Ответить
  • Astach Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    Astach Senior Member Автор темы

    3263

    19 лет на сайте
    пользователь #38461

    Профиль
    Написать сообщение

    3263
    # 12 февраля 2010 13:29

    Ну коль уже началась полемика на форуме на тему - Стерео или моно, и я предвижу, что многие пустозвонят на пустом месте - даже не слышали ни разу нормальной моно системы, хочу предложить статью Анатолия Марковича Лихницкого. Все очень хорошо описано с точки зрения физики (или человеческой анатомии) этого процесса. Сразу что хотелось бы сказать - давать без детских соплей - моно - говно, или стерео-говно. Начнем пока со статьи, кто с чем будет не согласен, тот и пишет.

    Первым, кто открыто заявил, что предпочитает моносистемы стереофоническим, стал известный японский самопальщик Сусуму Сакума [1]. Его хобби - проектирование ламповых усилителей, схемы и конструкции которых никак не вписываются в традиционную инженерную логику. И, тем не менее, многие его, казалось бы, абсурдные идеи в последнее время нашли применение в аппаратуре "хай-энд". Напомню, что Сакума одним из первых в мире отказался от использования отрицательной обратной связи и каскадов типа SRPP. Он впервые применил в качестве драйверных каскадов оконечных усилителей мощные лампы, а также заменил межкаскадные RC-связи на трансформаторные. Сам он написал об этом так: "Единственный способ добиться энергичности (energy) и основательности (frame) звучания - установить много трансформаторов, хотя я не могу дать этому научного обоснования".

    Сакума с недоверием относится к инженерному типу мышления, и потому даже не пытается приводить какие-либо технические аргументы в защиту выбранных им конструкторских решений. На вопрос "Сакума, для кого ты делаешь усилители?" он всегда отвечает: "Я делаю усилители для своего собственного удовольствия, как любитель".

    И все же его утверждение, что монозвучание лучше, чем стереофоническое, нельзя рассматривать как невинное чудачество любителя аудио. За ним кроется нечто очень серьезное, то, что, в конце концов, может подорвать идеологию всей индустрии звукозаписи и мирового производства аудиоаппаратуры hi-fi и high end; а значит, это утверждение несет даже потенциальную угрозу национальной безопасности экономически развитых стран Европы, Америки, Азии, и в частности России.[1] Казалось бы, перед всеобщей угрозой ученые, имеющие отношение к аудио (я имею в виду и членов AES), должны объединиться и внести в этот вопрос требуемую ясность. Но не тут-то было. В своих исследованиях они стараются избегать тем, актуальных для человечества. Наверное, поэтому ответ на вопрос "стерео или моно?" с научных позиций придется давать мне, такому же, как и Сакума, только российскому, любителю аудио.

    Сначала я со всей тщательностью повторил неизвестные большинству аудиофилов эксперименты Сакумы по субъективному сравнению стереофонического и монофонического звучания. В ходе экспериментов я сравнивал звучание грамзаписей, воспроизведенных через одноканальную систему (с одним громкоговорителем), с их звучанием через двухканальную систему (с использованием двух громкоговорителей) по признакам, приведенным в методике аудиоэкспертизы [2]. В процессе прослушивания проигрывались грамзаписи, сделанные в период с 1900 по 1963 год через аудиосистему, описанную в "АМ" № 2 (31) 2000, с. 121-124. При проигрывании грампластинок на 78 об/мин я использовал головку звукоснимателя фирмы "Siemens", а для грамзаписей Lp - головку звукоснимателя "Sumiko Blue Point", включенную через самодельный ламповый стереофонический предусилитель. В монофоническом режиме был задействован один канал аудиосистемы, причем при воспроизведении Lp выходные обмотки головки "Blue Point" были соединены последовательно. Музыкальным материалом служили записи оркестровых произведений, выполненные с применением разных микрофонных техник, так как именно они позволяют наилучшим образом выявить преимущества "двухушного" слушания музыки перед "одноухим" (более подробно об этом будет сказано ниже).

    Использованные при проведении экспериментов грамзаписи

    1. Spain. Chicago SO, F. Reiner ("RCA Victor", LSC-2230; "Living Stereo";)

    2. Saint-Saens. Concerto № 2, A. Rubinstein (piano), Symphony of the Air, A. Wallenstein ("RCA Victor" LSC-2234; "Living Stereo";)

    3. Beethoven. Symphony № 3 in E Flat op. 55 "Eroica", Pittsbufgh SO, W. Steinberg ("Command classic" CC11019 CD)

    4. Bartok. Concerto for Orchestra, Berlin PO, H. Karajan ("Deutsche Grammophon" 2535202)

    5. Rimsky-Korsakov. Scheherazade op. 25, New York PO, L. Bernstein ("Columbia" ML 5387)

    6. Schumann. Symphony № 2 in c major op. 61, The Stadium Concerts SO, L. Bernstein ("Music Appreciation Records" MAR 575А)

    7. Beethoven. Symphony № 3 in E Flat op. 55 "Eroica", (4 th Mov.), London PO, S. Koussevitsky ("Victor" 8673)

    8. Dukas. L’apprenti Sorcier, PSO of New York, A. Toscanini ("Victor", 7021)

    9. Rossini. Guglielmo Tell (Sinfonia), Corpo di Musica, P. Nevi ("Fonotipia" № 62227)

    Примечание. Номера 1 и 2 выполнены с использованием микрофонной техники А-В;

    номера 3 и 4 — с использованием полимикрофонной техники;

    остальные грамзаписи монофонические; грамзапись 9 - акустическая.

    Выводы

    1. Монофоническое звучание (то есть через один громкоговоритель) проигрывает стереофоническому по уровню баса[2], однако выигрывает в части его артикуляции (речь идет о характере звукоизвлечения).

    2. Монофоническое звучание во всех музыкальных регистрах воспринимается как более ясное; при этом мешающее действие реверберации в комнате при монозвучании гораздо менее заметно, чем при стерео-.

    3. Стереофоническое воспроизведение воспринимается слушателем как менее энергичное, менее динамичное, а также как более "мутное".

    4. Пространственное впечатление, прежде всего проработка планов в глубину, при моновоспроизведении более реалистичное.

    5. Целесообразность и связанность всех элементов звучания при монофоническом воспроизведении воспринимаются как более отчетливые.

    Результаты прослушивания заставили меня поверить в правильность кажущегося на первый взгляд абсурдным утверждения Сакумы о преимуществах монофонического звуковоспроизведения перед стереофоническим, особенно меня удивило, что это преимущество сохраняется при проигрывании стереозаписей.

