Вернулся! Дома! Наконец-то. Нелегко было.
Ездили со сноуборд.бай. Ребята молодцы, стараются. В случае чего, не бросят.
Первое катание, супер-новички, задний кант, море впечатлений
Это было самое первое в жизни катание, потому впечатлений много. Склоны изумительные, снега много, солнце обильно, мороз трескуч.
С самого начала нас записали в супер-новички, и уделяли нам много внимания. Оказывается, всё не так просто - встал и поехал, - а нужно освоить ряд приёмов, чтобы хоть как-то начать кататься. Всё время не мог избавиться от мысли, что вон та старушка, или вон та малявка более крутые сноубордисты, чем мы с женой. А какие дуги описывает та объёмная тёха! Как ей это удаётся? Ведь сноуборд - это спорт накаченных хищников, р-р-р-р! С точки зрения имиджа более зрелищный и крутой, чем лыжи, а тут и тёхи со старушками могут. А мы нет.
Сразу скажу, больше заднего канта пока не освоили. Что-то начало получаться на переднем. Но кататься на одном переднем тяжко. Две пушки проехал и сдох. Наверно, если бы не валялись с отравлением, то успели бы научиться чередовать канты. А так была дикая слабость до конца катаний. Но как есть, так есть.
Подъёмники, обязательное снаряжение для новичка, шлем маст-хэв
На подъёмниках поначалу было страшно. Особенно на пятом, который ползёт около семи минут. Но потом привыкли и научились расслабляться. Пользу шлемов при сходе с них трудно было переоценить. Как минимум, в первый день. Спрыгнул, упал, попытался встать - над тобой ползёт подъёмник и задевает шлем. Но не только супер-новички оказывались в такой ситуации. У одного из группы налипло снегу на дно борда (как?! там же мороз и солнце!), и на подёмнике он застыл в лёд. Короче, это стало для парня неожиданностью, когда он сходил, - и просто рухнул под подъёмником.
Я считаю, что любой новичок должен быть максимально защищён экипировкой. О шлеме я уже не говорю, без него просто не пустят на гору. Но также не помешают наколенники, налокотники, специальные приспособления на предплечья (не знаю их названия), которые забирают на себя удар, если подставляшь во время падения руки, и т.д. Да, это очевидный факт, что руки не стоит подставлять, но всё же люди инстинктивно это делают, даже осознавая свою ошибку. Потому лишняя страховка не помешает.
Цыплят по осени считают, сноубордистов - по окончании катаний
Говоря о травмах, хочется упомянуть, что пять человек из автобуса вернулись покалеченными: вырваная ключица (порваны связки), ушиб тазобедренной кости, сломанные пальцы и сломанная рука. По пути назад я ещё поймал себя на мысли, что данную цифру (пять) можно брать на вооружение на старте поездки на любой горнолыжный курорт. Вот все здоровы, бодры и веселы - и пятеро человек, или 12.5% туристов, будут возвращаться с травмами. Кто это будет? Кто окажется самым слабым звеном? Конечно, я утрирую, и не принимаю во внимание все автобусы за последние, скажем, три-четыре сезона. Но просто забавный факт.
Не смотря на инструктаж и осведомлённость, люди всё равно себя калечат. Почему, трудно сказать. Лучше всех об этом расскажут лишь сами раненные "бойцы". Я их не спрашивал. Посчитал подобные вопросы неудобными.
Блеск и нищета Буковеля
В Буковеле потрясающие склоны, прекрасная природа, свежий воздух в горах. Всё это привлекает много туристов, а потому туристический бизнес там не стоит на месте. Правда, уровень этого бизнеса очень местечковый. Чувствуется, что не хватает инфраструктуре хорошего хозяина, чтобы всё причесать и привести в порядок.
