На своем автомобиле из Минска в Болгарию.
За последние несколько лет я практически по кругу объездил Балтийское море. Норвегия лайт,В Таллин. Этим летом мне захотелось сменить направление и посетить море потеплее. Так родилась идея этой поездки. В январе 2017, после возвращения из Хельсинки Хельсинки на денек, я высказал мысль о путешествии в Болгарию, был поддержан семьей, и начал подготовку.
Исходил из того, что летнего отпуска мне дадут дней десять-двенадцать от силы, а также из довольно скромного отпускного бюджета. Поэтому самые популярные болгарские курорты были отвергнуты сразу (да и не любим мы городской суеты во время отдыха), и я начал мониторить предложения Airbnb в небольших городках у побережья. Попалось отличное предложение в местечке Бяла (130 долларов США за семь ночей), сразу забронировали. По два дня оставили на путь туда и обратно. По дороге в Болгарию решили заехать к моим родным – деду и бабушке, живущим в Украине, в прекрасном городе Каменце-Подольском. На обратном пути наметили осмотр красот Румынии – Карпатских гор и Трансильвании. Составился маршрут:
Я был наслышан об одной из красивейших дорог мира – Трансфагарашане , для проезда по ней забронировал также через Airbnb одну ночевку в местечке Корбени, в самом начале знаменитой трассы. Навел справки об оплате дорог – для проезда по Румынии нужно купить «ровиньетку» (есть возможность оплаты карточкой через интернет заранее, но не более, чем за 1 месяц –https://www.roviniete.ro/ru ). Стоимость – около 7 евро за 1 месяц. «Ровиньетку» можно купить на заправках, возле границы, в обменных пунктах и т.д. Проезд по дорогам Болгарии также оплачивается виньеткой, ее можно приобрести только внутри страны, но практические на всех заправках. Хотелось бы еще раз отметить простоту и прозрачность оплаты дорог в этих странах, в отличие от нашего «Белтролля» (который не ругает только ленивый).
Выехали из Минска в четыре часа, субботним июльским утром, в восемь уже подъехали к переходу Мокраны. Нашу границу прошли за десять минут и радостно двинулись к украинскому пропускному пункту. Тут нас ждал шок. На въезд стояло около 130 машин, большинство из них – машины из «первого» региона и «корчи» на европейских номерах с украинцами за рулем. Граждане катаются через границу по нескольку раз в день с коммерческой целью – возят туда-сюда дешевые товары.
Здесь мы простояли шесть (!!!) часов в «грязном» поле (обочины не убираются, элементарных удобств нет, мусор, грязь, вонь). Последний час уже под навесом перед самым шлагбаумом. Пограничный переход был полной противоположностью, например, тихой и чинной Котловке, через которую мы ездим в Вильнюс. Здесь шумно «тусовалось» человек сорок: потрепанные жизнью мелкие контрабандисты (под изумленным взглядом моей дочери какая-то женщина запихивала в штаны пачки сигарет), ушлые мужички, совавшие пограничникам деньги (при этом обе стороны никого не стеснялись), и т.д. Огромное количество времени уходит на оформление «временного ввоза» на автомобили. Делается это почти вручную, много неразберихи и минут пятнадцать тратится на каждое ТС. Прямо перед нами какой-то украинец на словенских номерах рассказывал таможеннице минимум третью путанную версию того, кому принадлежит его машина, тетка в окошке, как испорченный патефон, повторяла ему одни и те же фразы, прошло уже минут сорок, мы тихо зверели. Из боковой двери вышло внушительного вида и живота начальство, проблемным «клиентом» не занялось, осмотрело «общество» поверх голов и важно удалилось. Не знаю, чем бы кончилось наше «стояние», возможно, рукоприкладством, но тут какая-то сердобольная дама (видимо, это была даже не ее смена) забрала наши документы и паспорта белорусов, стоявших за нами, и быстро все оформила. Через пятнадцать минут мы въехали на территорию страны-соседки. Если опираться на ту мысль, что страна начинается с погранперехода, как театр начинается с вешалки, и граница отражает общий уровень порядка в государстве, то украинцев мне искренне жаль – бардак творится просто эпический.