    Попробую дать психофизическое обоснование этому явлению. Для начала разберемся, что же такое пространственный слух. Академическая наука главным предназначением пространственного слуха считает способность слушателя определять местоположение источника звука в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно головы слушателя, а также его удаленность. Это явление называют пространственной локализацией. Рассмотрим механизм пространственной локализации в горизонтальной плоскости. Начнем с общеизвестного - с того, что в нем задействован подсознательный анализ сходства и различия сигналов, формирующихся в правом и левом ухе. Если сигналы одинаковы, то происходит их слияние и перед слушателем возникает слуховой образ источника. Если они имеют различия по времени прихода в правое и левое ухо (в пределах от 0 до 630 мкс) или несколько отличаются по интенсивности, например из-за экранирующего действия головы слушателя, то в сознании слушателя эти сигналы также сливаются, однако слуховой образ воспринимается как смещенный в сторону уха, которое получило опережающий или более громкий сигнал. Поскольку при формировании ощущения направления на источник звука мозг оценивает только упомянутые различия ушных сигналов[3], то его нетрудно обмануть, имитируя такие различия с помощью двух расположенных по разные стороны от слушателя громкоговорителей. Например, подобрав различия в задержке и уровне сигналов, воспроизводимых этими громкоговорителями, можно не только создать между ними несуществующий, так называемый фантомный источник звука, но также влиять на его расположение в пространстве между громкоговорителями. Впервые эту возможность подметил А. Блюмляйн в 1931 году. Из-за огромной значимости пространственного слуха для будущего аудиоиндустрии ученые, имеющие прагматический склад ума, всерьез занялись исследованием этого явления. Естественно, что в первую очередь их внимание было сосредоточено на способности слушателя локализовать источники звука в горизонтальной плоскости, а также на изысканиях способов обмануть эту способность. И вскоре такие способы удалось найти.

    Было установлено [З], что механизмы локализации - временной (фазовый), опирающийся на различия в запаздывании сигналов, и уровневый, учитывающий различия этих сигналов по уровню громкости, - мозг слушателя использует как бы независимо друг от друга.

    Этот тщательно проверенный научный факт был с восторгом принят в аудиоиндустрии, так как открыл возможность получать стереоэффект в аудиоаппаратуре, не затрудняя себя копированием естественных различий ушных сигналов, а создавая лишь их временные или уровневые различия. В результате, в стереозаписи стали широко применяться соответствующие микрофонные техники.

    К первой группе относят техники, основанные на использовании различий интенсивности стереосигналов, так называемая стереофония по интенсивности (intensivity stereo), в которых временные (фазовые) различия этих сигналов были полностью нивелированы. В их число входят системы Блюмляйна, Х/Y, М/S, а также полимикрофонные.

    Ко второй группе - техники, основанные на временных различиях стереосигналов (time based stereo), поче­му-то называемые у нас фазовой стереофонией. Это, прежде всего система А-В, а также ORTF, SASS и другие. Более подробно о микрофонных техниках см. в "АМ" № 4 (5) 95, с. 66-73.

    Известно, что подавляющее большинство современных звукозаписей (около 90%) делается с помощью микрофонных техник интенсивностной стереофонии. Такой крен в звукозаписи многие и сейчас не считают ошибочным, поскольку для этих в своем роде коммунистов основная задача пространственного слуха остается прежней - неуклонно, причем с большой точностью, определять направление на главный источник звука. Конечно, если вы охотник или, наоборот, вынуждены убегать от злобных хищников, эта задача и впрямь является для вас жизненно важной. Однако когда вы идете не на охоту, а на музыкальный концерт, возникает естественный вопрос: какую роль выполняет пространственный слух в концертном зале? Думаю, что читатель согласится со мной в том, что расположение музыкальных инструментов на сцене не может быть жизненно важным для слушателя и что на восприятие музыки, ради которого, как мне кажется, он пришел на концерт, оно не оказывает решающего влияния. Ведь это расположение, за редким исключением, выбирается дирижером с тем, чтобы было проще общаться с музыкантами, а также балансировать громкость звучания инструментов. Зачем же тогда нужен пространственный слух при слушании музыки? Оказывается, он необходим для того, чтобы мозг слушателя мог произвести так называемое бинауральное освобождение от маскировки [4].

    Эту свойственную каждому нормальному человеку способность демонстрирует известный опыт [5]. Если источник звука S и источник помехи N находятся в горизонтальной плоскости в разных направлениях относительно слушателя (например, под углом 90°), то порог слышимости при маскировке[4] полезного звука помехой понижается на 9 дБ по сравнению со случаем, когда эти источники располагаются в одном направлении относительно головы слушателя. Последний вариант соответствует общеизвестным данным о маскировке.

    Именно благодаря бинауральному освобождению от маскировки живое звучание рассредоточенного на сцене оркестра становится ясным и прозрачным, в нем прорисовывается множество деталей, слушатель может воспринимать каждый инструмент в отдельности, субъективно отделять прямой звук от реверберации, не обращать внимания на чихание и кашель в зале и тому подобное. О том, что мы неосознанно прибегаем к такому освобождению, свидетельствует хотя бы опыт каждого джентльмена вести на вечеринке интимный разговор с соседкой, не замечая при этом шума, создаваемого другими участниками встречи. Эта способность получила название эффекта коктейльной вечеринки (cocktail party - effect) [6]. Кстати, он исчезает, как только вы затыкаете одно ухо. Советую вам проверить это на себе, сравнив восприятие музыки в концертном зале при "одноушном" и "двухушном" слушании.

    Для нас же главный вопрос заключается в том, может ли стереосистема, способная вызвать у слушателей устойчивую локализацию фантомных источников звука, обеспечить одновременно их освобождение от маскировки звучанием других источников, находящихся на той же сцене, но под другим углом к слушателю. Вопрос этот закономерный, так как вовсе не очевидно [7], что локализация источников звука и бинауральное освобождение от маскировки обеспечиваются одними и теми же механизмами слуха. Оказывается, исследованием этого вопроса практически никто не занимался, хотя психофизическая наука породила одно - впрочем, достаточно убедительное - предположение, что эффект освобождения достигается в результате текущей кросскорреляционной переработки ушных сигналов мозгом слушателя [8], [9]. Из теории корреляционных функций известно, что сигнал можно отделить от помехи, если от полезного источника мы получаем не один, а пару сигналов, которые когерентны[5] между собой и отличаются от сигналов-помех относительным запаздыванием , иначе говоря - временем отставания одного сигнала в паре от другого. Такой способ вычленения полезных сигналов был назван кросскорреляционным, или - индикацией [10].Естественные звуки, которые воспринимает слушатель, как видно на рис. 1а, несут его мозгу достаточную информацию для приведения в действие кросскорреляционного способа освобождения полезного сигнала от помех. На этом рисунке в горизонтальной плоскости изображены два находящихся в разном направлении относительно головы слушателя источника звука: S - источник полезного сигнала, и N - источник помехи. От каждого из них слушатель улавливает по паре сигналов. Понятно, что сигналы в каждой такой паре имеют между собой большое сходство и поэтому когерентны, тогда как по относительному запаздыванию они не равны друг другу. Последнее объясняется характерной для каждого положения источника в пространстве неодинаковостью расстояния до левого и правого ушей слушателя. Именно различие относительных запаздываний, обозначаемое мной неравенством (см. рис. 1б), имеет решающее значение для кросскорреляционного освобождения сигналов источника S от маскировки сигналами источника помех N [11]. Для слуха человека относительное запаздывание, соответствующее определенному местоположению источника звука в окружающем пространстве, равно (где- максималь­но возможное различие ушных сигналов по времени, составляющее 630 мкс;

    - угол на горизонтальной плоскости между осью симметрии головы слушателя и проекцией на нее направления на источник).