Все окрестности изобилуют трёхзвёздочными гостиницами. На одной из них, если спускаться в город с пятой трассы, виднеются четыре. Наверно, за расположение дали одну лишнюю. Хотелось бы побольше гостиниц более высокого уровня. А так, в номерах не было элементарных вещей: электрочайника и минимального набора посуды, чтобы попить чай или запарить хлопьев. За полотенцами и туалетной бумагой приходилось ходить на рецепцию. Что касается уборки номеров, то можно было бы оставить ключ на рецепции, и номер убрали бы. По этому моменту нет вопросов.
Отдельно хотелось бы отметить персонал: очень душевный, отзывчивый и искренний. В основном одесситы, с соответствющим юмором. Мы располагались в Villa Vlad.
Как бы то ни было, скорее всего, нам подошёл бы только апарт-отель, т.к. нам нужна была кухня, чтобы готовить свою еду.
Ужасно удивил один факт: в Буковеле нет канализации. И та живописная речушка, которая может украсить любые фотографии с гостиницами на фоне, на самом деле сточная канава. Речка-вонючка, как мы её прозвали. И если прогуляться в центр пешком, можно ощутить щедрый аромат сточных вод, исходящий почти от каждого заведения. Вокруг одной из будок проката лыж дикое зловоние и вовсе стелилось в радиусе целых 20 метров.
И да, гулять в центр пешком не очень-то радужная перспектива: тротуаров или обочины нет от слова "совсем". Кто-то протоптал местами тропинку в сугробах по краям, но в основном приходилось передвигаться по проезжей части. Это оказался тот ещё экстрим. Машин проезжает много и мы вынуждены были всё время быть настороже. Вполне нормально для проезжей части. Ненормально лишь то, что нет обочины.
Прокат снаряжения, особенности пересечения границы
На собственном опыте мы убедились, что лучше всего брать снаряжение на прокат на месте, в Буковеле. Прежде всего, это придаёт мобильности, т.к. не нужно прямо перед отъездом спешить с проката на автобус с бордами и экипировкой на горбу. В идеале, я представлял, что всё будет загружено в автобус заранее, и что нам лишь понадобится привязать прокат к номеру договора. Но, увы, это оказалось не так. Но зато по возвращении не пришлось всё тащить назад, достаточно было оставить у автобуса. Ну, или мало-мальски поднести к другому автобусу.
Однако на границе пришлось пережить стресс с выволакиванием всего багажа (сумок у нас было много), включая доски, шлемы и одежду. По этой причине, больше никогда не буду брать снаряжение на прокат в Минске, когда буду кататься где-нибудь там. Цены здесь и в Буковеле сопоставимые. В Буковеле они низкие в виду высокой конкуренции. Прокат там каждые пять метров, повсюду, абсолютно везде. Буковель - это один большой прокат.
Хочу в Словакию, и теперь только самолётом
После всего сказанного напрашивается логичный вывод: в Буковеле здорово, но туда больше ни ногой. Все преимущества перечёркиваются возможностью легко отравиться. Из группы четыре человека отравилось. Известная всем статья фиксировала подобный случай с предыдущим рейсом. Знакомая моей жены травилась в Буковеле два последних года из восьми подряд.
Слишком часто люди травятся в Буковеле. Является ли это следствием употребления жирной пищи, или готовки в заражённой воде в поселении без канализации - трудно сказать. Но поверьте мне, после отравления катание уже не то. На слабых ногах и со слабым телом три часа кажутся тяжёлым испытанием. А ведь незадолго до отравления и целого дня было мало, даже для супер-новичка. Так хотелось освоить все приёмы! Для этого нужно упорство и силы, которых не оставалось уже после пары спусков.
И да, теперь никаких автобусов. Это долго, нудно, тягуче, да ещё и укачивает.
И не жадничайте - покупайте страховку. В Буковеле она вам точно пригодится. Если не сломаете руку, то отравитесь. И тогда благодаря страховке ловкие и смелые, быстрые и умелые медики вас вылечат.
Удачи всем в катаниях! Горнолыжный отдых - это действительно здорово.