Дороги Украины в этом регионе можно охарактеризовать одним нецензурным, но емким словом – «п…..ц». Состояние покрытия на большей части представляет собой «хребет дракона» - очень сильная «колейность» в сочетании с «волнами». При этом в некоторых местах асфальт поднялся и лопнул. На дорогу через Шепетовку и Хмельницкий я решил не соваться (подвеска и жизнь дороже), но на проложенном маршруте на Тернополь также наскакался по ямам. Однако мною были замечены небольшие, но обнадеживающие приметы грядущих улучшений – в одном месте перед Тернополем шел ремонт, покрытие латалось, заливался новый асфальт.
Хочу немного написать о дорогом моему сердцу городе – Каменце-Подольском. В нем я провел большую часть своего детства. Его по праву называют «жемчужиной Подолья». У него богатая история – за долгие века им владели турки, поляки, россияне, здесь жило и живет много национальностей. Визитной карточкой города является Старая Крепость (я облазил ее всю несколько раз), также здесь неплохо сохранились здания костелов 300-400 летней давности.
Недалеко от Каменца находится еще одна крепость – Хотинская, стоящая на берегу Днестра. Обе крепости разделяет расстояние около 30 км, существует легенда, что они были соединены подземным ходом, однако его пока не обнаружили. При этом оба города, воевавшие веками, просто изрыты подземными ходами и изрезаны остатками военных укреплений.
Также есть другие красоты – место, куда мы ездим купаться – Устье,
затопленное село Бакота,
в 90 километрах есть еще один красивый город – Черновцы, в котором находится местный Хогвартс – Черновицкий Университет.
Воскресенье мы отдохнули и провели с родными людьми в сельце Ластовцы. Дорога туда представляет собой «ужас автомобилиста».
В понедельник ранним утром отчалили к границе с Румынией. Прошли ее за 1 час (нас поставили в какую-то отдельную очередь), румынскую – минут за двадцать, при этом внимательно наши паспорта никто не проверял и в багажник даже не заглядывали. Взяли курс на границу Румынии с Болгарией, которая проходит по реке Дунай – пропускной пункт Силистра. Нам надо было переплыть Дунай на пароме. Паром ходит часто, билеты недорогие (35 лей), оплата только наличными, о чем нужно позаботиться заранее. После 20-минутного ожидания на жаре прохладный ветерок с воспетой во многих песнях «голубой реки» приятно обдувал.
По сравнению с Украиной дороги Румынии казались легкими и гладкими. В нашем направлении преобладали двухполосные и узкие, практически без обочин. Разгоняться сильно нельзя, так как встречаются гужевые повозки. Упряжь лошадей румынские цыгане часто украшают красными кисточками, в телегах важно восседают весьма колоритные персонажи – смуглые мужчины в шляпах и дамы в ярких платках, выглядывают головы детей.
В Болгарии взяли курс на Варну, обогнули ее по жутковатым окраинам возле порта, и около девяти часов вечера въехали в местечко Бяла. Городок нам понравился – назван из-за светлого цвета скал, спускающихся к морю, в меру цивилизованный. Основная застройка – малоэтажная, вполне современные особняки перемежаются запущенными домиками под красными черепичными крышами, возле пляжа много новых отелей, на «главной» улице магазинчики и рестораны, идет расслабленная жизнь «отдыхающих».
Апартаменты имели несколько огромных плюсов – потрясающий вид на море, просторный бассейн и подземный паркинг. Первые два дня на море было сильное волнение, вывесили красный флаг, спасатель бешено дул в свисток и почти за ухо доставал из воды тех, кто заходил глубже, чем «по пояс».