    Текущий кросскорреляционный анализ, осуществляемый, как предполагается, мозгом слушателя, с одной стороны, объединяет пару когерентных ушных сигналов в один слуховой объект, с другой - сохраняет в подсознании как пароль информацию об относительном запаздывании. Последнее вполне естественно, так как аргументом кросскорреляционной функции является не текущее время, а именно это запаздывание.

    Чем больше отличие относительных запаздываний сигналов, исходящих от источников S и N, тем больше различаются их кросскорреляционные функции, а значит, тем лучше мозг обособляет полезный сигнал. Что любопытно, кросскорреляционный способ предоставляет слушателю возможность отличить сигнал от помехи, даже когда они мало отличаются друг от друга (например, если и те и другие сигналы - щелчки, как показано на рис. 1б) и звучат одновременно. Кросскорреляционное разделение слухом сигналов наблюдается, даже когда сигналы от источника S когерентны, а от источника N некогерентны. Это подтверждается фактом, что в реальных условиях восприятию прямого звука диффузное поле реверберации не мешает.

    Достоинством корреляционной модели является то, что она математическая, а значит, все ее возможные, а также невозможные следствия легко предсказуемы. Например, модель эта, корректно раскрывает механизм бинаурального освобождения полезного сигнала от маскировки, но при этом она бессильна объяснить [12], как происходит выделение информации, необходимой для формирования ощущения направления на источник звука, из уровневых различий. Но, как говорится, нет худа без добра. На этот раз научное противоречие даже принесло некоторую пользу, так как подтвердило мою точку зрения относительно того, что механизмы локализации и бинаурального освобождения от маскировки по своей сути должны быть совершенно разными.

    Если обдумать сказанное, то остается признать, что накопленные наукой и широко использованные в стереофонии знания о пространственной локализации, а также все хитрости, придуманные ради того, чтобы обмануть механизмы локализации для достижения так называемого стереоэффекта, можно спокойно выбросить на свалку. Резкость моего заявления оказывается оправданной, если считать феномен бинаурального освобождения главным при двухушном восприятии музыки. Надеюсь, что хотя бы меломаны меня в этом поддержат.

    Попробуем теперь хотя бы качественно оценить способность обычных стереофонических звукозаписей, выполненных с применением известных микрофонных техник, и воспроизводящей стереосистемы с двумя громкоговорителями донести до слушателя не только информацию, необходимую для правильной локализации источников звука, но и ту, которая гарантирует проявление феномена бинаурального освобождения. Хотелось бы поверить в способность аудиоаппаратуры вызывать у слушателей оба названных эффекта. Однако оказалось, что стереозаписи, выполненные с применением микрофонных техник, работа которых основана на улавливании только различий в интенсивности стереосигналов, принципиально не способны донести до слушателя информацию, необходимую для срабатывания указанного механизма освобождения. Это означает, что мозг слушателя, который непрерывно высчитывает текущие кросскорреляционные функции ушных сигналов, при прослушивании таких стереозаписей в результате действия названного механизма воспримет все источники звука как условно находящиеся на одной оси в пространстве между громкоговорителями, тогда как локализоваться на стереосцене они будут в разных направлениях - что само по себе даже забавно. Этот пример иллюстрирует версию о различии между механизмами локализации и пространственного освобождения от маскировки. Получается, что из-за отсутствия временных (фазовых) различий между ушными сигналами стереозапись, сделанная с использованием микрофонных техник интенсивной стереофонии, в принципе не может звучать более ясно и прозрачно, чем монофоническая.Менее очевидной может показаться утрата информации, необходимой для бинаурального освобождения в тех случаях, когда стереозаписи выполнены с использованием микрофонных техник фазовой стереофонии. Чтобы убедиться в том, что эта утрата все же происходит, рассмотрим рис. 2а. Здесь изображено прохождение сигналов от тех же источников S и N к слушателю через стереосистему, то есть дополнительно через два микрофона, встроенные в искусственную голову, и затем через два разнесенных громкоговорителя. На первый взгляд, мы имеем идеальный, "экологически чистый" вариант донесения до слушателя всей пространственной информации. Но, не будем спешить с выводами и сравним эту схему со схемой прохождения сигналов от тех же источников в естественных условиях (рис. 1а). Оказывается, при прослушивании стереосистемы слушатель улавливает вдвое большее количество ушных сигналов, чем в естественных условиях. В их числе - пара когерентных сигналов, сообщающих о местоположении источника полезного сигнала в правом громкоговорителе, и пара с информацией о местоположении того же источника в левом громкоговорителе. Аналогичным образом слушатель воспримет пары когерентных сигналов, оповещающих о местоположении там же двух источников помех. Конечно, мозг слушателя попытается распознать временные различия в парах ушных сигналов, соответствующих фантомам полезного источника и источника помех, но тогда он воспримет их как слабо когерентные. Спутанность ушных сигналов, соответствующих фантомным источникам звука, хорошо видна на рис. 2б. Плохо то, что она возникает на отрезке времени, совпадающем с активным воздействием на восприятие первой волны звука. Из-за этой, как оказалось решающей, неразберихи в сигналах мозг слушателя в стремлении освободиться от маскировки, как это предписано "моделью предпочтений Османа" [13], предпочтет фантомным источникам реальные, то есть правый и левый громкоговорители, хотя в них полезный сигнал и помеха уже неразделимы. Таким образом, ожидаемый эффект освобождения от маскировки и в этом случае должен либо отсутствовать совсем, либо быть очень слабым, особенно если к этому добавить фазовые рассогласования каналов стереосистемы, возникающие, например, в результате распада поверхности диффузоров громкоговорителей на независимые зоны излучения.

