Первое упоминание о профессиональном цирке в Минске относится к 1853 году. Минские улицы тогда пестрели афишами, зазывавшими почтеннейшую публику на «весьма шумное и красное зрелище мастеров всевозможных телодвижений». На привокзальной площади был раскинут шатер, где выступала труппа под руководством австрийца Карла Генне. Вполне вероятно, что приезжали в Минск и другие мастера этого популярного вида искусства. Но своего стационарного цирка здесь не было вплоть до 1884 года.
Начало постоянной цирковой деятельности было положено в 1884 г., когда на Соборной площади появилось деревянное здание первого в городе цирка-шапито, известное как цирк Никитиных.
Петр Александрович Никитин - один из братьев Никитиных - циркачей, известных на всю Россию, рискнул обратиться к минскому городскому голове. Он нижайше просил разрешить ему построить деревянный цирк. И уже через три месяца, 16 ноября 1884 года, на Соборной площади (ныне - площадь Свободы) это здание было возведено. Здесь давали не только цирковые, но и театральные представления. Однако место для таких «забав» было выбрано неудачно - по соседству с храмами. Это вызывало недовольство духовенства и прихожан.
Строение решили перенести, дабы соборы стояли «от греха подальше». Правда, сделали это не сразу. В 1885-м в Минск на гастроли со своей программой приехал Сципионе Чинизелли, отец которого, Гаэтано, построил в 1876 - 1877 годах в Петербурге собственный каменный цирк. (К слову, к числу его завсегдатаев относился писатель Александр Куприн). Знаменитость упросила губернатора Чаплинского повременить с переносом единственного в городе цирка. Уступка Чинизелли была сделана, но в конце 1885 года здание с площади все же убрали. Сначала его разместили на Троицкой горе (недалеко от современного театра оперы и балета), позже - на Комаровском поле.
В начале 1900-х годов цирк перебрался в Губернаторский сад. Здание находилось там, где сейчас стоит памятник Максиму Горькому.
Здесь выходили на манеж такие корифеи цирка, как Дуров, Никитины, Феррони, Танти. В конце XIX века часто устраивались в городе и шапито (разборные конструкции из легких мачт и натягиваемого на них брезента). По окончании сезона эти конструкции разбирали и увозили. В таком шатре, например, в 1890 году выступал французский цирк Хука. Его представления давались на углу улицы Подгорной и Игуменского тракта (современных улиц Карла Маркса и Свердлова).
В 1901 году новый стационарный цирк в городе выстроил антрепренер Девинье. Деревянное здание расположили на пересечении Петербургской и Коломенской улиц (теперь здесь - Михайловский сквер). Первыми на его манеж вышли артисты братья Труцци. Эта фамилия на минских афишных тумбах будет появляться и позже. Сыновья предприимчивого итальянского антрепренера Массимилиано Труцци держали цирки во многих городах России. У них выступали такие знаменитости, как Анатолий Дуров, Иван Поддубный, Заикин. Блестящими артистами были и сами представители известной цирковой фамилии. Так, «Минское слово» в 1911 году сообщало, что «Вильямс Труцци изумлял публику на своих чудных дрессированных лошадках». (Артист не оставил манежа и в советское время. Он скончался на арене ленинградского цирка в 1931 году. На кладбище своего хозяина отвезли верные лошадки.)
В городе начала XX века цирк был весьма популярен. Во многом его успех определяли самые веселые люди - клоуны. Вот что рассказывал очевидец об одном из их выступлений в минском цирке: «… Наконец, вышел клоун в роскошном костюме. Номер его был построен на разговоре. Говорил он с чуть заметным польским акцентом, очень красиво и очень громко. Никаких акробатических трюков в его номере не было. Начал он с громкого плача. К нему подошел шталмейстер (человек, осуществлявший в старом цирке руководство и контроль за работой конюхов, берейторов, шорников, кузнецов, ветеринарных врачей, проводивших уход за лошадьми, и ответственный за содержание и здоровье всех животных) и спросил его, о чем он плачет. Клоун: Как же мне не плакать, когда сегодня после продолжительной болезни моя теща... Шталмейстер: Умерла? Клоун: Нет. Выздоровела.
Диалог меняется. Клоун спрашивает, бывал ли шталмейстер в Москве и Петербурге, знаком ли он с тамошними барышнями, целовал ли он их и как они к этому относились? Шталмейстеру не приходилось бывать в этих городах, и тамошних барышень он не знает. Клоун рассказывает, что в Петербурге хорошенькие барышни плюют в лицо пристающим к ним молодым людям. В Москве барышни дают молодым людям по физиономии. И тех, и других он изображает. Когда же дело доходит до изображения минских барышень, клоун отходит к барьеру и говорит: «Дайте навести фасон». Имитирует модницу-барышню, красит губы, пудрится и спрашивает: - Знаете ли вы, какая разница между домом и минской барышней? - Нет. - Дом штукатурится раз в год, а минская барышня штукатурится пять раз в день».
Различные цирки, выступавшие в городе, конкурировали между собой. Для привлечения публики, например, делались ставки на популярную тогда «французскую борьбу». Сражения российских и иностранных богатырей проходили при аншлагах. Прибегали владельцы цирков и к другим способам заманить зрителя. Например, Девинье завел у себя лотерею, где по входным билетам можно было выиграть довольно дорогой приз. Конечно же, счастливчиками становились лишь единицы. К слову, этот же метод был применен в минском цирке и в 20-е годы. Но тогда на устроителя лотереи обрушили гнев местные газеты.
В 1930 году цирк реконструировали.
В ночь с 23 на 24 июня 1941 г. во время бомбежки здание сгорело.
Первые бомбежки также уничтожили цирковых зверей. Эвакуировали только труппу. В ту пору в Минске на гастролях была дрессировщица морских львов Ирина Сидоркина вместе со своими питомцами. С собой их забрать не смогли - им вообще нужны особые условия перевозки. Морских львов просто выпустили в Свислочь... Дальнейшая судьба зверей неизвестна, но ходили слухи, что их видели в Днепре. Артистам на сборы дали всего несколько минут. Они несколько дней пешком, под бомбежками, грязные и мокрые, пробирались к Витебску...
Цирковая труппа была эвакуирована в Омск. В этом российском городе 6 ноября 1941 г. открылся Белорусский цирк. Его первым директором в течение 30 лет был Борис Кабищер.
Когда цирк вернулся в Минск, Борис Ефимович Кабищер сначала отстроил заново сгоревшее цирк-шапито в паке Профинтерна. Ему удалось привезти из Орла точно такое же деревянное здание, которое и водрузили на новый фундамент. А в качестве гонорара в Орел отправили канистру лучшего хлебного самогона и сало в четыре пальца толщиной (неслыханная роскошь для послевоенного времени).