Волна практически сбивала с ног, можно было только окунуться. Поэтому все послеобеденное время мы «догонялись» в бассейне. За семь дней нашего пребывания на белом от зноя небе не появилось ни облачка. Мы часами купались, дышали морским воздухом, покупали и готовили свежую рыбу, в огромных количествах поедали местные персики, арбузы и помидоры. Цены в магазинах и заведениях умеренные, обслуживание вежливое (болгары в принципе довольно улыбчивые, как многие жители солнечных стран).
Вечерами в летнем театре шла культурная программа: пели и играли местные группы, выступали театральные и фольклорные коллективы. Названия групп нам ничего не говорили, поэтому, ожидая услышать какие-нибудь национальные «жалейки», мы неожиданно попали на такой концерт. Вышедшие на сцену бравые ребята сходу «вдарили рок в этой дыре» с до боли знакомыми перекатами Риччи Блэкмора. Мы обалдели, публика радостно взревела…
Как-то раз, проезжая по городку, обратили внимание на баннер, приглашающий на «винный тест».
Оказалось, что частная винодельня приглашала всех желающих попробовать продукцию собственного изготовления. Мимо такого предложения мы пройти не могли. Здесь производится семь сортов вин, мы перепробовали все и выбрали пару бутылочек. Цены вполне умеренные (около 20 левов за бутылку), а также порадовало, что в хозяйстве трудится трактор нашего производства – Беларусь. Все-таки еще кое-что мы умеем делать, приятно.
Съездили на местный маяк. Здесь идут раскопки старого храма, рядом с ним много веков назад была расположена древняя винодельня. Старинные чаны для вина, ручной пресс, а также великолепный вид на побережье стали приятным бонусом этой прогулки.
Мы прокатились в находящиеся неподалеку Несебр и Варну. В Несебре погуляли по старому городу. Скажу честно – впечатлил не сильно. Он весь отдан под магазинчики (продается все – от сувениров до шуб), есть несколько очень старых церквей (своеобразная традиционная архитектура, сочетание красного и белого камня). Неподалеку – набережная, море в этот день было прекрасного бирюзового цвета, люди умудрялись купаться и загорать прямо возле больших камней и волнорезов. А местная детвора развлекалась «оседлывая волну» и заплывая на ней на бетонный пирс. Довольно травмоопасное развлечение, на мой взгляд.
В Варне прошлись по центру (есть небольшая пешеходная улица). По дороге назад мы хотели заехать в Евксиноград (бывший дворец болгарских царей), но вход туда был закрыт. В данный момент это одна из действующих резиденций президента, для туристов она, видимо, недоступна.
Семь дней пролетели незаметно, мы насладились морем, позагорали, отдохнули и почувствовали себя готовыми к новым дорогам. По плану у нас на обратном пути был намечен, замок в румынском городе Бран. Многие связывают его с личностью Влада Цепежа, явившегося прообразом главного героя романа Брема Стокера «Дракула». Однако это не так, отношение постройки к этому персонажу находится на уровне легенд. Замок, построенный в 14 веке с оборонными целями, много раз достраивался и переделывался, и некоторое время служил резиденцией членов королевской фамилии.
Дорогу к замку проложили через пограничный переход «Дунав мост».
Проезд по мосту платный (2 евро). Сам мост смотрится довольно интересно, а на его румынском берегу расположен совместный румыно-болгарский пропускной пункт. В одной будочке рядом сидят и болгарский и румынский пограничники (граница как бы проходит между их столами), документы они просто передают друг другу.
Мы все прошли минут за пятнадцать и взяли курс на Бухарест. Заезжать в сам город мы не планировали, маршрут прокладывал по кольцевой автодороге, но суровая действительность в лице навигатора сыграла с нами злую шутку. Как назло, именно в месте поворота шел ремонт дороги, и мы проскочили развязку. Пришлось «протыкаться» через город. Не считая потери часа времени, сам город не произвел никакого интересного впечатления. Шумно, пыльно, немного неопрятно. То ли мы проехали как-то не так, то ли он действительно несколько уныл.