    Даже при беглом ознакомлении с рисунками бросается в глаза главная причина утраты когерентности ушных сигналов, соответствующих фантомным источникам - это перекрестные сигналы (то есть сигналы из правого громкоговорителя в левое ухо, и наоборот). Эти противоестественные сигналы к тому же слегка опаздывают, примерно на 100 мкс, так как проходят более длинный путь, чем прямые. Именно из-за добавления этих сигналов мы ощущаем такое разительное ухудшение пространственного впечатления при стереовоспроизведении по сравнению со слушанием в естественных условиях. Эту разницу нельзя было не заметить, и некоторые прогрессивные несоветские ученые заинтересовались влиянием перекрестных сигналов на пространственное восприятие, в частности, на когерентность ушных сигналов [14]. Более того, в 1962 году М. Шредеру и Б. Аталу [15] в лабораторных условиях удалось при воспроизведении через два разнесенных громкоговорителя исключить перекрестные сигналы, впервые применив их электрическую компенсацию. Спустя 7 лет П. Дамаске и В. Меллерт [16], а также Р. Кюрер, Г. Пленге и Г. Вилкенс [17] создали пригодные для промышленного производства системы, в которых также была применена компенсация перекрестных сигналов. Через 16 лет в СССР автором статьи с группой сотрудников было смакетировано устройство для электрической компенсации перекрестных сигналов в трехмесячный срок. Срок был установлен приказом министра промышленности средств связи. Об этом достижении было сообщено в газете "Социалистическая Индустрия" от 25 февраля 1979 года. Но это уже чисто советская история. Помню, я сделал тогда несколько записей оркестра с балкона в Большом зале Ленинградской филармонии с помощью двух микрофонов, встроенных в искусственную голову. Эти записи, воспроизведенные через обычную стереосистему и устройство для компенсации перекрестных сигналов, звучали, несмотря на грубое нарушение музыкального (инструментального) баланса, поразительно ясно, но тогда всех, и присутствовавшего журналиста из газеты, взволновала удивительная локализация источников звука. Особый восторг вызвала демонстрация специальной записи того, как мотоциклист разъезжает вокруг слушателя.

    Именно тогда аудиотехника имела шанс пойти по пути улучшенной стереофонии (названной бинауральной[6]), но, по-видимому, всемирная звукорежиссерская мафия каким-то образом воспрепятствовала этому[7].

    Одержав победу над здравым смыслом, звукорежиссеры не стали задумываться о вреде перекрестных сигналов. Осуществляя стереозаписи, они пошли по пути искусственного конструирования стереосцены, а также добивались ясного звучания с помощью звукорежиссерского пульта. Именно он дал возможность балансировать громкость звучания музыкальных инструментов, устанавливать соотношение прямого звука и реверберации, выбирать ее параметры и т. п. Понятно, что в этой работе без полимикрофонной техники и искусственной реверберации было уже не обойтись. Поскольку первичного звукового пространства в стереозаписях совсем не оставалось, чисто конструкторская работа звукорежиссера, называемая сведением, была признана творческой и попала под защиту Закона "Об авторском праве и смежных правах".

    Стоит ли упрекать звукорежиссеров за самозащиту? Ведь если бы в стереозвучании был задействован феномен бинаурального освобождения от маскировки, то их работа по сведению стала бы никому не нужна. Достаточно вспомнить, что на музыкальном концерте слушатель не испытывает больших неудобств от плохого музыкального баланса или от неоптимального соотношения прямого звука и реверберации. Однако если бы он не обладал способностью бинаурального освобождения, скажем, имел бы только одно ухо, то для того, чтобы выбрать себе подходящее место в концертном зале, ему пришлось бы нанимать специалиста по рассаживанию слушателей, например проф. В. Рейхардта.

    Тут, я думаю, настал момент вывести на сцену оппонирующего мне аудиофила: "То, к чему вы склоняете нас, совсем не «внушает»! Ну не удалось достичь непонятного широкой публике эффекта, и что? Стереофоническая пластинка от этого хуже монофонической не стала! Зато как интересно из своей каморки наблюдать за гигантской стереосценой".

    При всей привлекательности наблюдений из каморки хочу заострить внимание читателей на потерях в музыке при прослушивании звукозаписи через два громкоговорителя, причем вне зависимости от того, является ли она стереофонической или монофонической. Ничего неожиданного здесь нет, если вспомнить, что для ясного восприятия слушателем музыки решающее значение имеет точная передача в оба уха первой волны звука. Первая волна звука сначала мобилизует внимание слушателя, а затем включает торможение восприятия, в результате чего в следующий период порядка 30 мс ощущение слуховых объектов будет подавлено. Описанные явления получили название "эффекта Хааса" [18]).

    Первая волна звука выполняет свою роль меньше чем за 1,5 мс, поэтому ранние отражения в помещении, обязанные своим появлением этой волне, из-за своего неизбежного запаздывания не успевают ее исказить или видоизменить. Получается, что первая волна звука (разумеется, только в естественных условиях слушания) всегда приходит не от двух-, а от одноточечного источника, а значит, формирует когерентные ушные сигналы. Некогерентные оставляющие, обусловленные, например, остаточной от предшествующего сигнала реверберацией, выпадают из внимания слушателя, так как оказываются в зоне либо упомянутого выше торможения, либо действия бинауральной маскировки.

    Эволюция органа слуха человека и животных распорядилась так, что когерентность ушных сигналов, полученных от первой волны звука, в дополнение к ее пусковому действию усиливает внимание слушателя на начале каждого звука и на зонах их членения[8]. Нетрудно догадаться, что усиление внимания слушателя именно к этим зонам на уровне субъективных ощущений должно проявиться как дополнительное прояснение структуры звучания.

    Теперь вернемся к аудиосистеме с двумя разнесенными громкоговорителями. "Все самое лучшее" о ней уже сказано, а именно: из- за перекрестных сигналов и фазовых различий каналов она ни в какой момент времени принципиально не способна передать ушам слушателя когерентные сигналы, соответствующие фантомным источникам звука. А это, как я писал выше, значит, что их бинаурального освобождения от маскировки практически не происходит. Аудиосистема с одним громкоговорителем (то есть являющаяся точечным источником), наоборот, всегда производит когерентные ушные сигналы, однако без необходимых для освобождения от маскировки различий относительных запаздываний, например соответствующих распределению источников звука на сцене студии запи­си. Иными словами, стереофоническое звучание должно в меньшей степени акцентировать внимание слушателя на структуре музыкальных звуков, несмотря на то что и стереофоническое и монофоническое звучания обеспечивают почти одинаковый нулевой эффект освобождения от маскировки. Именно этим я объясняю наблюдаемый в эксперименте (см. таблицу) субъективный прирост ясности, динамики и энергичности при одноканальном прослушивании по сравнению с двухканальным. По рассмотренным причинам стереозвучание приходится воспринимать не как естественное, а как противоестественное.

    И еще: в неидеальных акустических условиях, например в обычной жилой комнате, моносистема всегда выиграет у стереосистемы по ясности звучания. Это преимущество вызвано более выраженным, чем при стереофоническом воспроизведении, эффектом освобождения "мономузыки" от маскировки отражениями в помещении. Улучшенный эффект освобождения объясняется все тем же: монофоническая система формирует когерентные ушные сигналы. В связи с этим возникает вопрос, почему специалисты по озвучиванию концертных площадок стараются как можно дальше друг от друга рассредоточить громкоговорители на сцене и в зале, то есть сделать их звучание для слушателя менее когерентным.

    Лично меня, уже три месяца назад осуществившего переход на монофоническое звучание, плохая акустика комнаты прослушивания перестала беспокоить.

