплуатационной и иной документации, договорах, рекламе, информационных ресурсах и иных формах представления информации. При этом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, проект законодательного акта Республики Беларусь, технического регламента Республики Беларусь либо иного нормативного правового акта Совета Министров Республики Беларусь, который содержит ссылку на технический кодекс установившейся практики, подлежит согласованию с утвердившим этот технический кодекс установившейся практики республиканским органом государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь, за исключением случая, когда этот государственный орган является разработчиком соответствующего проекта.
4. В случае, когда в законодательном акте Республики Беларусь, техническом регламенте Республики Беларусь либо ином нормативном правовом акте Совета Министров Республики Беларусь дана ссылка на технический кодекс установившейся практики, требования этого технического кодекса установившейся практики становятся обязательными для соблюдения, если добровольность его применения не установлена соответствующим законодательным актом Республики Беларусь, техническим регламентом Республики Беларусь либо иным нормативным правовым актом Совета Министров Республики Беларусь.
5. Если субъект технического нормирования и стандартизации в добровольном порядке заявил о соблюдении технического кодекса установившейся практики (отдельных его требований) либо о соответствии техническому кодексу установившейся практики (отдельным его требованиям) выполняемых им процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполняемой им работы или оказываемой им услуги (использовав обозначение технического кодекса установившейся практики (сделав ссылку на отдельные его требования) в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо заявив об этом иным способом), требования (отдельные требования) технического кодекса установившейся практики для него становятся обязательными для соблюдения в силу добровольного волеизъявления (самообязывания). При этом в указанных случаях требования (отдельные требования) технического кодекса установившейся практики являются обязательными для соблюдения субъектом технического нормирования и стандартизации до момента прекращения использования обозначения технического кодекса установившейся практики в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо отзыва сделанного этим субъектом соответствующего заявления иным способом.
6. Субъект технического нормирования и стандартизации вправе своим решением установить обязательность соблюдения требований технического кодекса установившейся практики (отдельных его требований) для подчиненных ему либо входящих в его состав (систему) иных субъектов технического нормирования и стандартизации, если такое решение не противоречит актам законодательства Республики Беларусь и учредительным документам субъектов технического нормирования и стандартизации - юридических лиц.
...
Статья 23. Применение государственных стандартов
1. Государственные стандарты являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона.
2. Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, при выполнении работ, оказании услуг, при испытаниях, исследованиях и измерениях, отборе образцов, а также в отношении терминологии, символики, упаковки, маркировки или этикеток и при их нанесении, функционировании (эксплуатации, использовании) иных объектов стандартизации.
3. Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов Республики Беларусь.
4. Ссылки на государственные стандарты могут приводиться в тексте нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь, документов в области технического нормирования и стандартизации, в праве Евразийского экономического союза, в маркировке, эксплуатационной и иной документации, договорах, рекламе, информационных ресурсах и иных формах представления информации. При этом проект технического регламента Республики Беларусь, который содержит ссылку на государственный стандарт, подлежит согласованию с Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, за исключением случая, когда Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь является разработчиком такого проекта.
5. В случае, когда в техническом регламенте Республики Беларусь дана ссылка на государственный стандарт, требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения, если добровольность его применения не установлена соответствующим техническим регламентом Республики Беларусь.
6. Если субъект технического нормирования и стандартизации в добровольном порядке заявил о соблюдении государственного стандарта (отдельных его требований) либо о соответствии государственному стандарту (отдельным его требованиям) произведенной и (или) реализуемой им продукции, выполняемых им процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполняемой им работы или оказываемой им услуги, иных объектов стандартизации при осуществлении своей деятельности (использовав обозначение государственного стандарта (сделав ссылку на отдельные его требования) в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе либо заявив об этом иным способом), а также если продукция, работа, услуга или иной объект стандартизации в добровольном порядке сертифицированы на соответствие требованиям (отдельным требованиям) государственного стандарта, требования (отдельные требования) государственного стандарта для него становятся обязательными для соблюдения в силу добровольного волеизъявления (самообязывания). При этом в указанных случаях требования (отдельные требования) государственного стандарта являются обязательными для соблюдения субъектом технического нормирования и стандартизации до момента прекращения использования обозначения государственного стандарта в маркировке, эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе, либо отзыва сделанного этим субъектом соответствующего заявления иным способом, либо до момента отмены (прекращения) действия сертификата соответствия (сертификата компетентности) Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Статья 24. Технические кодексы установившейся практики и государственные стандарты, взаимосвязанные с техническим регламентом Республики Беларусь
1. Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь либо иным государственным органом, уполномоченным Советом Министров Республики Беларусь, по согласованию с Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь не позднее чем за тридцать календарных дней до дня введения в действие технического регламента Республики Беларусь при необходимости может утверждаться перечень технических кодексов установившейся практики и (или) государственных стандартов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Республики Беларусь.
2. Применение на добровольной основе технических кодексов установившейся практики и (или) государственных стандартов, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Республики Беларусь (презумпция соответствия техническому регламенту Республики Беларусь). Неприменение таких технических кодексов установившейся практики и (или) государственных стандартов субъектами технического нормирования и стандартизации не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента Республики Беларусь.
