Так сложилось, что я никогда не был в Таллине. Весной прошлого года мы проехались по Прибалтийским городам до Риги и Юрмалы, но до Эстонии не добрались. Когда выяснилось, что в декабре у меня будет неделька отпуска, я решил доехать до этой когда-то самой «иностранной» республики бывшего Советского Союза и посетить славящийся старинной архитектурой город. Маршрут.
Как оказалось, дорога из Минска в Таллин, более 800 км, может стать вполне приятной при соблюдении определенных условий.
Первое: лучшим днем прохождения белорусско-литовской границы для меня всегда был вторник, день скопления минимума машин. В этом направлении я предпочитаю переход Котловка (разница в расстоянии по сравнению с Каменным Логом окупается скоростью проезда). Дорога Р52 , открытая с августа месяца, позволяет быстро и комфортно уходить на этот переход.
Второе: надо выехать из Минска довольно рано. Мы стартовали в 2:20, на границе были в 4 утра. Границу прошли за 20 минут. В столь ранний час таможенники не спят, даже весьма бодры. Таким образом, никакого томительного ожидания в очереди. Доезжаем до Вильнюса, город совершенно свободен, и мы спокойно выезжаем на магистраль А2. Трасса до Панавежиса со знаком автомагистрали и двумя полосами в обе стороны проходит легко и быстро. Дальше начинаются уже местечковые дороги, с периодическими знаками 70 и запретами обгонов. Я не в первый раз на этом пути, и поэтому планировал свой путь так, чтобы этот участок приходился на светлое время суток. Одно утешает: до Риги не очень далеко.
Третье: дорога между Ригой и Таллинном некоторое время идет вдоль прибрежной полосы. Этим можно воспользоваться и устроить чаепитие с видом на прекрасное зимнее море. Разумеется, мы останавливаемся. Есть три стоянки вдоль побережья, нам больше нравится вторая. Здесь есть прямой выход к морю. Хмурая Балтика прекрасна!
Следом расположен городок Салацгрива. Здесь расположены рыбные заводики, где производят столь любимые нами Рижские шпроты. Дороги, хоть и неширокие, но присутствует просторная обочина, куда при необходимости можно подвинуться и пропустить более быстрый автомобиль. Все едут в массе 94-95 км/ч. Мы тоже стараемся не выпадать из потока. Удивляет большое количество эстонских машин на шипованой резине, примерно 90% автопарка. Дороги посыпают гранитной крошкой, возможно, здесь часты гололеды, но нам такого не встретилось. Следуем все время прямо и строго на Север.
Четвертое: на территории Эстонии есть милый городок Пярну, он достоин небольшой прогулки. Старый, деревянный центр. Заходим в интересный магазинчик сувениров, много новогодних украшений ручной работы,. Гуляя по городу, выходим на площадь, посреди которой установлена композиция семейки белых мишек. Рождественское настроение! Недалеко от центра есть кафе, расположенное в старом деревянном эстонском доме, внутри также сохранен интерьер и атмосфера помещений начала прошлого века, с почти антикварной мебелью, натопленной белой печью и рождественской елью в углу. Нам радушно предлагают попробовать «глеги» - местную вариацию глинтвейна (для меня есть безалкогольный). Все очень простенько, но ощущение домашнего уюта просто убаюкивает. С трудом преодолев сонное расслабленное состояние, продолжаем путь. Остался последний рывок.
Ну вот и Таллин! Навигатор в городе сделал пару «приятных» сюрпризов: попытался завести нас на несколько левых поворотов, которые уже закрыты. Впрочем, это мелочи, и мы прибываем на место. На два часа раньше оговоренного времени. Совершенно забыли про разницу во времени, да и граница была пройдена очень быстро. Хозяйку мы, разумеется, предупредили, позвонив еще за сотню км от города, но все равно приезжаем первыми. Пока ждем, осматриваемся. Рядышком расположен супермаркет Кристина, очень кстати, имеется парковка, и самое главное: до старого города всего один километр. Можно спокойно ходить туда пешком, экономя на парковке. Приезжает хозяйка, заселяемся. Квартирка нам обошлась всего за 25 евро в сутки! Да, она маленькая, но для двоих места вполне хватает, помещение оборудовано современной техникой, прекрасный WiFi, есть все необходимое.Квартирка.