    Рис. 1. Прохождение сигналов от естественных точечных источников звука до ушей слушателя от полезного S и от помехи N:

    а) схема прохождения сигналов (- угол между направлением на источник и осью симметрии головы слушателя в горизонтальной плоскости);

    б) временные различия ушных сигналов для случая, когда эти сигналы – короткие импульсы (где и - относительные запаздывания ушных сигналов от источников S и N)

    Рис. 2. Прохождение сигналов от источников звука S и N до ушей слушателя через стереосистему, включающую два встроенных в искусственную голову микрофона и два разнесенных громкоговорителя:

    а) схема прохождения через стереосистему до ушей слушателя сигналов от источников S и N;

    б) временные различия ушных сигналов для случая, когда эти сигналы – короткие импульсы и попадают в уши слушателя через стереосистему (где и - относительное запаздывание сигналов от источников S и N на выходе встроенных в искусственную голову микрофонов; и - относительное запаздывание ушных сигналов от правого и левого громкоговорителей)

    Провторюсь еще раз - пока обсуждаем статью. Если кто-то готов обсудить как говорится на практике, должным образом необходимо указать системы, их состав и музыкальный на котором проводилось сравнение.

  • SergZel Senior Member
    офлайн
    SergZel Senior Member

    5033

    20 лет на сайте
    пользователь #24509

    Профиль
    Написать сообщение

    5033
    # 12 февраля 2010 14:28 Редактировалось SergZel, 1 раз.

    Astach,

    Все очень хорошо описано с точки зрения физики (или человеческой анатомии) этого процесса

    Анатолий Маркович Лихницкий родился в 1936 году... Это за анатомию...

    Лично меня, уже три месяца назад осуществившего переход на монофоническое звучание, плохая акустика комнаты прослушивания перестала беспокоить.

    Квартирный вопрос много кого испортил.:D Дык, может сстоило чего в "консерватории" поправить?

    ;)

    Лучше, конечно, пять звёздочек!
  • Joker27 Senior Member
    офлайн
    Joker27 Senior Member

    4917

    21 год на сайте
    пользователь #9246

    Профиль
    Написать сообщение

    4917
    # 12 февраля 2010 14:34

    о да, ща будут вопли про "теплый ламповый звук" :lol:

    Вы сначала на систему отвалите пару десятков килобаксов, и зал для прослушивания себе постройте, а потом уже рассуждайте, что нищеброд с акустикой Микролаб в панельном доме - аццкий аудиофил...

    ЗЫ а вообще бинауральная музыка рулит ;)

  • Astach Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    Astach Senior Member Автор темы

    3263

    19 лет на сайте
    пользователь #38461

    Профиль
    Написать сообщение

    3263
    # 12 февраля 2010 14:43

    SergZel, считаю что в статье полностью доказано - что при моно-записи и вопроизведении, достоверность самой записи с оригиналом (звучание оркестра в самом зале в определенной точке) выше, чем при стерео-записи и стерео-воспроизведении.

    А по поводу анатомии, это к к 2-м ушам, что многие думают что два уха, значит надо стерео. Тогда как если мы разберем, на примере того же соловья в лесу - соловей один - значит и источник звука один, следовательно если его записать на микрофон, и потом на его место водрузить динамик (один динамик) т.к и соловей один - то мы будем иметь такой же эффект, тогда зачем 2 динамика. Ну а если мы запишем звук с того места где мы стояли и включим динамик, то и получим в % соотношении прямой звук соловья и ревербирационный звуки.

  • SergZel Senior Member
    офлайн
    SergZel Senior Member

    5033

    20 лет на сайте
    пользователь #24509

    Профиль
    Написать сообщение

    5033
    # 12 февраля 2010 14:57

    Astach,

    SergZel, считаю что в статье полностью доказано

    В статье доказано, что слухать соловья надо в лесу, в том же месте в тот же час... Или тащить этот лес к себе домой... :super:

    Astach,

    А по поводу анатомии, это к к 2-м ушам, что многие думают что два уха, значит надо стерео.

    В случае Лихницкого анатомия неотделима от возраста. Пока молоды, слухайте как есть! Как слухает "маркыч", ышшо успеете.:wink:

    Лучше, конечно, пять звёздочек!
  • Алексей_р Senior Member
    офлайн
    Алексей_р Senior Member

    7064

    20 лет на сайте
    пользователь #27543

    Профиль
    Написать сообщение

    7064
    # 12 февраля 2010 15:23

    SergZel, уже ответил по существу. От себя по поводу этой статьи я могу лишь добавить, что "во как... а парни то и не знают" во всем мире до сих пор, что революцию Лехницкий уже осуществил и теперь спокойно почивает на лаврах... Не знают и все пишут, пишут свое стерео и 5.1, продают его, выпускают и выпускают и продают стерео аппаратуру (о качественной современной Hi-Fi моно технике я пока не слышал). Наровят еще и многоканальную аппаратуру выпускать и продавать.

    Ну что тут скажешь "сяло", не читали они Лехницкого. Ведь если бы читали, то делали бы только моно аппаратуру и записи. Ведь делать такую аппартуру и записи проще (значит себестоимость меньше), а качество звучания намного выше - значит и продажи дисков и аппаратуры выше. В итоге при меньшей себестоимости - получаем намного большую прибыль. Как сказал бы друг и соратник Лихницкого, Карл Маркс: получаем намного большую добавочную стоимость при меньших затратах труда, времени и материалов, а ведь это все что только и нужно современной буржуазии от нас, потребителей музыки.

    Ох, даже самому жалко стало капиталистов от музыки... :D

    Seek and Destroy...
  • Astach Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    Astach Senior Member Автор темы

    3263

    19 лет на сайте
    пользователь #38461

    Профиль
    Написать сообщение

    3263
    # 12 февраля 2010 15:41

    Т.е. по существу ни кто ничего сказать не может, только общие фразы, которые опять же опровергаются в этой статье. Ну что тут скажешь, так всегда - изначально пальцы гнуться, потом физику вспоминают, когда показываешь на физике, начинаются уходы в сторону, что так не может быть, не могут же все оболванить. Ну а почему-же, если раньше джинсы можно было носить в течении 2-3 лет и им все было побоку, то сейчас на год пары 3-4 только хватает, если раньше машины делали на 20 лет и больше, то сейчас 7-10 а потом хоть в мусорку, если раньше делали нормальные головки для сидюков - так они сейчас и работают, тогда как КСС от сони и 2 года редко выдерживает. И так можно продолжать. Но фак показывает одно - что главное, как автомобилестроении, так и в аудио - качество - не главное, можно вменить мнимые ценности, а потом на этом зарабатывать.

    SergZel, по поводу консерватории пока я ответа не услышал, тогда еще подсказка - на рок-концерте сцена есть? Нету, тогда когда она есть, сцена эта? Ибо только понятие сцена - можно было перейти со стерео на моно. Но как мы коснемся жизни, то оказывается - ее нету, она мнимая, даже БСО на расстоянии и месте комфортного прослушивания уже приближается к точечному источнику.