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»
…
2. Утвердить:
…
2.2. общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (прилагается);
2.3. общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (прилагается);
2.4. общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (прилагается);
2.5. общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (прилагается).
3. Установить, что:
…
3.5. субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
Иные требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах <2>, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. Данные требования могут не соблюдаться субъектами хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.
При этом субъектами хозяйствования обеспечиваются нормальные условия для выполнения работниками норм труда в соответствии со статьей 89 Трудового кодекса Республики Беларусь;
--------------------------------
<2> За исключением требований, предусмотренных техническими регламентами Республики Беларусь.
3.6. технические нормативные правовые акты <3>, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования, подлежат:
обязательной юридической экспертизе, проводимой Национальным центром правовой информации, на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, а также наличия в них положений, требующих урегулирования на уровне нормативных правовых актов, не являющихся техническими. Порядок проведения такой экспертизы определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь <4>;
включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также размещению на иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет <5>;
--------------------------------
<3> За исключением технических нормативных правовых актов, утверждаемых субъектами хозяйствования.
<4> Положения абзаца второго подпункта 3.6 пункта 3 не применяются в отношении технических регламентов Республики Беларусь и технических нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты.
<5> Если иное не установлено международными обязательствами Республики Беларусь.
3.7. технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются только в отношении продукции <6>, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках Евразийского экономического союза, и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Со дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, устанавливающих требования к продукции, субъекты хозяйствования вправе не применять технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, устанавливающие обязательные для соблюдения требования к такой продукции, независимо от факта и даты признания их утратившими силу <7>;
--------------------------------
<6> Для целей настоящего Декрета под продукцией понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях, в том числе объект строительной деятельности.
<7> За исключением случаев, если иное предусмотрено в переходных положениях технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза и (или) актах Евразийской экономической комиссии.
3.8. технические регламенты Республики Беларусь должны содержать только основополагающие технические требования, предъявляемые к продукции либо к продукции и процессам, связанным с жизненным циклом продукции <8>.
Иные технические требования к продукции, процессам, связанным с жизненным циклом продукции, включая технические описания процессов ее производства, технические требования к методикам (методам) контроля, проведению испытаний и исследований, выполнению измерений, могут включаться в государственные стандарты Республики Беларусь или технические кодексы установившейся практики;
--------------------------------
<8> Для целей настоящего Декрета под процессами, связанными с жизненным циклом продукции, понимаются процессы разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции.
3.9. технические кодексы установившейся практики будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах, технических регламентах Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь, а равно если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения. Государственные стандарты Республики Беларусь будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в технических регламентах Республики Беларусь, а равно если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения <9>;
--------------------------------
<9> Положения подпункта 3.9 пункта 3 не применяются в отношении технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов в военной сфере, сфере защиты государственных секретов и иной информации ограниченного распространения, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, электросвязи.
3.10. нормативные правовые акты СССР и БССР, в том числе технические нормативные правовые акты СССР и БССР, регулирующие порядок и условия осуществления экономической деятельности, не являются обязательными для применения (соблюдения) на территории Республики Беларусь <10>;
--------------------------------
<10> За исключением правовых актов СССР, устанавливающих требования к обеспечению безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии.
…
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КАПИТАЛЬНЫХ СТРОЕНИЙ (ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ), ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
…
1. Настоящими требованиями устанавливаются общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, в целях защиты от пожаров жизни, здоровья людей и материальных ценностей.
2. Советом Министров Республики Беларусь определяются обязательные для соблюдения специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, взрывопожароопасных и пожароопасных производств, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта, в лесах, при осуществлении геологоразведочных работ.
…
ОБЩИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КАПИТАЛЬНЫХ СТРОЕНИЙ (ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ), ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими санитарно-эпидемиологическими требованиями устанавливаются общие требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека условий деятельности субъектов хозяйствования, производимой ими продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
2. Советом Министров Республики Беларусь определяются обязательные для соблюдения:
2.1. специфические санитарно-эпидемиологические требования:
к содержанию и эксплуатации радиационных объектов, объектов использования атомной энергии, объектов, являющихся источниками неионизирующего излучения, объектов агропромышленного комплекса и объектов промышленности, деятельность которых потенциально опасна для населения, организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, учреждений образования, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, учреждений социального обслуживания, общежитий и иных мест проживания, источников и систем питьевого водоснабжения, а также строящихся и реконструируемых объектов;
к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, процедурам их контроля, условиям труда работающих;
2.2. гигиенические нормативы.
…
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КАПИТАЛЬНЫХ СТРОЕНИЙ (ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ), ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1. Настоящими требованиями устанавливаются общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, в процессе осуществления экономической деятельности, связанной с природопользованием (далее, если не предусмотрено иное, - экономическая деятельность).
2. При осуществлении экономической деятельности субъекты хозяйствования обязаны <1>:
соблюдать нормативы:
…
соблюдать иные нормативы экологической безопасности при планировании и осуществлении экономической деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и (или) оказывается воздействие на экологическую среду, установленные экологическими нормами и правилами;
…
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ К СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КАПИТАЛЬНЫХ СТРОЕНИЙ (ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ), ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Предлагаю обсудить данные нормы и практику их применения.