Выбрались из столицы и поехали к замку. Уже при подъезде стали замечать наплыв машин и автобусов, видимо, несмотря на понедельник, народ активно смотрит достопримечательности. Пришлось простоять минут 20 за билетами, потом минут 15 на входе в сам замок. Проблема в том, что «внутренний объем» доступных для туристов помещений небольшой, переходы и низкие комнатки замка просто «под завязку» набиты туристами. Поэтому большая часть экскурсии проходит в стоянии на лестницах и коридорах, затем в ускоренном темпе вы что-то фотографируете (сзади напирают), и снова торчите на каком-то балконе в ожидании, пока впереди рассосется народ. В общем и целом было интересно, часто забавно, довольно живописно.
Через 100 км нас ждал номер в частном отеле «Ла Кристина Белвельдер» (вот так гламурно) местечка Корбени (стоимость -27 евро в сутки). Вокруг «Бельвельдера» в поле паслись коровки и лошадки, рядом был птичник с голосистыми петухами. Тем не менее, хозяйка была очень любезна и мила, порядок в номере и санузле идеальный, постели чистые и удобные. Просторная кухня для постояльцев выдержана в деревенском стиле, на большой открытой веранде сделана комната отдыха. Именно оттуда мы со страхом смотрели на большие черные тучи, наплывавшие из-за Карпатских гор. Около девяти вечера грянуло. Лило стеной, от раскатов грома в машине срабатывала сигнализация. В отеле образовался небольшой интернационал из автотуристов, застигнутых непогодой: белорусы, румыны, немцы, поляки. Спать мы легли в беспокойстве, в намеченные для подъема пять утра обнаружили, что дождь не стихает, на улице тьма из-за туч, прорезаемых молниями. Под шум ненастья сладко проспали до семи. Во время завтрака дождь внезапно перестал - как будто сверху завернули кран. Рискнули выдвинуться в путь, подгоняло нетерпение – нас ждало самое яркое приключение поездки – Трансфагарашан.
Впервые об этой дороге я услышал из уст небезызвестного Джереми Кларксона – ведущий программы Top Gear проехался по ней на спорткаре и остался весьма доволен Мелькавшие в передаче пейзажи меня впечатлили. И вот появилась прекрасная возможность увидеть известное шоссе DN7C своими глазами и прочувствовать своими колесами.
В начале пути мы встретили несколько свидетельств ночного ненастья: на дороге были обвалы камней, в одном месте висел обломанный ствол сосны, зацепившийся за ветки деревьев. Первый, кого мы встретили, был велосипедист, грустно рассматривавший колесо, имевшее форму восьмерки, со спущенной шиной. К нему спешили «коллеги». Далее мы следовали с удвоенной осторожностью. В нескольких местах встречали людей, убиравших полотно, тащивших распиленные куски деревьев.
Уходившие под дорогу водопады после ливня имели вид грязевого потока
Остановку сделали возле дамбы Видрару – сооружение впечатляющее! Страшно подумать, какой объем воды сдерживает бетонная стена. Находчивые ребята из Cerezit разместили свою рекламу, и придали фото путешественников вынужденную коммерческую окраску.
Потихоньку поехали дальше, повороты становились все круче, склоны все выше. Навигатор стал показывать какие-то психоделические картинки.
Вскоре мы увидели редкое для нас зрелище: густые облака как будто держались за вершины и медленно сползали вниз, цепляясь за вековые сосны.
Когда мы въехали в одно такое облако и перестали видеть фактически дальше собственного капота, то поняли, почему знаменитая дорога открыта всего два месяца в году.
Передвижение в таких условиях необычно, интересно, но довольно опасно и требует предельной концентрации внимания. Дорога узкая, часть поворотов не имеет отбойников.