  • Алексей_р Senior Member
    офлайн
    Алексей_р Senior Member

    7064

    20 лет на сайте
    пользователь #27543

    Профиль
    Написать сообщение

    7064
    # 12 февраля 2010 15:56

    Философское отступление…

    Во все времена люди пытались как то выделиться из толпы. Особенно часто это явление встречается у молодежи. Яркий пример «пирсинг»: для молодежи это простой и дешевый способ выделиться, но… подводный камень в том, что когда таким доступным образом выделятся начинают многие, то эффект ослабевает, пациент становиться уже не одиноким в толпе. Вот и пирсинг уже постепенно уходит в прошлое по этой причине…

    У аудиофилов тоже есть похожее явление. Оно как правило, сводится к покупке более дорогой техники, нежели есть у товарищей, с последующими «измерениями пиписек». Но этот путь не простой, дорогой и все равно не позволяет 100% выделиться, так как обеспеченных аудиофилов хоть и мало, но они все же есть и не дремлют…

    Astach, же избрал оригинальный путь выделиться. Подкрепляя свое мнение, мнением некоего Лихницкого, который один в мире может расставить правильно микрофоны для записи концерта, видно с использованием своего медицинского слухового аппарата :lol:, Astach с остервенением доказывает свою правоту на различных форумах (вариант «измерения пиписек»). В качестве аргументов в споре им обычно используются доводы –"вы дурачки, не понимаете смысла жизни, молоды и вообще Лихницкого не читали даже". При этом он гарантированно остается один из немногих людей такого рода. Ибо даже в отдаленной перспективе сложно представить, что армия любителей (пусть и дорогих) радио точек, хоть как-то значительно вырастет. Молодец Astach, снимаю шляпу. :super:

    Seek and Destroy...
  • Astach Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    Astach Senior Member Автор темы

    3263

    19 лет на сайте
    пользователь #38461

    Профиль
    Написать сообщение

    3263
    # 12 февраля 2010 15:57

    Алексей_р пишет

    Не партесь, все равно не поймете ни вы ни Лихницкий. Для тех кто может понять: ключевая фраза тут концернтный ЗАЛ, в котором звук идет не только от оркестра, а от потолков и стен, включая заднюю стену и такое звучание (не оркестра, а оркестра в ЗАЛЕ, ибо без зала нет концерта) нужно передать максимально правильно и только режима стерео для этого может не хватить, не говоря уже о моно...

    ,

    предварительно человеку был дан ответ мной

    Следовательно для записи с настоящей ревербирацией, необходимо правильно расставить микрофоны, акак раз об этом и пишет А.М. Лихницкий,

    а именно что делать это почти никто в мире не умеет. А записывают более просто - микрофон ставится на группу инструментов, которые он и записывает, а уже потом на пульте вносится искусственная ревербирация, следовательно ни о какой настоящей ревербирации зала речи и быть не может.

    Т.е. говоря просто, Алексей_р говорит про акустические запись, которых почти нету, и это очень большая редкость, именно из-за проблемы правильной расстановки микрофонов. На что я ему давно сказал - сейчас пишут прямой звук, а реверберацию вносят искусственно, потому же. Нет, он начинает опять писать то же самое. Я и сам прекрасно понимаю - что каждый зал взучит по своему, да только сейчас не очень редко делают акустические записи, именно на которых слышен зал, по этому в данной ситуации без разницы, в каком зале пишут, т.к. пишут прямой звук от инструментов, а ревербирации делается потом, ИСКУССТВЕННО. Ну а если после этого пойдут повторения на эту тему - то это уже смешно будет.

  • ФУТ Member
    офлайн
    ФУТ Member

    142

    22 года на сайте
    пользователь #2874

    Профиль
    Написать сообщение

    142
    # 12 февраля 2010 16:37

    давно слежу за постами Астаха и так и тянет спросить - жена у вас блондинка или брюнетка? что любите чай или кофе? хоккей или футбол? ответы можно в личку

    сории за флуд

    :love: :beer: :klassnye avto: :girl: :sex: :love:
  • monkeypaw Senior Member
    офлайн
    monkeypaw Senior Member

    4653

    20 лет на сайте
    пользователь #17197

    Профиль
    Написать сообщение

    4653
    # 13 февраля 2010 04:52

    Astach, дохрена и умно написано, чтобы серьезно разбираться, нужна куча времени.

    поэтому пока скажу просто. по опыту, стерео слушать приятнее.

    картинка объемнее, и хоть мы не на охоте, но музыка на нас воздействует на разных уровнях,

    поэтому здесь пространственная информация не менее важна.

    такое вот имхо, и для меня утверждение лихницкого об обратном не прокатывает. он его, собственно, ничем и не подкрепляет.

    по поводу того, что один источник рождает меньше всяческих переходных помех и интерференций - ну так тут можно аналогию с фотографией привести (я это так вижу). часто бывает так, что если довольно средненькую фотографию перевести в ч.б., она сразу же приобретает некоторый шарм. тоесть выходит что огрехи передачи цвета или даже сам цвет мешает воспринимать картинку. возможно так, как нам этого хочется, ведь мы умеем домысливать. ;)

    но ведь просмотр только черно-белых картинок или прослушивание исключительно клаудии шульженко (ну, как более экстремальный сллучай) - увлечения довольно таки специфические. и пытаться распространять их на всех несколько странно.

    зы.

    имхо белорусская толерантность - жуткий миф.

    таких агрессивных веток с удифилами (за неимением форумов) как тут, я нигде не встречаю. :insane:

    хорошо было бы, если б участники время от времения вспоминали слова толстого о том, что обсуждают глупые, средние и умные люди.

    по-моему, довольно метко он сказал... ;)

    Vaiyo A-O A # Home Va Ya Ray # Vaiyo A-Rah # Jerhume Brunnen G!
  • Алексей_р Senior Member
    офлайн
    Алексей_р Senior Member

    7064

    20 лет на сайте
    пользователь #27543

    Профиль
    Написать сообщение

    7064
    # 13 февраля 2010 09:47

    Друзья, вот почитал я Лихницкого и подумал, а чем я хуже? И решил представить на ваш суд свой научный трактат о моно и стерео зрении человека. Возможно, в скором времени и меня будет цитировать Астах в своих спорах, а ведущие студии Голливуда будут приглашать меня, в качестве консультанта, на свои съемочные площадки. Ибо только я буду знать, куда поставить камеру при съемке.

    В отличие от Лихницкого и Толстого, буду более краток и конкретен. Итак, что дает нам стерео зрение? Практически ничего хорошего. Тот незначительный факт, что якобы стерео зрение позволяет точнее определять расстояние до объекта давно утратил свою актуальность и уже не играет решающего значения в повседневной жизни. Дело в том, что все расстояния между важными объектами точно измерены и нанесены на карту. Да и можно просто сказать кучеру: «Давай к Большому» и он безошибочно отвезет вас в нужное место на нужное расстояние.