И о погоде. На пути нашего следования погода менялась несколько раз: то мелькали почти зеленые холмы и голые деревья под ярким, почти весенним солнцем, то мы ехали через прекрасный зимний лес, сыпал мелкий снежок. А потом море, шум зеленых сосен, почти курортный пляж.
Мы прочли прогноз погоды перед выездом, понимали, что снега ждать не стоит, но все-таки надеялись на маленькую зимнюю сказку. Однако в Таллинне ни одной снежинки не упало на наши головы. Весь снег остался в Латвии. Тем не менее, город встретил нас ярким ощущением приближающегося праздника. Везде гирлянды, огоньки и елки, в каждом заведении вам предлагают «глеги» и горячее вино, на рыночной площади балаганчики с сувенирами и загон с оленями, рядом работает каток. В первом же костеле, в который мы зашли, детский хор репетировал рождественские песни. Под орган и скрипку дети старательно выводили трогательную мелодию.
Достопримечательности старого города мы обошли за один день. Этого достаточно, если вы не планируете посещать музеи. Мы выбрали именно такой формат, так как на все у нас было два полных дня, не более. Для зимней прогулки здесь обязательно понадобится теплая и не продуваемая ветром одежда (пусть плюсовая температура вас не обольщает, часто поднимается сильный и сырой ветер с моря), а также удобная обувь ( булыжная мостовая и множество лестниц и переходов будут испытанием для девушек на каблуках).
Старинные костелы, домики, насчитывающие по 5-6 веков истории, неоднократно описаны во многих путеводителях. Пересказывать нет смысла. Скажу так: общая атмосфера сказочности и уюта действительно прекрасна, даже если нет снега на улицах. Вечером площадь и большая елка красиво подсвечены, из кафе и ресторанов, которые здесь на каждом шагу, звучит тихая музыка.
По поводу парковки. Как и в большинстве исторических центров, она нереально дорогая (4.8 евро в час!!!, правда, на сутки можно оставить за 8 евро). Мы этой услугой ни разу не воспользовались. В городе много улиц с односторонним движением , общая культура водителей не сильно отличается от минской.
Второй день мы посвятили парку Кадриорг и музею «Летная гавань». Обе эти достопримечательности достойны внимания. Слегка чопорный Кадриорг красив и ухожен, даже в декабре . Сюда мы поехали на машине. На входе стоит туристический информационный центр, здесь нас приветливо встречает сотрудница музея. Узнав, что мы из Беларуси, тут же советует убрать нашу машину с улицы, оказывается, здесь зона только для жителей района и подсказывает куда можно поставить машину бесплатно. Рядом расположен стадион и на два часа можно поставить автомобиль, по парковке ходит сотрудник и засекает время, если простоите больше, потребуется доплатить. Вокруг большого парка множество старых домов дачного типа (место считалось курортным в конце позапрошлого века). В здании дворца проходят экспозиции (в наш приезд выставлялись картины эстонского художника, близкого в 19 веке к царскому двору).
Музей «Летная гавань» – это старые ангары, превращенные в музей. Сделан необычайно талантливо. Экспозиция представлена тремя уровнями: небо (самолеты-амфибии), поверхность воды (корабли, лодки, системы навигации), подводный мир (подводные лодки, мины и т.д.). Огромные ангары разделены переходами и мостиками, в подводную лодку можно залезть (очень интересно), много интерактивных штук (возможность скачать материалы на свой электронный ящик, игры, кинотеатр, кораблики в бассейне, и даже возможность сняться в морской форме). Никакого дилетантства, много специальной информации, однако для равнодушных к предмету людей прекрасная возможность провести время весело и с пользой.
Заходим внутрь подлодки. Прямо скажем - тесно. Койки для матросов навешены прямо над торпедными аппаратами, маленькая кают-кампания просто занавешена шторкой. Командный пункт усыпан различными вентилями и рычагами, приборами. Здесь же и перископ. Следующее отделение, машинное. Дизель-генератор и аккумуляторные батареи, сердце подлодки. Кормовой отсек с зоной отдыха экипажа.