И еще об опасностях: безусловно, следует проверить техническую исправность автомобиля и иметь запасное колесо и ремкомплект. Мы видели на обочинах несколько машин, хозяева которых ушли за техпомощью, рядом валялись разорванные шины. Причиной, скорее всего, явились острые поребрики и камни на дороге и обочинах. Вся трасса «заточена» под третью передачу: скорость движения составляет 40-60 км, происходят большие перепады высоты (подъем до 2000 м), во многих местах «крутизну» поворота можно понять только по подсказке навигатора – знаками и разметкой дорога не балует. Было несколько участков на спусках, где асфальт просел и образовались трещины. Здесь есть реальная опасность пробить радиатор или картер двигателя. Не стоит также забывать, что по шоссе могут гнать табуны овец, на дорогу выходят животные (например, ослы).
Во всем остальном зрелище потрясающее! Забравшись выше облака, мы увидели спускавшийся с вершины водопад Балеа – туристы набирали из него воду.
Я очень переживал, что из-за тумана не увижу самый растиражированный вид на Трансфагарашан, однако, как только мы начали спуск, небо расчистилось, и ложбина с причудливо уложенной лентой дороги открылась нам во всей красе. Это было «вишенкой на торте» нашей поездки.
Есть несколько точек для фотографирования. Автотуристы и велосипедисты (этих мужественных ребят и девушек тут довольно много) с детской радостью и восторгом на лице снимаются на фоне красот. Мы пополнили их ряды. Удивительно зрелищное наследие Чаушеску никого не может оставить равнодушным.
На преодоление 99 км Трансфагарашана у нас ушло 3.5 часа.
. Мы двинулись к следующей точке – ущелью Биказ, по дороге DN12C. Проезжали между огромных скал, как будто нависавших над дорогой (их называют «Врата ада»), любовались громадой Алтарной горы. Сбоку бежала небольшая одноименная горная речка. Сделали остановку возле плотины, замыкающей озеро, также носящее название Биказ.
В это день я сделал, наверное, рекордное количество виражей и поворотов. Хорошо, если хотя бы 200 метров дороги через Восточные Карпаты идут по прямой. По окончании румынского участка пути мои девчонки спрашивали, когда уже можно сойти с этой «безумной карусельки». На примерно 500 км дороги от Корбени до границы с Украиной у нас ушло около 9 часов. Я получил большое удовольствие от вождения, много адреналина, насладился потрясающими видами.
Границу мы прошли примерно за час, без проблем. Надеялись попасть в Каменец-Подольский до наступления темноты, но въехали уже около 10 вечера. Вождение по украинским трассам в сумерки – жесткий экстрим. 100 км этих дорог вымотали меня гораздо больше, чем 500 км «фигурного» вождения по Румынии.
Через два дня мы возвращались домой. Обратный переход украинско-белорусской границы мы осуществили всего за 1 час 15 минут. Родные дороги показались просто шелковыми. Как только я увидел первый знак, разрешающий скорость 120 км и «прижал педальку», я испытал небывалый приступ патриотизма и национальной гордости За три часа фактически «отдыха» за рулем мы добрались до Минска. Отпуск подошел к концу.
Как всегда, итоги.
Сочетание активного отдыха и «расслабления» на побережье – самый подходящий вариант отпуска для нашей семьи. Солнечная Болгария, с шумом моря, запахом розового масла и вкусом персиков осталась для нас прекрасным вариантом спокойного и полезного для здоровья времяпровождения. Румыния – страна живописная, яркая, созданная для приключений.
Бюджет поездки:
статья расходов стоимость, евро
апартаменты, Бяла 120
апартаменты, Корбени 27
бензин 245
оплата дорог, Румыния 8
оплата дорог, Болгария 16
оплата дорог, Дунов мост 2
паром 8
питание (3 чел на 13 дней) 380
билеты (замок Бран) 24
билеты (маяк) 6
сувениры 15
итого 851
Выбранный мной маршрут даже превзошел мои ожидания. Думаю, мы еще покатаемся в этом направлении, ведь совсем недалеко от Болгарии находится Греция, в которой, как известно, все есть, и уж конечно найдутся новые впечатления для фанатика автомобильных путешествий.
Желаю всем такого же прекрасного отдыха.
Путешествуйте с удовольствием!