    Чего же мы лишаемся, используя стерео зрение:

    «Текущий кросскорреляционный анализ, осуществляемый, как предполагается, мозгом» не способен точно определять очертания объектов исходящих стразу от двух источников (двух глаз), в результате мы воспринимаем изображение с меньшей четкостью, а иногда даже сильно размытым и искаженным. Данный факт был не только теоретически обоснован, но и подтвержден многочисленными лабораторными тестами. Сомневающиеся, могут легко проделать простой эксперимент у себя дома. Поднесите указательный палец, который можно рассматривать как практически точеный источник изображения (объекта), близко к носу и посмотрите на него двумя глазами. Вы увидите, что палец в вашем восприятии резко искажен, двоится, имеет нечеткие очертании. А теперь закройте один глаз и вы снова увидите ваш палец четко, таким как он есть на самом деле. Аналогичные процессы происходят и при восприятии объектов другой формы и на большем расстоянии, просто они менее выражены.

    Из-за «соответствующих фантомных источников» света многочисленных отражений света от разных поверхностей, имеющих к тому же разный цвет, в общем из-за всего того плохого, чем переполнен реальный объемный и цветной видимый мир, тот же «текущий кросскорреляционный анализ» не позволяет нам точно воспринимать не только форму, но и цвет объектов при использовании стерео зрения. Интерференция световых волн, поступающих в разные глаза с разной временной задержкой, делает свое «корреляционное» дело: цвета кажутся не такими плотными, сама цветовая гамма может уплывать в ту или иную сторону, в зависимости от того левша вы или правша. Тесты на высокоточном оборудовании показывают, что левши видят объекты более теплых тонах, а правши в более холодных. Но в любом случае, все стерео зрители видят цвет не таким, каков он есть. В результате, люди смотрящие двумя глазами воспринимают этот мир в неестественном, искаженном виде и лишают себя возможности насладиться в полной мере красотой окружающего пространства.

    А решение этой проблемы уже давно было найдено многими людьми на подсознательном уровне. Еще в средние века некоторые пираты носили черную повязку на одном глазу, хотя имели оба глаза здоровыми. Тогда, в виду отсутствия должной научной базы, изложенной в этом трактате, а так же точного измерительного оборудования, применявшегося в наших тестах, люди считали, что так пираты хотели выделиться и казаться более мужественными и опытными в глазах окружающих. Но сейчас мы точно знаем – они были одни из тех немногих, кто уже тогда осознал всю ущербность стерео зрения.

    P.S.

    monkeypaw, а Толстой просто теоретик. На практике многие идеи неразрывно связаны с конкретными людьми, генерирующими и продвигающими эти идеи... ;) Часто не выходит обсуждать одно отдельно отдругого... Да и умственные способности человека определяются не объектом обсуждения, а тем, как он это обсуждение ведет... ;) Но я отлично понимаю, что многим такое поверхностное высказывание Толстого может показаться "метким" ...

    Seek and Destroy...
  • monkeypaw Senior Member
    офлайн
    monkeypaw Senior Member

    4653

    20 лет на сайте
    пользователь #17197

    Профиль
    Написать сообщение

    4653
    # 13 февраля 2010 12:59

    Алексей_р, троллинг и попытку его оправдать лучше все-таки разносить по разным постам ;)

    Vaiyo A-O A # Home Va Ya Ray # Vaiyo A-Rah # Jerhume Brunnen G!
  • partizann Senior Member
    офлайн
    partizann Senior Member

    1337

    19 лет на сайте
    пользователь #36423

    Профиль
    Написать сообщение

    1337
    # 13 февраля 2010 13:22

    Алексей_р, :beer:

    автор наверно никогда нормальной стереосистемы не слышал. Допускаю также другое, это относится не только к стерео/моно, но и к жизни в целом - когда человек заморочен на чём-то одном или ему нравится что-то одно и мозг уже "настроен на данную волну" - он может сознательно не обращать внимания на достоинства другой системы, а если такому человеку приводить факты, он будет "закрывать уши", "громко кричать", при явном преимуществе другой системы - говорить что это не правда и т.д. Вобщем считаю что данная тема не имеет логического смысла ввиду предвзятого отношения автора к проблеме монофонического воспроизведения :znaika:

    Belarusso turistо Let your mind be free (с)
  • monkeypaw Senior Member
    офлайн
    monkeypaw Senior Member

    4653

    20 лет на сайте
    пользователь #17197

    Профиль
    Написать сообщение

    4653
    # 13 февраля 2010 15:59

    вот и поговорили про моно и про стерео ;)

    Vaiyo A-O A # Home Va Ya Ray # Vaiyo A-Rah # Jerhume Brunnen G!
  • Алексей_р Senior Member
    офлайн
    Алексей_р Senior Member

    7064

    20 лет на сайте
    пользователь #27543

    Профиль
    Написать сообщение

    7064
    # 13 февраля 2010 16:14

    monkeypaw, а по другому и быть не могло. Данная тема настолько очевидна, что спорить думающим людям здесь не о чем. Разве что пошутить, что многие, в том числе и я, сделали. Несмотря на всякие псевдонаучные умозаключения тов. Лехницкого, сама природа позаботилась об обратном, наделив людей (и зверей) парными органами чувств... И даже упоминать не стоит, что данные "труды" Лихницкого никем особо замечены и сколь нибудь признаны не были и тем более не были применены на практике (за исключением некоторых "чудиков"). Так как их "психофизическое обоснование" не имеет ничего общего с реальностью слышимых нами объемных и многогранных звуков во всем их многообразии, включая и искажения различного рода, без которых нет жизни... ;)

    Seek and Destroy...
  • Astach Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    Astach Senior Member Автор темы

    3263

    19 лет на сайте
    пользователь #38461

    Профиль
    Написать сообщение

    3263
    # 13 февраля 2010 17:05

    Алексей_р, попытка прикрыться за общее - это и есть собственное невежество. Любой человек, который опровергает что-то, делает сноску (выписку)фразы, чтоб было понятно, а потом говорит, с чем не согласен, пока я этог в этой теме ни от кого не увидел. И я знаю ответ - тут никто не разбирается вообще в теме. Это сродни как - вот эта машина лучше этой, просто потому как я видел, как едет эта машина. И еще один вопрос, когда вы слушаете стерео - где вы сидите? правильно - посередине колонок, но стит вам встать и пойти по комнате, что происходит? А вот происходит как раз то, о чем пишет Анатолий Маркович - маскировка, попросту говоря - половину звуков куда-то изчезает, звук становится другим и ни о каком либо эффекте стерео мы говориь не можем. Что же с моно? Ходи себе по квартире спокойной, только в углах низы могут изменяться (немного), а звук остается прежним.

    автор наверно никогда нормальной стереосистемы не слышал.

    partizann, это я заявляю на основании...? Мы с вами не знакомы, по этому лучше молчать. Из присутствующих тут, никто толком вертушку не настроит, не говоря про все остальное.

    Итог, который уже можно повести. Статью так никто толком и не прочитал и не удосужился понять. Вот так и в жизни, где-то услышали, потом подумали, представили и шаблон в голове есть. И говоря про хорошие стерео-системы, можно сказать - некоторые слышали, ну а что сказать про хорошую моно-систему? Ее никто из обсуждающих здесь не слышал. Следовательно - если человек не может доказать обратное в приведенной статье, не слышал хорошей моно-системы, и что-то собирается обсуждать, без оскорблений можно сказать - его слова не стоят и ломаного гроша.