Очень хорош корабль на открытой площадке музея (ледокол «Суур Тылл») – там также можно зайти внутрь. Это старый почтенный пароход. У него богатая история, более 70 лет плаваний. Первый раз в жизни вижу вживую паровые котлы и машины. Ими занят весь нижний отсек. Паровые котлы, в которых кочегары, вручную, лопатами, постоянно держали рабочую температуру. Адский труд. В смене трудилось до 20 человек, насыщавших прожорливые топки углем. Средняя палуба полностью отдана под каюты экипажа. Здесь есть кубрики матросов, каюты офицеров и, конечно, капитана корабля. Просторная кают-кампания отделана деревом и бархатом, имеется пианино и старинный буфет. Есть мастерская , камбуз, гальюн и помывочная. Все было подготовлено для долгих плаваний.
На территории музея есть вполне приличное кафе «Мару», недорогое по сравнению с заведениями старого города. Рекомендую сливочный рыбный суп (блюдо местной кухни, вкусно и необычно).
Не много кораблей в гавани.
Время возвращаться в Минск. Есть одно место (уже на территории Латвии), которое мы хотим увидеть на обратном пути – Рундальский дворец. Легкое и нарядное здание окружено парком со спящими фонтанами. Посещение стоит 4.50 евро. Внутреннее убранство дворца прекрасно сохранилось, особенно понравилась нам светлая бальная зала с огромной елью в углу. Портреты надменных владельцев (среди них известный всем Бирон, герцог курляндский), роскошная мебель, столовое серебро, коллекции китайского и японского фарфора, старинные книги из большой библиотеки – все это очень интересно.
На территории Литвы вместе с темнотой на нас опустился густой туман. Видимость в некоторых местах была метров сорок, едва видна разметка, габариты идущего впереди автомобиля быстро поглощает плотная белая масса. Мы будто в огромном мешке с ватой. Ярко освещенный погранпереход, который туман не захватил, кажется почти праздничным. Очереди в пятницу около шести вечера на въезд в РБ, как мы и надеялись, тоже нет. Снова ныряем в облако, видимость становится нормальной уже только где-то в 20 километрах от Минска.
Пару общих замечаний.
О национальном вопросе: возможно, он стоит остро для жителей страны, но никак не сказывается на туристах. Между собой мы общались, разумеется, на русском, но не встречали никакого негатива при обслуживании и общении (молодые эстонцы часто совсем не говорят по-русски, они просят перейти на английский, обязательно при этом извинившись). Видимо, в головах этих рациональных людей политика четко отделена от интересов бизнеса. В туристах заинтересованы все.
Бензин в Эстонии стоит недорого (по европейским меркам) от 0.92 до 0.99 евро. Отдельно стоит сказать о его качестве. Мне показалось, что машина, заправленная им, ведет себя как-то бодрее. Хотелось бы знать, почему…
О расходах. Как всегда, мы путешествуем с оглядкой на бюджет. В Таллине можно снять недорогое жилье, однако тот ценовой диапазон, который выбирали мы (около 30 евров сутки), лучше бронировать на airbnb месяца за два. Цены в заведениях: на вторые блюда в старом городе они доходят до 30 евро за порцию, поэтому мы ограничивались горячими напитками и позволили себе один обед с национальными блюдами. В остальном нас прекрасно выручал местный супермаркет, стоимость продуктов не сильно отличается от наших цен, однако кулинария может вполне порадовать качественно и вкусно приготовленными мясом и рыбой (их упакуют в термопакет, дома даже не надо класть в микроволновку). Очень понравилось местное пиво, легкое и вкусное. Питание обошлось где-то в 100 евро на двоих. Посещение музеев обходится от 4.80 до 14 евро на человека.
О маршруте. Рекомендую его тем, кто хочет себя попробовать в длинных автомобильных путешествиях в европейские страны. Дороги хорошие, можно увидеть стразу три государства, «зацепить» при желании все три столицы.
Путешествуйте с удовольствием!
Предлагаю в этой теме отражать все возможные туристические точки, которые могут встретиться на пути из Минска в Таллинн. Любое свое описание городов, всегда интересно узнать другое мнение. Какие-то точки стоящие в стороне, но интересные для туриста, тоже приветствуются.