  • Алексей_р Senior Member
    офлайн
    Алексей_р Senior Member

    7064

    20 лет на сайте
    пользователь #27543

    Профиль
    Написать сообщение

    7064
    # 13 февраля 2010 17:52

    К сожалению, Astach, пустобрех тут вы и статью Лихницкого не поняли, скорее всего, именно вы. И ваши аргументы про автомобили, тем более не уместны.

    Итог данной статьи уже подвел SergZel. Как всегда кратко и с юмором, так как он точно понял, о чем статья Лихницкого. Но раз вам Astach, этого не достаточно или вы этого не поняли, то поясню еще и я, чуть подробнее.

    Все, что доказал в статье Лихницкий – это и так для всех очевидный факт, что одна АС дает меньше искажений, нежели две, три и т.д. АС в одной комнате, хотя писанины у него много. Не учтен только один простой и маленький факт – то, что формально меньше помех, это еще не значит лучше для восприятия! Я отлично понимаю, что проблему восприятия звука старик для себя решил просто: слышу звук, разбираю слова и хорошо, главное, что искажений мало. К сожалению, этот вариант не подходит всем, многие хотят не просто слушать звук, а слышать атмосферу того места, где звук был записан, слышать все тончайшие нюансы и призвуки, причем в объеме, путь с формально и большим уровнем искажений (да и наличие незначительных искажений не влияет, кстати, на эмоциональное восприятие).

    Два простых примера:

    1. Соловей в лесу. Да, соловей простой точечный источник звука и его можно записать в лесу на один микрофон и затем с успехом воспроизвести у себя в комнате при помощи ровно одного динамика, получив минимум искажений. Вот только для того, чтоб услышать дома пение соловья в лесу во всем его богатстве красок, призвуков и ревербераций, из одного динамика, как правильно написал SergZel, придется разместить в комнате ЛЕС! Если для вас это не удобно, вы можете не размещать лес дома и поступить как Лихницкий – смириться с тем, что вы слышите у себя в комнате звуки, лишь отдаленно похожие на пение соловья в лесу, но с минимум формальных искажений.

    2. Оркестр. Тут намного сложнее, ибо в отличие от соловья, оркестр не точечный источник звука, как бы это ни казалось Лихницкому. Для того чтобы услышать оркестр у себя в комнате во всей красе, нужно не только размесить концертный зал у себя дома (кстати, не у всех поместится), но еще и повесить по одному динамику на каждого исполнителя оркестра. Не удобно? Тогда делайте по Лихницкому - один динами и вы слушаете с минимумом искажений у себя дома звуки, похожие на те, что звучали в концертном зале. Мелодия будет разборчива, слова солиста понятны, а большего старику и не надо.

    Итог.

    Хотите слушать по Лхницкому – слушайте. Лично мне нужно большее. Я хочу слышать не стерильные звуки, а музыку, хочу ощущать атмосферу именно того зала, где проходил концерт, хочу чувствовать объем, дыхание. А это может обеспечить только стерео система, а еще лучше – многоканальная. И мне не важно, что при этом искажений формально больше! Это жизнь, это мир звуков во всем его многообразии. И для того, чтоб это ощутить я согласен не бегать по всей комнате вокруг радиоточки, а сесть на диване, ровно посередине своих стерео колонок, взять рюмочку коньяка и спокойно слушать... :)

    Seek and Destroy...
  • Astach Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    Astach Senior Member Автор темы

    3263

    19 лет на сайте
    пользователь #38461

    Профиль
    Написать сообщение

    3263
    # 13 февраля 2010 20:02 Редактировалось Astach, 1 раз.

    Алексей_р,

    Оркестр. Тут намного сложнее, ибо в отличие от соловья, оркестр не точечный источник звука, как бы это ни казалось Лихницкому. Для того чтобы услышать оркестр у себя в комнате во всей красе, нужно не только размесить концертный зал у себя дома

    - а вы так ничего и не поняли, красота не в оркестре и не в звуке, красота в исполнении, ибо чем отличается Яша Хейфец или Менухин Иегуди, от скажем того же самого Спивакова? Никогда не задавались таким вопросом? Спиваков просто играет, да, в ноты кое-как попадает (Яша Хейфец мог играть до 2-х часов без ошибок) но его исполнение для меня безжизненно, и это было слышно в живую, тогда как на старых записях в исполнении великих скрипачей, пианистов, орекстров под управлением великих дирижеров - есть жизнь, эмоции, ты получаешь удовлетворение не от классных звуков, а от самой музыки. Ну об этом можно говорить бесконечно, пока сам не услышишь. На сколько я понимаю - ни вы, ни SergZel (который так мне и не ответил про консерваторию, хотя я знаю почему), да и большинство людей - этого не слышали. Они вообще не понимают, что такое эмоции, даже больше - большинство самих музыкантов не знает об этом. И это наглядно слышно, если сравнивать даже записи великих исполнителей с современными. Вот SergZel любит говорить про зеленее траву в прошлом, только чего городить огород, когда можно сравнить. Так вот я к чему, берем пластинку, к примеру с записями Карузо (это я реально проводил эксперимент). Запись моно. Ставим на полный стерео тракт - ну поет себе Карузо, ну и что в нем такого, чего его хвалили, за что спрашивается (это первое, что напрашивается при прослушивании). Затем беру, отключаю один канал, последовательно соединяю катушки головки (для моно) и слушаем - откуда не возьмись появляются эмоции, тонкости нюансировки,богатство тембров,разнообразие динамики и вовлеченность в прослушивание, и ты начинаешь понимать, что такое бельканто. Но почему тогда такого не происходит при исполнении на стерео-тракте. Все ж одинаковое - и голова и тонарм, и провода, и корректор и усилитель и акустика, но при стерео - слушать не интересно, а в том же самом тракте, но в моно исполнении - ты понимаешь, чем велик был Карузо. Только хочу сразу оговорить - эмоции есть только на старых записях, и то не на всех, для их воспроизведения нужно отсутствие ООС в тракте, на транзисторе этого не услышишь.

  • SergZel Senior Member
    офлайн
    SergZel Senior Member

    5033

    20 лет на сайте
    пользователь #24509

    Профиль
    Написать сообщение

    5033
    # 13 февраля 2010 20:10

    Astach,

    Из присутствующих тут, никто толком вертушку не настроит, не говоря про все остальное.

    :wink::D

    Нормальный такой аргумент...:super:

    Astach, Бросайте борьбу с ветряными мельницами во славу "дульсинеи". Она (или он) :) преследует банальные

    комерцинтересы, с подпоркой из некой теории, в коей сучностей как собак... Тем более это уже и не теория а религиозное учение - со всеми атрибутами священных таинств: третий рейх, торсионы и прочая галиматья на которые так любят западать "юные" аудиоадепты.

    Лучше, конечно, пять звёздочек!